Данная статья посвящена прецедентным феноменам, которые являются средством актуализации этнокультурного кода. Материалом для анализа послужили прецедентные имена, прецедентные тексты, прецедентные высказывания и прецедентные ситуации, отобранные методом сплошной выборки из современной британской газетной публицистики в интернет-пространстве, доступной широкому кругу читателей.
В статье проводится семантический анализ прецедентных феноменов и выявляется их перлокутивая цель. Выполненный анализ позволяет утверждать, что газетный дискурс отражает тенденции развития языка и определяет его качественные и количественные изменения через сохранение и пополнение корпуса прецедентной лексики.
Отметим, что феномен прецедентности основан на общности культурных, социальных и языковых фоновых знаний носителей языка. Использование подобных феноменов в газетном дискурсе добавляет дополнительный уровень понимания, так как они являются частью воспринятых ранее текстов и вызывают в памяти адресата пережитый опыт.
Выявлено, что проанализированные прецедентные феномены отражают ценностные ориентиры народа-носителя языка и являются важной частью национально-языковой картины мира англичан. Кроме того, были выделены прецедентные феномены нового поколения носителей языка, которые представляют ценность для коммуникантов, но могут быть непонятны представителям старшего поколения.
Идентификаторы и классификаторы
Активизация интереса к медийному дискурсу обуславливает стремительное развитие такого раздела современного языкознания, как медиалингвистика. Данное научное направление изучает речевую специфику массовой коммуникации, анализирует взаимодействие социальных факторов, информационно-коммуникативных технологий и языка. Внимание исследователей нацелено на такие проблемы, как анализ медиаречи на основе когнитивного подхода, интерпретационные свойства медиаречи, выражение идеологической модальности, информационно-вещательные стили, способы передачи информации, значимой для той или иной культуры, лингвокультурологические особенности медиаречи, взаимодействие языков и культур в условиях информационной глобализации, сопоставительный анализ речевых медиапрактик различных культур.
Список литературы
1. Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 1997. № 4. С. 106-118.
Gudkov D.B., Zaharenko I.V., Krasnyh V.V., Bagaeva D.V. Some features of the functioning of precedent statements, Bulletin of the Moscow State University, series 9: Philology, 1997, iss.4, pp. 106-118. - In Russ.
2. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М.: МГУ, 1999. 152 с.
Gudkov D.B. Precedent name and precedent problems, Moscow, 1999, 152 p. - In Russ.
3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи. М.: УРСС, 2005. 286 с. EDN: QRMWDT
Dobrosklonskaya T.G. Questions of studying media texts: the experience of studying the modern English media language, Moscow, 2005, 286 p. - In Russ.
4. Караулов Ю.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. М.: Флинта, 2009. 416 с.
Karaulov Yu.N. Actual problems of modern linguistics, Moscow, 2009, 416 p. - In Russ.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с. EDN: PWFIXL
Karaulov Yu.N.Russian language and linguistic personality, Moscow, 1987, 261 p. - In Russ.
6. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации. М., 2008. С. 183-210. EDN: SCQEWR
Kubryakova E.S., Curikova L.V. Verbal media activity as a special type of discursive activity, The language of the media, Moscow, 2008, pp. 183-210 - In Russ.
7. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. М.: Academia, 2000. 141 с.
Slyshkin G.G. Linguistic and cultural concepts of precedent texts, Moscow, 2000, 141 p. - In Russ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена монографии А. Г. Праздникова «Люди Войн Алой и Белой Розы. Состав и модели поведения активных участников социально-политического конфликта в Англии второй половины XV века». Книга разделена на три части. Основной фактический материал книги представлен во второй и третьей частях.
Автор выделил два поколения активных участников Войн Роз, определил их социальные сходства и различия. В третьей части монографии рассматривается участие в Войнах Роз представителей различных социальных групп (знати, дворянства, духовенства и горожан). Наиболее активно участвовала в конфликте знать, но одна треть ее представителей оказалась вне числа её участников.
