Одним из актуальных направлений региональной политики Китая, реализуемой на территории северо-восточной приграничной с Россией провинции Цзилинь, выступает демографический вектор. Целью статьи является рассмотрение китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. Статистический метод исследования предоставил возможность охарактеризовать современные показатели численности населения провинции, а системный метод — рассмотреть особенности формирования и реализации системы управления длительным сбалансированным демографическим развитием провинции Цзилинь.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-3-51-59
Характеризуя показатели демографического развития провинции Цзилинь за 2021—2023 гг., стоит отметить, что в 2021 г. общая численность населения провинции Цзилинь составила 23 754 000 человек, из которых 15 млн являлись жителями городов. Уровень урбанизации в 2021 г. достиг 63,36 %. В 2022 г. население провинции Цзилинь достигло 23 477 000 человек, из которых 14 961 000 городских жителей при уровне урбанизации 63,73 %. В настоящее время в провинции насчитывается 23 394 тыс. человек.
Список литературы
1. Дудченко Г. Б. Хозяйственная специализация и перспективы развития города Яньцзи (Яньбань - Корейский ав тономный округ провинции Цзилинь, КНР) // Гуманитарное знание - конструктивная основа благополучия общества. 2023. С. 91-95.
2. Казаков Г. К. Политическая система провинции Цзилинь: особенности кадровой ротации высшего звена провинциального руководства // Востоковедные исследования на Алтае. 2019. № 13. С. 90-96.
3. Макеева С. Б. История демографического развития китайской провинции Хэйлунцзян (1970-2020) // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2023. № 2. С. 17-23. https://doi.org/10.18287/2542-0445 2023-29-2-17-23
4. Макеева С. Б. Отражение проблем семьи, материнства и детства в социальной рекламе Китая (регионоведческий аспект) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 1 (44). С. 19-29. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2018-1/19-29
5. Ван Пин. Цзилинь син жэнькоу фачжань чжуанкуан юй вэйлай цюйши (Современное состояние и будущие тенденции демографического развития провинции Цзилинь) // Жэнькоу сюэ кань (Демография). 1981. № 3. С. 3-7 (на кит. яз.).
6. Цзилинь син жэнькоу фачжань яньбянь цюйши дэ фэньсин фэньси (Фрактальный анализ тенденций демографического развития провинции Цзилинь) / Ли Мин, У Чжэнфан, Чжан Ляньчжи, Цзун Шэнвэй, Ду Хайбо // Шаньси шифань дасюэ сюэбао (Педагогический университет Шаньси (Издание по естественным наукам)). 2012. № 3. С. 88-91 (на кит. яз.).
7. Ли Сюлин, Ли Чэнгу. Цзилинь син жэнькоу фэньсин дэ лилунь цзеси (Теоретический анализ фрактала населения провинции Цзилинь) // Дандай цзинцзи яньцзю (Современные экономические исследования). 2010. № 6. С. 53-55 (на кит. яз.).
8. Лю Жумэй, Лю Цинжуй. Жэнькоу бяньдун дуй дунбэй дицюй цзинцзи цзэнчжан дэ инсян яньцзю (Исследование влияния демографических изменений на экономический рост в Северо-Восточном Китае) // Чжунго жэнькоу кэсюэ (Китайская демографическая наука). 2021. № 5. С. 63-76 (на кит. яз.).
9. Чоу Фанъин, Юй Шисян. Дандай Цзилинь цзяньшэ (Современное строительство Цзилиня). Чанчунь, 1989. 283 с. (на кит. яз.).
10. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди и хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 1. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637625.pdf (на кит. яз.).
11. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди эр хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 2. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/zsjg/tjj/xxgkmlqy/202211/t20221125_8637629.html (на кит. яз.)
12. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди сань хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 3. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637646.pdf (на кит. яз.).
13. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди сы хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 4. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: http://tjj.jl.gov.cn/tjsj/tjgb/pcjqtgb/202105/t20210524_8079066.html (на кит. яз.).
