Статья посвящена рассмотрению особенностей состава и употребления фразеологии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Изучение идиоматики отдельных авторов и произведений является актуальным направлением для современной фразеологии и фразеографии, однако комплексное описание идиом и устойчивых фраз в конкретных произведениях Пушкина еще не проводилось, что обуславливает новизну данного исследования. На основе анализа формы, значения, лексико-грамматических свойств разных типов фразеологических единиц определено, что для «Капитанской дочки» Пушкин привлекал широко известные и часто употребляемые в речи выражения, большинство из которых сохраняет актуальность и для современного русского языка. Фиксируется высокая частотность в тексте идиоматических единиц, при этом трансформированное использование идиом признается редким. В выявленных случаях трансформации Пушкин применяет наиболее известные и простые приемы преобразования, понятные читателю. В то же время в тексте широко представлены основные лексико-грамматические разряды русской фразеологии и типы варьирования формы идиом, а также вводятся разные по стилистической окраске единицы. Проанализированный материал свидетельствует о том, что при отборе и употреблении фразеологии Пушкин руководствовался стремлением не только показать богатство языка, но и сделать текст доступным и ясным, избегая сложной или непонятной читателю фразеологии.
Идентификаторы и классификаторы
Комплексное изучение фразеологии в отдельных художественных текстах остается одной из актуальных задач, стоящих перед фразеологической наукой. Фразеологизм как единица, обладающая широкими выразительными возможностями и сложной семантической структурой, является неотъемлемой частью языка художественной литературы. Неслучайно и иллюстративным материалом для словарей фразеологии преимущественно являются контексты из художественных произведений: анализ состава и употребления фразеологических единиц в текстах разных эпох и авторов играет значительную роль в описании фразеологического фонда языка как в синхроническом, так и в диахроническом аспекте.
Список литературы
1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 6: Художественная проза. М., Л.: АН СССР, 1950. 814 с.
2. Воробьев В.П. Фразеология художественной прозы А.С. Пушкина // Исследования по лексике и фразеологии русского языка и методике их изучения. Ученые записки Саратовского государственного педагогического института. 1965. Т. 43. С. 111-192.
Vorob’ev V.P. Phraseology of A. S. Pushkin’s prose, Academic notes of the Saratov State Pedagogical Institute, 1965, vol. 43, pp. 111-192. - In Russ.
3. Бесперстых А.П. Моя коллекция русских фразеологизмов. Вып. 4: А.С. Пушкин. Словарь. Новополоцк, 2021. 77 с.
Besperstykh A.P. My collection of Russian phraseological units, iss. 4: A.S. Pushkin. Dictionary, Novopolotsk, 2021, 77 p. - In Russ.
4. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Поэтическая фразеология Пушкина. М.: Наука, 1969. 387 с.
Grigor’eva A.D., Ivanova N.N. Pushkin’s Poetic phraseology, Moscow, 1969, 387 p. - In Russ.
5. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд. М.: Рус. яз., 1991. 534 с.
Zhukov V.P.Russian proverbs and sayings, 4th ed., Moscow, 1991, 534 p. - In Russ.
6. Козырев Л.И. Устаревшая фразеология в произведения А.С. Пушкина: историко-этимологический аспект // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования. Брест: БрГУ, 2008. С. 101-104.
Kozyrev L.I. Obsolete phraseology in the works of A.S. Pushkin: historical and etymological aspect, Slavic languages: systematic, descriptive and sociocultural aspects of research, Brest, 2008, pp. 101-104. - In Russ.
7. Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. М.: Русские словари, 1997. 846 с.
Melerovich A.M., Mokienko V.M. Phraseological units in Russian speech: Dictionary, Moscow, 1997, 846 p. - In Russ.
8. Русская фразеология и фразеография: к 100-летию А.И. Молоткова / под ред. А.А. Хуснутдинова, Е.Н. Золиной. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. 312 с.
Russian phraseology and phraseography: To the 100th anniversary of A.I. Molotkov, ed. by Khusnutdinov A.A. & Zolina E.N., Ivanovo, 2016, 312 p. - In Russ.
9. Третьякова И.Ю. Окказиональная фразеология. Кострома: КГУ им. Н. Некрасова, 2011. 290 с.
