В статье раскрывается принцип обратной перспективы автобиографической памяти в качестве опорной метафоры для анализа потенциала образов личного прошлого и будущего в наделении смыслом неопределенности настоящего и побуждения масштабированной суперпродолжительными временными периодами деятельности. Дается краткий обзор конструкта временной перспективы (ВП) в психологии. Исходя из функционала ВП в бытии личности формулируется перечень ее оптимальных качеств. Указывается, что фундаментальный закон деградации феноменологии воспоминаний, описываемый «кривой забывания», реализует принцип прямой перспективы и выступает когнитивным препятствием для оптимизации ВП. Однако знаковая природа перспективы как вариативного культурного метода конструирования отношения к пространственной и временной дистанции допускает возможность не только прямого, но и обратного режима. Автобиографическая память реализует принцип обратной перспективы в форме наращивания перцептивной интенсивности образов прошлого и будущего по мере увеличения личностного смысла и временной дистанции событий.
Идентификаторы и классификаторы
В лекции, прочитанной более 40 лет назад (13.03.1984) с кафедры Тбилисского университета, М. К. Мамардашвили произнес: «Человек есть существо далекого. То, что он испытывает сейчас, здесь, и то, что ему кажется самодостаточным,… в действительности идет издалека» (Мамардашвили, 1997, c. 13). Задумаемся над сказанным. Во-первых, кажется ясным, что мысль философа адресована не дали пространства, но дали времени. Вовторых, в контексте рассуждения о творчестве М. Пруста, вряд ли автора могла интересовать механистическая причинно-следственная детерминация поступков фактами биографии
Список литературы
1. Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. (2001). Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. EDN: QXOQGT
2. Асмолов, А. Г, Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М. (2017). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем. Вопросы психологии, 4, 3-26. EDN: YMQFAE
3. Бахтин, М. М. (1975). Формы времени и хронотопа в романе. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. EDN: WTJALN
4. Буймов, А. Г. (2017). Закономерности поведения кривых забывания. Доклады ТУСУР 20(4), 138-141. DOI: 10.21293/1818-0442-2017-20-4-138-141 EDN: YTZQRM
5. Буймов, А. Г. (2017). Закономерности поведения кривых забывания. Доклады ТУСУР 20(4), 138-141. DOI: 10.21293/1818-0442-2017-20-4-138-141 EDN: YTZQRM
6. Взорин, Г. Д., Ушаков, Д. В. (2023). Образы Человека: от “фасеточного видения” - к Homo Complexus. Образовательная политика, 2(94), 8-19. DOI: 10.22394/2078-838X-2023-2-8-18 EDN: AVRUVS
7. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. (2010). Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь. EDN: QXZLBN
8. Кривошеина, И. В., Котов, А. А. (2016). Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа. Социальная психология и общество, 7 (4), 5-18. DOI: 10.17759/sps.2016070401 EDN: XEEUAD
9. Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. (2022). Каузометрия: методы самопознания, психотерапии и психодиагностики в психологии жизненного пути. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл.
10. Кузнецова, М. М. (2020). Значение понятия Духовная энергия в философии Уильяма Джеймса и Анри Бергсона. Философские науки. 63 (4), 115-131. EDN: KYIZBG
11. Ланщикова, Г. А. (2009). Виды перспективных построений пространства в изобразительном искусстве и дизайне. Омский Научный Вестник. Культурология. Искусствоведение, 3 (78), 205-209.
12. Левин, К. (2000). Теория поля в социальных науках (пер. Е. Сурпина). СПб.: Речь.
13. Мамардашвили, М. К. (1997). Психологическая топология пути: М. Пруст “В поисках утраченного времени”. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ин-та.
14. Мандрикова, Е. Ю. (2008). Современные подходы к изучению временной перспективы личности. Психол. журн., 29 (4), 54-65. EDN: JHLARZ
15. Нуркова, В. В. (2010). Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии. Психология. Журнал Высшей Школы экономики, 7(2), 64-82. EDN: QOYMUD
16. Нуркова, В. В. (2019). Психология фотографии. Культурно-исторический анализ. М.: Юрайт.