14. Цзилинь шэн вэйшэн цзянькан вэй «цюаньчэ луоши юхуа шэнъюй чжэнцэ цуцзинь жэнькоу чанци цзюньхэн фачжань шиши фанъань шиши сицзэ (чжэнцю ицзянь гао)» чжэнцэ цзеду. Цзилинь шэн вэйшэн цзянькан вэйюань хуэй (Интерпретация курса «Оптимизация политики рождаемости в провинции Цзилинь для содействия долгосрочному сбалансированному развитию населения». Комитет по делам здравоохранения провинции Цзилинь). URL: http://wsjkw.jl.gov.cn/hdjl/yjzj/202212/t20221202_8642854.html (на кит. яз.).
15. Чжунго Цзилинь шэн вэй Цзилинь син жэньминь чжэнфу иньфа «цюаньюй юхуа шэнъюй чжэнцэ цуцзинь жэнькоу чанци цзюньхэн фачжань шиши фанъань». Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Провинциальный комитет Коммунистической партии Китая в Цзилине и Народное правительство провинции Цзилинь опубликовали План оптимизации политики рождаемости в провинции Цзилинь для содействия долгосрочному сбалансированному развитию населения). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj/202112/t20211223_8331737.html (на кит. яз.).
16. Цзилинь син жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Положение о народонаселении и планировании семьи в провинции Цзилинь. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/dffg/202306/t20230626_2387190.html (на кит. яз.).
17. Дуй шэн чжэнсе чжуаньмэнь вэйюаньхуэй ди 2023Z1 хао тянь цзяньи дэ дафу цзи вэй фуи цзы 53 хао. Цзилинь син жэньминь чжэнфу (Ответ на предложение Провинциального комитета Народного политического консультативного совета Китая по демографическим ресурсам и окружающей среде. 2023, № 53. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/zcbm/fgw_98077/xxgkmlqy/202312/t20231201_8846152.html (на кит. яз.).
18. Чжунгун Цзилинь шэн вэй Цзилинь син жэньминь чжэнфу гуаньюй цзяцян синь шидай лаолин гунцзо дэ ши ши ицзянь. Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Замечания Провинциального комитета Коммунистической партии Китая в Цзилине и Народного правительства провинции Цзилинь по усилению работы в отношении стареющего населения в новую эпоху. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj 202204/t20220408_8431075.html (на кит. яз.)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Российское законодательство определяет сбалансированное пространственное развитие страны как государственную задачу, реализация которой связана в том числе с энергетической сбалансированностью российских регионов. В России наблюдается значительная межрегиональная дифференциация по уровню энергообеспеченности энергетическими активами, которая, в свою очередь, связана с внутренней энергетической несбалансированностью регионов. Целью исследования является осуществление анализа энергозависимости и энергообеспеченности регионов, которые создают региональные проблемы в области энергоразвития территорий, а также определение возможных путей их преодоления посредством принятия стратегических решений со стороны органов государственной власти.
Рыночный механизм саморегулирования предполагает стремление спроса и предложения к сбалансированности. Региональный рынок труда не является исключением. Равновесие отражает лишь количественное соотношение спроса и предложения. Качественный аспект сбалансированности рынка труда устанавливает соответствие профессионально-квалификационных качеств работника требованиям должности. Поскольку рынок труда представляет собой сложную систему отношений, то для его изучения используется объектно-ориентированная декомпозиция, позволяющая разделить систему, избрав в качестве критерия принадлежность ее элементов к различным абстракциям данной проблемной сферы.
Данная статья носит научно-теоретический характер и посвящена рассмотрению каналов рекрутации молодежи в политические элиты современного российского общества. В работе проанализировано понятие рекрутации элит, представлены основные аспекты теории политических элит, выделены перспективные направления исследования, дающие возможность сравнительного изучения универсальных для ряда стран каналов рекрутации молодежи во власть, а также каналов, характерных для российского общества. Материалом для анализа послужили научные статьи ряда исследователей в области изучения властных групп.
