В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и ментальными навыками спортсменов. В эксперименте приняли участие 24 спортсмена игровых видов спорта. Методология исследования включала применение опросника ментальных навыков спортсмена (MTS), теста эмоционального интеллекта Н. Холла и теста на эмоциональную прочность. Результаты показали статистически значимую положительную корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и развитием ментальных навыков (r = 0.68). Спортсмены с высоким уровнем эмоциональной прочности демонстрировали более высокие показатели ментальных навыков. Исследование подчеркивает важность комплексного развития эмоциональной сферы атлетов для повышения их спортивного мастерства и открывает перспективы для разработки новых методик психологической подготовки в спорте.
Идентификаторы и классификаторы
В последние годы наблюдается растущий интерес к изучению роли эмоционального интеллекта (ЭИ) в различных сферах чело - веческой деятельности, включая спорт. Анализ научной литературы показывает, что ЭИ оказывает значительное влияние на психологические аспекты спортивной деятельности и результативность спортсменов.
Бережная М. С. отмечает важность ЭИ в формировании конкурентоспособной личности, что особенно актуально в контексте спортивных достижений [1]. Развитый ЭИ способствует лучшему пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, что может быть ключевым фактором в командных видах спорта и при взаимодействии с тренерами [8].
Список литературы
1. Бережная М. С. Роль эмоционального интеллекта в развитии и формировании конкурентоспособной личности // Эмоциональное образование: проблемы и споры: Сборник научных статей по материалам круглого стола “Эмоциональное образование как новый ресурс развития, значения и места предметов искусства в современной школе”, Москва, 27 февраля 2020 года. Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. С. 26-31. EDN: CQAYIU
2. Берилова Е. И. Эмоциональный интеллект как фактор эффективного взаимодействия в спортивной деятельности // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения: сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 19-20 октября 2022 года / под общей ред. Горбачевой В. В., Борисенко Е. Г. Том Часть 2. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2022. С. 88-90.
3. Бочавер К. А., Бондарев Д. В., Довжик Л. М. Психологическая диагностика в спорте. Москва: Спорт, 2023. 233 с. EDN: VPYMNA
4. Ильин Е. И. Эмоции и чувства. Санкт-Питербург: Питер, 2001. 752 с. EDN: UANZFL
5. Козлова Л. В. Исследование эмоционального интеллекта и личностных особенностей у юношей и девушек, занимающихся спортом // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участие, Владимир, 27 марта 2020 года / Под общей редакцией Е. В. Прониной. Владимир: Издательско-полиграфическая компания “Транзит-ИКС”, 2020. С. 295-298. EDN: UJLOZO
6. Лисицкая Т. С. Эмоциональный интеллект и его роль в художественной гимнастике // Актуальные проблемы и тенденции развития гимнастики, современного фитнеса и танцевального спорта: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25 февраля 2021 года / Под общ. ред. М. Ю. Ростовцевой. Москва: ФГБОУ ВО “Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)”, 2021. С. 203-207. EDN: XBMMXX
7. Масейкина А. М. Влияние эмоционального интеллекта на спортивный результат // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО “Донецкий национальный университет”. 2020. Т. 2, № 12-1. С. 286-290. EDN: HAUTHQ
8. Мещерякова И. Н. Влияние эмоционального интеллекта на успешность профессиональной деятельности практического психолога // Актуальные проблемы современной психологии образования: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Ф. Мягкова, Воронеж, 18-19 сентября 2023 года. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. С. 23-28. EDN: QICEHL
9. Попова Л. В., Ковалева А. П. Анализ влияния компонентов эмоционального интеллекта на оценку внешнего облика у студентов // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18-21 октября 2022 года. Санкт-Петербург: ООО “Скифия-принт”, 2022. С. 341-342. EDN: SHRZID
10. Ряузова Н. А. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта // Актуальные проблемы социально-экономического и гуманитарного знания: Сборник статей по материалам круглого стола, Москва, 25 декабря 2020 года. Москва: Перспектива, 2020. С. 68-73. EDN: GQOPFT
11. Сошник М. А. Исследование эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии // Молодёжь. Наука. Будущее: международная студенческая научно-практическая конференция, Оренбург, 22-23 мая 2019 года. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2019. С. 216-218. EDN: RLZLLL
12. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 46-53. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53 EDN: VAIXVM
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования заключалась в изучении путей повышения уровня произвольной саморегуляции студентов-спортсменов. В исследовании приняли участие 50 студентов-спортсменов от 19-24 лет, разряды которых варьируются от кандидатов в мастера спорта до мастеров спорта. Для изучения уровня развития саморегуляции студентов-спортсменов был использован тест-опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Выявлено, что уровень произвольной регуляции у студентов-спортсменов находится на среднем уровне. На основе анализа литературы рассмотрены современные пути развития произвольной саморегуляции, которые могут быть включены в планирование психологической подготовки студентов-спортсменов.