17. Нуркова, В. В. (2009). Эффект зависимости феноменологических характеристик мнемического образа от мотивационно-смысловой динамики деятельности. Культурно-историческая психология, 5(2), 60-67. EDN: KVLGAL
18. Нуркова, В. В., Бодунов, Е. А. (2014). Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2, 46-60. EDN: SWIUZL
19. Нюттен, Ж. (2004). Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл.
20. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. (1994). Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. 2-е изд. М.: Азъ. EDN: TDDBOT
21. Петровский, В. А. (2011). Человек над ситуацией. М.: Смысл.
22. Попова, О. Н. (2017). Проблема сбалансированности временной перспективы личности. Сибирский психологический журнал, 66, 18-31. DOI: 10.17223/17267080/66/2 EDN: ZWTYVN
23. Флоренский, П. А. (2000). Обратная перспектива. Сочинения в 4 т., 3(1). М.: Мысль.
24. Addis, D. R., Wong, A. T., Schacter, D. L. (2008). Age-related changes in the episodic simulation of future events. Psychological science, 19(1), 33-41. DOI: 0.1111/j.1467-9280.2008.02043.x.
25. Andre, L., van Vianen, A. E., et al. (2018). Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health. PloS one, 13(1), e0190492. EDN: VEKKAY
26. Baird. H. M., Webb, T. L., Sirois, F. M., et al. (2021). Understanding the effects of time perspective: A meta-analysis testing a self-regulatory framework. Psychological Bulletin, 147(3), 233-267. EDN: XDGCSJ
27. Berntsen, D., Bohn, A. (2010). Remembering and forecasting: The relation. Memory & Cognition, 38(3), 265-278. EDN: CJYXMA
28. Carstensen, L. L. (2006). The influence of a sense of time on human development. Science, 312, 1913-1915.
29. Chu, Q., Gruhn, D., Holland, A. M. (2018). Before I die: The impact of time horizon and age on bucket-list goals. GeroPsych: The Journal of Gerontopsychology and Geriatric Psychiatry, 31(3), 151-162.
30. Conway, M. A., Justice, L. V., D’Argembeau, A. (2019). The self-memory system revisited: past, present, and future. The organization and structure of autobiographical memory. Oxford University Press: 28-51. DOI: 10.1093/oso/9780198784845.003.0003
31. Critchfield, T. S., Madden, G. J. (2006). At the crossroads of time and action: A temporal discounting primer for prospective memory researchers. Timing the future: The case for a time-based prospective memory, 117-142.
32. Daniel, T. O., Stanton, C. M., Epstein, L. H. (2013). The future is now reducing impulsivity and energy intake using episodic future thinking. Psychol. Sci. 24, 2339-2342. DOI: 10.1177/0956797613488780
33. D’Argembeau, A. (2012). Autobiographical memory and future thinking. Understanding autobiographical memory: Theories and approaches (pp. 311-330). Cambridge University Press.
34. Demiray, B., Janssen, S. M. (2015). The self-enhancement function of autobiographical memory. Applied Cognitive Psychology, 29(1), 49-60. DOI: 10.1002/acp.3074
35. Erikson, E., Erikson, J. M., Kivnick, H. (1986). Vital involvement in old age. NY.: Norton.
36. Fingerman, K. L., Perlmutter, M. (1995). Future Time Perspective and Life Events across Adulthood. The Journal of General Psychology, 122(1), 95111. DOI: 10.1080/00221309.1995.9921225 EDN: BYQEKT
37. Gabaix, X., Laibson, D. (2017). Myopia and Discounting NBER Working Paper, 23254. National Bureau of Economic Research, Inc.
