В контексте проблематики конструктивизации социально-политического потенциала российского гражданского общества анализируются ценности представителей отечественного сектора негосударственных некоммерческих организаций (далее - ННКО).
Цель исследования - выявить различия «ценностных профилей» современных российских обывателей и представителей ННКО, особое внимание уделив характеристике особенностей ценностных ориентиров представителей третьего сектора и их мотивации сотрудничать с властью в вопросах инициирования и реализации социально-политических инициатив.
Методы исследования: сравнительный анализ, диагностика ценностей по методике Ш. Шварца, метод фокус -группы, глубинное интервью, теория поколений.
Ценностный профиль представителей ННКО имеет сходства и отличия от ценностного профиля российских обывателей. Сходства: ориентация на открытость к изменениям, активность. Различия: склонность к альтруизму, менее выраженное стремление к гедонизму и индивидуализму среди предпочитаемых ценностей. Исследование методом фокус-группы и глубинного интервью позволило выявить ряд особенностей «ценностного поля» представителей российского ННКО-сектора. Среди этих особенностей: недостаточная четкость представления волонтеров ННКО (особенно молодого поколения) о некоторых традиционных ценностях российской государственности; убеждение в том, что ННКО оказывают влияние на политическую сферу; суждения о недостаточности доверия власти к ННКО в аспекте допуска этих организаций в сферу публичной политики; оценка текущей государственной политики как недостаточно стратегичной в аспекте стимулирования конструктивных социально-политических инициатив ННКО.
Выявленные особенности менталитета представителей ННКО дают основание для предположения о целесообразности воздействия государства на их ценности в аспектах: «подтягивания» менталитета лидеров, сотрудников и волонтеров общественных организаций к единым ценностям российской государственности и единообразному толкованию этих ценностей; развитие мотивации представителей ННКО-сектора добровольно и последовательно придерживаться этих ценностей; стимулирование государством политико-правовых практик конструктивной реализации ННКО социально-политического функционала.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Содействие развитию социально ориентированных некоммерческих организаций является одной из задач долгосрочного социально-экономического развития России. Для решения этой задачи, на сегодняшний день сделано многое. Весомую государственную поддержку получают НКО-поставщики социальных услуг. АНО «Фонд президентских грантов по развитию гражданского общества» (далее: ФПГ) начиная с 2017 года еже-годно распределяет миллиарды рублей на реализацию проектных инициатив организаций третьего сектора.
Список литературы
1. Baker, W. & Inglehart, R. (2020). Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values. American Sociological Review, 65 (1), 19-51. DOI: 10.2307/2657288
2. Bozeman, B. & Sarewitz, D. (2011). Public Value Mapping and Science Policy Evaluation. Minerva, 49, 1-23. DOI: 10.1007/s11024-011-9161-7 EDN: ELUGYM
3. van Gestel, N., Ferlie, E. & Grotenbreg, S. (2023). A Public Value Strategy for Sustainable Development Goals: Transforming an Existing Organization? British Journal of Management, 35 (2), 1-17. DOI: 10.1111/1467-8551.12742 EDN: YJUXFY
4. Jo, S. & Meier, K. J. (2024). Public Perceptions of the Administrative Values Tradeoff: Bureaucratic and Democratic Ethos. Public Administration, 1(21), 1-21. DOI: 10.1111/padm.13041
5. Lönnqvist, Ja. E. & Ilmarinen, V. (2024). Basic Personal Values and Vote Choice in 20 European Countries. European Journal of Personality, Vol. 0(0), 1-16. DOI: 10.1177/08902070241296979 EDN: HWYHSK
6. Meynhardt, T. (2021). Public Value is Knowable, Public Value Creation is Not. Administration & Society, 53(10), 1631-1642. DOI: 10.1177/00953997211053500 EDN: GGGLNV
7. Pevnaya, M. V. (2024). Social Participation as a Theoretical Concept and Social Phenomenon. Changing Societies & Personalities, 8(1), 5-13. DOI: 10.15826/csp.2024.8.1.260 EDN: FHFZRW
8. Piatak, J. & Jensen, C. (2024). Public Values and Sector Service Delivery Preferences: Public Preferences on Contracting from Simple to Complex Human Services. Public Administration Review, 84(5), 948-965. DOI: 10.1111/puar.13794 EDN: GRGRCY
9. Schwartz, S. H. (1992). Universals in content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. Advances in Experimental Social Psychology, Vol. 25, 1-65. DOI: 10.1016/s0065-2601(08)60281-6
10. Witesman, E. M., Walters, L. & Christensen, R. K. (2023). Creating a Public Service Topology: Mapping Public Service Motivation, Public Service Ethos, and Public Service Values. Public Administration, 102(2), 540-579. DOI: 10.2307/2657288
11. Yazici, A. M. & Öztirak, M. (2023). The Mediator Role of the Organizational Culture in the Relationship between Charismatic Leadership and Corporate Reputation. Organizacija, 56(3), 247-264. DOI: 10.2478/orga-2023-0017 EDN: ZMYXJO
12. Борисова, Н. В., Воронова, К. А. (2015). Ценностные ориентации граждан современной России в контексте проблемы качества политических институтов демократии (на примере Пермского края). Вестник Пермского университета. Политология, 4, 110-126. EDN: VBWZFZ
13. Григорьева, Н. С., Малинова, О. Ю., Мельвиль, А. Ю. и др. (2018). Государственная состоятельность и траектории режимных трансформаций. Государственная политика и управление. Аспект-Пресс.
14. Клюс, А. Г., Гужеля, Д. Ю. (2023). Сообщества возможностей: к вопросу о формировании моделей активизации различных объединений. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки, 16 (6), 1024-1032. EDN: EIORJI
15. Магун, В. С. (2023). Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006-2021 годы. Социологические исследования, 12, 44-58. EDN: RIAJNU
16. Пушкарева, Г. В. (2018). Менеджмент публичных ценностей: можно ли говорить об аксиологическом повороте в государственном управлении. Государственное управление. Электронный вестник, 68, 312-329. DOI: 10.24411/2070-1381-2018-00044 EDN: SAKXXQ
17. Сморгунов, Л. В. (2022). Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмент к управлению публичной политикой. Политическая наука, 3, 100-121. DOI: 10.31249/poln/2022.03.05 EDN: CVDNKD
18. Страдзе, А. Э. (2013). Парадоксальность социальной активности в российском обществе. Гуманитарий Юга России, 1, 44-56. EDN: RFRZEL
19. Федотова, В. А. (2024a). Гражданская и этническая идентичность россиян: роль ценностей в их формировании. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 47 (1), 131-149. EDN: CDOTEQ
20. Федотова, В. А. (2024b). Социокультурные детерминанты становления гражданской идентичности россиян. Россия и современный мир. 3 (124), 194-209.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования обладает высокой значимостью в условиях гибридного противостояния России и «коллективного Запада», включающего не только экономические, военно-политические, информационные способы воздействия, но и символические инструменты давления. Курс на всестороннее укрепление государственного суверенитета Российской Федерации предполагает в том числе отстаивание цивилизационной самостоятельности российского общества, что меняет содержательное наполнение самого понятия «суверенитет» и смещает акценты на независимое социолингвистическое развитие всех тех, кто владеет русским языком как коммуникативным кодом страны. В то же время заимствования в русском языке в отечественном академическом сообществе пока не стали предметом многосторонней и трансдисциплинарной исследовательской разработки.
Цель исследования состоит в осмыслении языковых составляющих культурного суверенитета, связанных с формированием языкового устройства российского общества на собственной культурно-ценностной основе.
Методы и результаты: аналитическая модель, включающая уровни анализа в поле лингвистики: семантический, синтаксический, социолингвистический, прагматический; анализ программных документов, описательные процедуры частотности ряда иностранных заимствований в центральных СМИ (Национальный корпус русского языка); вторичный анализ результатов социологического опроса ВЦИОМ «Русский язык: развитие, обогащение, распространение» (март 2021 года, n=1600).
Процессы иноязычных заимствований - вызовы культурной безопасности страны; противодействие им может быть выражено в создании институциональной среды наибольшего благоприятствования для русского языка.
Анализируются ключевые характеристики политического класса (структура, функции, модели позиционирования и взаимодействия с населением) в современном государстве с точки зрения экспертов, специализирующихся в области изучения институциональных аспектов политики. Цель исследования - выявить специфику взглядов ведущих отечественных политологов на изменения политического класса в государствах в контексте развертывания процессов постглобализации. Проведенный в декабре 2024 г. экспертный опрос (метод нестандартизованного интервью), участниками которого стали ведущие российские политологи, представляющие академическую и университетскую науку, преподающие в ведущих университетах России, был посвящен оценке трансформации политического класса в условиях постглобализации, когда заметно меняется роль государства. Проведен сравнительный анализ представлений экспертов об особенностях состояния и функционирования политического класса в ряде стран. Российские политологи различают категории «политический класс», «политическая элита», «властвующая элита», «правящая элита», «правящий класс» и т. д., однако предпочитают использовать второй термин. Экспертные интервью показали, что среди ученых существуют расхождения в представлениях о структурировании современного политического класса. Некоторые эксперты убеждены, что реальной политической властью обладают социальные группы, которые не представлены непосредственно в управленческих структурах. Отмечена разнонаправленность тенденций в развитии элитных групп в различных государствах. Отмечаются проблемы со способностью национально-государственной элиты реализовывать в своей деятельности интересы собственного государства в условиях сохранения политического и экономического влияния глобальных элит и вынужденной потери части суверенитета странами, входящими в международные организации.
Целью исследования является выявление особенностей, форматов переговоров и направлений политического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Рассматривается роль внутригосударственных, межгосударственных и региональных институтов по урегулированию противоборства и заключению мирного договора между странами. Использование в статье в качестве методологии исследования симбиоза системного методологического и неоинституционального подходов способствовало выявлению того, что в изменившихся геополитических условиях, прекращения существования Нагорно-Карабахской республики и интеграции региона в состав Азербайджана, произошла существенная трансформация конфликта, а на повестку дня вышел вопрос его окончательного политического урегулирования. Анализ причин современного противостояния, отношений между Арменией и Азербайджаном, участие в конфликте внерегиональных акторов позволяет сделать вывод о том, что его урегулирование не представляется возможным в прежних форматах и диалоговых площадках. Переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию проходят в рамках двух конкурирующих треков: постсоветскому (российскому) и западному (европейскому).
В работе анализируются направления и возможности послевоенного решения конфликта, которые в общем виде можно представить в виде трех групп вопросов: делимитация и демаркация границ, открытие транспортных коммуникаций между странами, включая вопрос статуса Зангезурского коридора, проблема реинтеграции армян Нагорного Карабаха. В исследовании показаны возможные сценарии дальнейшего развития конфликта. Автор статьи приходит к выводу, что отсутствию решения конфликта способствуют различные вопросы самого процесса урегулирования противоборства, которые тесно взаимосвязаны. Между тем, итоговое соглашение, скорее всего, будет заключено в рамках двустороннего или четырехстороннего формата (с участием России и Турции), а политический компонент (подписание под эгидой европейских стран или России) не будет иметь особого значения.
Приводится опыт применения китайской экономической модели, которая в странах Латинской Америки известна под термином «Пекинский консенсус», а также оценивается вклад данного подхода в вопросы политической и экономической стабильности в регионе.
Цель исследования - проследить эволюцию торговых связей Латинской Америки с Китаем с учетом особенностей местной модели природной ренты. Работа дополняет уже существующие исследования, сфокусированные на проблемах экономического и политического развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна в конце ХХ - начале XXI вв.
