Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Идентификаторы и классификаторы
Эмоциональное выгорание - распространенное расстройство, приводящее к неблагоприятным последствиям для здоровья и психологии. Индекс эмоционального выгорания недавно стал использоваться в академических кругах, особенно среди подростков. Целью настоящего исследования является определение уровня эмоционального выгорания среди подростков средней школы с использованием шкалы Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) и изучение влияния связанных с этим факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, район школы, заболевания и путь обучения, на компоненты эмоционального выгорания в Марокко.
Список литературы
1. Salmela-Aro K., Savolainen H., Holopainen L. Depressive symptoms and school burnout during adolescence: evidence from two cross-lagged longitudinal studies. Journal of Youth and Adolescence. 2009;38:1316-1327. DOI: 10.1007/s10964-008-9334-3 EDN: HUVUHU
2. Frydenberg E., Lewis R., Bugalski K., Cotta A., McCarthy C., Luscombe-Smith N., et al. Prevention is better than cure: coping skills training for adolescents at school. Educational Psychology in Practice. 2004;20:117-134. DOI: 10.1080/02667360410001691053
3. Salmela-Aro K., Tynkkynen L., Vuori J. Parents’ work burnout and adolescents’ school burnout: are they shared? European Journal of Developmental Psychology. 2011;8:215-227. DOI: 10.1080/17405620903578060
4. Perez M.A., Smith J., Luquis R.R. Academic burnout among master of public health students. American Journal of Health Education. 2024;55:48-55. DOI: 10.1080/19325037.2023.2277954 EDN: FXBYDS
5. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J.E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories. European Psychologist. 2009;14:332-341. DOI: 10.1027/1016-9040.14.4.332
6. Pines A., Kafry D. Tedium in college. 1980. Accessed December 12, 2024. https://www.semanticscholar.org/paper/Tedium-in-College.-Pines-Kafry/bd981e18075119f79d98a6bdd10b276e67856232.
7. Marrakchi A., Chakit M., Elmorabit N., Kababri M.E., El Hessni A., Mes oui A. Psychological distress and coping strategies in parents of children receiving cancer therapy in Morocco - a correlational study. Contemporary Oncology/Współczesna Onkologia. 2024;28(3):260-266. DOI: 10.5114/wo.2024.144134
8. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Organizational Behavior. 1981;2:99-113. DOI: 10.1002/job.4030020205
9. Hu Q., Schaufeli W.B. The factorial validity of the Maslach Burnout Inventory - student survey in China. Psychological Reports. 2009;105:394-408. DOI: 10.2466/PR0.105.2.394-408
10. Schaufeli W.B., Martínez I.M., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A.B. Burnout and engagement in university students: a cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002;33:464-481. DOI: 10.1177/0022022102033005003 EDN: JNCXOX
11. Salmela-Aro K., Tolvanen A., Nurmi J.E. Social strategies during university studies predict early career work burnout and engagement: 18-year longitudinal study. Journal of Vocational Behavior. 2011;79:145-157. DOI: 10.1016/j.jvb.2011.01.002
12. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28-33. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020
13. Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nurmi J.E. School Burnout Inventory (SBI): reliability and validity. European Journal of Psychological Assessment. 2009;25:48-57. DOI: 10.1027/1015-5759.25.1.48
14. Herrmann J., Koeppen K., Kessels U. Do girls take school too seriously? Investigating gender differences in school burnout from a self-worth perspective. Learning and Individual Differences. 2019;69:150-161. DOI: 10.1016/j.lindif.2018.11.011
15. Pomerantz E., Altermatt E., Saxon J. Making the grade but feeling distressed: gender differences in academic performance and internal distress. Journal of Educational Psychology. 2002;94:396-404. DOI: 10.1037/0022-0663.94.2.396
16. Conger R.D., Ge X., Elder G.H., Lorenz F.O., Simons R.L. Economic stress, coercive family process, and developmental problems of adolescents. Child Development. 1994;65(2 Spec No):541-561.
17. Murberg T.A., Bru E. School-related stress and psychosomatic symptoms among Norwegian adolescents. School Psychology International. 2004;25:317-332. DOI: 10.1177/0143034304046904 EDN: JPWESV
18. Aguayo R., Cañadas G.R., Assbaa-Kaddouri L., Cañadas-De la Fuente G.A., Ramírez-Baena L., Ortega-Campos E. A Risk pro le of sociodemographic factors in the onset of academic burnout syndrome in a sample of university students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16:707. DOI: 10.3390/ijerph16050707
19. Bikar S., Marziyeh A., Pourghaz A. Affective structures among students and its relationship with academic burnout with emphasis on gender. International Journal of Instruction. 2018;11:183-194. DOI: 10.12973/iji.2018.11113a
20. Backović D.V., Zivojinović J.I., Maksimović J., Maksimović M. Gender differences in academic stress and burnout among medical students in nal years of education. Psychiatria Danubina. 2012;24(2):175-181.