38. Husman, J., Lens, W. (1999). The role of the future in student motivation. Educ. Psychol. 34, 113-125. DOI: 10.1207/s15326985ep3402_4
39. Jing, H. G., Madore, K. P., Schacter, D. L. (2016). Worrying about the future: An episodic specificity induction impacts problem solving, reappraisal, and well-being. Journal of Experimental Psychology: General, 145(4), 402418. DOI: 10.1037/xge0000142
40. Kastenbaum, R. (1964). The structure and function of time perspective. Journal of Psychological Researches, 8(3), 97-105. DOI: 10.1080/00221309.1961.9920473
41. McDaniel, M. A., Einstein, G. O. (2007). Prospective memory: An overview and synthesis of an emerging field. Sage Publications, Inc.
42. Mitchell, J. M., Fields, H. L., et al. (2005). Impulsive responding in alcoholics. Alcoholism: clinical and experimental research, 29(12), 2158-2169. DOI: 10.1097/01.alc.0000191755.63639.4a
43. Nourkova, V. V. (2011). Current motivational state may change the phenomenology of recollection automatically. a new effect of activity on reported vividness and confidence. Journal of Russian & East European Psychology, 49(3), 40-54. 10.2753/ RPO1061-0405490303. DOI: 10.2753/RPO1061-0405490303
44. Nourkova, V. V., Gofman, A. A. (2022). Event time perspective in adaptation to the Covid-19 pandemic: Preliminary insights from two Chinese samples. Timing & Time Perception, 10 (3), 195-222. 10.1 163/22134468-bja10051. DOI: 10.1163/22134468-bja10051 EDN: QFACAW
45. Pasupathi, M., Mansour, E. (2006). Adult age differences in autobiographical reasoning in narratives. Developmental Psychology, 42(5), 798-808. DOI: 10.1037/0012-1649.42.5.798
46. Phan, H. P., Ngu, B. H., McQueen, K. (2020). Future time perspective and the achievement of optimal best: Reflections, conceptualizations, and future directions for development. Frontiers in Psychology, 11, 484863. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01037 EDN: BHAHMU
47. Rasmussen, A. S., Berntsen, D. (2013). The reality of the past versus the ideality of the future: Emotional valence and functional differences between past and future mental time travel. Memory & cognition, 41, 187-200. DOI: 10.3758/s13421-012-0260-y EDN: QJZHBP
48. Rice, C., Pasupathi, M. (2010). Reflecting on self-relevant experiences: Adult age differences. Developmental Psychology, 46(2), 479-490. DOI: 10.1037/a0018098
49. Rubin, D. C., Berntse, D., et al. (2019). Self-narrative focus in autobiographical events: The effect of time, emotion, and individual differences. Memory & Cognition, 47, 63-75. 10.3758/ s13421-018-0850-4. DOI: 10.3758/s13421-018-0850-4 EDN: IRMZYB
50. Seijts, G. H. (1998). The importance of future time perspective in theories of work motivation. J. Psychol., 13, 154-168. 10.1 080/00223989809599156. DOI: 10.1080/00223989809599156
51. Spreng, R. N., Levine, B. (2006). The temporal distribution of past and future autobiographical events across the lifespan. Memory & Cognition, 34(8), 1644-1651. DOI: 10.3758/bf03195927 EDN: FOTAAM
52. Stolarski, M., Fieulaine, N., Zimbardo, P. G. (2018). Putting time in a wider perspective: The past, the present, and the future of time perspective theory. In V. Zeigler-Hill & Todd Shackelford (eds.). The SAGE Handbook of Personality and Individual Differences (pp. 592-628). Thousand Oakes, CA: SAGE.
