Статья подготовлена по материалам изучения особенностей развития системы высшего образования в российских регионах в период с 2002 по 2020 г. Проанализированы государственные инструменты трансформации системы высшего образования, которые оказывают влияние на формирование образовательного потенциала молодого населения региона. Анализ распределения численности студентов высшего образования между регионами России показал пространственные диспропорции в охвате молодого поколения высшим профессиональным образованием, а присутствие на территории региона опорного университета обеспечивает рост накопления образовательного потенциала.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-3-28-39
В качестве основных показателей базы данных исследования были выбраны статистические источники информации Росстата, которые позволяют составить временной ряд наблюдения социальных и экономических показателей в разрезе регионов с 2002 по 2021 г. Сравнительный анализ регионов России проводится на основании расчета приращения наблюдаемых показателей — экономического (ВРП на душу населения) и социального (численность студентов организаций высшего образования на 10 000 человек) по отношению к базовому 2010 г. В исследовании представляют интерес отдельные годы наблюдения — 2002 г., 2010 г., 2016—2018 гг. и 2021 г., когда может проявиться влияние факторов на развитие региона и опорного вуза в нем: например, демографических или институциональных.
Список литературы
1. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 3. С. 2000-2010. https://doi.org/10.15 372/PEMW20180305
2. Романенко К. Р., Лисюткин М. А. Университетские объединения в России: четыре волны образовательной политики // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 3. С. 112-120.
3. Антонова Н. Л., Сущенко А. Д., Попова Н. Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31-58. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
4. Данейкин Ю. В., Иванова О. П., Зарецкая А. С. Влияние университетов на демографическое и социальное развитие регионов и рынок труда // Вопросы региональной экономики. 2021. Т. 3, № 48. С. 31-43. https://doi.org/10.21499/2078-4023-48-3-31-43
5. Попов А. А., Глухов П. П. Влияние университетов на демографическое и социальное развитие регионов и рынок труда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 75-87. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87
6. Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Место и роль вузов в инновационном развитии регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 12 (435). С. 213-230. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2018-4-3-213-230
7. Пациорковский В. В., Крухмалева О. В. Образование в цифровом обществе: региональный аспект // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 3. С. 419-431. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-419-431
8. Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возмож ные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 29-40. https://doi.org/10995/53264/1/UM_2015_6_004
9. Фрумин И. Д., Лешуков О. В. Типологизация региональных систем высшего образования в России // Федеральный справочник. Образование в России [информационно-аналитическое издание]. М. : АНО «Центр стратегических программ», 2016. Т. 11. С. 123-126.
10. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации / М. Ю. Барышникова, Е. В. Вашурина, Э. А. Шарыкина, Ю. Н. Сергеев, И. И. Чиннова // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8-43. https://doi.org/10.17323/1814 9545-2019-1-8-43
11. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 45-56.
12. Передерий М. В., Боровая Л. В. Региональные кластеры как инновационные системы: роль университетов // Друкеровский вестник. 2019. № 4. С. 286-296. https://doi.org/10.17213/2312-6469-2019-4-286-296
13. Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. 1 // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 9-48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-9-48
14. Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Овчинников М. Н. О некоторых подходах к разработке типологии российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4/5. С. 21-27.
15. Константинова А. В. Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. 2017. С. 16-22.
16. Проект «Национальный исследовательский университет» - драйвер российского высшего образования / А. В. Берестов, А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский, С. В. Киреев, С. М. Садчиков // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 22-34. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-22-34
17. Суровицкая Г. В. Сравнительная конкурентоспособность опорных университетов России // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4 (110). С. 63-75.
18. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 году / И. В. Аржанова, А. Б. Воров, Д. О. Дерман, Э. А. Дьячкова, А. В. Клягин // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 11-21. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.045
19. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 05.06.2024).
20. Поташева О. В., Морошкина М. В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, № 2. С. 38-48. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-2-38-48
21. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н. К. Габдрахманов, Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян, О. В. Лешуков // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88-116. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-88-116
22. Габдрахманов Н. К., Никифорова Н. Ю., Лешуков О. В. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России // Современная аналитика образования. 2019. № 5 (26). С. 4-42.
23. Образовательная миграция в регионах России : статистический подход / Е. А. Питухин, О. А. Зятева, Л. В. Щеголева, В. Е. Соколов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8-9. С. 48-69. https://doi.org/10.31992/0869 3617-2023-32-8-9-48-69
24. Рудаков В. Н. Региональные различия в результативности трудоустройства выпускников вузов : информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. М. : НИУ ВШЭ, 2021. № 2. С. 9.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Российское законодательство определяет сбалансированное пространственное развитие страны как государственную задачу, реализация которой связана в том числе с энергетической сбалансированностью российских регионов. В России наблюдается значительная межрегиональная дифференциация по уровню энергообеспеченности энергетическими активами, которая, в свою очередь, связана с внутренней энергетической несбалансированностью регионов. Целью исследования является осуществление анализа энергозависимости и энергообеспеченности регионов, которые создают региональные проблемы в области энергоразвития территорий, а также определение возможных путей их преодоления посредством принятия стратегических решений со стороны органов государственной власти.