Автор произвел стратификационный анализ джентри, участвовавшего в Войнах Роз, и сделал вывод, что в отличие от светских лордов в них принимала активное участие лишь меньшая её часть.
В заключении автор отмечает, что Войны Роз имели характер национального конфликта.
Вниманию читателей предлагается фундаментальное комплексное исследование, впервые предпринятое в новой России. Межкультурная коммуникация двух ведущих стран Европы предстаёт в аспектах современной компаративистики как важная составная часть истории русистики и германистики конца XIX и первой половины ХХ в.
Трагические годы политического и военного противостояния двух держав не отменили, как ни парадоксально, внимания, тщательного изучения и взаимного влияния друг на друга.
Коллективное исследование подготовлено ведущими учеными Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН совместно с их коллегами из различных вузов РФ.
Единство замысла авторов научных статей закреплено в трёхчастной композиции труда: «Россия глазами немецких писателей» (аксиологически окрашенные характеристики России у немецких писателей), «“Русская” Германия - “немецкая” Россия: литературные контакты» (взаимоотношения русских и немецких деятелей культуры) и «Художественная практика: схождения, пересечения, параллели» (явления литературного взаимодействия, в процессе которого возникает общий российско-немецкий культурный текст).
Книга открывает читателю новые имена в диалоге двух культур и литератур, а также вводит в историю и современное состояние германистики, ведущим вектором которой являются русско-немецкие и немецко-русские гуманитарные связи.
Вниманию читателей предлагается рецензия на коллективную монографию Finegan E., Adams M. (eds.). The Cambridge Handbook of the Dictionary, посвященную описанию актуальных проблем современной лексикографии. В статьях известных лексикографов поднимаются проблемы класиификаций новых типов общих и специальных словарей, участия пользователей в процессе создания цифровых лексикографических проектов, истории создания и эволюции терминологических и других специальных справочников, применения искуственного интеллекта и новых цифровых технологий в создании словарей различных типов, отражении идеологии и культуры в словарях и другие важные вопросы современной лексикографии.
В статье представлена краткая история феномена экстремальности в контексте философии сознания.
Показана связь экстремальности и цивилизационной динамики через призму представлений о человеческой революции и ноосферной истории.
Рассмотрены избранные дискурсы экстремальности в истории философии.
Зафиксирована особая роль философии и науки XX века как в масштабировании свойства экстремальности практически на все ипостаси бытия, так и в становлении феномена собственно экстремального сознания.
Выявлены эвристически ценные позиции для комплексного анализа экстремального сознания, которые могут быть выражены в категориях естественности, амбивалентности, генеративности и гомеостатичности / аутопоэзисности.
Определены содержательные и методологические перспективы исследования экстремального сознания.
Статья посвящена философским основаниям университетского аудита.
Рассмотрена «теория вдохновленного доверия», зафиксирован эвристический потенциал концепта «доверия».
Проведена параллель теории Теодора Лимперга-младшего с концепцией языка тернарного описания.
Раскрыта методологическая ценность последней для описания аудиторской деятельности. Современная аудиторская теория проанализирована через призму протипоставления установок на техносферность и ноосферность.
Показана «аудиторская специфика» сферы духовного производства в сравнении с дискурсом производства материального.
Рассмотрен комплексный подход к теории аудита, уточнены его валидные концепты.
Представлена в первом приближении философия ноосферного аудита, раскрыт ее семиотический характер. Проанализированы цели и ценности современного университетского аудита.
Сделан вывод о необходимости учета в теории университетского аудита онтологических установок и когнитивных ориентаций преподавателей и студентов.
В статье предпринимается попытка выявить специфику неакадемической философии через обращение к пятерке философов неакадемического направления XX века.
Автор предлагает соответствующую типологию - концептуальные вариации неакадемической философии, определенные на основе личностно-персоналистического подхода.
