В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности бакалавра профиля «Прикладная информатика в дизайне». Для наполнения содержания компонентов профессиональной компетентности выпускника рассмотрены требования работодателей к специалистам в области компьютерного дизайна: графический дизайнер, веб-дизайнер, UX/UI-дизайнер, объединенные в соответствии с компонентным составом профессиональной компетентности - когнитивным, деятельностным и мотивационным. Проанализирован сайт по поиску работы с описанием вакантных мест на вышеперечисленные должности, и определен уровень конкурентности. Выявлены основные требования работодателей к кандидатам на должность, которые способствуют определению содержания профессиональной компетентности бакалавра профиля «Прикладная информатика в дизайне». Проанализированы вакантные объявления по каждому из выбранных направлений дизайна. Проведенный анализ позволил сформулировать требования к соискателям на должности «графический дизайнер», «веб-дизайнер», «UX/UI-дизайнер» в соответствии с компонентным составом профессиональной компетентности. Выявленные требования могут послужить инструментом для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности выпускников по направлению подготовки «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в дизайне».
Идентификаторы и классификаторы
Для более полной разработки содержания компонентов профессиональной компетентности выпускника рассмотрим требования работодателей к специалистам в области компьютерного дизайна, проанализировав вакансии на сервисе по поиску работы «HeadHunter» в этой области. Были рассмотрены следующие вакантные должности в компаниях: графический дизайнер, вебдизайнер и UX/UI-дизайнер. Количество вакансий по некоторым направлениям превышает две тысячи, что говорит о востребованности специалистов в области компьютерного дизайна на рынке труда. Для выявления уровня конкурентности в данной области были более подробно рассмотрены вакансии по следующим параметрам: дата публикации, количество откликов, актуальность в специалисте на время просмотра.
Список литературы
1. Адольф В. А. Избранные труды: в 2-х томах. Том 2. Красноярск: ООО “Новые компьютерные технологии”, 2020. 215 с. EDN: TSTHWM
Adolf, V. A. (2020). Selected works., 215. Vol. 2. Krasnoyarsk: OOO “New computer technologies”. EDN: TSTHWM
2. Антипов С. Т., Дранников А. В., Панфилов В. А. и др. Введение в профессиональную деятельность (инженерия техники пищевых технологий): учебник / под редакцией В. А. Панфилова. Санкт-Петербург: Лань, 2022. 268 с.
Antipov, S. T., Drannikov, A. V., Panfilov, V. A. etc. (2022). Introduction to professional activity (engineering of food technology technology): textbook., 268 / edited by V. A. Panfilov. St. Petersburg: Lan.
3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
Baydenko, V. I. (2005). Competence-based approach to the design of state educational standards of higher professional education (methodological and methodological issues): a methodological guide., 114. Moscow: Research Center for the Quality of Specialist Training.
4. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / под редакцией В. А. Сластёнина. Москва: Академия, 2004. 368 с. EDN: RYVJSZ
Belozertsev, E. P., Goneev, A. D., Pashkov, A. G. etc. (2004). Pedagogy of professional education: a textbook., 368 / edited by V. A. Slastenin. Moscow: Academy.
5. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 52-60. EDN: PAVAYJ
Verbitsky, A. A. (2012). Problematic points of implementation of the competence approach. Bulletin of the M.A. Sholokhov Moscow state university for the humanities. Pedagogy and psychology, 2, 52-60. EDN: PAVAYJ
6. Волкова И. А., Петрова В. С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 17-24. EDN: MYFAJE
Volkova, I. A., Petrova, V. S. (2019). Formation of digital competencies in professional education. Bulletin of Nizhnevartovsk state university, 1, 17-24. EDN: MYFAJE
7. Гочияева М. Д., Везиров Т. Г. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - “Прикладная информатика” // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 318-320. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00310 EDN: PKFJGL
Gochiyaeva, M. D., Vezirov, T. G. (2020). Digital educational environment of a university as a condition to develop research competencies of future bachelors in the field of training 09.03.03 applied informatics. The world of science, culture and education, 2(81), 318-320. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00310 EDN: PKFJGL
8. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4 (1337). С. 136-144. EDN: WZTFIL
Dakhin, A. N. (2004). Competence and competence: how many do Russian schoolchildren have? Public education, 4(1337), 136-144. EDN: WZTFIL
9. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Выпуск 7. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. С. 64-75. EDN: YMPEXZ
Zimnaya, I. A. (2012). Competence and competencies in the context of the competence approach. Conceptual framework of pedagogy and education: collection of scientific papers, 7, 64-75. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. EDN: YMPEXZ
10. Казарина Т. Ю., Казарин С. Н., Мелкова С. В. и др. Дизайн-образование в Кузбассе: направления, тенденции, перспективы. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2022. 237 с. EDN: RWUIIN
Kazarina, T. Yu., Kazarin, S. N., Melkova, S. V. etc. (2022). Design education in Kuzbass: directions, trends, prospects., 237. Kemerovo: Kemerovo State Institute of Culture. EDN: RWUIIN
11. Конкурентоспособность региона и организаций в новых экономических условиях: монография / под общей редакцией О. А. Козловой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. 246 с. EDN: YKJQHJ
(2017). Competitiveness of the region and organizations in the new economic conditions: a monograph., 246 / edited by O. A. Kozlova. Nizhnevartovsk: Publishing House of Nizhnevartovsk State University. EDN: YKJQHJ
12. Лавина Т. А., Таерова И. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 4 (65). С. 141-143. EDN: ULRTKH
Lavina, T. A., Tairova, I. A. (2015). Formation of ICT competence of university teachers. Cherepovets state university bulletin, 4(65), 141-143. EDN: ULRTKH
13. Профессионально-педагогические понятия: словарь / составитель Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под редакцией Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
(2005). Professional and pedagogical concepts: dictionary., 456 / compiled by G. M. Romantsev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasyuk; edited by G. M. Romantsev. Yekaterinburg: Publishing House of Russian State Prof.-ped. University.
14. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3. EDN: UGSMHB
Khutorskoy, A. V. (2011). Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards. Bulletin of the Institute of Human Education, 1, 3. EDN: UGSMHB
15. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 464 с. EDN: TZJVWX
Shadrikov, V. D. (2013). Psychology of human activity., 464. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. EDN: TZJVWX
16. Ярмакеев И. Э. Профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности и деятельности современного специалиста // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 2 (20). С. 291-297. EDN: MUDSUV
Yarmakeev, I. E. (2010). Professional competence as the most important characteristic of the personality and activity of the contemporary specialist. Bulletin of the Tatar state humanitarian and pedagogical university, 2(20), 291-297. EDN: MUDSUV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Период обучения в высшем учебном заведении сопровождается значительными когнитивными и эмоциональными нагрузками, связанными с академическими требованиями, социальной адаптацией и профессиональным самоопределением. Эти факторы создают предпосылки для возникновения стрессовых ситуаций и усиления негативных психических состояний, таких как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. В условиях хронического стресса данные состояния могут перерастать в дезадаптивные формы поведения, снижая учебную мотивацию и ухудшая общее психическое здоровье студентов. В статье исследуется влияние уровня эмоционального интеллекта на выраженность негативных психических состояний у студентов. На первом этапе исследования был проведен анализ уровня эмоционального интеллекта, на основании которого участники были разделены на три группы (высокий, средний и низкий уровень). На втором этапе изучалась взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой отрицательных психических состояний.
Важность изучаемой проблемы обусловлена выявлением специфики стрессоустойчивости студентов профессий группы «человек-человек» на примере будущих педагогов-психологов и студентов-педиатров. Цель исследования заключалась в выявлении различий стрессоустойчивости студентов помогающих профессий на примере студентов-педиатров и студентов педагогов-психологов. Гипотеза состояла в предположении, что проявления стрессоустойчивости у студентов педагогов-психологов и студентов-педиатров обусловлены различиями в организации и содержании профессиональной подготовки и общностью будущих профессий сферы «человек-человек», направленных на взаимодействие с детьми. Для проведения исследования использованы тестовые методики. В исследовании приняли участие 257 студентов медицинского и педагогического университетов. Анализ результатов показал, что у большинства студентов уровень стрессоустойчивости находится в пределах средних значений, значимые различия обнаружены в нехватке времени: будущие медики в большей степени испытывают стресс в связи с большой загруженностью учебными задачами. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла лишь частичное подтверждение. Результаты исследования полезны для разработки педагогических технологий профессиональной подготовки стрессоустойчивых специалистов помогающих профессий.
