В статье анализируется современное состояние культа Луда у удмуртов на примере общественного моления « Луд вӧсь » в деревне Кузебаево Алнашского района Удмуртской Республики. Жители этой деревни в настоящее время сумели сохранить традиционные религиозные верования и делятся на три социально-культовых объединения: роды святилищ « Луд », « Булда » и « Быдӟым куала ». В последние годы в традиционной этнической религии удмуртов наблюдаются процессы модернизации, которые в целом приводят к упрощению обрядовой стороны культа, что вызывает потребность в изучении динамики современной культовой практики и актуализации уже имеющихся данных. На основе полевых материалов, собранных автором в ходе этнографической экспедиции в 2024 г., в статье описываются обрядовые церемонии поклонения Луду - божеству неосвоенного природного пространства, которые включают в себя подготовительный процесс к обряду моления «Луд вӧсь» и основные этапы его проведения, существующие запреты на посещение священной рощи луд, обряд выбора жрецов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Религиозные представления в традиционном обществе отражают образ жизни, мировоззрение и мироощущение этнических групп, в связи с чем традиционные религиозные культы выступают важным источником изучения этнической и социально-культурной истории этноса.
Список литературы
1. Атаманов М.Г. Культ Керемета/Луда в среде удмуртов и его отражение в топонимии // Ежегодник финно-угорских исследований. 2014. № 1. С. 20-35. EDN: SAWXNX
2. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 144 с.
3. Вершинина Е.Б., Владыкина Т.Г. Песни южных удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2014. Вып 3. 384 с.
4. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 383 с.
5. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002. 464 с.
6. Косарева И.А. О социально-культовых группах Луда и Куалы у удмуртов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249). История. Вып. 48. С. 12-15. EDN: OWOLFD
7. ПМА - полевые материалы автора. Этнографическое исследование в д. Кузебаево Алнашского района Удмуртской Республики, 2024 г.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 607 с. EDN: RBNDBT
9. Садиков Р.Р., Иликаев А.С. К проблеме дефиниции религиозных систем финно-угорских народов Поволжья // Ежегодник финно-угорских исследований. 2023. № 3. Т. 17. С. 408-418. EDN: FUZHNO
10. Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2008. 232 с. EDN: QPMSGH
11. Тезяков Н.И. Праздники и жертвоприношения у вотяков язычников (из записной книжки земского врача) // Новое слово. 1896. № 4. С. 1-10.
12. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
13. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. 2009. 244 с.
14. Яковлев К. Верования и религиозные обряды вотяков Бирского и Осинского уездов // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. № 6-7. 276 с.
15. Wichmann Y. Tietoja Birskin votjaakiien (Ufan kuv.) tavoista, uskonn. menoista y.m. // Suomalais-Ugrilainen Seuran Tutkimusarkisto. Kotelo 727. Wichmann Y. Udmurttilaisaineistoa.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на примере африканских колоний автор исследует, как в первой половине XX в. британские власти использовали кинематограф в качестве инструмента «мягкой силы», направленной на пропаганду ценностей Соединённого Королевства, продвижение положительного образа метрополии, укрепление её власти, стимулирование хозяйственного развития империи. С целью установления степени эффективности такой практики, в статье рассматриваются кампании британских государственных учреждений и автономные проекты по созданию и распространению рекламных, учебных и игровых фильмов на «Чёрном континенте», а также вопросы цензуры. Для выяснения особенностей воздействия фильмов на мнения и убеждения местных жителей, анализируется идеологическое содержание некоторых киноматериалов, предназначенных для демонстрации в колониях. Также затрагивается роль кинематографа Британской империи в распространении стереотипов об африканском «другом», способствовавших формированию его колониального сознания и идентичности. Исследование раскрывает важность культурных аспектов в истории колониализма, позволяет более внимательно рассмотреть проблему взаимодействия кинематографа и имперской власти. Автор приходит к заключению, что, хотя в указанный период эффективность кино как инструмента «мягкой силы» Британии в Африке была ограниченной в силу ряда причин, тем не менее, полученный за это время опыт наглядно показал огромный пропагандистский и дидактический потенциал «важнейшего из искусств», ставшего затем неотъемлемой частью колониальной политики метрополии.