Tret’iakova I.Yu. Occasional phraseology, Kostroma, 2011. 290 p. - In Russ.
10. Тун Цзин. Фразеологические единицы в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”: китайские варианты перевода и комментария // Научный диалог. 2017. № 10. С. 81-97. EDN: ZQLFJN
Tong Jing. Phraseological Units in “The Captain’s Daughter” by Alexander Pushkin: Chinese Translations and Comments, Scientific Dialogue, 2017, no. 10, pp. 81-97. - In Russ.
11. Фесенко О.П. Компьютерный словарь фразеологизмов дружеских писем пушкинской поры: проект дискурсивного динамического словаря // Вопросы лексикографии. 2016. № 1 (9). С. 82-98. EDN: WWPMPX
Fesenko O.P.Computer dictionary of phraseological units of friendly letters of Pushkin’s time: a project of a discursive dynamic dictionary, Russian Journal of Lexicography, 2016, no. 1, pp. 82-98. -In Russ.
12. Хуснутдинов А.А. Лексико-грамматическая характеристика фразеологических единиц русского языка. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1993. 64 с.
Khusnutdinov A.A. Lexico-grammatical characteristics of phraseological units of the Russian language, Ivanovo, 1993, 64 p. - In Russ.
13. Цэрэндорж Ц. Особенности отбора и использования фразеологических единиц в текстах А.С. Пушкина (в соотношении с фразеологией русского языка XVIII и XIX-XX веков) // Восток-Запад: взаимодействие языков и культур: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. С. 124-129. EDN: USORMN
Tserendorzh Ts. Peculiarities of the selection and use of phraseological units in the texts of A. S. Pushkin (in relation to the phraseology of the Russian language of the 18th, 19th and 20th centuries), East and West: Interaction of Languages and Cultures: Collection of Papers of the III International Scientific and Practical Conference, Ulan-Ude, 2015, pp. 124-129. - In Russ.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена монографии А. Г. Праздникова «Люди Войн Алой и Белой Розы. Состав и модели поведения активных участников социально-политического конфликта в Англии второй половины XV века». Книга разделена на три части. Основной фактический материал книги представлен во второй и третьей частях.
Автор выделил два поколения активных участников Войн Роз, определил их социальные сходства и различия. В третьей части монографии рассматривается участие в Войнах Роз представителей различных социальных групп (знати, дворянства, духовенства и горожан). Наиболее активно участвовала в конфликте знать, но одна треть ее представителей оказалась вне числа её участников.
Автор произвел стратификационный анализ джентри, участвовавшего в Войнах Роз, и сделал вывод, что в отличие от светских лордов в них принимала активное участие лишь меньшая её часть.
В заключении автор отмечает, что Войны Роз имели характер национального конфликта.
Вниманию читателей предлагается фундаментальное комплексное исследование, впервые предпринятое в новой России. Межкультурная коммуникация двух ведущих стран Европы предстаёт в аспектах современной компаративистики как важная составная часть истории русистики и германистики конца XIX и первой половины ХХ в.
Трагические годы политического и военного противостояния двух держав не отменили, как ни парадоксально, внимания, тщательного изучения и взаимного влияния друг на друга.
Коллективное исследование подготовлено ведущими учеными Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН совместно с их коллегами из различных вузов РФ.
Единство замысла авторов научных статей закреплено в трёхчастной композиции труда: «Россия глазами немецких писателей» (аксиологически окрашенные характеристики России у немецких писателей), «“Русская” Германия - “немецкая” Россия: литературные контакты» (взаимоотношения русских и немецких деятелей культуры) и «Художественная практика: схождения, пересечения, параллели» (явления литературного взаимодействия, в процессе которого возникает общий российско-немецкий культурный текст).
Книга открывает читателю новые имена в диалоге двух культур и литератур, а также вводит в историю и современное состояние германистики, ведущим вектором которой являются русско-немецкие и немецко-русские гуманитарные связи.
Вниманию читателей предлагается рецензия на коллективную монографию Finegan E., Adams M. (eds.). The Cambridge Handbook of the Dictionary, посвященную описанию актуальных проблем современной лексикографии. В статьях известных лексикографов поднимаются проблемы класиификаций новых типов общих и специальных словарей, участия пользователей в процессе создания цифровых лексикографических проектов, истории создания и эволюции терминологических и других специальных справочников, применения искуственного интеллекта и новых цифровых технологий в создании словарей различных типов, отражении идеологии и культуры в словарях и другие важные вопросы современной лексикографии.