Показано, что именно такая методология способствует лучшему пониманию роли и значению неакадемической философии в целом как социокультурного феномена.
Пять персоналий - Людвиг Витгенштейн, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Николай Бердяев и Мераб Мамардашвили - рассматриваются как воплощения пяти характерных типов или типажей неакадемического философствования - философ-нонконформист, философ-бунтарь, философ-отшельник, философ-изгнанник и философ-артист (оратор, учитель).
Заявлено, что неакадемическая философия не исчерпывается данным типами-типажами, однако их исследование позволяет выявить специфику рассматриваемого феномена в целом, а также обосновать само его наличие в социальном и культурном пространствах.
Подчеркивается, что разделение философии на академическую и неакадемическую не носит абсолютного характера. Автор делает вывод об актуальности и востребованности более глубокого изучения неакадемической философии как значимого социокультурного феномена.
Зафиксировано, что этот феномен оказывает существенное влияние на общество и общественную мысль, занимая свою незаместимую нишу.
В центре внимания представленной статьи оказывается творчество одного из значимых представителей первой волны русской эмиграции Георгия Петровича Федотова (1881-1951).
В своих работах он часто обращается к тематике истории и сопутствующим ей вопросам, касающихся воли и исторического детерминизма. Несмотря на декларативную позицию Г. П. Федотова, заключающуюся в принятии свободы воли, и критику по отношению к историческому детерминизму, на деле элементы последнего все же в той или иной степени присутствуют в работах мыслителя, и хоть контрабандой, но все же являются неотъемлемой частью всей историософии.
Исходя из вышеизложенного, в статье ставится задача выявить механизмы, которые позволяют сочетать выявленное противоречие. В первую очередь под исследовательский взгляд попадает категория времени. С ее помощью удается развести историю как концепт и случай как со-бытие. Более того, это приводит и к побочному эффекту - разведению исторического нарратива и сферы социального, где второе приобретает некую автономность от первого в рамках все той же выстраиваемой Г. П. Федотовым философии истории.
В статье рассматривается феномен когнитивной практики в контексте перехода от понятийного мышления к возможности представления, создающей новую реальность, отличную от действительного окружающего мира.
Отмечается, что философствование формирует объект исследования - очевидность непосредственно данного. В историко-культурном контексте переходное состояние когнитивной практики передаётся через состояние сознания «сомнение», создающего двойственность человеческого существования.
Доказывается, что свойствами современной когнитивной практики являются феноменализация и театрализация как формы экзистирования научного познания. Проблематизируются отношения между субъектом и феноменом как источником смысла представления. Они могут создавать в одном случае иллюзии, в другом - произведения человеческого ума, которые становятся инструментами в исследовании.
В случае совпадения первого и второго философствованию приписывается художественность. Однако феноменализация в представлении предполагает специфическое явление иллюзии, не имеющей линейной представленности.
Зрелищность как движение и взаимное поглощение образов приводит к театрализации восприятия. Исходная сцена создается восприятием и очищением происходящего до непосредственно исходного события, а проявляющийся в восприятии объект внимания перерастает в событие для экзистенциального существования человека.
В статье оспаривается корректность нарративов, так сказать, «радикального онтологизма», стремящегося превратить онтологию в особую - главную - «часть» философии, возвышающуюся над всеми другими.
Подобные нарративы квалифицируются как линия гиперматериализма, представляющего собой современную форму наивного материализма. Его претензии быть проводником подлинного монизма, объективности и научности весьма проблематичны.
На деле эта онтологическая линия эклектична, логически противоречива и является определенным шагом назад в развитии классических традиций научно-философского истолкования взаимоотношений сознания и материи.
В противовес парадигме узкого онтологизма автор статьи отстаивает и последовательно развивает идею о том, что вся философия по своему содержанию является онтологией. Это означает, что философская онтология суть отражение реальности (бытия) в ее (в его) целостности.
