Предмет: интенсивность обслуживания региональных экономических подсистем (жизнедеятельность населения, создание новой стоимости (ВРП), функционирование базовых отраслей) автомобильными дорогами общего пользования в контексте повышения привлекательности территории для предприятий автодорожной инфраструктуры. Цель: разработка и апробация на материалах Воронежской области теоретико-методического подхода к оценке интенсивности обслуживания автодорогами общего пользования экономических подсистем российских регионов. Дизайн исследования: в процессе исследования использованы: монографический, экономико-статистический, логический методы, кластерный и корреляционно-регрессионный анализ. Исходный информационный массив показателей составлен на основе объективных статистических данных за период 2012-2021 гг., получивших авторскую интерпретацию применительно к объекту и цели исследования. По исследуемым показателям выявлены закономерности их изменения и рассчитаны прогнозные значения. Результаты: проведенный анализ показал целесообразность разработанного подхода для оценки интенсивности обслуживания автодорогами экономических подсистем региона. Установлено, что интенсивность использования автодорог в регионе для производства добавленной стоимости имеет устойчивую положительную фактическую и прогнозируемую в среднесрочном периоде динамику. Перспективные виды экономической деятельности, повышающие общую интенсивность использования автодорог в регионе, - обрабатывающая промышленность и оптовая торговля - сконцентрированы преимущественно в воронежской агломерации и на транзитных направлениях. Фактическое и прогнозное распределение интенсивности обслуживания автодорогами общего пользования экономических подсистем региона демонстрирует ее функциональную асимметрию, что снижает заинтересованность крупных предприятий автодорожного комплекса в пространственной диверсификации автодорожной сети, что требует расширения мер гос поддержки демографических процессов, инвестиционной деятельности, строительства и сельского хозяйства.
Идентификаторы и классификаторы
Обобщение точек зрения вышеуказанных исследователей позволяет выделить три основные цели создания и развития автодорожной инфраструктуры: жизнедеятельность населения региона, создание новой стоимости (ВРП), функционирование базовых отраслей. В представленной статье приняты для анализа показатели, отражающие результаты обслуживания: жизнедеятельности людей в целом, производства ВРП, промышленного, сельскохозяйственного производства, оптовой торговли, инвестиций в основной капитал. Для оценки воздействия автодорожной инфраструктуры на указанные региональные подсистемы принята интенсивность ее использования, которую мы рассчитываем как отношение показателей, характеризующих данные подсистемы, к протяженности автодорог общего пользования. Единицы измерения приняты в соответствии с их использованием в официальной статистике.
Список литературы
1. Бахтин М.Н., Кособуцкая А.Ю., Головина Т.А. Развитие автодорожной инфраструктуры в контексте регионального стратегического управления: монография. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2023. 254 с. EDN: YEFZNL
2. Бахтин М.Н. Особенности транспортной инфраструктуры как части инфраструктурного комплекса региона // Управление изменениями в социальноэкономических системах. Сборник статей восемнадцатой международной научно-практической конференции. Выпуск восемнадцатый. Воронеж, Истоки, 2019, с. 31-34.
3. Гольская Ю.Н. Функционирование и роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии региона // Экономика и бизнес: теория и практика, 2024, no. 7(113), с. 61-64. EDN: WVCPBW
4. Гусейнов Э.Т., Зобов А.М. Влияние транспортных факторов на экономическое развитие регионов // Транспортное дело России, 2023, no. 3, с. 53-56. EDN: PPOIJE
5. Заколюкина Е.С. Транспортная инфраструктура региона как фактор пространственного развития территории // Проблемы развития территории, 2023, т. 27, no. 5, с. 79-95. EDN: NADRPA
6. Кабалинский А.И., Громова А.С. Транспортная инфраструктура как драйвер развития урбанизированного региона в современных условиях // Вестник РАЕН, 2023, т. 23, no. 4, с. 54-59. EDN: NMCBEC
7. Карышев М.Ю., Герасимова Е.А., Рахматов З.Н. К вопросу о тенденциях развития транспортной инфраструктуры экономической территории // Вестник СамГУПС, 2024, no. 4(66), с. 85-91. EDN: OMMWBF
8. Курникова М.В., Тимофеев А.Г. Пространственная организация транспортной инфраструктуры России: региональное измерение // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2022, no. 5(211), с. 18-27.