В статье исследуется смысл отражения и интерпретации исторических событий и роли исторической личности в творчестве А. Н. Толстого с акцентом на их влияние на формирование гражданской идентичности современников. На примере ключевых произведений писателя (роман «Пётр I», роман-эпопея «Хождение по мукам») анализируется, как он использует исторические реалии для отражения и переосмысления культурных и национальных ценностей. Особое внимание уделяется методам, при помощи которых писатель создаёт яркие образы, способствующие формированию коллективного исторического сознания и гражданской идентичности. Статья основана на сравнительном анализе ключевых текстов А. Н. Толстого, а также на интерпретации исторических контекстов их создания. Соотнесение художественного материала с историческим контекстом позволяет проследить влияние творчества писателя на процесс формирования и укрепления гражданской позиции читателей, а также их осознания себя частью исторического процесса.
В работе представлен анализ труда американского исследователя Даниеля Х. Кайзера «Рост права в средневековой Руси», выявлены логика и концепция автора. Работа была издана в 1980 г., переведена на русский язык в 2024 г. Несмотря на прошедшее с первого издания время, работа практически не устарела. Изменения в праве с XIII по XV вв. (затрагиваются и другие периоды) рассмотрены на фоне замещения «горизонтальных» связей (прямые контакты сторон споров и правовых отношений) «вертикальными» отношениями, предполагающими вмешательство публичной власти. Представлена критика концепции Д. Кайзера с точки зрения современной исторической и юридической науки, её несомненные достоинства и присущие ей противоречия.
Статья посвящена такой группе населения Ближнего Востока, как палестинцы, которые, с момента создания государства Израиль и вызванных этим событием перманентных военных кризисов, лишились своего дома и оказались разбросанными по территории различных государств Ближнего Востока. Вследствие этого, проблема палестинцев продолжает занимать особое место в отечественных и зарубежных исследованиях по ближневосточной тематике. Авторами рассмотрены вопросы определения палестинской национальной идентичности и её измерения в контексте ближневосточного конфликта, ключевое место в котором занимала и продолжает занимать палестинская проблема; определены факты, связанные с соответствием понятия «палестинцы» с общей концепцией идеи арабского национального единства (панарабизма) как части общественно-политической мысли ближневосточного региона в ХХ веке.
В статье анализируется система заочного педагогического образования Донбасса в 1954-1964 гг. с учётом влияния научно-технического прогресса, международного, социально-экономического и политического положения в СССР и в регионе, как его части. Так, международное положение и внутренняя политика советского государства обусловили необходимость расширения подготовки педагогических работников, что оказало влияние на изменение в сети и структуре высшей педагогической школы региона, а также актуализировало изучение таких направлений работы педагогических институтов, как методическое обеспечение учебного процесса без отрыва от производства, а также профориентационная работа, обеспечивавшая набор на заочные факультеты.
В статье рассматривается освещение военно-шефской работы блокадного периода в историографии с момента появления первых трудов в годы Великой Отечественной войны до настоящего времени. Дан краткий обзор основных источников, которыми пользуются исследователи при изучении военно-шефской деятельности в годы блокады Ленинграда. Выявлен круг тем, который затрагивается историками при обращении к этому вопросу: практически во всех работах упор делается на исследовании отдельных фронтовых бригад и коллективов, эмоциональное воздействие концертных выступлений на бойцов и деятелей искусств, освещаются вопросы репертуара. Рассмотренный подробный историографический обзор убедительно показывает недостаточность изученности темы при обилии публикаций.
В представленном исследовании проводится реконструкция событий, предшествовавших гибели выдающегося революционера, комиссара Тюменского направления Восточного фронта Григория Александровича Усиевича. В советский период биография комиссара неоднократно исследовалась, однако консенсус в вопросе его гибели так и не был достигнут. Для написания статьи были изучены архивные документы, хранящиеся в федеральных и региональных архивах. В частности, была проведена работа с документами, хранящимися в Российском государственном военном архиве (РГВА), Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), а также в архивном отделе администрации Артемовского городского округа. На основе анализа полученных данных можно предположить, что в ходе боевых действий в районе села Горки (ныне Ирбитский район Свердловской области) 3 августа 1918 г. Григорий Александрович Усиевич попал в плен и впоследствии был расстрелян. В работе уделяется внимание и особенностям проведения микроисторических исследований событий Гражданской войны, которые характеризуются политической ангажированностью уже существующих работ и фрагментарностью доступных источников
В статье представлены результаты консервации и исследования неотрезного по линии талии халата с откидными рукавами из комплекса золотоордынского костюма из погребения 1 кургана 35 могильника Ковалёвка, Октябрьского района, Волгоградской области. Крой халата имеет многочисленные аналогии на территории Монгольской империи. Впервые на подобном типе халатов выявлена застёжка на пуговицы и петли из одинарного рулика на правом боку.
