SA постоянно публикует произведения лучших учеников предпрофессионального отделения Академии. Их результаты напрямую связаны с методикой преподавания и мастерством, талантом преподавателя. В этой статье художник-педагог Алла Давлашян делится своим педагогическим опытом, методическими наработками, которые помогли талантливой трудолюбивой ученице Евгении Кульшенко создать блестящие рисунки.
Идентификаторы и классификаторы
Женя Кульшенко поступила на пред профессиональное отделение Академии, предварительно два года прозанимавшись в платной группе. Сначала я не делала на нее никаких ставок. Она часто пропускала занятия по болезни. Была слабой ученицей. Не понимала, что такое тон: брала твердый карандашик, «вышивала» аккуратненьким робким штришком вялые светлые работки. Важно было объяснить ей, что такое тон, как с ним работать, дать понимание, что возможно рисовать карандашами разной мягкости и фактуры, использовать сангину, сепию, уголь…
Список литературы
1. Каталог работ учащихся Школы акварели Сергея Андрияки. М.: Изд-во Школы акварели Сергея Андрияки, 2017. 268 с.
2. Акварельная живопись. Учебное пособие. Часть I. Начальный рисунок. М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. 144 с.
3. Рисуют наши дети. Альбом. Из серии “Продолжая традиции”. М.: АртСервис-Медиа, 2017. 64 с.
4. Московская школа акварели Сергея Андрияки. М.: Изд-во Школы акварели Сергея Андрияки, 2001. 88 с.
5. Андрияка С. Н. Наброски животных как метод овладения искусством рисунка в Школе акварели и Академии акварели и изящных искусств // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). С. 28-39. EDN: UZYAVE
6. Волокитина О. В. Гризайль - обучение гармонии // Secreta Artis. 2020. № 1 (09). С. 80-84. EDN: TTUCTK
7. Книга о вкусной и здоровой пище [Текст] / Министерство пищевой промышленности СССР. М.: Пищепромиздат, 1952. 400 с., 35 л.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель этого сообщения - раскрыть важную особенность концепции высшего образования в ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки». Ключевая особенность обучения студентов этого вуза - воспитание художника-универсала. Каждый обучающийся должен овладеть не только академическим рисунком, живописью (акварель, мас ло, пастель), композицией, скульптурой, но и разнообразными техниками декоративно прикладного искусства.
Крупноформатная картина Наталии Васильевой в технике многослойной акварели посвящена теме «Свержение идолов» из истории Киевской Руси конца Х столетия. Обращение к подобным сюжетам, далеко отстоящим по времени, требует от автора особых исторических познаний и художественной интуиции, чтобы добиться правдоподобия в передаче ответственной темы. Молодая художница проделала большую подготовительную работу не только в связи с по иском композиционного решения многофигурной картины, но и для того, чтобы найти убедительные археологические и этнографические детали. В работе нет ничего случайного, ее отличают продуманность и знаточество, основанные на изучении письменных источников, памятников искусства и научной литературы.
Контраст советской действительности и восточной архаики. Слева направо двигается колоритный караван со всевозможными дарами. Он словно принес с собой раскаленный воздух Аравии. Играет музыка, звучит не знакомая речь, воздух пропитан запахами пряностей и фруктов… Справа - двое прохожих, простых советских граждан: они шли по своим повседневным делам, о которых мигом забыли.
В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки помимо обычного для российских художественных вузов комплекса дисциплин (рисунок, живопись, композиция) студенты изучают большое количество прикладных предметов: витраж, основы ювелирного дела, римскую и флорентийскую мозаику, гончарное искусство, роспись керамики и т. д. Каждый дипломник защищает выпускную квалификационную работу (ВКР), состоящую из станковой картины и прикладной части с использованием любой из освоенных техник. С предметом «Римская мозаика» учащийся знакомится на четвертом курсе. На выполнение небольшой авторской работы отводится 95 часов. Студент делает серию эскизов по темам на выбор: портрет, натюрморт, звери, птицы, рыбы. Самый удачный эскиз переносится в размер и отрисовывается. На этом этапе продумывается структура кладки и модульность будущей мозаики. Обращаясь к данной технике, ребята нередко увлекаются ею и выбирают ее для прикладной части своего диплома. В Академии имеется просторная мозаичная мастерская с большой цветовой палитрой смальты и мрамора. Тут можно найти весь необходимый инструмент для колки: молотки, щипцы, специальную гильотину. Здесь работают как студенты, так и мастера, выполняющие более сложные художественные задачи (в некотором роде происходит наглядное обучение). Ниже представлены работы, выполненные в технике римской мозаики и являющиеся прикладной частью выпускных квалификационных работ.