9. Кушнир А.В. Эффективность экономического роста регионов от степени развитости транспортной инфраструктуры // Russian Economic Bulletin, 2024, т. 7, no. 5, с. 175-181. EDN: NEMPZQ
10. Маньшин Р.В., Моисеева Е.М. Влияние инфраструктуры на размещение населения и развитие регионов России // Экономика региона, 2022, т. 18, no. 3, с. 727-741. EDN: SRPJBR
11. Наконечная О.А., Стома А.Ю., Замякина А.В. Транспортно-логистический комплекс как фактор развития экономики региона // Экономика и бизнес: теория и практика, 2022, no. 8(90), с. 187189. EDN: VKKQRB
12. Патракеева О.Ю., Кулыгин В.В. Пространственный анализ инфраструктурных эффектов экономической динамики регионов России // Экономика региона, 2024, т. 20, no. 3, с. 642-654. EDN: QLVRNX
13. Попов А.Ю., Королева О.В. АПК Воронежской области: потенциал, проблемы, направления совершенствования // Регион: системы, экономика, управление, 2020, no. 4(51), с. 28-36. EDN: IOBBBC
14. Трещевский Ю.И., Соболева А.А. Инструменты содействия развитию рынка жилищного строительства региона в условиях санкций: состояние и перспективы // Современная экономика: проблемы и решения, 2022, no. 12(156), с. 30-42. EDN: APKJUY
15. Andrejiova M. & Kimáková Z. (2020). The comparison of transport infrastructures in individual slovak regions by applying PCA and cluster analysis // Acta logistica, no. 7, рр. 225-234. EDN: TKKLVW
16. Fokina O., Mottaeva A. & Mottaeva A. (2024). Transport infrastructure in the system of environmental projects for sustainable development of the region // E3S Web of Conferences, 515, 01015. EDN: FMANLZ
17. Prus P. & Sikora M. (2021). The Impact of Transport Infrastructure on the Sustainable Development of the Region - Case Study // Agriculture, 11, 279. EDN: MUWGIP
18. Verweij S., Lamker C. & Groot B. (2025). To transport or not to transport: Postgrowth avenues for transport infrastructure planning // Journal of Critical Infrastructure Policy, 6, e12035.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предмет: тенденции роста исламского финансирования в мировой экономике заставляют задуматься о возможности участия России в этой системе. Экспериментальный проект о партнерском финансировании в четырех республиках Российской Федерации дал положительный эффект, исключив вариант игнорирования продуктов исламского банкинга. Цель: в современных условиях экономических санкций, давления со стороны западных стран и изъятия их капитала из отечественной экономики, необходим поиск новых источников для стабильного развития; в т. ч. укрепление взаимоотношений со странами Евразийского союза, новые торговые соглашения со странами Азии и привлечение инвесторов со стороны исламского мира, разработка порядка применения исламских банковских финансовых продуктов в деятельность российских организаций в условиях экономических санкций. Дизайн исследования: для достижения поставленной цели рассматриваются современные исламские финансовые продукты, апробированные при осуществлении экспериментального проекта. Результаты: построение партнерского финансирования основано на нормах шариата, которые полностью разделяют принципы прозрачности и открытости в ведении хозяйственной деятельности и совпадает с идеологией ESG, в связи с этим организациям рекомендовано использовать в расчетах с контрагентами новые банковские инструменты, принятые в исламской учетной системе. Современная позиция развития исламских финансов заключается в принятии банками большей социальной ответственности: распределение рисков, создание рабочих мест, беспроцентное финансирование отдельных категорий граждан.