21. Galán F., Sanmartín A., Polo J., Giner L. Burnout risk in medical students in Spain using the Maslach Burnout Inventory-Student Survey. International Archives of Occupational and Environmental Health. 2011;84:453-459. DOI: 10.1007/s00420-011-0623-x EDN: QPDUTC
22. Madigan D.J., Curran T. Does burnout affect academic achievement? A meta-analysis of over 100,000 students. Educational Psychology Review. 2021;33:387-405. DOI: 10.1007/s10648-020-09533-1 EDN: QFBGJX
23. Çapri B., Sönmez G.Y. Investigation of burnout scores of high school students according to socio-demographic variables, psychological symptoms and attachment styles. Journal of Human Sciences. 2013;10(2):195-218.
24. Dogan D., Dogan D. School burnout in secondary and high school students: a systematic review. Conhecimento & Diversidade. 2023;15:159-193. DOI: 10.18316/rcd.v15i40.11309 EDN: JOSMML
25. Lindfors P., Minkkinen J., Rimpelä A., Hotulainen R. Family and school social capital, school burnout and academic achievement: a multilevel longitudinal analysis among Finnish pupils. International Journal of Adolescence and Youth. 2018;23:368-381. DOI: 10.1080/02673843.2017.1389758
26. Elyadini B., Chakit M., Elkhatir A., Fitah I., Khadmaoui A. Psychological assessment of violent behaviors in schizophrenic patients followed up in My EL Hassan health center of Kenitra, Morocco. Middle East Curr Psychiatry. 2024;31:67. DOI: 10.1186/s43045-024-00456-z
27. Conger R.D., Donnellan M.B. An interactionist perspective on the socioeconomic context of human development. Annual Review of Psychology. 2007;58:175-199. DOI: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085551
28. Najman J.M., Behrens B.C., Andersen M., Bor W., O’Callaghan M., Williams G.M. Impact of family type and family quality on child behavior problems: a longitudinal study. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 1997;36:1357-1365. DOI: 10.1097/00004583-199710000-00017 EDN: HIXLHD
29. Luo Y., Wang Z., Zhang H., Chen A. The in uence of family socio-economic status on learning burnout in adolescents: mediating and moderating effects. Journal of Child and Family Studies. 2016;25:2111-2119. DOI: 10.1007/s10826-016-0400-2 EDN: HCZVBX
30. Lot S., Chakit M. Nutrition, physical activity and obesity in Moroccan high school students. Research Journal of Pharmacy and Technology. 2024;17:4867-4872. DOI: 10.52711/0974-360X.2024.00749
31. Yue C., Sun W., Ye Y. A study on the relationship between students ’ learning burnout and self-ef cacy at a Private University in Shandong province, China. The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. 2024;323-333. DOI: 10.35678/2539-5645.3(46).2024.323-333
32. Read S., Hietajärvi L., Salmela-Aro K. School burnout trends and sociodemographic factors in Finland 2006-2019. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2022;57:1659-1669. DOI: 10.1007/s00127-022-02268-0 EDN: DIDOGG
33. Ashraf D. The hidden epidemic: burnout and mental health amongst medical students. Surgo. 2024;1. DOI: 10.36399/Surgo.1.297
34. Yassine Y., Chakit M., Belkhaoud M., Lamrioui D., Nimour A., Aouane E.M. Psychometric properties and usefulness of the Maslach Burnout Inventory-Student Survey among secondary school adolescents in Morocco. Multidisciplinary Reviews. 2025;8:e2025319. DOI: 10.31893/multirev.2025319
35. Marrakchi A., Chakit M., Obtel M., Ouasmani F., Qouhafa M., Elmorabit N., et al. Factor structure and measurement invariance by gender of the GHQ12 scale among parents of children with cancer. Immunopathologia Persa. 2025;11:e43842. DOI: 10.34172/ipp.2025.43842
36. Bentler P.M., Mooijaart A. Choice of structural model via parsimony: a rationale based on precision. Psychological Bulletin. 1989;106:315-317. DOI: 10.1037/0033-2909.106.2.315 EDN: HKEIUF
37. McDonald R.P., Ho M.H.R. Principles and practice in reporting structural equation analyses. Psychological Methods. 2002;7:64-82. DOI: 10.1037/1082-989X.7.1.64
38. Hu L., Bentler P.M. Fit indices in covariance structure modeling: sensitivity to underparameterized model misspeci cation. Psychological Methods. 1998;3:424-453. DOI: 10.1037/1082-989X.3.4.424
39. Schaufeli W.B., Martínez I.M., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A.B. Burnout and engagement in university students: a cross-national study. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002;33:464-481. DOI: 10.1177/0022022102033005003 EDN: JNCXOX
40. Finney S.J., DiStefano C. Nonnormal and categorical data in structural equation modeling. In: Hancock G.R., Mueller R.O., eds. Structural Equation Modeling: A Second Course. 2nd ed. Charlotte, NC, US: IAP Information Age Publishing; 2013:439-492.