Рыночный механизм саморегулирования предполагает стремление спроса и предложения к сбалансированности. Региональный рынок труда не является исключением. Равновесие отражает лишь количественное соотношение спроса и предложения. Качественный аспект сбалансированности рынка труда устанавливает соответствие профессионально-квалификационных качеств работника требованиям должности. Поскольку рынок труда представляет собой сложную систему отношений, то для его изучения используется объектно-ориентированная декомпозиция, позволяющая разделить систему, избрав в качестве критерия принадлежность ее элементов к различным абстракциям данной проблемной сферы.
Данная статья носит научно-теоретический характер и посвящена рассмотрению каналов рекрутации молодежи в политические элиты современного российского общества. В работе проанализировано понятие рекрутации элит, представлены основные аспекты теории политических элит, выделены перспективные направления исследования, дающие возможность сравнительного изучения универсальных для ряда стран каналов рекрутации молодежи во власть, а также каналов, характерных для российского общества. Материалом для анализа послужили научные статьи ряда исследователей в области изучения властных групп.
Одним из актуальных направлений региональной политики Китая, реализуемой на территории северо-восточной приграничной с Россией провинции Цзилинь, выступает демографический вектор. Целью статьи является рассмотрение китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. Статистический метод исследования предоставил возможность охарактеризовать современные показатели численности населения провинции, а системный метод — рассмотреть особенности формирования и реализации системы управления длительным сбалансированным демографическим развитием провинции Цзилинь.
Современная цифровая трансформация является инструментом стратегического управления и призвана управлять комплексной модернизацией предприятия с целью сохранения и повышения его конкурентоспособности в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. В то же время не осуществляется сквозная автоматизация производственных процессов планирования и реализации цифровой трансформации с учетом влияния изменчивости бизнес-среды, ее мониторинга и реакции на такие изменения. Подходы к управлению цифровой трансформацией теряют свою актуальность, не успевают за изменениями бизнес-среды, не учитывают текущие тенденции, а новые подходы требуют значительных вычислительных затрат. Эти обстоятельства делают актуальным задачу цифровизации процесса управления цифровой трансформацией в современных условиях. Целью настоящего исследования является попытка сформулировать функциональную архитектуру информационной системы управления цифровой трансформацией. Предметом исследования являются процессы цифровизации управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий. В исследовании выполнен краткий анализ современных подходов к автоматизации цифровой трансформации, обоснована актуальность цифровизации процессов ее управления, определены методы, на основе которых она должна функционировать, а также границы ее применения, предложена функциональная архитектура и варианты ее реализации. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, организаций в предметной области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза, экономико-математического и организационно-экономического моделирования, оптимального управления, принятия решений в условиях неопределенности, экспертного оценивания альтернатив и др. Научная новизна исследования состоит в определении новых принципов автоматизации управления и реализации цифровой трансформации, позволяющих своевременно и оперативно реагировать на изменения бизнес-среды, прогнозировать их последствия. Практическая ценность состоит в возможности применения этих принципов при реализации цифровой трансформации для оперативного фиксирования и оценивания изменений внешней бизнес-среды, прогнозирования последствий таких изменений, сравнения различных траекторий реализации цифровой трансформации (с учетом прогностики), выбора оптимального варианта, повышения эффективности цифровой трансформации и, следовательно, общей эффективности коммерческой компании.
Статья посвящена изучению влияния университетов на развитие регионов. Объектом исследования являются участники проекта «Научно-исследовательские университеты» в Сибирском федеральном округе и соответствующие регионы. В исследовании использован корреляционный анализ данных мониторинга вузов за 2012—2021 гг. и показателей развития регионов за 2010—2021 гг. Анализ показал положительное влияние качества приема в научно-исследовательские университеты (НИУ) на численность населения и инновационные разработки в долгосрочной перспективе, связь ВРП и инновационной деятельности с научно-исследовательской работой вузов. Исследование подтвердило гипотезу о влиянии университетов со статусом НИУ на развитие регионов.
Ускоренное развитие восточных регионов является одной из приоритетных задач регионального управления. Это обусловлено значимой ролью Сибири как «кладовой» природных ресурсов и «центра» взаимосвязи Запада, Востока и Юга Евразии. Для совершенствования пространственного развития Сибири на территории Сибирского федерального округа сформированы Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский макрорегионы, призванные обеспечить ускоренное освоение ее территорий. В качестве механизма реализации намеченных целей предлагается межрегиональная интеграция макрорегионов, основными направлениями которой выступают межрегиональные производственные кластеры, совместные инвестиционные проекты, межрегиональные ассоциации. Новизной исследования является сравнение экономических потенциалов макрорегионов и обоснование инструментов регионального управления для их межрегиональной интеграции. Результаты исследования доказывают эффективность механизма межрегиональной интеграции на уровне макрорегионов.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832