Предмет: взаимосвязь показателей уровня теневой экономики, отдельных показателей экономической безопасности, субиндекса цифровой экономики с переходом на цифровую трансформацию. Цель: проанализировать статистические данные и выявить зависимости уровня теневой экономики, субиндекса цифровой экономики и отдельных индексов экономической безопасности РФ, а также предложить ряд мероприятий, направленных на решение проблем. Дизайн исследования: автор предлагает раскрыть, проанализировать цифровую экономику, теневую экономику и экономическую безопасность и установить связь между ними. В процессе достижения поставленной цели использовались методы анализа и логического мышления и выстраивания конструкции, статистические, графические методы и метод корреляции. Результаты: выделены на базе статистических данных и сопоставлены показатели теневой экономики, субиндекса цифровой экономики (влияние ИКТ на экономику) и отдельных индексов экономической безопасности государства, а также выявлена взаимосвязь между ними. С помощью индикативного подхода установлена тесная взаимосвязь между уровнем теневой экономики, цифровой теневой экономики и показателями экономической безопасности. Также проведена оценка корреляционного анализа показателей экономической безопасности, цифровой экономики и уровня теневой экономики, в результате этого анализа выявлена тесная связь между ними.
Предмет: в статье рассматриваются вопросы информационного обеспечения формирования ключевых (базовых) экономических показателей отчетности об устойчивом развитии в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в области учета и отчетности. Цель: исследовать перспективы развития информационного обеспечения отчетности об устойчивом развитии в части применения учетной и отчетной финансовой информации. Дизайн исследования: формирование ключевых (базовых) экономических показателей отчетности об устойчивом развитии осуществляется в денежном выражении, на основе документированной, систематизированной информации корпоративного учета и корпоративной отчетности. Раскрытие отдельных показателей предполагает проведение специальных расчетов, в частности, определение добавленной стоимости и чистой добавленной стоимости, доли закупок российских товаров, работ, услуг в общем объеме закупок у российских корпораций, экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности к климатическим рискам, иных. Результаты: подготовка отчетности об устойчивом развитии в части ключевых (базовых) экономических показателей, предполагает дополнения документооборота корпорации рядом первичных документов и внесения изменения в отдельные учетные регистры. Для обоснования налоговых расчетов, формирования резервов, уточнения учетных записей целесообразно использовать разрабатываемую и утверждаемую корпорацией справку-расчет. Информация о «зеленых» инвестициях, проектах, связанных с достижением технологического суверенитета, суммах начисленных и уплаченных налогов, сборов, иных платежей, закупках российских товаров, систематизируется в учетных регистрах, объединяющих аналитический и синтетический учет. Управленческая отчетность корпорации дополняется расчетами добавленной стоимости, производительности труда, результатами оценки климатических рисков хозяйственной и иной деятельности, иными, необходимыми для формирования экономических показателей отчетности об устойчивом развитии.
Предмет: предметом данного исследования являются основные средства в рамках интегрированной структуры агропромышленного комплекса, с акцентом на организационно-экономические отношения, возникающие в процессе их использования. Цель: выявление современных тенденций и особенностей организации использования основных средств предприятия, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций для повышения эффективности их эксплуатации в условиях масштабного сельскохозяйственного производства. Дизайн исследования: в ходе исследования проведен комплексный анализ структуры и движения основных средств предприятия с обоснованием предложений по повышению эффективности его использования. Результаты: по результатам проведенного исследования дана комплексная оценка текущего состояния основных средств предприятия, выявлены существенные тенденции в структуре и движении основных производственных фондов и разработаны практические рекомендации по совершенствованию организации использования основных средств.
Предмет: система KPI в оценке деятельности государственных коммерческих организаций. Цель: разработка системы KPI для коммерческих организаций сектора государственного управления на примере АО «Газпром диагностика». Дизайн исследования: обоснована целесообразность применения системы ключевых показателей как индикатора оценки деятельности сотрудников и структурных подразделений государственных коммерческих организаций в достижении текущих и стратегических целей деятельности компании. Проведен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации в части установления ключевых показателей эффективности деятельности для государственных коммерческих организаций. В результате установлено, что Правительством Российской Федерации централизованно устанавливаются ключевые финансово-экономические показатели деятельности. При этом отраслевые целевые показатели разрабатываются и утверждаются государственными акционерными коммерческими организациями самостоятельно с учетом отраслевых особенностей, ведомственных программ развития и национальных целей развития Российской Федерации. Результаты: предложены три группы ключевых показателей (экономические, технические и организационные) для АО «Газпром диагностика», которое является дочерним предприятием ПАО «Газпром». Рекомендуемые показатели коррелируют со спецификой деятельности АО «Газпром диагностика», составлены с учетом задач Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»[10], руководящих принципами ОЭСР2, требований Методических рекомендаций Правительства Российской Федерации по установлению ключевых показателей эффективности для государственных коммерческих организаций. Предложена методика оценки достижения ключевых показателей деятельности и система материального поощрения сотрудников на основе системы KPI, позволяющая оценить вклад сотрудников и структурных подразделений в достижение ключевых показателей деятельности компании. Методика является универсальной и может быть применена в деятельности различных государственных коммерческих организаций независимо от отраслевой принадлежности и специфики деятельности.