Посёлок Симониха в истории водного транспорта Камского бассейна известен, в первую очередь, как ремонтная база. Об этом имеются многочисленные упоминания и в научной, и в краеведческой литературе. Между тем, есть также обрывочные свидетельства о наличии там судостроения. В работе на основе статистических отчётов Симонихинской РЭБ производится реконструкция судостроительных заказов. Установлено, что в 1943-1961 гг. хозяйство построило, как минимум, 5 деревянных паромов и дебаркадеров. В результате анализа эксплуатационной документации можно утверждать, что за этот период было построено 6 судов. Удмуртское управление малых рек в 1947 г. приняло от Сарапульской переправы паром Симонихинской постройки и дополнительно заказала в 1948 г. паром № 3. Также по заказу Управления Симонихинская РЭБ построила в 1960 г. баржу № 8, впоследствии ставшую паромом № 12 Камского речного пароходства. Судьба ещё трех судов Симонихинской постройки не установлена. Возможно, их передали Сарапульскому радиозаводу имени С. Орджоникидзе.
Во второй половине XIX в. Финляндия переживала бурное экономическое, политическое и социальное развитие, превращалась в современное европейское государство. Как следствие, она стала отдаляться от России. Манифесты императора позволяли стране сохранять высокую степень автономности и суверенитета. В конечном счёте «дрейф» Финляндии стал вызывать беспокойство у консерваторов и государственников внутри России. В конце XIX - начале XX вв. империя предприняла попытки адаптировать Северо-Запад России к общегосударственному законодательству. Первая русская революция отбросила государство к прежнему, автономному статусу Финляндии. С 1907 г. императорские органы власти вновь проводят кампанию по интеграции сепаратистской окраины. Российская интеллигенция оказалась перед выбором: поддержать укрепление государства или бороться за соблюдение прав подданных Великого княжества. Даже либеральные юристы оказались расколоты по вопросу о Финляндии. В статье автор стремится установить позиции умеренно-либеральных юристов (легалистов) по вопросу о статусе финской автономии, а также определить, какое участие приняли ведущие юристы империи в спасении (или ограничении) финских свобод. Автор констатирует, что большинство консервативных либералов (легалистов) заняли промежуточную позицию между октябристами и кадетами. Они полагали, что только мирная, гуманистическая эволюция позволит постепенно интегрировать Финляндию в состав империи. Насильственное же принуждение приведёт к вспышке террора. В итоге, власть выбрала насилие.
Нападение небольшого отряда аболиционистов под командованием Джона Брауна на городок Харперс-Ферри 16 октября 1859 г. можно назвать первой и, по всей видимости, единственной в американской истории попыткой организации стихийного восстания рабов, задуманного и осуществлённого свободными гражданами. По замыслу организаторов, оно должно было охватить весь Юг и привести фактически к созданию независимого государства на территории США. Рейд Джона Брауна на Харперс-Ферри, его значение и оценка личности радикального аболициониста являются одними из самых популярных и детально проработанных тем в западной американистике. Однако при всей обширности и высокой степени изученности источниковой базы, проливающей свет на события тех лет, «крестовый поход Джона Брауна против рабства» продолжает вызывать массу вопросов у историков и публицистов. Спустя полтора столетия, исследователи спорят о том, что же на самом деле произошло в Харперс-Ферри в октябре 1859 г., и какую цель преследовали «налётчики», решившись на столь самоубийственную миссию? Ответить на этот вопрос можно получить, лишь подробно разобравшись в планах нападавших, точнее - их лидера Джона Брауна, единолично разработавшего сценарий восстания. Указанной проблеме, собственно, и посвящена данная работа. Причём, в отличие от ряда предшественников, автор не просто воспроизводит сведения имеющейся источниковой базы, касающейся планирования и подготовки операции в Харперс-Ферри, но и уделяет особое внимание их интерпретации. В заключении приводятся выводы по основной части исследования. В работе используются идеографический, ретроспективный и историко-генетический методы.
На основе исторических следов русской культуры в Шанхае, исторических источников и исследований на местах, в данной статье рассматривается исторический контекст русского православия в китайском городе Шанхай, показывается его нынешняя ситуация, и в определённой степени демонстрируется обмен между китайской и русской культурами в Шанхае. Распространение православия в Шанхае пережило три исторических периода: период появления, период расцвета и период упадка. Оно способствовало интернационализации и многообразию культуры Шанхая в Новейшее время. Хотя число православных христиан в Шанхае в настоящее время невелико, и существующие православные церкви ещё не восстановили свои первоначальные функции, однако с усилением религиозных обменов между Китаем и Россией, русское православие, вероятно, расширит своё религиозное влияние в Китае.
