В статье раскрывается сущность и содержание цифрового суверенитета личности в условиях динамически развивающихся процессов цифровизации. Актуальность темы обусловлена осознанием человеком своей роли в обеспечении безопасности персональных, личных и иных чувствительных данных в информационном пространстве. Широкое применение цифровых профилей и аккаунтов, содержащих чувствительную и конфиденциальную информацию, использование умных устройств, программ и технологий поднимает вопрос об осмыслении цифрового суверенитета личности, способов его обеспечения и проблемы коммуникации в цифровом пространстве. В научно-практической литературе в последнее время уделяется значительное внимание цифровому суверенитету государства, однако малоизученным остается целый ряд проблем, отражающих особенности развития цифрового общества, защите прав и интересов личности в цифровом пространстве, в том числе обеспечивающих индивидуальные взаимосвязи и коммуникации. Предметом статьи выступает цифровой суверенитет личности в коммуникативном аспекте, его содержание и структурные элементы. Авторы изучают различные подходы к определению сущности данного понятия с позиции многих дисциплин и отраслей знаний. Статья завершается авторским определением понятия «цифровой суверенитет личности».
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.21453/2311-3065-2024-12-3-116-127
Широкое применение умных устройств, технологий мобильности и связи, использование цифровых профилей и аккаунтов, содержащих чувствительную и конфиденциальную информацию в различных сферах общественной жизни поднимает вопрос о надлежащей защите цифровых прав человека как одного из ключевых элементов цифрового суверенитета личности
Список литературы
1. Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. (2021). Социология цифрового общества: монография. Томск: Издательство Томского политехнического университета. EDN: UQJHQJ
2. Володенков С.В. (2020). Феномен цифрового суверенитета современного государства в условиях глобальных технологических трансформаций: содержание и особенности // Журнал политических исследований. Т. 4. № 4. С. 3-11. EDN: JNOCWQ
3. Гуров О.Н., Петрунина М.А. (2020). Цифровая трансформация: человеческое измерение // Гуманитарный вестник. Т. 82. № 2. С. 8.
4. Ефремов А.А. (2017). Формирование концепции информационного суверенитета государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 1. С. 201-215. EDN: YGWGYH
5. Кочетков А.П., Маслов К.В. (2022). Цифровой суверенитет как основа национальной безопасности России в глобальном цифровом обществе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 2. С. 31-45. EDN: BJJUXI
6. Моисеев А.А. (2011). Об особенностях современной трактовки понятия “Суверенитет” // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Т. 23. № 3. С. 28-34.
7. Пастухова Н.Б. (2010). Суверенитет и федеративная организация российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты. Автореф. дис. … д. юр. наук. М. EDN: QFEBCV
8. Перова М.В., Волковская И.В., Максимова А.М. (2022). Цифровой суверенитет как приоритет государственной политики на современном этапе // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности. М.: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф). EDN: CPELVN
9. Роблес-Каррильо М. (2023). Суверенитет и цифровой суверенитет // Journal of Digital Technologies and Law. Т. 1. № 3. С. 673-690. EDN: NFWLYF
10. Bellanger P. (2012). De la souveraineté numérique. Le Débat. No. 3. P. 149-159.
11. Bogenstahl C., Zinke G. (2017). Digitale Souveränität-ein mehrdimensionales Handlungskonzept für die deutsche Wirtschaft. In: Digitale Souveränität. Berlin: Springer-Verlag.
12. Cercy N., Nitot T. Numérique: reprendre le contrôle. Paris: Framasoft.
13. Couture S., Toupin S. (2019). What does the notion of “sovereignty” mean when referring to the digital? New Media & Society. Vol. 21. No. 10. P. 2305-2322.
14. Irion K. (2012) Government cloud computing and national data sovereignty. Policy & Internet. Vol. 4. No. 3-4. P. 40-71.
15. Hartmann E.A. (2022). Digitale souveränität: soziotechnische bewertung und gestaltung von anwendungen algorithmischer systeme. In: Digitalisierung souverän gestalten II: Handlungsspielräume in digitalen Wertschöpfungsnetzwerken. Berlin: Springer.
16. Hippelainen L., Oliver I. and Lal S. (2017). Towards dependably detecting geolocation of cloud servers. In: Network and System Security: 11th International Conference, NSS 2017, Helsinki, Finland, August 21-23, 2017, Proceedings 11. Cham: Springer.