В статье исследуются актуальные аспекты совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения в современных образовательных учреждениях, где рост тревожности, стресса и профессионального выгорания представляет собой одну из ключевых проблем. Основная цель исследования заключается в разработке научно обоснованной модели сопровождения, учитывающей как индивидуальные особенности участников образовательного процесса, так и потенциал современных технологий для повышения эффективности образовательной среды. Для достижения поставленных целей были применены методы метапрограммного анализа, стандартные диагностические инструменты (шкала Спилбергера-Ханина для оценки тревожности и опросник Маслач-Джексон для анализа профессионального выгорания), а также интегрированы цифровые платформы психологической помощи. Исследование охватило более 500 участников образовательного процесса из муниципальных школ города Екатеринбурга. Ключевые результаты демонстрируют значительное снижение уровня тревожности обучающихся на 15% и повышение их успеваемости на 12% (p < 0,01), что подтверждает высокую эффективность персонализированных образовательных маршрутов, основанных на метапрограммном анализе. Кроме того, проведенный анализ особенностей профессионального выгорания педагогов позволил разработать комплексные программы супервизии и консультирования, способствующие улучшению эмоционального климата в образовательных организациях и повышению профессиональной устойчивости преподавателей. Статья акцентирует внимание на необходимости системного подхода к психолого-педагогическому сопровождению, который включает регулярный мониторинг психоэмоционального состояния участников образовательного процесса, внедрение цифровых технологий и развитие навыков саморегуляции обучающихся и педагогов. Полученные данные имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы для создания универсальной модели сопровождения, адаптированной к современным условиям функционирования образовательных учреждений. Результаты исследования открывают новые возможности для укрепления психологической устойчивости всех участников образовательного процесса и повышения качества образовательной деятельности в условиях трансформирующейся образовательной парадигмы.
Актуальность исследования связана с необходимостью формирования когнитивных и регуляторных функций у детей младшего школьного возраста, что важно для их адаптации в современном социокультурном контексте. Быстрые изменения в технологиях и образовании требуют развития произвольности психических процессов, таких как внимание, память, планирование и самоорганизация и др., которые играют ключевую роль в учебной и социальной адаптации детей. Исследование было проведено на выборке из 60 детей (8-9 лет) в МАОУ СОШ №31 города Ишим. Применялись методики, направленные на оценку различных аспектов произвольности: целеполагания, прогнозирования, планирования, коррекции, гибкости действий, адаптивности и рефлексии («Шаблон», «Бегущий гусь», «Тест простых поручений», «Круги» и другие), а для анализа данных применялся критерий φ* - угловое преобразование Фишера. У большинства детей произвольность когнитивных и регуляторных функций находится в активном процессе формирования, при этом ее компоненты развиваются неодинаково. Прогнозирование, адаптивность и мнемические способности формируются быстрее и качественнее, чем целеполагание, планирование, коррекция, гибкость действий, рефлексия и аттенционные способности. Результаты исследования подтверждают необходимость психолого-педагогического сопровождения для улучшения произвольности у младших школьников, что способствует их успешной учебной и социальной адаптации.
В статье представлены результаты изучения когнитивного компонента отношения к энергосбережению у старших дошкольников и младших школьников. Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием системы образования к вопросу формирования экологического энергосберегающего отношения у детей при очевидной необходимости формирования современного человека, ориентированного на рациональное, энергосберегающее поведение. В статье представлены результаты эмпирического исследования на основе авторской методики по изучению содержания когнитивного компонента отношения к энергосбережению, описаны виды мотивов энергосбережения у детей 5-10 лет. Выделены и описаны уровни сформированности когнитивного отношения к энергосбережению. Для детей характерен средний уровень сформированности когнитивного компонента отношения к энергосбережению. Представления об энергосбережении нечеткие, размытые. От старшего дошкольного к младшему школьному возрасту наблюдается положительная динамика в развитии когнитивного компонента. Доминирующим мотивом энергосбережения является мотив избегания дискомфорта. С возрастом уточняется содержание представлений об энергосбережении и начинает четко выделяться собственно энергосберегающий мотив. С возрастом мотивы собственной выгоды уступают мотивам общественной значимости. На формирование когнитивного компонента отношения к энергосбережению оказывают влияние установки взрослых, а также содержание образования. Освоение школьных предметов, раскрывающих тематику экологических вопросов, а также развитие новых форм мышления младших школьников способствуют развитию когнитивного отношения к энергосбережению.
