Контекст и актуальность. В России в условиях институционализации сегодня воспитывается около 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа в организациях для детей-сирот играет важную роль в формировании их социальной адаптации и личностного развития. Эффективность такой работы требует комплексного подхода, включающего оценку качества процессов, условий и достигнутых результатов. Эти аспекты помогают определить степень соответствия воспитательных мер целям и задачам учреждений для детей-сирот. Цель. Разработать систему критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот. Гипотеза. Учитывая особенности развития детей-сирот в условиях институционализации, наличие травматического опыта, условия их проживания, раннее начало самостоятельной жизни, система критериев и показателей эффективности воспитательной работы должна включать оценку качества процесса, качества условий и качества результатов воспитательного воздействия, в том числе в среднесрочной перспективе после выхода подростков из учреждения. Применение данной системы позволит улучшить качество воспитательной работы путем создания объективных механизмов оценки ее эффективности. Методы и материалы. Для разработки данной системы были проанализированы научные публикации и проведен опрос среди руководителей организаций для детей-сирот. На основе полученных данных определены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать каждый из аспектов воспитательной работы. Показатели дополнены конкретными индикаторами, позволяющими оценить организационные процессы, внешние и внутренние условия, а также немедленные, социальные и долгосрочные результаты воспитания. Результаты. Предложенная система позволяет комплексно оценивать эффективность воспитательной работы через призму трех основных аспектов. Она помогает выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, обеспечить благоприятную среду для воспитания и отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Выводы. Данная система критериев и показателей обеспечивает целостный подход к оценке эффективности воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот. Это важный инструмент для мониторинга и улучшения качества воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие детей, оставшихся без родительского попечения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Воспитание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее — организации для детей-сирот) — целенаправленный процесс формирования личности ребенка, лишенного семейного окружения, который осуществляется с учетом возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей ребенка. В отличие от воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, оно направлено на восстановление эмоциональной стабильности, нарушенной утратой семьи, развитие нравственных качеств, социальных навыков и самостоятельности; подготовку к успешной интеграции в общество. Этот процесс охватывает образовательные, культурные, психологические, физические и социальные аспекты, реализуемые в индивидуальной и коллективной формах. Особое внимание уделяется потребностям каждого ребенка, его прошлому опыту и жизненным перспективам (Бегитова и др., 2016; Бобылева, 2022; Быстрова и др., 2017; Гумеров, Койнов, 2020).
Список литературы
1. Абрамкина, С.Г., Кулиш, В.В., Рыжикова, Л.В. (2023). Разработка и применение социальных показателей гражданственности детей и молодежи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 4(57), 24-27. DOI: 10.37386/2413-4481-2023-4-24-27 EDN: KWDQGS
Abramkina, S.G., Kulish, V.V., Ryzhikova, L.V. (2023). Developing civic consciousness in children and youth and evaluating its social indicators. Vestnik Altayskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 4(57), 24-27. (In Russ.). DOI: 10.37386/2413-4481-2023-4-24-27 EDN: KWDQGS
2. Александрова, С.Н. (2019). Оценка сформированности правовой культуры в образовательном пространстве школы-интерната. Juvenis Scientia, 1, 27-. DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.06
Alexandrova, S.N. (2019). Evaluation of formation of legal culture in the educational environment boarding school. Juvenis Scientia, 1, 27-30. (In Russ.). DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.06 EDN: YUTRHN
3. Бегитова, С.Н., Хазова, А.С., Морозова, И.В., Ахтаов, Р.А. (2016). Пути модернизации воспитательной системы детского дома. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2(178), 15- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26620128 (дата обращения: 19.12.2024).
Begitova, S.N., Khazova, A.S., Morozova, I.V., Akhtaov, R.A. (2016). Ways of modernization of educational system of orphanage. Bulletin of the Adygea State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2(178), 15-25. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26620128 (viewed: 19.12.2024).