17. Hollis D.B. (2012). Stewardship versus sovereignty? International law and the apportionment of cyberspace. In: International law and the apportionment of cyberspace (March 19, 2012). Rochester, NY: Social Science Research Network.
18. Hu T.H. (2015). A Prehistory of the Cloud. Cambridge, MA: MIT Press.
19. Kallis A. (2018). Populism, sovereigntism, and the unlikely re-emergence of the territorial Nation-State. Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. Vol. 11. No. 3. Р. 285-302. EDN: RJBEHE
20. Lehmann C., Dörr L. (2022). Digital souveräne Gestaltung von Services-ein marktfähiger Mehrwert? In: Digitalisierung souverän gestalten II. Heidelberg: Springer.
21. Mueller M. (2017). Will the Internet fragment?: Sovereignty, globalization and cyberspace. Hoboken: John Wiley & Sons. d encyclopedia of philosophy. Stanford, CA: Stanford University.
23. Pentenrieder A., Bertini A., Künzel M. (2021). Digitale souveränität als trend? Der Werkzeugmaschinenbau als wegweisendes Modell für die deutsche Wirtschaft. In: Digitalisierung souverän gestalten: Innovative Impulse im Maschinenbau. Berlin: Springer.
24. Werner W.G., De Wilde J.H. (2001). The endurance of sovereignty. European Journal of International Relations. Vol. 7. No. 3. Р. 283-313. EDN: ISOAEH
25. Woods A.K. (2018). Litigating data sovereignty. The Yale Law Journal. Р. 328-406.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Развитие цифровых технологий в системе российского здравоохранения в значительной степени обусловлено коммуникативными процессами: взаимодействие управляющих структур и исполнителей, коммуникации врача и пациента, стандарты оказания медицинской помощи, и множество других организационных процессов. Это требует решения ряда управленческих, организационных, этических проблем. Правительством России определены основные цели цифровизации здравоохранения: предоставление населению медицинских услуг на качественно ином, более современном уровне, удовлетворяющем современным запросам общества, позволяющим использовать в максимально широком диапазоне современные достижения мировой и отечественной медицины1. Авторы рассматривают проблемы цифровизации медицины, решение которых предлагают через оптимизацию коммуникаций профессионального сообщества. Предложения разработаны на основе обобщения результатов проведенных авторами социологических опросов пациентов московских стоматологических клиник «Использование электронных медицинских карт» (март 2022), опроса ожидающих приёма в городских поликлиниках жителей Томска (N=107) и Москвы (N=157) (март 2022), а также содержательного анализа сайтов профессиональных сетевых сообществ «Анализ содержания дискуссий в сетевых сообществах медицинских работников» (август 2018 -февраль 2019). Также проведен вторичный анализ данных социологических исследований ВЦИОМ. По итогам исследования установлено, что ряд проблем связан с правовой неопределённостью процедур и методов применения цифровых технологий, актуальным остается вопрос развития коммуникативных компетенций в профессиональной среде, выявлена потребность в обмене опытом внедрения цифровых технологий в практику работы врачей и администраторов, профессиональном развитии кадров, вовлечении наиболее активных сотрудников в процессы проектирования и внедрения цифровых технологий.
В настоящее время в России на государственном уровне принимаются решения, формируются программы, направленные на комплексное улучшение состояния окружающей среды. Это затрагивает интересы различных аудиторий: бизнеса, общественности, федеральных и региональных групп влияния и требует построения стратегических коммуникаций, направленных на разъяснение, расширение числа сторонников, объединение усилий, легитимизацию сделанного выбора, изменение поведения. Целью исследования является анализ места стратегических экологических коммуникаций в программе действий по реализации государственных экологический стратегий. В работе автор опирается на теоретические исследования российских и зарубежных авторов по данному вопросу. В практической части анализирует коммуникации в процессе формирования национального проекта «Экологическое благополучие». Результаты проведенного исследования медиа и официальных ресурсов государственных органов власти позволяют говорить о нескольких коммуникативных моделях поведения: публичной и непубличной. Этап формирования нацпроекта сопровождается непубличной коммуникацией, что создает определённые риски при выходе информации в публичное пространство, так как со стороны различных групп могут возникнуть критика и несогласие с принятием соответствующих решений. Автор предлагает перечень возможных конфликтных тем, а также рассматривает особенности формирования стратегических экологических коммуникаций, опираясь на матрицу М. Харвелла.
Авторы исходят из классического понимания элиты как социальной группы, наделенной властью и способной влиять на общественное сознание. В статье рассматривается роль элит - политических, экономических и социальных - в формировании общественных представлений, ценностей и политических установок. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, усилением геополитической конфронтации и формированием полярных идеологических концепций по обе стороны океана, с другой - специфическими характеристиками медиасреды, которые ведут к усилению центробежных процессов и поляризации общественного мнения в отношении текущих событий, ценностей, идеологии. Авторами принимается во внимание получившая широкое распространение гипотеза об относительной гомогенности и элит (Huntington, Sklair) - в том смысле, что культурные различия и стереотипы влияют на принятие решений в этой среде наименьшим образом. Это предположение стало отправной точкой в выборе темы, предопределило поиск возможных точек соприкосновения в выстраивании публичного диалога, и, в целом, послужило основанием для концептуальной оценки способности элит к урегулированию непреодолимых противоречий между различными сегментами политического медиапространства. Авторами выявлены сходства и различия в понимании социальной и политической роли элит на востоке и на западе и предложены возможные направления развития диалога. Исследование опирается на труды классиков теории элит, а также современные исследования в области социальных коммуникации и медиапотребления.
В статье на основании результатов комплексного политологического анализа обосновывается, что в современной социально-политической реальности становление многополярного мира, проблема эффективности политических коммуникаций тесно связаны с потенциалом политико-административных властных элит. Коммуникативные качества современного политика усиливаются ценностно-цивилизационными и морально-нравственными параметрами, способностью стратегического видения и умением поддерживать цивилизационно-ценностный дискурс в политико-экономической системе и направлять его в русло устойчивого опережающего развития общества. Это, в свою очередь, предполагает анализ и разработку как параметров диагностики качества современных российских политико-административных элит, их морально-профессиональной адекватности и профпригодности, так и актуализацию и решение проблемы девиаций на лидерско-элитном уровне политической власти. Автор приходит к заключению, что формирование ценностной модели политических коммуникаций российской элиты требует всестороннего рассмотрения системы управления на основе конкретным ценностей (включающая менеджмент публичных ценностей), выявления и позиционирования публичных ценности как детерминант социально-политического развития, разработки механизмов противодействия ценностной деградации и маргинализации национальных элит, с учетом склонности представителей власти к выявлению внутреннего и внешнего врага на предыдущих этапах развития, а также к некритическому заимствованию чуждых российскому культурно-цивилизационному коду образцов демократии и имиджевой имитации элитных качеств.
В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.
В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социальнокоммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.
Статья посвящена возможностям массмедиа для популяризации волонтерства среди студенческой молодежи. Развитие медиатехнологий неизбежно влияет на процесс социализации. Цифровые медиаресурсы оказывают сильное влияние на формирование образцов поведения, норм и правил, и следовательно их возможности могут быть использованы для развития просоциальной направленности в поведении молодежи. Пропаганда волонтерской деятельности предполагает соответствующий выбор каналов и способов подачи информации в массмедиа с учетом характеристик аудитории. Эффективными конструктами в данном процессе могут стать стратегии, предполагающие возможность влияния на принятие решения на уровне подсознания, в том числе на основе прайминга, фрейминга в средствах массовой информации за счет фокусирования внимания аудитории на стратегически важных моментах и ситуациях. Объединение социальных, когнитивных и информационных технологий дает возможность включать в коммуникативное и информационное пространство манипулятивные приемы, способствующие формированию привлекательного имиджа волонтерства и мотивации соответствующих поведенческих установок/
В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.
Статья посвящена рассмотрению событийной коммуникации на примере участия во всероссийской акции «Ночь музеев» музеев университетов и научных организаций Санкт-Петербурга в 2024 году. Социологический опрос петербуржцев показал достаточную осведомленность об акции «Ночь музеев»: каждый второй знает как об акции, так и о ее проведении в 2024 году в Северной столице. Однако желающих принять участие в ней в 2024 году не превысило 20%, тем более посетить музеи вузов и учреждений науки (2%). Анализируя категорию «событийная коммуникация» на стыке методологических подходов политологии и дискурсологии, автору представляется перспективным изучение взаимовлияния трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в контексте реализации стратегии национальной безопасности.