Работа посвящена оценке условий функционирования научных библиотек при региональных университетах России и Китая и выявлению перспектив сотрудничества для укрепления их образовательной функции. В ходе исследования обобщен опыт и данные включенного наблюдения авторов за деятельностью крупных университетских библиотек в приграничных регионах двух государств. Приводятся кейсы, характеризующие деятельность библиотек важных региональных вузов - Тихоокеанского государственного университета и Харбинского политехнического университета. Руководствуясь нормативно-правовыми документами и учитывая основные направления межгосударственного взаимодействия, библиотеки региональных вузов реализуют и расширяют свои образовательные возможности в условиях усиливающихся вызовов, к которым можно отнести цифровизацию и изменения в образовательной среде. Образовательная функция университетской библиотеки вбирает в себя просвещение, информационную грамотность, самообразование и индивидуальное обучение, а также коммуникацию субъектов образовательного процесса. Библиотеки региональных вузов становятся не только хранилищами знаний, но и активными участниками образовательного процесса, способствуя развитию межгосударственного взаимодействия и отвечая на современные вызовы. Речь идет о невозможности изолированного развития и наличии высокого интереса к поиску партнеров за рубежом. Партнерство с зарубежными вузами и библиотеками открывает доступ к международным базам данных, электронным журналам и другим ресурсам, которые могут быть недоступны на национальном уровне. Это значительно расширяет образовательные возможности для студентов и преподавателей. Сотрудничество научных библиотек в приграничных районах не только обогащает образовательный процесс, но и способствует развитию регионов.
Работа посвящена практической реализации принципа Парето в процессе языковой подготовки студентов нелингвистических специальностей вуза. Суть правила 80/20 заключается в том, что в обучении иностранному языку, как и в другой сфере, существует определенный набор наиболее значимых теоретических аспектов, которые обеспечивают максимальную практическую ценность для повседневного общения. На начальном этапе следует исключить избыточную сложность, необходимо знать и уметь правильно и быстро пользоваться именно той частью изучаемого иностранного языка, которая используется в реальных жизненных ситуациях. Благодаря организации процесса обучения на базе учебного курса, в основу которого легло правило 80/20, внимание концентрируется на прямом восприятии информации, формируется осознанный подход обучающихся к своим учебным действиям, готовность к полноценному и продуктивному общению на иностранном языке с учетом его культурных особенностей. Важными преимуществами разработанного учебного курса являются фокус на практическом использовании языка, приобретение полезного опыта общения с «нейтив спикерами». Знания, полученные с помощью этого метода, становятся ценным активом и помогают справиться с любыми коммуникативными задачами на иностранном языке. Проведенная экспериментальная работа подтвердила, что студенты, процесс обучения которых был организован на базе принципа Парето, достигают значительных результатов в изучении иностранного языка быстрее, чем при традиционных методах обучения.
В статье обосновывается идея необходимости опережающей профессиональной подготовки курсантов современного военного вуза для выполнения требований к информационной компетентности офицера в период изменения военно-профессиональной деятельности под воздействием информатизации. Раскрывается сущность информационной перспективы в контексте информатизации военно-профессиональной деятельности с учетом перспективных требований к информационной компетентности офицера, представляющей собой результат профессионального и личностного развития, интегральную характеристику личности, предопределяющую его потенциальную способность и психологическую готовность осваивать, применять и конструировать оптимальные способы решения профессиональных задач, отвечающие технологическим стандартам информационной перспективы военно-профессиональной деятельности. Охарактеризовано новое содержание компонентов информационной компетентности, ориентированное на информационную перспективу военно-профессиональной деятельности, обеспечивающее научное исследование и управление процессом формирования информационной компетентности на практике. Представлено авторское понимание структуры информационной компетентности офицера в совокупности операционального (совокупность информационных технологий, которыми владеет офицер), субъектного (отношение и активность в информатизации военно-профессиональной деятельности), аксиологического (степень освоения офицером устанавливающихся в информационной перспективе ценностей, норм и передовых образцов информационной культуры Вооруженных Сил) и рефлексивного (устойчивые психологические состояния, возникающие на основе рефлексии опыта и прогнозирования собственных профессиональных возможностей в информационной перспективе военно-профессиональной деятельности) компонентов. Процесс формирования информационной компетентности курсанта показан как последовательная смена этапов решения опережающей профессиональной задачи и достижения ожидаемых результатов профессионально-личностного развития: этапа проблематизации, этапа моделирования, этапа решения и рефлексивного этапа. Представленные содержание, формы и методы работы, организующие процесс формирования информационной компетентности курсантов, призваны обеспечить его целостность и результативность.