4. Бобылева, И.А. (2022). Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот. Социальные науки и детство, 3(2-3), 54-68. DOI: 10.17759/ssc.2022030204
Bobyleva, I.A. (2022). Analysis of Educational Programs in Organizations for Orphans. Social Sciences and Childhood, 3 (2-3). 54-68. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2022030204
5. Бобылева, И.А., Семья, Г.В. (2024). Специфика воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные науки и детство, 5(3), 40-53. DOI: 10.17759/ssc.2024050303 EDN: IBWYWS
Bobyleva, I.A., Semya, G.V. (2024). The specifics of educational work in organizations for orphaned children and children left without parental care. Social Sciences and Childhood, 5(3), 40-53. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050303
6. Брунчукова, Н.М., Чепурышкин, И.П. (2014). Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная педагогика, 5, 42-46. URL: https://narodnoe.org/downloads/states/7377 (дата обращения: 12.2024).
Brunchukova, N.M., Chepuryshkin, I.P. (2014). The problem of spiritual and moral education of orphans and children left without parental care. Social Pedagogy, 5, 42-46. (In Russ.). URL: https://narodnoe.org/downloads/states/7377 (viewed: 19.12.2024).
7. Быстрова, Н.В., Гриценко, Н.Е., Румянцева, Н.А., Леонова, В.Н. (2017). Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома. Проблемы современного педагогического образования, 57-6, 96-102. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 12.2024). EDN: YLSSPS
Bystrova, N.V., Gritsenko, N.E., Rumyantseva, N.A., Leonova, V.N. (2017). Basics of educational work with pupils in the conditions of children’s house. Problems of Modern Pedagogical Education, 57-6, 96-102. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ylssps (viewed: 19.12.2024).
8. Гончарова, Н.А., Кретина, Г.В. (2022). Понятие “эстетическое воспитание” в аспекте педагогических исследований. Наука и образование, 5(1), 1- URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4506 (дата обращения: 19.12.2024).
Goncharova, N.A., Kretina, G.V. (2022). The concept of “aesthetic education” in the aspect of pedagogical research. Science and Education, 5(1), 1-7. (In Russ.). URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4506 (viewed: 19.12.2024).
9. Гумеров, А.И., Койнов, М.Ю. (2020). Особенности воспитательного процесса в современных условиях в детском доме. Colloquium-Journal, 3-5(55), 47- URL: item.asp?id=42443624 (дата обращения: 19.12.2024).
Gumerov, A.I., Koynov, M.Yu. (2020). Features of the educational process in modern conditions in the orphanage. Colloquium-Journal, 3-5(55), 47-48. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42443624 (viewed: 19.12.2024).
10. Дзюбан, К.С. (2022). Правовое сознание и правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Скиф. Вопросы студенческой науки, 6(70), 531-534. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 12.2024).
Dzyuban, K.S. (2022). Legal cоnsciоusness and legal educatiоn оf оrphans and children left withоut parental care. Sciff. Questions of Student Science, 6(70), 531-534. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bxurju (viewed: 19.12.2024).
11. Зауторова, Э.В. (2023). Организация социально-экологического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации. Социально-политические исследования, 3(20), 125-136. DOI: 10.20323/2658_428X_2023_3_20_125
Zautorova, E.V. (2023). Organization of social and environmental education of children in the conditions of preschool educational organization. Social and Political Researches, 3(20), 125-136. (In Russ.). DOI: 10.20323/2658_428X_2023_3_20_125
12. Захарова, Ж.А., Коровкина, Т.Е., Павлова, О.А. (2019). Социально-педагогические аспекты опыта трудового воспитания детей-сирот. Образование личности, 1, 74-78. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 19.12.2024).
Zakharova, Z.A., Korovkina, T.E., Pavlova, O.A. (2019). Social and pedagogical aspects of the experience of orphans’ labor education. Personality Formation, 1, 74-78. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kusjil (viewed: 19.12.2024).
13. Ильина, О.С. (2020). Проблема диагностики духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 4(56), 301-306. URL: item.asp?id=44450405 (дата обращения: 19.12.2024).
Ilyina, O.S. (2020). The problem of diagnosing the spiritual and moral development of preschool children in the process of spiritual and moral education in kindergarten. Scientific Notes (Kursk State University), 4(56), 301-306. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44450405 (viewed: 19.12.2024).
14. Исмиянов, В.В., Изотова, И.И., Чмаркова, Е.Г., Рыбина, Л.Д. (2024). Спортивно-патронатное воспитание и социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2(228), 71- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tuegya (дата обращения: 19.12.2024).