Подлинно реально (не иллюзорно) не только вещественное, но и духовное, несмотря на свою нематериальность. Онтолого-философское содержание обладает двумя основными формами выражения - гносеологической и аксиологической.
Уровни онтологического содержания могут быть разными: не только предельно общими (интегральными), как в философии, но и «региональными» (общенаучными и конкретно-научными, общехудожественными и т. д.).
В статье рассматриваются крупные достижения в историко-археологических и источниковедческих исследованиях начальной истории Арзамаса, сделанные в течение последних пяти лет и позволившие решить многие существовавшие совсем недавно проблемы.
Результаты этих достижений дают основания для воссоздания в общих чертах ранней истории Арзамаса. С середины I тысячелетия н. э. на территории города существовало мордовское селище. В начале XIII в. оно находилось на периферии протогосударственного образования мордвы (Пургасовой волости) и в середине столетия было уничтожено либо русскими дружинами, либо монголо-татарами. В конце XV в. местные татарские княжеские династии попали в вассальную зависимость от Москвы, а с начала XVI в. в будущем Арзамасском ополье сформировалась группа русских дворцовых сел.
Однако арзамасская крепость была основана лишь в 1572 г. в условиях второй черемисской войны на некоем Арземасовом городище. Основателем Арзамаса стал воевода Никита Иванович Еропкин. Арзамасский уезд был собран из земель, подчинявшихся ранее частью муромской, частью - нижегородской администрации. Город являлся центром военно-служилой корпорации уезда, его экономическое значение изначально было невелико из-за отдаленности от древней караванной дороги.
На момент основания крепости рядом с ней находилась мордовская деревня, которая после этого была перенесена примерно на 30 км севернее. Главная из остающихся проблем в этой картине ранней истории Арзамаса - это существование здесь поселений между серединой XIII и серединой XVI в. Обнаружение их следов позволило бы понять, что представляло собой Арземасово городище, и кем являлся Арземас, имя которого оно носило.
В статье впервые публикуется новый источник по истории семьи маршала Советского Союза А. М. Василевского - анкета его отца священника М. А. Василевского, написанная в декабре 1919 г. по запросу Иваново-Вознесенского ГубЧКа в ходе массового анкетирования духовенства, священно- и церковнослужителей Кинешемского уезда Иваново-Вознесенской губернии. Данное анкетирование проводилось с целью получения советскими органами сведений о настроении духовенства в рассматриваемый период и для дальнейшего планирования своей антицерковной политики. Анкета интересна тем, что, во-первых, она содержит малоизвестные сведения об отношении отца А. М. Василевского к Советской власти, к Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во-вторых, она содержит сведения о материальном положении семьи А. М. Василевского в годы Гражданской войны. В-третьих, документ является интересным историческим источником о положении провинциального духовенства в первые годы Советской власти. Публикуя документ, авторы приходят к выводу о том, что М. А. Василевский, как и большая часть духовенства Кинешемского уезда, положительно воспринял Декрет СНК, надеясь на декларируемое невмешательство Советского государства в церковную жизнь. При этом небольшая часть духовенства заявила об отрицательном отношении к отделению школы от Церкви. Но по отношению к Советской власти не менее половины духовенства, в том числе и М. А. Василевский, заняли отрицательную позицию, выраженную в формально нейтральных формулировках ответов.
Предмет исследования необычен, уникальность его в новизне подхода к рассмотрению, в частности таких аспектов, как перестройка политических органов самоуправления, включая их силовой блок, разоблачение и арест секретных сотрудников «охранки», социальный портрет осведомителя-провокатора провинциального фабричного центра России. Показан феномен системы переходного правосудия Февральской революции в лице учрежденного демократическими силами города Междупартийного Совестного суда, рассматривавшего и выносившего приговоры тайной агентуре «охранки», исходя из принципов гуманизма и справедливости. Приводимый в статье материал о люстрации в г. Иваново-Вознесенске подводит к пониманию того, что ведущую роль в осуществлении разгрома местного жандармского управления на фоне высокой общественной активности населения сыграли умеренно-социалистические и демократические силы. Их ценный опыт сотрудничества в деле разрушения репрессивного аппарата царизма давал возможность выработать наиболее приемлемую форму коалиции конструктивных сил в деле внедрения принципов демократии в российскую государственность. Рупором этих настроений и конкретных шагов в сторону демократизации режима власти являлась демократическая печать г. Иваново-Вознесенска. Именно с ее страниц внедрялись в общественное сознание мысли о гуманизме и справедливости, призывы и предложения о возможности и необходимости сплочения демократических и социалистических сил страны ради строительства Свободной и Великой России.
В статье рассматривается внешнеполитическая концепция государства Катар в современной турбулентной системе международных отношений через призму сотрудничества с Турецкой Республикой. Нынешняя геополитическая ситуация диктует миру свои правила, в рамках которых Катар начал процесс переосмысления своей роли на Ближнем Востоке, в частности в Персидском заливе. Имея достаточно сильный потенциал, а также ресурсы, эмират в последние годы проводит прямолинейную внешнюю политику по наращиванию своего влияния в регионе как надежного партнера и современного прогрессивного государства. Ключевым партнером в концепции роста роли региональных держав для официальной Дохи является Турция. В статье авторы рассматривают взаимоотношения двух стран по ключевым сферам: военно-политической, экономической и идеологической.
В статье исследуется проблема церемониальных функций преторианской гвардии и их значения для политической культуры Принципата. Рассматриваются визуальные проявления политической роли преторианцев в государственно-династических церемониях с целью проследить действие скрытых механизмов власти. Для достижения данной цели применяются подходы перформативного поворота, в рамках которого церемонии и ритуалы изучаются как срежиссированные спектакли, организованные с политической целью для определенных адресатов. Автор приходит к выводу, что государственно-династические церемонии с участием гвардии имели важное значение для легитимации власти принцепса. Так, аккламации преторианцев во многих случаях выступали первичным институциональным ритуалом наделения кандидата в императоры верховной властью, а триумфы и adventus служили консенсусными ритуалами поддержки правящего режима и одобрения его политики. Ведущая роль преторианцев в этих церемониях показывает, что положение гвардейцев в иерархии императорского двора было сопоставимым по значению с влиянием сенаторского и всаднического сословий, и мнение гвардии оказывало значительное влияние на принятие политических решений.
На современном этапе развития дискурсивной лингвистики все более актуальными становятся вопросы взаимодействия нескольких модальностей в процессе коммуникации. В настоящей статье на материале документального интервью страноведческого характера впервые исследуется взаимосвязь мелодических моделей и кинесических средств в речи представителей английской и американской культур. На интонационном уровне изучается изменение высоты голосового тона в предтерминальной части синтагмы. В британском варианте рассматриваются ступенчатая и скользящая шкалы, а в американском - средняя ровная и средняя волнообразная шкалы. На кинесическом уровне в фокусе исследования находятся акцентирующие жесты руки, головы и тела, а также движение бровей. В результате аудиторского, визуального и комплексного сопоставительного видов анализа были выявлены мелодико-кинесические модели - сочетания интонационной и жестовой модальностей, являющиеся важными акцентирующими речевыми средствами. Данные, полученные в результате эксперимента, позволяют, с одной стороны, расширить существующие представления о взаимодействии интонации и кинесики в документальном интервью. С другой стороны, благодаря сравнительному анализу речевого поведения респондентов получена более полная картина межкультурного взаимодействия представителей английской и американской культур.