Работа выполнена с использованием элементов баскетбола, которым занимаются по рабочей программе студенты вузов гражданской авиации. Они достаточно хорошо физически подготовлены, имеют технические навыки, адекватные этой игре, соответствующую спортивную мотивацию. Баскетбол как вид спорта - совершенно специфический, отличный от большинства других вид деятельности. А по ряду признаков он близок к спорту высших достижений. Спортивная деятельность баскетболиста связана с достаточно интенсивными и физическими и психическими напряжениями; ему присуща борьба за достижение в соревновании, причем преследуется цель не столько участия в борьбе, каким является соревнование, сколько победа в этой борьбе. И победа достигается путем интенсивного преодоления активных противодействий группы людей, мотивированных на победу (соперников), во взаимодействии с группой других людей, также мотивированных на победу (партнеров). Такое положение объективно вынуждает специалистов физического воспитания в вузе искать пути всестороннего повышения спортивно-технической подготовленности студентов-баскетболистов. Цель работы: изучение и внедрение в практику высшей школы систему оценки спортивно-технической подготовленности студентов во время учебных занятий по баскетболу в вузах гражданской авиации, также использование метода круговой тренировки для повышения уровня их подготовленности. Организация и методы исследования. К исследованиям привлекались две группы студентов первого курса обучения Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Последовательность обучения технической и тактической составляющей игры в баскетбол строилась на основе рабочей программы по виду спорта.
Статья посвящена всестороннему исследованию влияния занятий тхэквондо ВТФ на координационные способности подростков в возрасте 12-14 лет. Тхэквондо становится все более популярным видом спорта среди молодежи, и это исследование направлено на понимание его роли в физическом развитии подростков. Особое внимание уделяется спецификам тренировочного процесса, включая выбор упражнений и методик, которые способствуют улучшению координации. В ходе исследования было проведено тестирование, позволяющие оценить различные аспекты координации, такие как статическое и динамическое равновесие, а также скорость реакции. Участниками исследования стали подростки, активно занимающиеся тхэквондо, что позволило получить ценные данные о влиянии данного вида спорта на их физические способности. В статье также представлена разработанная специализированная методика оценки и развития координационных навыков, а также практические рекомендации для тренеров, которые помогут оптимизировать тренировочный процесс и повысить эффективность занятий. Результаты эксперимента могут стать основой для дальнейших исследований в области спортивной педагогики и физического воспитания, а также для разработки новых программ обучения в тхэквондо.
Для эффективного поиска и отбора перспективных спортсменов не в полной мере используются нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» (ВФСК ГТО), недостаточна их синхронизация с нормативами общей физической подготовки в федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП). Цель исследования - проанализировать согласованность нормативных требований ВФСК ГТО и ФССП по виду спорта «бокс». В исследовании анализировались действующие нормативные документы по рассматриваемой проблеме: государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне «ГТО» и федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «бокс». В результате анализа тестов общей физической подготовки для зачисления и перевода спортсменов мужского пола на следующий этап спортивной подготовки в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «бокс» выявлено их соответствие с тестами ВФСК ГТО ступеней, соответствующих возрастным границам этапов спортивной подготовки. Требования к уровню общей физической подготовленности спортсменов-боксеров постепенно усложняются и на этапе начальной подготовки соответствуют уровню бронзового знака отличия ГТО, на учебно-тренировочном этапе - уровню серебряного знака ГТО и на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - уровню золотого знака ГТО.
В статье приводится общий статистический анализ результатов анонимного опроса 107 респондентов из числа студентов в возрасте 18-30 лет очного и заочного обучения института физической культуры, спорта и здоровья РГППУ. Опросник состоял из 42 вопросов, косвенно указывающих на состояние психологического и физического здоровья студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между собой показателей деструктивных ощущений, положительных эмоций, двигательной активности, личных привязанностей (фармакологические средства, алкоголь, курение) и гигиенических факторов (питание, сон, баня и т. д.), заболеваемости. На основании полученных данных опроса и их интерпретации планируется разработка программы по обучению студентов сохранять свое психофизическое здоровье в процессе образовательной и трудовой дальнейшей жизнедеятельности с формированием стойкого убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Оценка качества жизни посредством валидированных опросников является современным и действенным инструментом для выявления психолого-педагогических проблем. Цель исследования состояла в анализе качества жизни подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе.
Материалы и методы: Исследование проведено с помощью опросника PEDsQLTM4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0) среди 139 обучающихся 15-17-летнего возраста (68 девушек - 48,9 %; 71 юноша - 51,1 %) и их семей. Проанализированы детские и родительские версии опросников. Статистический анализ данных проведен методами непараметрической статистики.
Результаты: Среди школьников отмечен высокий уровень по шкале социального функционирования и низкие показатели по шкале эмоционального функционирования, что указывает на неблагополучие в эмоционально-волевой сфере подростков. Анализ родительских анкет отметил низкое количество баллов по шкале «Жизнь в школе», свидетельствующее о беспокойстве родителей адаптацией подростков к учебным нагрузкам. Оценка корреляции детских и родительских версий с помощью метода ранговой корреляции Спирмена показала статистически значимые различия по шкалам физического и эмоционального функционирования (p<0,01) и по шкале «Жизнь в школе» (p=0,012). Выявлены гендерные различия в оценке физического и эмоционального функционирования с более высоким уровнем среди юношей (p<0,001). Парное сравнение возрастных групп (15, 16 и 17 лет) по детским версиям посредством критерия Манна-Уитни не выявило статистически значимых различий.
Заключение. Анализ качества жизни школьников является ценным способом диагностики неблагополучия в различных видах функционирования. Оценка качества жизни подростков, обучающихся в общеобразовательном учреждении, обозначила ряд проблем для последующей индивидуальной психолого-педагогической коррекции.
Статья рассматривает вопросы норм поведения футбольных болельщиков, опираясь на проблему того, что болельщицкая субкультура со своей системой ценностей зачастую вступает в конфликт с общественными нормами. В работе изучаются статьи различных ученых, рассуждающих о нормах поведения болельщиков с философской, социологической и экономических точек зрения. Приводятся различные подходы и аргументы, которые создают концептуальную основу для проведения будущих исследований и разработок практических стратегий взаимодействия с фанатами и болельщиками.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru