Современная политическая деятельность США в отношении государств Европы обусловливается, во-первых, спецификой американской политико-партийной системы, во-вторых, динамикой внутриполитических процессов в европейских странах. В данной связи актуализируется научно-исследовательское проблемное поле внешней политики США в странах Европейского союза на современном этапе в правовом, политическом, экономическом и энергетическом аспектах.
Основной целью данной работы является выявление некоторых особенностей межгосударственного взаимодействия США и стран Европейского союза в рамках правовой, политической, экономической и энергетической проблематики. Автором использована следующая группа методов: системный анализ, сравнительный анализ, политико-правовой мониторинг, дискурс-анализ.
В результате определены нормативно-правовые основы политического взаимодействия США и Европейского союза на основе анализа источников действующего международного и национального законодательства. Сформулированы позитивные и негативные особенности политических отношений США и Европейского союза с учетом президентства Д. Трампа и Дж. Байдена. Представлены общие и отличительные характеристики торгово-экономического сотрудничества США и Европейского союза. Обозначены совместные и частные энергетические инициативы США и Европейского союза.
Автор приходит к выводу о том, что успешная реализация внешней политики США в странах Европейского союза на современном этапе зависит от конкретных объективных и субъективных политических факторов и обстоятельств. Это преимущественно связывается с необходимостью сочетания американской политической элитой, с одной стороны, некоторых принципиальных позиций в рамках национальной безопасности США, с другой стороны, оптимальных переговорных механизмов. ские инициативы США и Европейского союза.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Политические отношения США и большинства европейских государств в исторической ретроспективе крайне сложны и противоречивы, что обусловлено множеством объективных и субъективных политических факторов и условий: государственные притязания, прежде всего, Великобритании и Франции в рамках колониальных приобретений вплоть до принятия Декларации независимости США в 1776 году, споры по поводу территориально-политического устройства Германии после Второй мировой войны, личные симпатии представителей политической элиты на рубеже XX-XXI вв. и др. В любом случае обеспечение переговорного процесса и политическое партнерство США в отношении стран, находящихся по другую сторону Атлантического океана, – задачи довольно трудоемкие и ресурсозатратные, требующие определенных уступок и предложений от каждой из сторон.
Список литературы
1. Arbatov, A. G. (2020). Vooruzheniya i diplomatiya. Vestnik Rossijskoj akademii nauk, 90(11), 1005-1018. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
2. Davydov, V. N., Ivanova, E.A., Amiantova, I.S. (2023). Politicheskaya stabil’nost’: faktory, problemy, riski. (In Russ.).
3. Goodman, S. W. (2023). Between Stability And Crisis: Everyday Uncertainty In The European Union. Journal Of European Public Policy, 30(10), 2054-2062. DOI: 10.1080/13501763.2023.2247430
4. Guseletov, B. P. (2023). Budushchee Evropejskogo politicheskogo soobshchestva: prioritet ideologii ili geopolitiki? Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, (1(31), 7-16. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
5. Horwitz, R.B. (2021). Trump And The “Deep State”. Policy Studies, 42(5-6), 473-490. DOI: 10.1080/01442872.2021.1953460 EDN: ZSORJJ
6. Meissner, K. L., Schoeller, M. G. (2019). Rising Despite The Polycrisis? The European Parliament’s Strategies Of Self-Empowerment After Lisbon. Journal Of European Public Policy, 26(7), 1075-1093. DOI: 10.1080/13501763.2019.1619187
7. Nemacheck, Ch. L. (2021). Trump’s Lasting Impact On The Federal Judiciary. Policy Studies, 42(5-6), 544-562. DOI: 10.1080/01442872.2021.1976744 EDN: MVUWJH
8. Orenstein, M. A. (2023). The European Union’s Transformation After Russia’s Attack On Ukraine. Journal Of European Integration, 45(3), 333-342. DOI: 10.1080/07036337.2023.2183393 EDN: TAERDW
9. Rogov, S. M. (2020). Novaya holodnaya vojna: posledstviya dlya rossijskogo obshchestva. Vestnik Rossijskoj akademii nauk, 90(3), 279-292. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
10. Samujlov, S. M. (2020). Antiglobalizm D. Trampa i podhody “mozgovyh centrov” SSHA. SSHA i Kanada: ekonomika, politika, kul’tura, 50(3), 25-43. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
11. Shevchenko, A. V. (2022). Atonal’nost’ mezhdunarodno-politicheskogo diskursa: “durnaya paressiya” v paradoksal’noj kommunikacii. Pravo i sovremennye gosudarstva, (4), 48-58. (In Russ.). DOI: 10.14420/ru.2022.4.2
12. Shevchenko, E. S, Burda M. A. (2021) Some origins and scenarios of development of domestic political crisis in the USA: the conflictogenicity of J. Biden’s presidency. Conflictologia. 16 (2), 72-80. DOI: 10.31312/2310-6085-2021-16-2-72-80
13. Smith, H. I. (2023). The Geopolitics Of Cyberspace And The European Union’s Changing Identity. Journal Of European Integration, 45(8), 1219-1234. DOI: 10.1080/07036337.2023.2277329 EDN: MNFZDA
14. Supyan, V. B. (2023). Tretij god prezidentstva Dzh. Bajdena: sostoyanie ekonomiki. SSHA i Kanada: ekonomika, politika, kul’tura, (4), 5-15. DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
15. Timofeev, I. N. (2022). Politika sankcij SSHA na urovne ispolnitel’noj vlasti. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 66(3), 23-32. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
16. Titor, S. E. (2023). Pravovoe regulirovanie realizacii gosudarstvennoj politiki sohraneniya grazhdanskogo edinstva i mezhnacional’nogo soglasiya narodov. (In Russ.).
17. Young, A. R. (2019). Two Wrongs Make A Right? The Politicization Of Trade Policy And European Trade Strategy. Journal Of European Public Policy, 26(12), 1883-1899. DOI: 10.1080/13501763.2019.1678055
18. Young, A. R. (2019b). Where’s The Demand? Explaining The EU’s Surprisingly Constructive Response To Adverse WTO Rulings. Journal Of European Integration, 41(1), 9-27. DOI: 10.1080/07036337.2018.1544250
19. Zaznaev, O. I. (2020). Institut prezidentstva v usloviyah politicheskoj turbulentnosti: obshchemirovye tendencii. Kazanskij social’no-gumanitarnyj vestnik, (2(43), 19-25. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
20. ZHil’cov, S. S. (2022). Arkticheskij vektor politiki ES. Sovremennaya Evropa, 3(110), 49-61. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran12023716
Выпуск
Другие статьи выпуска
В контексте проблематики конструктивизации социально-политического потенциала российского гражданского общества анализируются ценности представителей отечественного сектора негосударственных некоммерческих организаций (далее - ННКО).
Цель исследования - выявить различия «ценностных профилей» современных российских обывателей и представителей ННКО, особое внимание уделив характеристике особенностей ценностных ориентиров представителей третьего сектора и их мотивации сотрудничать с властью в вопросах инициирования и реализации социально-политических инициатив.
Методы исследования: сравнительный анализ, диагностика ценностей по методике Ш. Шварца, метод фокус -группы, глубинное интервью, теория поколений.
Ценностный профиль представителей ННКО имеет сходства и отличия от ценностного профиля российских обывателей. Сходства: ориентация на открытость к изменениям, активность. Различия: склонность к альтруизму, менее выраженное стремление к гедонизму и индивидуализму среди предпочитаемых ценностей. Исследование методом фокус-группы и глубинного интервью позволило выявить ряд особенностей «ценностного поля» представителей российского ННКО-сектора. Среди этих особенностей: недостаточная четкость представления волонтеров ННКО (особенно молодого поколения) о некоторых традиционных ценностях российской государственности; убеждение в том, что ННКО оказывают влияние на политическую сферу; суждения о недостаточности доверия власти к ННКО в аспекте допуска этих организаций в сферу публичной политики; оценка текущей государственной политики как недостаточно стратегичной в аспекте стимулирования конструктивных социально-политических инициатив ННКО.
Выявленные особенности менталитета представителей ННКО дают основание для предположения о целесообразности воздействия государства на их ценности в аспектах: «подтягивания» менталитета лидеров, сотрудников и волонтеров общественных организаций к единым ценностям российской государственности и единообразному толкованию этих ценностей; развитие мотивации представителей ННКО-сектора добровольно и последовательно придерживаться этих ценностей; стимулирование государством политико-правовых практик конструктивной реализации ННКО социально-политического функционала.
Актуальность исследования обладает высокой значимостью в условиях гибридного противостояния России и «коллективного Запада», включающего не только экономические, военно-политические, информационные способы воздействия, но и символические инструменты давления. Курс на всестороннее укрепление государственного суверенитета Российской Федерации предполагает в том числе отстаивание цивилизационной самостоятельности российского общества, что меняет содержательное наполнение самого понятия «суверенитет» и смещает акценты на независимое социолингвистическое развитие всех тех, кто владеет русским языком как коммуникативным кодом страны. В то же время заимствования в русском языке в отечественном академическом сообществе пока не стали предметом многосторонней и трансдисциплинарной исследовательской разработки.
Цель исследования состоит в осмыслении языковых составляющих культурного суверенитета, связанных с формированием языкового устройства российского общества на собственной культурно-ценностной основе.
Методы и результаты: аналитическая модель, включающая уровни анализа в поле лингвистики: семантический, синтаксический, социолингвистический, прагматический; анализ программных документов, описательные процедуры частотности ряда иностранных заимствований в центральных СМИ (Национальный корпус русского языка); вторичный анализ результатов социологического опроса ВЦИОМ «Русский язык: развитие, обогащение, распространение» (март 2021 года, n=1600).
Процессы иноязычных заимствований - вызовы культурной безопасности страны; противодействие им может быть выражено в создании институциональной среды наибольшего благоприятствования для русского языка.
Анализируются ключевые характеристики политического класса (структура, функции, модели позиционирования и взаимодействия с населением) в современном государстве с точки зрения экспертов, специализирующихся в области изучения институциональных аспектов политики. Цель исследования - выявить специфику взглядов ведущих отечественных политологов на изменения политического класса в государствах в контексте развертывания процессов постглобализации. Проведенный в декабре 2024 г. экспертный опрос (метод нестандартизованного интервью), участниками которого стали ведущие российские политологи, представляющие академическую и университетскую науку, преподающие в ведущих университетах России, был посвящен оценке трансформации политического класса в условиях постглобализации, когда заметно меняется роль государства. Проведен сравнительный анализ представлений экспертов об особенностях состояния и функционирования политического класса в ряде стран. Российские политологи различают категории «политический класс», «политическая элита», «властвующая элита», «правящая элита», «правящий класс» и т. д., однако предпочитают использовать второй термин. Экспертные интервью показали, что среди ученых существуют расхождения в представлениях о структурировании современного политического класса. Некоторые эксперты убеждены, что реальной политической властью обладают социальные группы, которые не представлены непосредственно в управленческих структурах. Отмечена разнонаправленность тенденций в развитии элитных групп в различных государствах. Отмечаются проблемы со способностью национально-государственной элиты реализовывать в своей деятельности интересы собственного государства в условиях сохранения политического и экономического влияния глобальных элит и вынужденной потери части суверенитета странами, входящими в международные организации.
Целью исследования является выявление особенностей, форматов переговоров и направлений политического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Рассматривается роль внутригосударственных, межгосударственных и региональных институтов по урегулированию противоборства и заключению мирного договора между странами. Использование в статье в качестве методологии исследования симбиоза системного методологического и неоинституционального подходов способствовало выявлению того, что в изменившихся геополитических условиях, прекращения существования Нагорно-Карабахской республики и интеграции региона в состав Азербайджана, произошла существенная трансформация конфликта, а на повестку дня вышел вопрос его окончательного политического урегулирования. Анализ причин современного противостояния, отношений между Арменией и Азербайджаном, участие в конфликте внерегиональных акторов позволяет сделать вывод о том, что его урегулирование не представляется возможным в прежних форматах и диалоговых площадках. Переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию проходят в рамках двух конкурирующих треков: постсоветскому (российскому) и западному (европейскому).
В работе анализируются направления и возможности послевоенного решения конфликта, которые в общем виде можно представить в виде трех групп вопросов: делимитация и демаркация границ, открытие транспортных коммуникаций между странами, включая вопрос статуса Зангезурского коридора, проблема реинтеграции армян Нагорного Карабаха. В исследовании показаны возможные сценарии дальнейшего развития конфликта. Автор статьи приходит к выводу, что отсутствию решения конфликта способствуют различные вопросы самого процесса урегулирования противоборства, которые тесно взаимосвязаны. Между тем, итоговое соглашение, скорее всего, будет заключено в рамках двустороннего или четырехстороннего формата (с участием России и Турции), а политический компонент (подписание под эгидой европейских стран или России) не будет иметь особого значения.
Приводится опыт применения китайской экономической модели, которая в странах Латинской Америки известна под термином «Пекинский консенсус», а также оценивается вклад данного подхода в вопросы политической и экономической стабильности в регионе.
Цель исследования - проследить эволюцию торговых связей Латинской Америки с Китаем с учетом особенностей местной модели природной ренты. Работа дополняет уже существующие исследования, сфокусированные на проблемах экономического и политического развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна в конце ХХ - начале XXI вв.
Исследование основано на использовании системного подхода в теории международных отношений. Автор обращается к методам теории зависимости и мир-системного анализа, чей инструментарий позволяет продемонстрировать диспропорции, которые обнаруживаются в текущей экономической и политической повестке региона. Также заслуживают внимания незападные подходы в современной теории международных отношений, дополняющие изучение современного мирового политического и экономического пространства.
Результаты исследования показывают, что на фоне политических и экономических потрясений, спровоцированных политикой «Вашингтонского консенсуса» в регионе, появился стойкий запрос на альтернативные модели экономического развития, подходящие под местную специфику. Обращение к китайской экономической парадигме оказалось неслучайным, так как ее активная промышленная составляющая совпала с целями и задачами рентных экономик Латинской Америки. Местные элиты были заинтересованы в получении сверхприбылей от проектов в сфере инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Это стало трендом в контексте «левого дрейфа» начала XXI в., ввиду чего наиболее ярким стал пример Венесуэлы с ее ставкой на активную эксплуатацию углеводородов.
Опыт «Пекинского консенсуса» в Латинской Америке с фокусом на повышение роли государства в экономиках природной ренты, на краткосрочном треке оказался неоднозначным. Несмотря на отдельные позитивные аспекты региональные участники демонстрирует крайнюю уязвимость от мировой конъюнктуры на ресурсные товары, что ведет к серьезным последствиям как в экономике, так и сказывается на политической стабильности. Издержки данной модели следует оценивать в дальнейших исследованиях в среднесрочной перспективе.
В данной статье представлены результаты очередных общеевропейских и парламентских выборов в Австрии, прошедших, соответственно, 9 июня и 29 сентября 2024 года. Было также сделано сравнение результатов ведущих австрийских политических партий на европейских и национальных выборах 2019 и 2024 гг., что позволило оценить динамику изменения общественно-политической ситуации в этой стране-члене Евросоюза. Даны краткие оценки партий, которые были представлены в нижней палате парламента Австрии (Национальный совет) в предыдущие пять лет. Проанализированы итоги деятельности ведущей в правительстве Австрийской народной партии (АНП) во главе с ее лидером и бундесканцлером Карлом Нехаммером. Представлена также главная оппозиционная ультраправая Австрийская партия свободы (АПС) во главе с Гербертом Киклем, которая благодаря своей победе на общеевропейских и парламентских выборах стала основным нарушителем политической стабильности в Австрии. Отмечены основные причины успеха австрийских популистов, связанные с их жесткой позицией в отношении миграции, которая по мнению австрийских избирателей является главной проблемой страны, а также их критической позиции в отношении поддержки Украины и антироссийской санкционной политики, которая нанесла серьезный ущерб экономике этой страны. Рассмотрен варианты формирования нового австрийского правительства.