В статье представлена краткая история феномена экстремальности в контексте философии сознания.
Показана связь экстремальности и цивилизационной динамики через призму представлений о человеческой революции и ноосферной истории.
Рассмотрены избранные дискурсы экстремальности в истории философии.
Зафиксирована особая роль философии и науки XX века как в масштабировании свойства экстремальности практически на все ипостаси бытия, так и в становлении феномена собственно экстремального сознания.
Выявлены эвристически ценные позиции для комплексного анализа экстремального сознания, которые могут быть выражены в категориях естественности, амбивалентности, генеративности и гомеостатичности / аутопоэзисности.
Определены содержательные и методологические перспективы исследования экстремального сознания.
Статья посвящена философским основаниям университетского аудита.
Рассмотрена «теория вдохновленного доверия», зафиксирован эвристический потенциал концепта «доверия».
Проведена параллель теории Теодора Лимперга-младшего с концепцией языка тернарного описания.
Раскрыта методологическая ценность последней для описания аудиторской деятельности. Современная аудиторская теория проанализирована через призму протипоставления установок на техносферность и ноосферность.
Показана «аудиторская специфика» сферы духовного производства в сравнении с дискурсом производства материального.
Рассмотрен комплексный подход к теории аудита, уточнены его валидные концепты.
Представлена в первом приближении философия ноосферного аудита, раскрыт ее семиотический характер. Проанализированы цели и ценности современного университетского аудита.
Сделан вывод о необходимости учета в теории университетского аудита онтологических установок и когнитивных ориентаций преподавателей и студентов.
В статье предпринимается попытка выявить специфику неакадемической философии через обращение к пятерке философов неакадемического направления XX века.
Автор предлагает соответствующую типологию - концептуальные вариации неакадемической философии, определенные на основе личностно-персоналистического подхода.
Показано, что именно такая методология способствует лучшему пониманию роли и значению неакадемической философии в целом как социокультурного феномена.
Пять персоналий - Людвиг Витгенштейн, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Николай Бердяев и Мераб Мамардашвили - рассматриваются как воплощения пяти характерных типов или типажей неакадемического философствования - философ-нонконформист, философ-бунтарь, философ-отшельник, философ-изгнанник и философ-артист (оратор, учитель).
Заявлено, что неакадемическая философия не исчерпывается данным типами-типажами, однако их исследование позволяет выявить специфику рассматриваемого феномена в целом, а также обосновать само его наличие в социальном и культурном пространствах.
Подчеркивается, что разделение философии на академическую и неакадемическую не носит абсолютного характера. Автор делает вывод об актуальности и востребованности более глубокого изучения неакадемической философии как значимого социокультурного феномена.
Зафиксировано, что этот феномен оказывает существенное влияние на общество и общественную мысль, занимая свою незаместимую нишу.
В центре внимания представленной статьи оказывается творчество одного из значимых представителей первой волны русской эмиграции Георгия Петровича Федотова (1881-1951).
В своих работах он часто обращается к тематике истории и сопутствующим ей вопросам, касающихся воли и исторического детерминизма. Несмотря на декларативную позицию Г. П. Федотова, заключающуюся в принятии свободы воли, и критику по отношению к историческому детерминизму, на деле элементы последнего все же в той или иной степени присутствуют в работах мыслителя, и хоть контрабандой, но все же являются неотъемлемой частью всей историософии.
Исходя из вышеизложенного, в статье ставится задача выявить механизмы, которые позволяют сочетать выявленное противоречие. В первую очередь под исследовательский взгляд попадает категория времени. С ее помощью удается развести историю как концепт и случай как со-бытие. Более того, это приводит и к побочному эффекту - разведению исторического нарратива и сферы социального, где второе приобретает некую автономность от первого в рамках все той же выстраиваемой Г. П. Федотовым философии истории.
В статье рассматривается феномен когнитивной практики в контексте перехода от понятийного мышления к возможности представления, создающей новую реальность, отличную от действительного окружающего мира.
Отмечается, что философствование формирует объект исследования - очевидность непосредственно данного. В историко-культурном контексте переходное состояние когнитивной практики передаётся через состояние сознания «сомнение», создающего двойственность человеческого существования.
Доказывается, что свойствами современной когнитивной практики являются феноменализация и театрализация как формы экзистирования научного познания. Проблематизируются отношения между субъектом и феноменом как источником смысла представления. Они могут создавать в одном случае иллюзии, в другом - произведения человеческого ума, которые становятся инструментами в исследовании.
В случае совпадения первого и второго философствованию приписывается художественность. Однако феноменализация в представлении предполагает специфическое явление иллюзии, не имеющей линейной представленности.
Зрелищность как движение и взаимное поглощение образов приводит к театрализации восприятия. Исходная сцена создается восприятием и очищением происходящего до непосредственно исходного события, а проявляющийся в восприятии объект внимания перерастает в событие для экзистенциального существования человека.
В статье оспаривается корректность нарративов, так сказать, «радикального онтологизма», стремящегося превратить онтологию в особую - главную - «часть» философии, возвышающуюся над всеми другими.
Подобные нарративы квалифицируются как линия гиперматериализма, представляющего собой современную форму наивного материализма. Его претензии быть проводником подлинного монизма, объективности и научности весьма проблематичны.
На деле эта онтологическая линия эклектична, логически противоречива и является определенным шагом назад в развитии классических традиций научно-философского истолкования взаимоотношений сознания и материи.
В противовес парадигме узкого онтологизма автор статьи отстаивает и последовательно развивает идею о том, что вся философия по своему содержанию является онтологией. Это означает, что философская онтология суть отражение реальности (бытия) в ее (в его) целостности.
Подлинно реально (не иллюзорно) не только вещественное, но и духовное, несмотря на свою нематериальность. Онтолого-философское содержание обладает двумя основными формами выражения - гносеологической и аксиологической.
Уровни онтологического содержания могут быть разными: не только предельно общими (интегральными), как в философии, но и «региональными» (общенаучными и конкретно-научными, общехудожественными и т. д.).
В статье рассматриваются крупные достижения в историко-археологических и источниковедческих исследованиях начальной истории Арзамаса, сделанные в течение последних пяти лет и позволившие решить многие существовавшие совсем недавно проблемы.
Результаты этих достижений дают основания для воссоздания в общих чертах ранней истории Арзамаса. С середины I тысячелетия н. э. на территории города существовало мордовское селище. В начале XIII в. оно находилось на периферии протогосударственного образования мордвы (Пургасовой волости) и в середине столетия было уничтожено либо русскими дружинами, либо монголо-татарами. В конце XV в. местные татарские княжеские династии попали в вассальную зависимость от Москвы, а с начала XVI в. в будущем Арзамасском ополье сформировалась группа русских дворцовых сел.
Однако арзамасская крепость была основана лишь в 1572 г. в условиях второй черемисской войны на некоем Арземасовом городище. Основателем Арзамаса стал воевода Никита Иванович Еропкин. Арзамасский уезд был собран из земель, подчинявшихся ранее частью муромской, частью - нижегородской администрации. Город являлся центром военно-служилой корпорации уезда, его экономическое значение изначально было невелико из-за отдаленности от древней караванной дороги.
На момент основания крепости рядом с ней находилась мордовская деревня, которая после этого была перенесена примерно на 30 км севернее. Главная из остающихся проблем в этой картине ранней истории Арзамаса - это существование здесь поселений между серединой XIII и серединой XVI в. Обнаружение их следов позволило бы понять, что представляло собой Арземасово городище, и кем являлся Арземас, имя которого оно носило.
В статье впервые публикуется новый источник по истории семьи маршала Советского Союза А. М. Василевского - анкета его отца священника М. А. Василевского, написанная в декабре 1919 г. по запросу Иваново-Вознесенского ГубЧКа в ходе массового анкетирования духовенства, священно- и церковнослужителей Кинешемского уезда Иваново-Вознесенской губернии. Данное анкетирование проводилось с целью получения советскими органами сведений о настроении духовенства в рассматриваемый период и для дальнейшего планирования своей антицерковной политики. Анкета интересна тем, что, во-первых, она содержит малоизвестные сведения об отношении отца А. М. Василевского к Советской власти, к Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во-вторых, она содержит сведения о материальном положении семьи А. М. Василевского в годы Гражданской войны. В-третьих, документ является интересным историческим источником о положении провинциального духовенства в первые годы Советской власти. Публикуя документ, авторы приходят к выводу о том, что М. А. Василевский, как и большая часть духовенства Кинешемского уезда, положительно воспринял Декрет СНК, надеясь на декларируемое невмешательство Советского государства в церковную жизнь. При этом небольшая часть духовенства заявила об отрицательном отношении к отделению школы от Церкви. Но по отношению к Советской власти не менее половины духовенства, в том числе и М. А. Василевский, заняли отрицательную позицию, выраженную в формально нейтральных формулировках ответов.
Предмет исследования необычен, уникальность его в новизне подхода к рассмотрению, в частности таких аспектов, как перестройка политических органов самоуправления, включая их силовой блок, разоблачение и арест секретных сотрудников «охранки», социальный портрет осведомителя-провокатора провинциального фабричного центра России. Показан феномен системы переходного правосудия Февральской революции в лице учрежденного демократическими силами города Междупартийного Совестного суда, рассматривавшего и выносившего приговоры тайной агентуре «охранки», исходя из принципов гуманизма и справедливости. Приводимый в статье материал о люстрации в г. Иваново-Вознесенске подводит к пониманию того, что ведущую роль в осуществлении разгрома местного жандармского управления на фоне высокой общественной активности населения сыграли умеренно-социалистические и демократические силы. Их ценный опыт сотрудничества в деле разрушения репрессивного аппарата царизма давал возможность выработать наиболее приемлемую форму коалиции конструктивных сил в деле внедрения принципов демократии в российскую государственность. Рупором этих настроений и конкретных шагов в сторону демократизации режима власти являлась демократическая печать г. Иваново-Вознесенска. Именно с ее страниц внедрялись в общественное сознание мысли о гуманизме и справедливости, призывы и предложения о возможности и необходимости сплочения демократических и социалистических сил страны ради строительства Свободной и Великой России.
В статье рассматривается внешнеполитическая концепция государства Катар в современной турбулентной системе международных отношений через призму сотрудничества с Турецкой Республикой. Нынешняя геополитическая ситуация диктует миру свои правила, в рамках которых Катар начал процесс переосмысления своей роли на Ближнем Востоке, в частности в Персидском заливе. Имея достаточно сильный потенциал, а также ресурсы, эмират в последние годы проводит прямолинейную внешнюю политику по наращиванию своего влияния в регионе как надежного партнера и современного прогрессивного государства. Ключевым партнером в концепции роста роли региональных держав для официальной Дохи является Турция. В статье авторы рассматривают взаимоотношения двух стран по ключевым сферам: военно-политической, экономической и идеологической.
В статье исследуется проблема церемониальных функций преторианской гвардии и их значения для политической культуры Принципата. Рассматриваются визуальные проявления политической роли преторианцев в государственно-династических церемониях с целью проследить действие скрытых механизмов власти. Для достижения данной цели применяются подходы перформативного поворота, в рамках которого церемонии и ритуалы изучаются как срежиссированные спектакли, организованные с политической целью для определенных адресатов. Автор приходит к выводу, что государственно-династические церемонии с участием гвардии имели важное значение для легитимации власти принцепса. Так, аккламации преторианцев во многих случаях выступали первичным институциональным ритуалом наделения кандидата в императоры верховной властью, а триумфы и adventus служили консенсусными ритуалами поддержки правящего режима и одобрения его политики. Ведущая роль преторианцев в этих церемониях показывает, что положение гвардейцев в иерархии императорского двора было сопоставимым по значению с влиянием сенаторского и всаднического сословий, и мнение гвардии оказывало значительное влияние на принятие политических решений.
Данная статья посвящена прецедентным феноменам, которые являются средством актуализации этнокультурного кода. Материалом для анализа послужили прецедентные имена, прецедентные тексты, прецедентные высказывания и прецедентные ситуации, отобранные методом сплошной выборки из современной британской газетной публицистики в интернет-пространстве, доступной широкому кругу читателей.
В статье проводится семантический анализ прецедентных феноменов и выявляется их перлокутивая цель. Выполненный анализ позволяет утверждать, что газетный дискурс отражает тенденции развития языка и определяет его качественные и количественные изменения через сохранение и пополнение корпуса прецедентной лексики.
Отметим, что феномен прецедентности основан на общности культурных, социальных и языковых фоновых знаний носителей языка. Использование подобных феноменов в газетном дискурсе добавляет дополнительный уровень понимания, так как они являются частью воспринятых ранее текстов и вызывают в памяти адресата пережитый опыт.
Выявлено, что проанализированные прецедентные феномены отражают ценностные ориентиры народа-носителя языка и являются важной частью национально-языковой картины мира англичан. Кроме того, были выделены прецедентные феномены нового поколения носителей языка, которые представляют ценность для коммуникантов, но могут быть непонятны представителям старшего поколения.
На современном этапе развития дискурсивной лингвистики все более актуальными становятся вопросы взаимодействия нескольких модальностей в процессе коммуникации. В настоящей статье на материале документального интервью страноведческого характера впервые исследуется взаимосвязь мелодических моделей и кинесических средств в речи представителей английской и американской культур. На интонационном уровне изучается изменение высоты голосового тона в предтерминальной части синтагмы. В британском варианте рассматриваются ступенчатая и скользящая шкалы, а в американском - средняя ровная и средняя волнообразная шкалы. На кинесическом уровне в фокусе исследования находятся акцентирующие жесты руки, головы и тела, а также движение бровей. В результате аудиторского, визуального и комплексного сопоставительного видов анализа были выявлены мелодико-кинесические модели - сочетания интонационной и жестовой модальностей, являющиеся важными акцентирующими речевыми средствами. Данные, полученные в результате эксперимента, позволяют, с одной стороны, расширить существующие представления о взаимодействии интонации и кинесики в документальном интервью. С другой стороны, благодаря сравнительному анализу речевого поведения респондентов получена более полная картина межкультурного взаимодействия представителей английской и американской культур.
Настоящая статья посвящена рассмотрению такого психологического феномена, как газлайтинг, в ракурсе лингвосемиотики. Анализируются вербальные способы манипуляции, которые приводят жертву газлайтинга к эмоциональной нестабильности. Показана роль невербальных манипулятивных средств в достижении цели газлайтера привести жертву к осознанию своей неадекватности. В статье предпринята попытка проследить динамику эмоционального состояния лица, подвергаемого газлайтингу. В финальной фазе эмоциональная нестабильность жертвы достигает своего пика и переходит в измененное состояние сознания. В статье выделен ряд речевых тактик, с помощью которых газлайтер воздействует на сознание жертвы.
В статье рассматриваются особенности языковой репрезентации динамики поэтических и прозаических текстов известных русских и белорусских писателей. Новизна исследования заключается в подходе к универсальной категории динамики с позиции коммуникативной стилистики художественного текста, учитывающей его антропоцентрическую сущность как взаимосвязанную полисубъектную организацию. Динамика определяется, во-первых, через сопоставление текстовых ассоциатов и их имплицитного смысла у поэтов разных временных периодов, а также взаимодействие лексико-грамматических экспликантов бинарных концептов поэтического текста как вторичной языковой системы с разноуровневым художественным параллелизмом. Во-вторых, при обращении к прозаическим произведениям динамика устанавливается через смену эпизодов на уровне композиционно-текстовой диффузной ретроспекции, через взаимопереходы языковых средств на основе словесных и композиционных приемов субъективации нарраторского повествования, имплицитную диалогизацию прозаических субъектов. Выявлена языковая репрезентация динамики отношений персонажей в коммуникативных моделях аукториального нарратива. В результате анализа очерчиваются возможные лингвистические подходы к осмыслению динамической сущности художественного произведения. Такие подходы содействуют углублению понимания основных аспектов коммуникативной стилистики как одного из наиболее перспективных направлений функциональной стилистики и изучения текста на основе его антропоцентричности.