Общность интересов местных организаций РКП(б) и военнослужащих Красной Армии выступила предметом научного исследования. Автор статьи изучил документы архивного фонда Глазовского уездного комитета РКП(б) за период с 1920 по 1923 г. Деятельность уездного комитета партии по предоставлению материальной помощи красноармейцам и их семьям, проведению военной мобилизации коммунистов, пресечению дезертирства в армии, продвижению политического просвещения в воинских частях и вооружению волостных комитетов партии отражает составляющую жизни советского общества. Коммунисты и комсомольцы старались очистить свои ряды от случайных сторонников и проявляли стремление к социально-политическому лидерству. Идейные устремления побуждали их в условиях голода, эпидемий тифа и холеры вносить пожертвования, принимать меры для борьбы с заболеваниями, осваивать программу военной подготовки в составе частей особого назначения.
В статье анализируется деятельность института земских участковых начальников, созданного в Российской империи в 1889 г. На примере его функционирования в двух уездах Вятской губернии - Сарапульском и Глазовском - показаны особенности формирования и деятельности этого института в российской провинции. Автор обращает внимание на необходимость пересмотра устоявшихся историографических штампов о консервативном характере института земских участковых начальников. Уделено внимание социальному статусу земских начальников, охарактеризован круг их функций. Выявлены особенности реализации норм «Положения о земских участковых начальниках» 1889 г. с учётом специфики Вятской губернии, сословный состав населения которой был преимущественно крестьянским. Это определяло особое значение института участковых земских начальников для этого региона России. Показано возрастание значения роли земских начальников в условиях динамично изменяющихся вызовов начала XX в., глубокой трансформации крестьянской общины и органов её сословного самоуправления.
Статья посвящена анализу метрических книг язычников Оренбургской губернии с точки зрения сезонности браков и рождений. Язычники составляли значительную часть местного населения - в середине XIX в. Оренбургская губерния занимала первое место в России по количеству приверженцев политеизма. Основная их часть проживала в Бирском уезде. Веру предков исповедовали такие этносы, как марийцы и удмурты, которые в начале XIX в. относились к сословию тептярей и административно делились на команды, состоящие из нескольких деревень. Цель статьи - изучение влияния языческой религии (политеизма) на такой аспект, как сезонность демографических процессов. На основе проанализированных 5336 записей о рождении и 1082 записей о браках метрических книг язычников за 1840-1849 гг. для 5 тептярских команд сделаны выводы, что сезонность браков тесно связана с циклом сельскохозяйственных работ, с древними дохристианскими праздниками, а сезонность рождений имеет много факторов и не привязана жёстко к сезонности свадеб.
В статье исследуется комплекс делопроизводственных источников из фонда Общей канцелярии министра финансов, хранящегося в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Анализируемые документы, насколько нам известно, ранее не являлись предметом изучения. Рассматриваемые источники повествуют о состоянии русско-персидской торговли во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. и спустя немногим более, чем месяц после её окончания. В результате проведённого исследования были установлены все лица, упомянутые в документах и прямо или косвенно причастные к экономическому диалогу между Россией и Персией. Получены сведения об участии в торговле между двумя государствами шахских евнухов Хосров-хана и Манучар-хана, имевших армянское происхождение. Кроме того, предложена периодизация динамики развития торговых отношений с Персией от воцарения Николая I до вступления в силу положений Туркманчайского мирного трактата. Статья также касается вопроса введения в годы русско-персидской войны эмбарго, наложившего ограничения на персидское купечество.
В статье на основе сравнительного анализа тематики публикаций «Северной Почты или Новой Санкт-Петербургской газеты» за первые три месяца её выхода (ноябрь 1809 - январь 1810 гг.) и предшествующего издания министерства внутренних дел, «Санкт-Петербургского Журнала» (1804-1809 гг.), исследуется трансформация приоритетов, связанных с целями и задачами ведомственных печатных органов ключевого министерства Российской империи. Делается вывод о двойственной направленности газеты, с помощью которой правительственные круги, с одной стороны, стремились противодействовать широко распространявшимся в обществе слухам относительно как внешне-, так и внутриполитических событий, а с другой - уделяли значительное внимание освещению вопросов развития российской промышленности, земледелия и торговли, оказывая через газету активное информационное содействие разнообразным инновациям в этой сфере. При этом обсуждение в ведомственном печатном органе министерства внутренних дел общественно-политических вопросов, и публикация его собственных официальных документов фактически прекратились.