Анализируются стремительные изменения геополитического ландшафта в Арктическом регионе, вызванные вступлением Финляндии и Швеции в НАТО и представляющие угрозу как для региональной безопасности, так и для национальной безопасности России.
Цель статьи заключается в комплексном рассмотрении эволюции военно-политической обстановки в Арктике с акцентом на расширении активности Североатлантического Альянса в регионе и вызовах для России, связанных с вступлением в организацию Швеции и Финляндии. Относительно бесконфликтный на протяжении последних десятилетий регион вновь становится ареной стратегического противостояния. Авторами рассмотрена эволюция расширения присутствия НАТО в Арктике в контексте общей военно-политической обстановки в регионе.
В качестве методологии исследования выступает традиционное понимание безопасности (“hard security”) в рамках реализма. Методология написания статьи также основана на комплексном системном анализе, нормативно-правовом анализе официальных документов НАТО. Применяется также качественный и количественный контент-анализ.
В статье выделены и обоснованы основные этапы, названы причины и движущие силы роста активности Альянса на североевропейском направлении. В фокусе внимания авторов статьи также присутствует история сотрудничества и логика сближения Финляндии и Швеции с НАТО. Утверждается, что процессы милитаризации в Арктике в целом соответствовали общемировой тенденции на обострение соперничества между Россией и западными странами. Обозначены основные вызовы национальной безопасности России.
Сделан вывод о неокончательном характере расширения НАТО и существующих возможностях для увеличения присутствия Альянса в Арктике. По мнению авторов, сохранение основных элементов управления (governance) в регионе и осознание общих угроз от потенциального конфликта позволяют в краткосрочной перспективе предположить фиксацию текущего распределения сил и отсутствие серьезных обострений военно-политической ситуации в Арктике.
В статье с помощью методов анализа больших массивов информации исследуется, как современные американские СМИ используют символы Холодной войны в репрезентациях китайско-американских отношений. Материалами послужили публикации в ведущих СМИ США различной политической направленности; хронологическими рамками исследования стали 2021- 2024 гг.
Авторы отмечают, что использование символов Холодной войны современными СМИ призвано, во-первых, предложить аудитории понятную объяснительную модель; во-вторых, обосновать неизбежность победы Соединенных Штатов: подобно тому, как Америка одержала верх над СССР, она победит и КНР, используя опыт Холодной войны для сдерживания нового соперника.
Авторы констатируют активное использование символов Холодной войны американскими СМИ для объяснения текущих международных отношений. Помимо российско-американских отношений, эти символы привлекаются для репрезентаций отношений США с Китаем, который рассматривается в качестве потенциального соперника, способного бросить вызов гегемонии США. Анализ эмпирических данных показывает, что наиболее вос-требованным маркером современного Китая в тематических контекстах Холодной войны стал «коммунизм». При этом, как показано в статье, СМИ США ассоциируют с коммунизмом, прежде всего, нынешний Китай, а их аудитория все еще увязывает данный термин с нынешней Россией. Отождествление КНР с коммунизмом происходит с помощью проведения аналогий между Китаем и СССР; между политиками Китая и деятелями советской истории, а также через акцентирование названия крупнейшей партии страны – Коммунистической партии Китая. Среди других популярных символов, используемых в контексте Холодной войны в отношении Китая, – «экспансионизм», «ядерное оружие», «Империя Зла».
Издательство
- Издательство
- НИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- Юр. адрес
- 428023, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Гражданская, д 66, офис 7
- ФИО
- Шумилов Андрей Владимирович (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://niiopn.com/