53. Szpunar, K. K., Addis, D. R., et al. (2013). Memories of the future: New insights into the adaptive value of episodic memory. Frontiers in behavioral neuroscience, 7, 47. DOI: 10.3389/fnbeh.2013.00047
54. Trope, Y., Liberman, N. (2003). Temporal construal. Psychological Review, 110(3), 403-421. DOI: 10.1037/0033-295X.110.3.403 EDN: GZRAQP
55. Wang, Q., Hou, Y., et al. (2011). Travelling backwards and forwards in time: Culture and gender in the episodic specificity of past and future events. Memory, 19(1), 103-109. DOI: 10.1080/09658211.2010.537279
56. Wilson, A. E., Ross, M. (2003). The identity function of autobiographical memory: Time is on our side. Memory, 11, 137-149. DOI: 10.1080/741938210
Выпуск
Другие статьи выпуска
К акое свидание в нашей полной неожиданностей жизни является самым волнующим и загадочным? На какое свидание надо решиться и, поверьте, ни в коем случае нельзя опоздать? Это свидание с Самим Собой. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что книга одного из самых отважных психологов и психотерапевтов нашего времени Ильи Латыпова рассказывает именно о том, как не опоздать Стать Человеком
В статье приводится полный текст выступления Первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Смолина Олега Николаевича в Государственной думе 10 октября 2023 г. Выступление было посвящено Году педагога и наставника. Автор озвучивает и комментирует проблемы, связанные с занятостью, заработной платой и социальным статусом педагога. Предлагаются следующие действия, направленные на решение текущих проблем: принятие во внеочередном порядке проекта федерального закона № 1075801-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников» либо создание межфракционной рабочей группы для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника; рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на 2024 г.; восстановление социальных гарантий для сельских педагогов.
В современном мире большое внимание уделяется различным аспектам применения информационных технологий (ИТ). В связи с этим на деятельность педагога влияют нормативное регулирование ИТ, их новые возможности и связанные с их использованием проблемы авторского права. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с применением нейросетей для создания авторских иллюстраций к образовательным материалам. Автор формулирует основные задачи, которые умеют решать нейросети, а также дает основные определения.
Феномен школьной отметки рассматривается авторами статьи с точки зрения того, как она связана с внутренними системами оценки качества образования (ВСОКО). Приведены результаты опроса руководителей школ и практикующих экспертов на предмет значимых характеристик ВСОКО как генератора и регулятора школьных отметок. Выдвинут тезис о коллективно-распределенной ответственности педагогов за единообразие подходов к выставлению отметок, обеспечение их объективности и информативности. Последние рассматриваются в статье как основные единицы эффективности школьных отметок. Изложена авторская позиция по влиянию различных компонентов ВСОКО на достижение указанной эффективности. Особое внимание уделено оценочным компетенциям педагогов, которые регулируются их должностными обязанностями. Для перечня должностных обязанностей предложены позиции, потенциально стимулирующие методические усилия педагогов по изменению практик выставления отметок. Отмечена необходимость и возможность административных действий на развитие соответствующих компетенций у педагогов.
В российских университетах сложились разнообразные практики проектирования и реализации магистерских программ. Вариативность связана с дифференциацией вузов по уровню финансирования, территориальному расположению и другими факторами. В условиях выхода России из Болонского процесса и поиска собственной модели реализации программ высшего образования необходимо исследование сложившихся практик управления программами магистратуры. В статье представлен анализ посвященных развитию магистерского образования полуструктурированных нарративных интервью с администраторами российских университетов. Анализ показал, что они сталкиваются с проблемами, диктуемыми жесткой регламентацией образовательного процесса на государственном уровне. Они вынуждены занимать позицию исполнителей задач вышестоящих инстанций, что делает управление менее гибким (реализуется т. н. транзакционное лидерство). Существуют типичные институциональные ловушки: редукция качества образования (сохранение высокой загруженности преподавателей в сочетании с несвойственными им бюрократическими функциями) и ловушка метрик (целевые показатели оказываются важнее сущностных изменений). Номинальная роль академических руководителей способствует открытию и развитию магистерских программ по инерции, без учета запроса рынка труда.