Исследование основано на использовании системного подхода в теории международных отношений. Автор обращается к методам теории зависимости и мир-системного анализа, чей инструментарий позволяет продемонстрировать диспропорции, которые обнаруживаются в текущей экономической и политической повестке региона. Также заслуживают внимания незападные подходы в современной теории международных отношений, дополняющие изучение современного мирового политического и экономического пространства.
Результаты исследования показывают, что на фоне политических и экономических потрясений, спровоцированных политикой «Вашингтонского консенсуса» в регионе, появился стойкий запрос на альтернативные модели экономического развития, подходящие под местную специфику. Обращение к китайской экономической парадигме оказалось неслучайным, так как ее активная промышленная составляющая совпала с целями и задачами рентных экономик Латинской Америки. Местные элиты были заинтересованы в получении сверхприбылей от проектов в сфере инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Это стало трендом в контексте «левого дрейфа» начала XXI в., ввиду чего наиболее ярким стал пример Венесуэлы с ее ставкой на активную эксплуатацию углеводородов.
Опыт «Пекинского консенсуса» в Латинской Америке с фокусом на повышение роли государства в экономиках природной ренты, на краткосрочном треке оказался неоднозначным. Несмотря на отдельные позитивные аспекты региональные участники демонстрирует крайнюю уязвимость от мировой конъюнктуры на ресурсные товары, что ведет к серьезным последствиям как в экономике, так и сказывается на политической стабильности. Издержки данной модели следует оценивать в дальнейших исследованиях в среднесрочной перспективе.
В данной статье представлены результаты очередных общеевропейских и парламентских выборов в Австрии, прошедших, соответственно, 9 июня и 29 сентября 2024 года. Было также сделано сравнение результатов ведущих австрийских политических партий на европейских и национальных выборах 2019 и 2024 гг., что позволило оценить динамику изменения общественно-политической ситуации в этой стране-члене Евросоюза. Даны краткие оценки партий, которые были представлены в нижней палате парламента Австрии (Национальный совет) в предыдущие пять лет. Проанализированы итоги деятельности ведущей в правительстве Австрийской народной партии (АНП) во главе с ее лидером и бундесканцлером Карлом Нехаммером. Представлена также главная оппозиционная ультраправая Австрийская партия свободы (АПС) во главе с Гербертом Киклем, которая благодаря своей победе на общеевропейских и парламентских выборах стала основным нарушителем политической стабильности в Австрии. Отмечены основные причины успеха австрийских популистов, связанные с их жесткой позицией в отношении миграции, которая по мнению австрийских избирателей является главной проблемой страны, а также их критической позиции в отношении поддержки Украины и антироссийской санкционной политики, которая нанесла серьезный ущерб экономике этой страны. Рассмотрен варианты формирования нового австрийского правительства.
Анализируются стремительные изменения геополитического ландшафта в Арктическом регионе, вызванные вступлением Финляндии и Швеции в НАТО и представляющие угрозу как для региональной безопасности, так и для национальной безопасности России.
Цель статьи заключается в комплексном рассмотрении эволюции военно-политической обстановки в Арктике с акцентом на расширении активности Североатлантического Альянса в регионе и вызовах для России, связанных с вступлением в организацию Швеции и Финляндии. Относительно бесконфликтный на протяжении последних десятилетий регион вновь становится ареной стратегического противостояния. Авторами рассмотрена эволюция расширения присутствия НАТО в Арктике в контексте общей военно-политической обстановки в регионе.
В качестве методологии исследования выступает традиционное понимание безопасности (“hard security”) в рамках реализма. Методология написания статьи также основана на комплексном системном анализе, нормативно-правовом анализе официальных документов НАТО. Применяется также качественный и количественный контент-анализ.