Ismiyanov, V.V., Izotova, I.I., Chmarkova, E.G., Rybina, L.D. (2024). Sports foster care and socialization of children left without parental care in Russia. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University, 2(228), 71-75. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tuegya (viewed: 19.12.2024).
15. Исмиянов, В.В., Рыбина, Л.Д. (2022). Спортивное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интеграции “школа - СПО - вуз”. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 9(211), 180-. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183
Ismiyanov, V.V., Rybina, L.D. (2022). Sports education of orphans and children left without parental care in the conditions of integration “school - SPO - university”. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University, 9(211), 180-183. (In Russ.). DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183
16. Киреева, О.А. (2020). Теоретическая модель системы эколого-художественного воспитания детей в контексте этнокультурных традиций. Проблемы современного образования, 5, 153-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-153-162
Kireeva, O.A. (2020). Theoretical model of children’s ecological and artistic education system in the context of ethno-cultural traditions. Problems of Modern Education, 5, 153-162. (In Russ.). DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-153-162
17. Лебедева, Г.А., Жирнова, А.О. (2019). Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе. Мир науки. Педагогика и психология, 7(4), 1- URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf. (дата обращения: 19.12.2024).
Lebedeva, G.A., Zhirnova, A.O. (2019). Design of the spiritual and moral component of educational work at secondary school. World of Science. Pedagogy and Psychology, 7(4), 1-19. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf. (viewed: 19.12.2024). (In Russ.).
18. Макарова, Л.Н., Барсукова, Е.О. (2020). Диагностический инструментарий для оценки уровня эстетической воспитанности старшеклассников. В: Л.Н. Макарова (ред.), Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХVI Международной научно-практической Internet-конференции. 3 июня - 10 июня 2020 года (с. 232-243). Тамбов: Издательский дом “Державинский”. URL: item.asp?id=42998605 (дата обращения: 19.12.2024).
Makarova, L.N., Barsukova, E.O. (2020). Diagnostic Toolkit for Assessing the Level of Aesthetic Development among High School Students. In: L.N. Makarova (Ed.), Personal and Professional Development of Future Specialists: Proceedings of the XVI International Scientific-Practical Internet Conference. June 3-June 10, 2020 (pp. 232-243). Tambov: Publ. House “Derzhavinsky”. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42998605 (viewed: 19.12.2024).
19. Манойлова, М.А. (2013). Психологические особенности самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наука Красноярья, 6(11), 143-152. DOI: 10.12731/2070-7568-2013-6-143-152 EDN: ROQVVZ
Manoilova, M.A. (2013). Psyhological features of self-rating of orphans and children left without parental care. Krasnoyarsk Science, 6(11), 143-152. (In Russ.). DOI: 10.12731/2070-7568-2013-6-143-152
20. Мартынова, В.А., Трубицына, М.В. (2021). Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Социальные отношения, 4(39), 41-47. URL: item.asp?id=47479283 (дата обращения: 19.12.2024).
Martynova, V.A., Trubitsyna, M.V. (2021). Socio-moral upbringing of senior preschool children in a preschool educational organization. Social Relations, 4(39), 41-47. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47479283 (viewed: 19.12.2024).
21. Меркуль, И.А., Волчанская, В.О. (2021). Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик. Социальные науки и детство, 2(2), 37-46. https://doi.org/17759/ssc.2021020203.