41. Pérez-Mármol J.M., Brown T. An examination of the structural validity of the Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) using the Rasch Measurement Model. Health Professions Education. 2019;5:259-274. DOI: 10.1016/j.hpe.2018.05.004
42. Gebregergis W.T., Beraki F., Michael M., Ahmedin M., Debesay N., Atoshm T., et al. Factors in uencing academic achievement among college students: the in uence of emotional intelligence, student engagement and demographics. European Journal of Psychology of Education. 2023;6:181-193. DOI: 10.12973/ejper.6.4.181
43. Benchelha H., Chakit M., Mouilly M., Nadir K., Barkaoui M., Moustaine A., et al. Gender and body mass index difference in aerobic capacity: a study in Moroccan high school students. International Tinnitus Journal. 2023;27:198-202. DOI: 10.5935/0946-5448.20230030 EDN: KRQXOZ
44. Nadon L., Morin A.J.S., Gilbert W., Olivier E., Salmela-Aro K. Developmental heterogeneity of school burnout across the transition from upper secondary school to higher education: a 9-year follow-up study. Journal of School Psychology. 2024;107:101385. DOI: 10.1016/j.jsp.2024.101385 EDN: JFKOJJ
45. Walburg V. Burnout among high school students: a literature review. Children and Youth Services Review. 2014;42:28-33. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.03.020
46. Bagnall C.L., Fox C.L., Skipper Y., Old eld J. Evaluating a universal emotional-centred intervention to improve children’s emotional well-being over primary-secondary school transition. Advances in Educational Research and Evaluation. 2021;2:113-126. DOI: 10.25082/AERE.2021.01.003
47. Lee M.Y., Cho S., Huy V.N., Lee S.M. A multilevel analysis of change in emotional exhaustion during high school: focusing on the individual and contextual factors. Current Psychology. 2021;40:5648- 5657. DOI: 10.1007/s12144-020-00869-z EDN: JOGQIS
48. Wu W., Liu Y., Yu L., Guo Z., Li S., Guo Z., et al. Relationship between family socioeconomic status and learning burnout of college students: the mediating role of subjective well-being and the moderating role of resilience. Frontiers in Psychology. 2022;13:844173. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.844173 EDN: UMOJXE
49. Yassine Y., Chakit M., Belkhaoud M., Elharas K., Lamrioui D., Nimour A., Aouane E.M. The role of physical activity to mitigate academic burnout among Moroccan adolescents. International Journal of Body, Mind and Culture. 2025;12:164-174. DOI: 10.61838/rmdn.ijbmc.11.7.2
50. Mirzoyan V.K.H., Mikaelyan M.Y. Factors of the manifestation of professional burnout and ef ciency of teachers in online learning. Modern Psychology. 2022;5:83-91. DOI: 10.46991/SBMP/2022.5.1.083 EDN: CEVOVX
51. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout. Annual Review of Psychology. 2001;52:397-422. DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.397
52. Benchelha H., Chakit M., Ahami A.O.T., Bikjdaouene L. Aerobic capacity, attention and well-being in obese and normal adolescents. Radiologia i Onkolojia. 2023;17(12):859-865.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В последние годы отмечается увеличение уровня эмоциональной напряженности и социальной тревожности среди студенческой молодежи, в том числе в Российской Федерации, что обусловливает необходимость изучения механизмов восприятия угроз и формирования субъективных представлений о личной безопасности в студенческой среде. Цель. Исследование направлено на раскрытие содержания и установление факторов субъективно воспринимаемой личной безопасности студентов российских вузов. Методология, методы и методики. Эмпирическую базу исследования составили собранные в рамках смешанной методологии последовательного типа (qual-QUANT) качественные (12 интервью, целевой отбор) и количественные (n = 415, квотный отбор) данные на выборке студентов трех российских вузов. Результаты. В большей степени студенты опасаются прямых угроз жизни и физическому здоровью, затем - угроз ментальному благополучию, и меньше всего их волнуют отложенные угрозы, связанные с воздействием внешнесредовых (экологических) факторов риска на здоровье. Подтверждено наличие гендерного разрыва в субъективном восприятии угроз жизни и здоровью. Для изучаемой группы характерен высокий уровень субъективно оцениваемой защищенности от внешних угроз, восприятие своей жизни как стабильной и предсказуемой. Кластерный анализ позволил выделить три группы студентов по критерию субъективной личной безопасности: ощущающие себя в безопасности (39 %); ощущающие себя в небезопасности (16 %); ощущающие себя в неопределенном состоянии (45 %). Обнаружено, что студенческая молодежь воспринимает непредсказуемые и слабо контролируемые события наиболее угрожающими их жизни и здоровью, но ответственность за обеспечение безопасности возлагает чаще на себя, а не на социальные институты и государство. Научная новизна. Исследование ставит под сомнение тезис о доминировании алармистских настроений среди российской молодежи и интенсивном распространении страхов за собственную безопасность. Теоретическая концептуализация субъективного восприятия безопасности расширяет подходы и формирует основу для дальнейших исследований. Практическая значимость. Исследование предоставляет данные для совершенствования программ в сфере здоровья и адаптации уязвимых групп к рискогенной среде.
Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе. Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление». Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов. Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3-40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе - прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2-33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале). Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.
Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращатьЦель - выявить трудности одаренных школьников - участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию. Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники - участники олимпиад РФ. Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины. Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов. Цель - анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов. Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975-2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии. Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций. Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.
Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование. Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений. Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/