Предмет: совокупность теоретических подходов к исследованию развития информационно-аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности в коммерческих организациях в условиях устойчивого роста экономики. Цель: исследование информационноаналитического обеспечения процесса формирования корпоративной отчетности путем разработки архитектуры системы объединения информационных и аналитических блоков, интегрированных в цифровое пространство коммерческой организации. Дизайн исследования: проведен критический анализ научных трудов отечественных ученых в области информационного и аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности. Охарактеризованы основные элементы информационного обеспечения процесса составления корпоративной отчетности, включающие внутренние и внешние источники получения информации, к которым относятся: нормативно-правовое регулирование процесса формирования корпоративной отчетности, включающее российские и международные стандарты; учетноотчетную систему организации; статистические данные финансового характера; внесистемные данные. Результаты: разработана архитектура информационно-аналитического обеспечения корпоративной отчетности коммерческой организации, включающая финансовую и нефинансовую информацию о внешней и внутренней среде, охватывающую полный временной интервал (прошлое, настоящее, будущее), взаимоувязку всех функций управления (планирования, организацию, мотивацию и контроль), методическое и инструментальное обеспечение, все это интегрируемое в единое цифровое пространство коммерческой организации, что способствует формированию интерактивной корпоративной отчетности самого высокого уровня зрелости. Предложенная в статье архитектура информационно-аналитического обеспечения формирования корпоративной отчетности может быть использована в коммерческих организациях различной отраслевой принадлежности, что способствует повышению транспарентности такой отчетности.
Предмет: современные вызовы и стремительные изменения в мире требуют тщательного анализа и эффективного планирования в сфере производства растительных масел и жиров. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе развития масложирового подкомплекса. Цель: целью исследования выступают обоснование теоретико-методологических положений по составлению прогнозов развития масложирового подкомплекса АПК. Дизайн исследования: при подготовке материалов исследования статьи был проведен обзор актуальных работ как отечественных, так и зарубежных авторов по теме исследования, выполнен анализ современных подходов в сфере прогнозирования, а так же выявлены особенности прогнозирования развития масложирового подкомплекса. Использовались методы анализа текущей ситуации и обобщения информации. Результаты: основные результаты исследования заключаются в выявлении ключевых особенностей и методов анализа и прогнозирования развития масложирового подкомплекса АПК, играющих определяющую роль в точности и достоверности построенных прогнозов. Произведена систематизация современных особенностей и методов прогнозирования развития масложирового подкомплекса АПК, позволяющих проводить анализ различных сценариев развития, выявлять ключевые факторы, генерировать инновационные идеи, формулировать рекомендации для стратегического планирования и управления имеющимися ресурсами.
Предмет: аномалия в российской экономике, при которой жесткая политика ЦБ РФ слабо влияет на общие показатели кредитного спроса и инфляции. Цель: сформулировать гипотезы, связывающие такую тенденцию с проблемами прогнозирования Банка России. Дизайн исследования: используемый модельный аппарат Банка России не позволяет составить качественный прогноз, из-за чего растут инфляционные ожидания населения вследствие недоверия к денежно-кредитной политике ЦБ РФ. Анализ модельного аппарата Банка России показал, что среднесрочные прогнозы ЦБ РФ базируются на DSGE-моделях. Однако такой подход к моделированию сегодня активно критикуется исследователями макроэкономики. DSGE-моделирование при всех сильных сторонах не смогло предотвратить и предсказать кризис 2008 года и долговой кризис Европы 10-х годов ХХ века. При этом сложность принятых Банком России DSGE-моделей невысока, что сказывается на конечном качестве прогноза. Результаты: по итогам исследования сформулированы основные проблемы прогнозного аппарата Банка России, модернизация которого позволит увеличить эффективность трансмиссионного механизма.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/