Настоящая статья посвящена рассмотрению такого психологического феномена, как газлайтинг, в ракурсе лингвосемиотики. Анализируются вербальные способы манипуляции, которые приводят жертву газлайтинга к эмоциональной нестабильности. Показана роль невербальных манипулятивных средств в достижении цели газлайтера привести жертву к осознанию своей неадекватности. В статье предпринята попытка проследить динамику эмоционального состояния лица, подвергаемого газлайтингу. В финальной фазе эмоциональная нестабильность жертвы достигает своего пика и переходит в измененное состояние сознания. В статье выделен ряд речевых тактик, с помощью которых газлайтер воздействует на сознание жертвы.
В статье рассматриваются особенности языковой репрезентации динамики поэтических и прозаических текстов известных русских и белорусских писателей. Новизна исследования заключается в подходе к универсальной категории динамики с позиции коммуникативной стилистики художественного текста, учитывающей его антропоцентрическую сущность как взаимосвязанную полисубъектную организацию. Динамика определяется, во-первых, через сопоставление текстовых ассоциатов и их имплицитного смысла у поэтов разных временных периодов, а также взаимодействие лексико-грамматических экспликантов бинарных концептов поэтического текста как вторичной языковой системы с разноуровневым художественным параллелизмом. Во-вторых, при обращении к прозаическим произведениям динамика устанавливается через смену эпизодов на уровне композиционно-текстовой диффузной ретроспекции, через взаимопереходы языковых средств на основе словесных и композиционных приемов субъективации нарраторского повествования, имплицитную диалогизацию прозаических субъектов. Выявлена языковая репрезентация динамики отношений персонажей в коммуникативных моделях аукториального нарратива. В результате анализа очерчиваются возможные лингвистические подходы к осмыслению динамической сущности художественного произведения. Такие подходы содействуют углублению понимания основных аспектов коммуникативной стилистики как одного из наиболее перспективных направлений функциональной стилистики и изучения текста на основе его антропоцентричности.
Статья посвящена рассмотрению особенностей состава и употребления фразеологии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Изучение идиоматики отдельных авторов и произведений является актуальным направлением для современной фразеологии и фразеографии, однако комплексное описание идиом и устойчивых фраз в конкретных произведениях Пушкина еще не проводилось, что обуславливает новизну данного исследования. На основе анализа формы, значения, лексико-грамматических свойств разных типов фразеологических единиц определено, что для «Капитанской дочки» Пушкин привлекал широко известные и часто употребляемые в речи выражения, большинство из которых сохраняет актуальность и для современного русского языка. Фиксируется высокая частотность в тексте идиоматических единиц, при этом трансформированное использование идиом признается редким. В выявленных случаях трансформации Пушкин применяет наиболее известные и простые приемы преобразования, понятные читателю. В то же время в тексте широко представлены основные лексико-грамматические разряды русской фразеологии и типы варьирования формы идиом, а также вводятся разные по стилистической окраске единицы. Проанализированный материал свидетельствует о том, что при отборе и употреблении фразеологии Пушкин руководствовался стремлением не только показать богатство языка, но и сделать текст доступным и ясным, избегая сложной или непонятной читателю фразеологии.
Статья посвящена рассмотрению образа Берлина, показанного в романе «Дом из парафина» современной русскоязычной писательницы Анаит Сагоян через призму экзистенциальной рефлексии. Экзистенциальное начало, проявляющееся в романе как на уровне макропоэтики (усложнение композиции), так и на уровне микропоэтики (мотивы пустоты, одиночества, умирания, страха; образность, актуализирующая данную эстетику), задает особую оптику восприятия Берлина. Репрезентация городского пространства предельно субъективизируется (герои не только размышляют о городе, но и живут в нем), задается с помощью приемов киноискусства и искусства фотографии (взгляд героя как ракурс камеры; ассоциативный монтаж; крупный, общий планы). Делается попытка ввести в научно-исследовательский оборот творчество писательницы, которая, с одной стороны, органично продолжает традиции русских писателей-эмигрантов (В. Набоков) и апеллирует к их опыту познания и описания чужого города, с другой стороны, актуализует особый код прочтения окружающей действительности (берлинский текст). Делаются выводы о том, что Берлин в романе не только становится одним из основных мест действия, но и транслирует особую эстетику, становится мифогенным.