В статье выделены и обоснованы основные этапы, названы причины и движущие силы роста активности Альянса на североевропейском направлении. В фокусе внимания авторов статьи также присутствует история сотрудничества и логика сближения Финляндии и Швеции с НАТО. Утверждается, что процессы милитаризации в Арктике в целом соответствовали общемировой тенденции на обострение соперничества между Россией и западными странами. Обозначены основные вызовы национальной безопасности России.
Сделан вывод о неокончательном характере расширения НАТО и существующих возможностях для увеличения присутствия Альянса в Арктике. По мнению авторов, сохранение основных элементов управления (governance) в регионе и осознание общих угроз от потенциального конфликта позволяют в краткосрочной перспективе предположить фиксацию текущего распределения сил и отсутствие серьезных обострений военно-политической ситуации в Арктике.
Современная политическая деятельность США в отношении государств Европы обусловливается, во-первых, спецификой американской политико-партийной системы, во-вторых, динамикой внутриполитических процессов в европейских странах. В данной связи актуализируется научно-исследовательское проблемное поле внешней политики США в странах Европейского союза на современном этапе в правовом, политическом, экономическом и энергетическом аспектах.
Основной целью данной работы является выявление некоторых особенностей межгосударственного взаимодействия США и стран Европейского союза в рамках правовой, политической, экономической и энергетической проблематики. Автором использована следующая группа методов: системный анализ, сравнительный анализ, политико-правовой мониторинг, дискурс-анализ.
В результате определены нормативно-правовые основы политического взаимодействия США и Европейского союза на основе анализа источников действующего международного и национального законодательства. Сформулированы позитивные и негативные особенности политических отношений США и Европейского союза с учетом президентства Д. Трампа и Дж. Байдена. Представлены общие и отличительные характеристики торгово-экономического сотрудничества США и Европейского союза. Обозначены совместные и частные энергетические инициативы США и Европейского союза.
Автор приходит к выводу о том, что успешная реализация внешней политики США в странах Европейского союза на современном этапе зависит от конкретных объективных и субъективных политических факторов и обстоятельств. Это преимущественно связывается с необходимостью сочетания американской политической элитой, с одной стороны, некоторых принципиальных позиций в рамках национальной безопасности США, с другой стороны, оптимальных переговорных механизмов. ские инициативы США и Европейского союза.
В статье с помощью методов анализа больших массивов информации исследуется, как современные американские СМИ используют символы Холодной войны в репрезентациях китайско-американских отношений. Материалами послужили публикации в ведущих СМИ США различной политической направленности; хронологическими рамками исследования стали 2021- 2024 гг.
Авторы отмечают, что использование символов Холодной войны современными СМИ призвано, во-первых, предложить аудитории понятную объяснительную модель; во-вторых, обосновать неизбежность победы Соединенных Штатов: подобно тому, как Америка одержала верх над СССР, она победит и КНР, используя опыт Холодной войны для сдерживания нового соперника.
Авторы констатируют активное использование символов Холодной войны американскими СМИ для объяснения текущих международных отношений. Помимо российско-американских отношений, эти символы привлекаются для репрезентаций отношений США с Китаем, который рассматривается в качестве потенциального соперника, способного бросить вызов гегемонии США. Анализ эмпирических данных показывает, что наиболее вос-требованным маркером современного Китая в тематических контекстах Холодной войны стал «коммунизм». При этом, как показано в статье, СМИ США ассоциируют с коммунизмом, прежде всего, нынешний Китай, а их аудитория все еще увязывает данный термин с нынешней Россией. Отождествление КНР с коммунизмом происходит с помощью проведения аналогий между Китаем и СССР; между политиками Китая и деятелями советской истории, а также через акцентирование названия крупнейшей партии страны – Коммунистической партии Китая. Среди других популярных символов, используемых в контексте Холодной войны в отношении Китая, – «экспансионизм», «ядерное оружие», «Империя Зла».
Издательство
- Издательство
- НИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- Юр. адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- ФИО
- Шумилов Андрей Владимирович (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://niiopn.com/