Изучение пейзажа в художественных учебных заведениях обычно сводится к чисто натурной работе - студенты пишут с натуры и только с натуры то, что им «предлагает» природный мотив. Поэтому современный художник как правило не умеет сочинять композиционный пейзаж, не понимает, как создается образ в пейзаже. Он привязан к натуре. Он не знает, что ради задуманного образа пейзажист может, даже обязан что-то преувеличивать, где-то изменять композицию природного мотива, его цвет, пластику, масштабы, какие-то детали убирать…
Парадоксально, но абсолютно каждый зритель «узнаёт» памятные для себя места именно в тех пейзажах, которые написаны не с натуры, которые изображают не конкретный пейзажный мотив, но сочинены, очищены ото всех случайностей и ненужных мелочей (как и наши воспоминания об увиденном). И наоборот, зритель не «узнаёт» чисто натурные пейзажи. Тенгиз Абуладзе как-то сказал мне: «В настоящем образе всегда есть узнаваемость, а в конкретике ее нет». Он сформулировал то, что должен понимать каждый художник.
Это не значит, что не надо делать с натуры пейзажных этюдов. Их можно и нужно делать. Но в первую очередь необходимо учиться создавать художественный образ. И ни в коем случае нельзя быть в плену у этюда. Впрочем, как и в плену у фотографии. Что происходит при работе с фотографии? Художник становится рабом копирования фотоизображения и сделать уже ничего не может. Фото берет тебя «в клещи», ты ему следуешь, и ничего не получается. Вот это страшная вещь, страшная правда.
Японизм относится к недостаточно изученной пока что странице русского искусства ХХ века. В то же время его популярность на рубеже ХIХ-ХХ столетий совпала с необычайным расцветом русской цветной гравюры. Наряду с признанными мастерами вроде А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. Д. Фалилеева, важный вклад в формирование этого явления внесли художники Н. Н. Зедделер и А. П. Сомова-Зедделер. Их творчество до настоящего времени не привлекало пристального внимания исследователей. Литература, в которой бы системно анализировалось их наследие, отсутствует, существуют лишь краткие упоминания в периодической печати той поры, публикации, приуроченные к выставкам 1900-1910-х годов, в которых участвовали художники. Н. Н. Зедделер и А. П. Сомова-Зедделер были хорошо известны в артистических кругах России и Европы в начале столетия. Художественное образование они получили в Мюнхене и Париже, их произведения прекрасно встраиваются в контекст искусства первых лет ХХ века и дополняют картину того времени важными штрихами. Однако в дальнейшем творчество этих мастеров не было оценено по достоинству и оказалось забыто. Необходимо отметить, что восстановление полной биографии обоих авторов крайне затруднено по ряду причин: отход от художественной практики после начала Первой мировой войны, отрывочный и скудный архивный материал, малое число дошедших до нашего времени работ, трагическая и сложная судьба как Н. Н. Зедделера, так и А. П. Сомовой-Зедделер… Таким образом, статья призвана заполнить одну из лакун в истории русского искусства ХХ века. В ней проанализированы гравюры Н. Н. Зедделера и А. П. Сомовой-Зедделер из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, созданные в 1900-1910-х годах и прежде не рассматривавшиеся исследователями.
Издательство
- Издательство
- АКАДЕМИЯ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117133 Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Варги, д.15
- Юр. адрес
- 117133, г Москва, р-н Теплый Стан, ул Академика Варги, д 15
- ФИО
- Желваков Вячеслав Юрьевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______