Merkul, I.A., Volchanskaya, V.O. (2021). Assessment of the readiness of graduates of organizations for orphans and children left without parental care, and graduates of foster families for an independent life: a review and analysis of regional practices. Social Sciences and Childhood, 2(2), 37-46. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2021020203
22. Озерец, И.Г., Зайцева, М.С. (2023). Обновление процесса трудового воспитания в детском доме с учетом потенциала вузовских практик. Балтийский гуманитарный журнал, 12(3), 57-60. DOI: 10.57145/27129780_2023_12_03_11
Ozerets, I.G., Zaitseva, M.S. (2023). Updating the process of labor education in an orphanage, taking into account the potential of university practices. Baltic Humanitarian Journal, 12(3), 57-60. (In Russ.). DOI: 10.57145/27129780_2023_12_03_11
23. Ослон, В.Н., Семья, Г.В., Прокопьева, Л.М., Колесникова, У.В. (2021). Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Психология и право, 11(3), 205-221. DOI: 10.17759/psylaw.2021110315 EDN: GLDEGO
Oslon, V.N., Semya, G.V., Prokopyeva, L.M., Kolesnikova, U.V. (2021). Structure of Subjective Well-being of Primary-School-Age Orphan Children with Disabilities Living in Orphanage Institutions and of Children Deprived of Parental Care. Psychology and Law, 11(3), 205-221. (In Russ.). DOI: 10.17759/psylaw.2021110315
24. Семья, Г.В. (2021). Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов. Социальные науки и детство, 2(1), 73-84. DOI: 10.17759/ssc.2021020106
Semya, G.V. (2021). The Overview of International Research on the Effects of Being a Child in the Conditions of Institutionalisation: How to Achieve Positive Results. Social Sciences and Childhood, 2(1), 73-84. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2021020106
25. Скороходова, Е.А. (2022). Подходы к формированию правовой культуры детей-сирот. Общество: социология, психология, педагогика, 2(94), 205-210. 10.24158/spp.2022.2.29 Skorokhodova, E.A. (2022). DOI: 10.24158/spp.2022.2.29Skorokhodova
Skorokhodova, E.A. (2022). Approaches to the formation of legal culture of orphans. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2(94), 205-210. (In Russ.). DOI: 10.24158/spp.2022.2.29
26. Фоменко, И.И. (2024). Гражданская позиция как основа формирования гражданской ответственности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах. В: А.В. Кисляков, А.В. Щербаков (ред.), Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований. Реализация потенциала человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и ответственной личности: материалы IV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 24-25 октября 2024 г. (с. 401-407). Челябинск: ЧИРО. Fomenko, I.I. (2024).
Fomenko, I.I. (2024). Civic position as the basis for the formation of civic responsibility in the upbringing of orphaned children and children left without parental care in orphanages. In: A.V. Kislyakov, A.V. Shcherbakov (Eds.), Raising a Person in the Era of Global Transformations. Realizing Human Potential, Developing Talents, Educating Patriotic and Responsible Individuals: Proceedings of the Fourth International Scientific-Practical Conference, Chelyabinsk, October 24-25, 2024 (pp. 401-407). Chelyabinsk: CHIRO Publ. (In Russ.).
27. DePasquale, C.E., Lawler, J.M., Koss, K.J., Gunnar, M.R. (2020). Cortisol and Parenting Predict Pathways to Disinhibited Social Engagement and Social Functioning in Previously Institutionalized Children. Journal of Abnormal Child Psychology, 48(6), 797-808. DOI: 10.1007/s10802-020-00633-8 EDN: BJIJIA
28. Roca, J.S. (2019). Professional parenting in institutional foster care: Proposal to improve care of children fostered in child protection centres. Revista Interuniversitaria de Pedagogia Social, 34, 91-103. DOI: 10.7179/PSRI_2019.34.07
29. Zhang, R.-p., Zhang, X., Xiao, N., Ren, P., Li, X.-y. (2023). Parenting Practices and Rural Chinese Children’s Self-control and Problem Behaviors: A Comparison of Left-behind and Non-left-behind Children. Journal of Child and Family Studies, 32, 704-715.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства, ряд поручений Президента Российской Федерации содержат задачу совершенствования структуры и деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня система защиты прав и интересов детей не в состоянии полноценно и своевременно ответить на современные вызовы. Инструментом, позволяющим определить вектор развития, оценить текущие результаты, представить будущее и создать четкий план действий, является стратегическая сессия. Цель. В ходе проведения стратегической сессии сформировать в профессиональном сообществе идеальное видение в среднесрочной и дальнесрочной (2036 год) перспективе: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая назначение, структуру, категории детей и семей, виды деятельности и пр.; органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура, содержание работы, передача полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие, взаимодействие с организациями для детей-сирот). Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Методы и материалы. В стратегической сессии приняли участие более 250 руководителей организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства: 49 руководителей органов опеки и попечительства из 44 субъектов России, 101 руководитель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов. Были использованы: метод фокус-групп, индивидуальный опрос, качественные и количественные методы анализа. Результаты. Определены векторы совершенствования структуры и деятельности ООиП и организаций для детей-сирот, меры достижения поставленных целей и условия их реализации, ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе. Выводы. Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.