Статья посвящена конструированию политического бренда кандидата на выборах президента Российской Федерации в Телеграм. Авторы рассматривают официальный канал кандидата как один из компонентов коммуникационной деятельности политика в рамках предвыборной кампании. При этом данная коммуникационная деятельность исследуется с точки зрения текстовой составляющей – как отдельных материалов, так и коммуникационного полотна канала в целом. Исследование проведено на основе изучения постов, опубликованных в официальном телеграмканале кандидата на пост Президента Российской Федерации Н. М. Харитонова в период с 9 января 2024 года по 21 марта 2024 года (с момента публикации первого поста до публикации итогового интервью по результатам предвыборной кампании, всего 69 текстовых сообщений). Выявлены сквозные образы, используемые политиком в постах – образы «сердца», «дома», «села/деревни», проанализирована их взаимосвязь и подведены итоги кампании политика в Телеграм в аспекте поддержания необходимого уровня позиционирования политического бренда.
Развитие технологий искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения оказывает все большее влияние на сферы жизни общества, постепенно находя свое место не только в социальных медиа, но и в журналистике (Newman). Их активно внедряют в различные области масс-медиа, что позволяет автоматизировать ряд процессов медиакомпаний, оптимизируя работу журналистов, редакторов и медиаменеджеров. Данная тема представляет собой актуальную проблему в современном информационном обществе (Túñez-López et al.). Искусственный интеллект и процесс его обучения стали неотъемлемой частью процес сов создания, анализа и распространения контента, привнося новые возможности, но вместе с тем и серьезные вызовы. Например, алгоритмы персонализации позволяют адаптировать информацию к индивидуальным интересам и предпочтениям каждого пользователя, повышая его вовлеченность и удовлетворенность контентом. Таким образом социальные сети и многие другие интернет-платформы персонализированы для каждого пользователя на основе их демографических профилей и личных данных. В данной статье представлен обзор текущих научных данных о потенциальных рисках использования алгоритмов персонализации контента в масс-медиа. Результаты и выводы статьи могут помочь глубже понять природу этих рисков и сопряженные с ними вызовы для сферы массовой коммуникации.
В статье рассматривается специфика политической когниции как структурного элемента политической коммуникации. Основная задача исследования – выявить в условиях идеационного поворота характеристики политико-медийной оси Шанхайской организации сотрудничества, смоделированные в научно-медийных публикациях и обусловленные различной логикой и политическими когнициями авторов. Медиатизация современного политического дискурса позволяет рассматривать идеологию как потенциальную возможность, создающую основания через реконтекстуализацию символики институционального прошлого упорядочивать институциональное настоящее. Приоритетной в понимании идеологии признается позиция аргентинского социолога, антрополога и семиотика, профессор коммуникационных наук Университета Сан-Андреса Элисио Верона. Наиболее продуктивной в плане представления и описания множественности взаимодействия между участниками политической коммуникации, сбалансирования коммуникации политических когниций полагается критическая лингвистика. В процессе концептуального моделирования используются элементы политический анализа, основывающегося на обращении к идеям как причинно-следственным переменным. Исследование осуществляется с учетом значимости причинно-конститутивных логик, при этом приоритетной логикой коммуникации признается каузальная логика, с ориентацией на идею как фокусную точку. Идея сотрудничества, моделирующая институциональные функции ШОС, рассматривается через когнитивные презентации в научно-медийных источниках, для интерпретации которых используется терминологический и понятийный аппарат русского конструктивизма.
Статья посвящена социально-политическому осмыслению функционирования политико-административной элиты в современном информационно-коммуникационном пространстве. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью уточнения понятий «политическая элита», «административная элита, «властная элита» «политическо-административная элита», а также выявления её отличительных особенностей. Рассматриваются теоретические основания дефиниции понятий «политическая элита» и «административная элита» с точки зрения лингвистики и политической науки. Авторами выдвигается тезис об относительной самостоятельности административной элиты как категории политологического анализа и обоснованности изучения государственной администрации вне рамок концепции дихотомии политико-административных элит. Рассматриваются теоретические подходы и модели западных и отечественных исследователей по проблеме взаимоотношений политической и административной элит. В заключительной части статьи приводится авторская оценка роли западных политических элит в условиях современного геополитического противостояния.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______