Статья поднимает вопрос обучения иностранных граждан русскому языку как иностранному в вузах России. В исследовании определяются цели и задачи обучения русскому языку как иностранному, обозначаются наиболее распространенные методики, применяемые на занятиях. Подчеркивается, что в последнее время возросло значение текстообразующего подхода при обучении иностранных граждан русскому языку. Утверждается важная роль текста в процессе обучения русскому языку как иностранному. Отмечается, что текстообразующий подход выделяет текст как основную единицу обучения, что работа с текстом способствует формированию и развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), а также развивает грамматические навыки, повышает мотивацию обучения. Анализируются интерпретации понятия «текст», определяется роль текста в системе обучения русскому языку как иностранному. Большое внимание уделяется исследованию работы с научными и профессионально ориентированными текстами, что обусловлено особой направленностью названных типов текстов, способствующих формированию теоретической базы понятий, интеграции значения всех языковых единиц, развитию творческих и познавательных способностей иностранных обучающихся. Приводится пример комплексной работы с профессионально ориентированным текстом. Систематизируются основные виды заданий, выполняемых при работе с текстом. Резюмируется, что работа с текстом формирует общепрофессиональные и универсальные компетенции, способствует выработке использования профессионально значимой лексики и терминологии в процессе коммуникации.
Эпистолярное наследие выдающегося педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930) представляет собой уникальное явление в культуре чувашского народа. В нем определенным способом выражается образ многогранной личности И. Я. Яковлева, более полувека неустанно работавшего на ниве просвещения и школьного образования сородичей. Особый исследовательский интерес среди множества писем И. Я. Яковлева вызывают строки, связанные с жизнью его собственной семьи. Изучение эпистолярного наследия И. Я. Яковлева показало, что семья имела огромное значение в его жизни. Он всегда стремился создавать и сохранять в семье атмосферу человеческих отношений, основанных, прежде всего, на духовно-нравственных добродетелях. Показательными в этой связи являются письма И. Я. Яковлева своему старшему сыну Алексею Ивановичу Яковлеву (1878-1952). На основе анализа писем педагога-просветителя А. И. Яковлеву раскрывается в некотором роде характер взаимоотношений взрослых и детей в семье, выделяется мир ценностей, лежащих в основе ее жизнедеятельности. К таковым можно отнести отношения взаимной любви и уважения родителей и детей, доброту и чуткость к окружающим людям, ответственность и заботу о близких, благодарность за счастье быть частью большой семьи, бесценные часы совместного семейного общения.
Изменения в системе высшего образования предполагают переориентацию учебного процесса на формирование у студентов компетенций, нацеленных на социальный заказ общества и государства. Существенная роль среди этих компетенций отводится выработке когнитивных способностей. Традиционное обучение предполагало развитие этих навыков через текст, что не совсем приемлемо для нынешнего поколения студентов, которые читают заметно меньше своих предшественников. В связи с этим, целью данного исследования стал выбор наиболее эффективных средств, способствующих развитию памяти, внимания, речи, логики мышления. Авторы статьи на примере исторических дисциплин пришли к выводу, что важным инструментом развития когнитивных способностей на современном этапе является рабочая тетрадь. Она позволяет структурировать и расширять полученные знания по предмету, тренировать различные виды памяти, осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию имеющейся информации, осуществлять контроль и самоконтроль за ходом обучения студентов конкретному учебному курсу. Разнообразный формат предлагаемых заданий, нестандартных задач, творческих проектов делает рабочую тетрадь универсальным средством развития когнитивных способностей, повышения эффективности обучения в преподавании дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731