Статья посвящена взглядам русских историков-эмигрантов в Болгарии (1920-х - сер. 1940-х гг.) на проблему политического строя Древней Руси. Анализируются труды таких исследователей, как М. Г. Попруженко, В. А. Мякотин, П. М. Бицилли и М. В. Зызыкин. Особенно подробно отметился разбором изучаемого вопроса Венедикт Александрович Мякотин, ставший профессором историко-филологического факультета Софийского университета по кафедре истории Восточной Европы и преподававший здесь Русскую историю. Как представитель старшего поколения русских историков-эмигрантов, он транслировал уже устоявшиеся в дореволюционной отечественной историографии взгляды на политогенез Древней Руси, исходящие, прежде всего, от В. О. Ключевского. Отмечая одновременное существование двух верховных органов власти - веча и князя, строивших свои отношения на договорном начале, княжескую думу, состоявшую из бояр, он рассматривал как обычай, а не орган власти, хотя и участвующую во всех государственных делах. Важно также отметить, что в Болгарии, в отличие от других крупных центров русской эмиграции, не сформировалось молодого поколения исследователей, сумевших продолжить традиции русской исторической науки.
Статья посвящена анализу деятельности военачальника и политика Никиты - заметного участника восстания Ираклия, который, фактически, являлся правой рукой и ставленником нового императора. Охарактеризованы предпосылки восстания и его основные этапы, проанализирован комплекс и ход последовательных действий Никиты, обеспечившие его успех в Александрии, как столице стратегически важного и специфического региона - Египта. В исследовании анализируется деятельность Никиты в качестве наместника в регионе. К исследуемому времени здесь сложился комплекс противоречий в социально-экономической и религиозно-политической сферах, который обострился в результате правления узурпатора Фоки. Определены механизмы регулирования социально-экономической сферы и мероприятия в русле церковной политики в отношении различных групп монофиситов, позволившие стабилизировать регион. В результате исследования сделан вывод о том, что деятельность Никиты по отношению к монофиситам в Александрии и Египте можно отнести к одному из первых импульсов грядущей религиозной политики императора Ираклия, направленной на смягчение и устранение существовавших разногласий.
Статья посвящена анализу наиболее ранних письменных и археологических источников, связываемых с аланами. Интерес к этому племени внезапно возник у античных литераторов, историков и географов в I в. Они локализовали алан на Нижнем Дунае, в Приазовье и в Закавказье. При этом Иосиф Флавий и Клавдий Птолемей знали алан как часть скифов. Лукиан из Самосаты отмечал тождество внешнего вида скифов и алан. Письменным свидетельствам синхронно распространение в указанных регионах могильников с погребениями в катакомбах, близких по обряду позднескифским с одной стороны и средневековым аланским - с другой. Автор предлагает считать их памятниками ранних алан. Отмечается, что среднесарматская культура, традиционно связываемая с аланами, была уничтожена в начале II в. поздними сарматами, в то время как аланы известны вплоть до татаро-монгольского нашествия.
В статье на примере Прикубанья и междуречья Волги и Урала рассмотрены проблемы выявления, интерпретации и сопоставления «военных» и «торговых» следов в археологическом материале в контексте их потенциала для реконструкции воздействия военно-политических факторов на развитие греко-варварской торговли. Результаты сравнительного анализа, с одной стороны, показывают возможность реализации общих подходов к изучению проблем выявления, интерпретации и сопоставления следов воздействия военно-политических факторов на греко-варварскую торговлю на ближней (Прикубанье) и дальней (междуречье Волги и Урала) греко-варварской периферии античного мира. С другой стороны, очевидны и различия между двумя регионами, связанные с кругом наиболее актуальных и доступных для изучения проблем данного рода. Они выражаются в том, что материалы ближней периферии (Прикубанье) объективно предоставляют больше возможностей для решения проблем сопоставления данных о военно-политических факторах разных типов и изменениях в греко-варварской торговле, в отличие от дальней периферии (междуречье Волги и Урала), для которой важнейшими являются проблемы сопоставления сведений о миграциях с динамикой греко-варварской торговли.
Издательство
- Издательство
- УдГУ
- Регион
- Россия, Ижевск
- Почтовый адрес
- 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
- Юр. адрес
- 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
- ФИО
- Мерзлякова Галина Витальевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@udsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (341) 2681610
- Сайт
- https://i.udsu.ru/