Контекст и актуальность. Статья посвящена памяти выдающегося российского ученого-психолога Валерии Сергеевны Мухиной, внесшей значительный вклад в развитие отечественной психологии, в частности в области психологии развития и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Работа акцентирует внимание на ключевых направлениях научной деятельности Мухиной, ее научных открытиях и практических рекомендациях, широко используемых специалистами-практиками. Цель. Представить многогранную личность В. С. Мухиной и как человека, и как ученого, подчеркнуть ее роль в развитии детской психологии, организации работы с детьми-сиротами и оказании психологической поддержки различным категориям населения, включая взрослых, пострадавших в кризисных ситуациях. Методы и материалы. Статья базируется на личном опыте автора, много лет проработавшей вместе с В. С. Мухиной, критическом осмыслении наследия ученого. В статье рассматриваются возможные направления дальнейшего развития ее концепции. Результаты. Представленная работа описывает широкий спектр научных достижений В. С. Мухиной, включая теорию структурных звеньев самосознания; внедрение в практику психологов инструментария: создание детского кабинета психолога, технологии оказания экстренной помощи («чемоданчик ПЭПО») в стрессовых ситуациях, проверенной при оказании помощи после землетрясения и пр. Особое внимание уделено развитию методов работы с семьями приемных детей и способам минимизации комплекса иждивенчества у выпускников детдомов. Выводы. Автор приходит к выводу, что наследие В. С. Мухиной остается актуальным и востребованным для современного общества. Ее подходы способствуют улучшению практики работы с детьми-сиротами, повышению уровня психологической грамотности педагогов и психологов, родителей, способствуют развитию методов формирования личности у детей на разных этапах взросления и в разных жизненных ситуациях.
Контекст и актуальность. Важным аспектом современной семейно-сберегающей модели регулирования семейных отношений должен выступать поиск баланса между реализацией права ребенка на выражение мнения по всем вопросам, его затрагивающим, включая процессуальную возможность в административных и судебных разбирательствах (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка), с одной стороны, и семейной ситуацией, включая голос взрослых членов семьи, с другой стороны. Обеспечение этого баланса связано с международными и национальными приоритетами поддержки прав детей на семейное окружение и проводимой активизацией усилий по сокращению числа случаев принудительного разлучения детей с родителями, укреплением потенциала социальных служб национальных государств (служб по работе с семьей и детьми) по оказанию поддержки и помощи для сохранения семей. Цель. Работа направлена на выявление особенностей выражения ребенком мнения в спорах о его воспитании, касающихся ограничения и лишения родительских прав его родителей, а также при отмене ограничений и восстановлении родительских прав. Гипотеза. Выражение мнения ребенка имеет важное значение в ситуациях, связанных с реализацией, утратой и защитой родительских прав его родителей. Выявление мнений детей разного возраста и степени зрелости требует профессионального независимого подхода, специальных методик и процедур, учитывающих взаимный характер прав детей и родителей и возможности сохранения или восстановления детско-родительских отношений. Методы и материалы. Анализ законодательства в регулировании института ограничения и лишения родительских прав, отмены ограничения и восстановления родительских прав показал, что нормы Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не согласованы между собой в части материально-правового значения и процессуальной реализации мнения (согласия) ребенка в значимых спорах, касающихся его воспитания. Правоприменительная практика по-разному справляется с этой проблемой, однако разъяснений Верховного суда Российской Федерации и обобщений практики недостаточно, чтобы полноценно обеспечить соблюдение конвенционного права ребенка на выражение его мнения в случаях утраты попечения родителей. Результаты. Результаты исследования показали наличие существенного пробела в вопросе выявления мнения ребенка при ограничении и лишении его родителей родительских прав, а также при защите родителями своих родительских прав, включая отмену ограничения и восстановление родительских прав, возвращение ребенка в семью. Выводы. Показано, что выявление мнения ребенка в спорах о его воспитании имеет как материально-правовое, так и процессуальное значение и специфику, а также требует особой методики работы с детско-родительскими отношениями и независимого экспертного подхода. Предложено разработать специальные процедуры выявления и учета мнения ребенка для развития форматов сохранения и восстановления детско-родительских отношений.
Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.
Представляем вам первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году, в который вошли 5 статей, анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук, но практически объединенных сочетанием — современные вызовы.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/