Современная цифровая трансформация является инструментом стратегического управления и призвана управлять комплексной модернизацией предприятия с целью сохранения и повышения его конкурентоспособности в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. В то же время не осуществляется сквозная автоматизация производственных процессов планирования и реализации цифровой трансформации с учетом влияния изменчивости бизнес-среды, ее мониторинга и реакции на такие изменения. Подходы к управлению цифровой трансформацией теряют свою актуальность, не успевают за изменениями бизнес-среды, не учитывают текущие тенденции, а новые подходы требуют значительных вычислительных затрат. Эти обстоятельства делают актуальным задачу цифровизации процесса управления цифровой трансформацией в современных условиях. Целью настоящего исследования является попытка сформулировать функциональную архитектуру информационной системы управления цифровой трансформацией. Предметом исследования являются процессы цифровизации управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий. В исследовании выполнен краткий анализ современных подходов к автоматизации цифровой трансформации, обоснована актуальность цифровизации процессов ее управления, определены методы, на основе которых она должна функционировать, а также границы ее применения, предложена функциональная архитектура и варианты ее реализации. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, организаций в предметной области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза, экономико-математического и организационно-экономического моделирования, оптимального управления, принятия решений в условиях неопределенности, экспертного оценивания альтернатив и др. Научная новизна исследования состоит в определении новых принципов автоматизации управления и реализации цифровой трансформации, позволяющих своевременно и оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, прогнозировать их последствия. Практическая ценность состоит в возможности применения этих принципов при реализации цифровой трансформации для оперативного фиксирования и оценивания изменений внешней бизнес-среды, прогнозирования последствий таких изменений, сравнения различных траекторий реализации цифровой трансформации (с учетом прогностики), выбора оптимального варианта, повышения эффективности цифровой трансформации и, следовательно, общей эффективности коммерческой компании.
Статья подготовлена по материалам изучения особенностей развития системы высшего образования в российских регионах в период с 2002 по 2020 г. Проанализированы государственные инструменты трансформации системы высшего образования, которые оказывают влияние на формирование образовательного потенциала молодого населения региона. Анализ распределения численности студентов высшего образования между регионами России показал пространственные диспропорции в охвате молодого поколения высшим профессиональным образованием, а присутствие на территории региона опорного университета обеспечивает рост накопления образовательного потенциала.
Статья посвящена изучению влияния университетов на развитие регионов. Объектом исследования являются участники проекта «Научно-исследовательские университеты» в Сибирском федеральном округе и соответствующие регионы. В исследовании использован корреляционный анализ данных мониторинга вузов за 2012—2021 гг. и показателей развития регионов за 2010—2021 гг. Анализ показал положительное влияние качества приема в научно-исследовательские университеты (НИУ) на численность населения и инновационные разработки в долгосрочной перспективе, связь ВРП и инновационной деятельности с научно-исследовательской работой вузов. Исследование подтвердило гипотезу о влиянии университетов со статусом НИУ на развитие регионов.
Ускоренное развитие восточных регионов является одной из приоритетных задач регионального управления. Это обусловлено значимой ролью Сибири как «кладовой» природных ресурсов и «центра» взаимосвязи Запада, Востока и Юга Евразии. Для совершенствования пространственного развития Сибири на территории Сибирского федерального округа сформированы Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский макрорегионы, призванные обеспечить ускоренное освоение ее территорий. В качестве механизма реализации намеченных целей предлагается межрегиональная интеграция макрорегионов, основными направлениями которой выступают межрегиональные производственные кластеры, совместные инвестиционные проекты, межрегиональные ассоциации. Новизной исследования является сравнение экономических потенциалов макрорегионов и обоснование инструментов регионального управления для их межрегиональной интеграции. Результаты исследования доказывают эффективность механизма межрегиональной интеграции на уровне макрорегионов.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832