Система образования является основным институтом, через который проходит каждый человек, а педагог - основанием этой системы. В задачи учителя входит подготовка обучающихся к адаптации в уже завтрашнем мире, где им понадобится уникальный набор навыков и компетенций. Именно поэтому для педагогов становится актуальной концепция профессионального обучения на протяжении всей жизни. Учитывая масштабы и ригидность системы образования, обязанности администрации школы должны включать в себя создание условий для развития сотрудников на местах. Такой подход позволит оперативно решать проблемы педагогов, осваивать тренды, отвечать на внешние по отношению к организации вызовы.
В статье анализируется иллюзия массовости в образовании и шаблоны, на которых она зиждется. Раскрывается образ хама как «человека толпы вне толпы», которому противостоит человек образованный. Авторы, вслед за Гегелем, рассматривают образование как форму освобождения человека. Именно образование фиксирует для общественного сознания точки исторического перехода из состояния «до» в состояние «после» и инициирует самосознание растущих поколений. Показывается, что условием решения проблемы учебных перегрузок является «перезагрузка» системы образования в целом. Рассматривается феномен взаимной доказательности в школе развивающего образования.
Вниманию читателей предлагается заключительная часть статьи «Антропологический поворот: предпосылки, латентные традиции и дискурсы».1, 2 Антропологический поворот представлен в концептуальных рамках культурно-аналитического и трансдисциплинарного подходов, где антропология рассматривается как важная составляющая современного социального знания. Обращаясь к истокам антропологического поворота в России, следует различать антропологическое знание, разлитое в междисциплинарном пространстве социальных и гуманитарных наук и антропологию как науку, представленную множеством исследовательских направлений: от биологической - до социокультурной, от медицинской - до педагогической. Показано, что латентное развитие антропологических, культурно-психологических и гуманистических идей в неблагоприятных политических контекстах, при усилении авторитарных и тоталитарных тенденций происходило преимущественно в междисциплинарном пространстве диффузного и стихийно развивающегося социального знания. В российской истории социогуманитарных наук антропологические и гуманистические дискурсы получили развитие прежде всего в русле педагогики. Официально подавленные научные направления, маргинализированные интеллектуальные движения (будь то преподавание философии в 1850-е гг. или развитие педологии в середине 1930-х гг.) продолжали подспудное движение в смежных дисциплинарных областях, под иными именами и названиями. Интегрируя антропологические, культурно-психологические, гуманистические течения, педагогическая антропология в российской истории социогуманитарных наук выступала основой для развития синтетического человекознания. Особенностями российской антропологической традиции являлись ее латентность и педагогическая направленность, нашедшая отражение в трудах, как известных и достаточно изученных, так и полузабытых ученых. Экспликация латентных традиций и скрытых дискурсов создает сегодня дополнительные предпосылки для реализации антропологического поворота как в системе образования, так и в практиках повседневной жизни.
Данная статья посвящена концепции человекоцентризма. Автор анализирует ряд исторических и современных событий, меняющих основы общественной жизни, подчеркивая их влияние на мировые ценности и идеологические конфликты. Акцентируется внимание необходимости перехода к человекоцентричной цивилизации, основанной на гуманистических ценностях, и создании условий для самореализации каждого человека. Автор выделяет глобальные вызовы, такие как миграция, отчуждение элит, изменение климата и развитие искусственного интеллекта, которые требуют нового подхода к социальной и экономической организации. Предлагается реорганизовать общественные и экономические структуры с тем, чтобы важнейшим критерием общественного благополучия стало индивидуальное счастье каждого человека и развитие человеческого потенциала.
ПРОСВЕЩЕНИЕ — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения
В от уже без малого пятнадцать лет я предваряю почти каждый выпуск журнала «Образовательная политика» колонкой главного редактора.
За это микроскопическое по историческим масштабам время наш журнал неоднократно рождался и перерождался. Менялись сценарии не только театра образовательной политики России, но и разных стран мира. Но мне всегда хотелось избежать для нашего издания участи спринтера, о котором с иронией пел Владимир Высоцкий: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся…»
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832