В статье рассматриваются художественные особенности творчества французского драматурга-экспериментатора, автора эпатажной пьесы «Король Убю», положившей начало новому этапу в развития театрального искусства ХХ века. Избрав за основу поэтику кукольного театра, используя обновленный художественный язык и возможности актерской пластики, Жарри создал на сцене алогичную реальность без места, времени и действия. Основой действия становится патафизика. Это изобретенный Жарри «научный термин» объясняет абсурдность бытия, выходя за границы традиционного миропонимания. Творчество Жарри резко отличается от наследия предшественников и современников, так как он ниспровергает классические каноны в искусстве, придерживаясь принципов «патафизической науки», основывающейся на синтезе противоположностей. Автор статьи показывает, каким образом патафизическая концепция Жарри реализуется в пьесе «Король Убю». Языковая игра, литературные реминисценции и гротесковый персонаж Папаши Убю вскрывают алогичность и абсурд изображаемого. Таким образом, Жарри выходит за пределы театрального и эстетического канона, сообщая новый статус художественному слову.
В статье рассматривается проблема целостно-выборочного анализа литературного произведения по доминантам, актуальность которой обусловлена потребностями современного литературоведения. С опорой на исследование А. Б. Есина ставится вопрос об установлении доминант литературного произведения, т. е. тех художественных средств, которые подсказывают кратчайшие пути анализа, позволяющие раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения. Определение доминант обусловлено особенностями художественного произведения, устанавливается в значительной степени интуитивно и главным образом зависит от эстетической чуткости исследователя, вырабатываемой практикой. Отмечается, что выборочный анализ является одновременно и целостным, так как предполагает рассмотрение взаимосвязи содержательных и стилевых доминант произведения, поэтому его можно назвать целостно-выборочным анализом. Основное содержание статьи составляют примеры целостно-выборочного анализа произведений художественной литературы по доминантам. На конкретных примерах показано, что обращение к выборочному анализу художественного произведения по доминантам не противоречит принципу целостности, согласно которому каждый элемент произведения должен быть рассмотрен как часть художественного целого. Анализ доминант исходит из целостного восприятия произведения и стремится к итоговому синтезу. В связи с проблемой выборочного анализа уделяется также внимание проблеме адекватности интерпретации художественного текста.
Предметом размышления в статье стала неочевидная идейная позиция автора, неординарная жанровая структура геройной сферы, сильная позиция названия произведения и некоторые моменты контекста. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» рассматривается как своеобразный художественный ребус, разгадка которого ведёт к пониманию авторской логики. Дан ретроспективный метароманно-тематический экскурс в проблематику первого романа Ф. М. Достоевского. Тотальная рациональность, присущая образу взрослого Раскольникова (в противовес его спонтанному детскому протесту против убийства лошади), в связке с интенцией совершить преступление сопоставлены с созерцательно-пассивным модусом существования князя Мышкина. Охарактеризовано соположение инстанций Автора-Творца и главного героя в ракурсе эстетики наива. Вопрос христианских концептов из теологической плоскости перенесён в область аналитики художественного. Особое внимание уделено относительности представлений об убийстве как социальном феномене в преломлении творчества Ф. М. Достоевского. Эволюция темы насильственной смерти в анализируемых романах с наивистических позиций предстаёт результатом гипертрофированной рациональности, противоестественным феноменом, чуждой истинной природе человека, которая как правило связывается с душой. Окказиональный топос в творчестве писателя, «реализм в высшем смысле», в ракурсе наивизма даёт возможность новой трактовки нелинейного развития художественной мысли писателя.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210