Статья посвящена рассмотрению образа Берлина, показанного в романе «Дом из парафина» современной русскоязычной писательницы Анаит Сагоян через призму экзистенциальной рефлексии. Экзистенциальное начало, проявляющееся в романе как на уровне макропоэтики (усложнение композиции), так и на уровне микропоэтики (мотивы пустоты, одиночества, умирания, страха; образность, актуализирующая данную эстетику), задает особую оптику восприятия Берлина. Репрезентация городского пространства предельно субъективизируется (герои не только размышляют о городе, но и живут в нем), задается с помощью приемов киноискусства и искусства фотографии (взгляд героя как ракурс камеры; ассоциативный монтаж; крупный, общий планы). Делается попытка ввести в научно-исследовательский оборот творчество писательницы, которая, с одной стороны, органично продолжает традиции русских писателей-эмигрантов (В. Набоков) и апеллирует к их опыту познания и описания чужого города, с другой стороны, актуализует особый код прочтения окружающей действительности (берлинский текст). Делаются выводы о том, что Берлин в романе не только становится одним из основных мест действия, но и транслирует особую эстетику, становится мифогенным.
В статье рассматриваются художественные особенности творчества французского драматурга-экспериментатора, автора эпатажной пьесы «Король Убю», положившей начало новому этапу в развития театрального искусства ХХ века. Избрав за основу поэтику кукольного театра, используя обновленный художественный язык и возможности актерской пластики, Жарри создал на сцене алогичную реальность без места, времени и действия. Основой действия становится патафизика. Это изобретенный Жарри «научный термин» объясняет абсурдность бытия, выходя за границы традиционного миропонимания. Творчество Жарри резко отличается от наследия предшественников и современников, так как он ниспровергает классические каноны в искусстве, придерживаясь принципов «патафизической науки», основывающейся на синтезе противоположностей. Автор статьи показывает, каким образом патафизическая концепция Жарри реализуется в пьесе «Король Убю». Языковая игра, литературные реминисценции и гротесковый персонаж Папаши Убю вскрывают алогичность и абсурд изображаемого. Таким образом, Жарри выходит за пределы театрального и эстетического канона, сообщая новый статус художественному слову.
В статье рассматривается проблема целостно-выборочного анализа литературного произведения по доминантам, актуальность которой обусловлена потребностями современного литературоведения. С опорой на исследование А. Б. Есина ставится вопрос об установлении доминант литературного произведения, т. е. тех художественных средств, которые подсказывают кратчайшие пути анализа, позволяющие раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения. Определение доминант обусловлено особенностями художественного произведения, устанавливается в значительной степени интуитивно и главным образом зависит от эстетической чуткости исследователя, вырабатываемой практикой. Отмечается, что выборочный анализ является одновременно и целостным, так как предполагает рассмотрение взаимосвязи содержательных и стилевых доминант произведения, поэтому его можно назвать целостно-выборочным анализом. Основное содержание статьи составляют примеры целостно-выборочного анализа произведений художественной литературы по доминантам. На конкретных примерах показано, что обращение к выборочному анализу художественного произведения по доминантам не противоречит принципу целостности, согласно которому каждый элемент произведения должен быть рассмотрен как часть художественного целого. Анализ доминант исходит из целостного восприятия произведения и стремится к итоговому синтезу. В связи с проблемой выборочного анализа уделяется также внимание проблеме адекватности интерпретации художественного текста.
Предметом размышления в статье стала неочевидная идейная позиция автора, неординарная жанровая структура геройной сферы, сильная позиция названия произведения и некоторые моменты контекста. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» рассматривается как своеобразный художественный ребус, разгадка которого ведёт к пониманию авторской логики. Дан ретроспективный метароманно-тематический экскурс в проблематику первого романа Ф. М. Достоевского. Тотальная рациональность, присущая образу взрослого Раскольникова (в противовес его спонтанному детскому протесту против убийства лошади), в связке с интенцией совершить преступление сопоставлены с созерцательно-пассивным модусом существования князя Мышкина. Охарактеризовано соположение инстанций Автора-Творца и главного героя в ракурсе эстетики наива. Вопрос христианских концептов из теологической плоскости перенесён в область аналитики художественного. Особое внимание уделено относительности представлений об убийстве как социальном феномене в преломлении творчества Ф. М. Достоевского. Эволюция темы насильственной смерти в анализируемых романах с наивистических позиций предстаёт результатом гипертрофированной рациональности, противоестественным феноменом, чуждой истинной природе человека, которая как правило связывается с душой. Окказиональный топос в творчестве писателя, «реализм в высшем смысле», в ракурсе наивизма даёт возможность новой трактовки нелинейного развития художественной мысли писателя.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210