Оценка качества жизни посредством валидированных опросников является современным и действенным инструментом для выявления психолого-педагогических проблем. Цель исследования состояла в анализе качества жизни подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе.
Материалы и методы: Исследование проведено с помощью опросника PEDsQLTM4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0) среди 139 обучающихся 15-17-летнего возраста (68 девушек - 48,9 %; 71 юноша - 51,1 %) и их семей. Проанализированы детские и родительские версии опросников. Статистический анализ данных проведен методами непараметрической статистики.
Результаты: Среди школьников отмечен высокий уровень по шкале социального функционирования и низкие показатели по шкале эмоционального функционирования, что указывает на неблагополучие в эмоционально-волевой сфере подростков. Анализ родительских анкет отметил низкое количество баллов по шкале «Жизнь в школе», свидетельствующее о беспокойстве родителей адаптацией подростков к учебным нагрузкам. Оценка корреляции детских и родительских версий с помощью метода ранговой корреляции Спирмена показала статистически значимые различия по шкалам физического и эмоционального функционирования (p<0,01) и по шкале «Жизнь в школе» (p=0,012). Выявлены гендерные различия в оценке физического и эмоционального функционирования с более высоким уровнем среди юношей (p<0,001). Парное сравнение возрастных групп (15, 16 и 17 лет) по детским версиям посредством критерия Манна-Уитни не выявило статистически значимых различий.
Заключение. Анализ качества жизни школьников является ценным способом диагностики неблагополучия в различных видах функционирования. Оценка качества жизни подростков, обучающихся в общеобразовательном учреждении, обозначила ряд проблем для последующей индивидуальной психолого-педагогической коррекции.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Оценка качества жизни – сравнительно молодой метод исследования, однако в настоящее время является основным критерием диагностики медико-социального благополучия ребенка [10]. Эксперты Межнационального центра исследования качества жизни в Санкт-Петербурге определяют это понятие, как «интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанного на его субъективном восприятии» [5]. Сравнительно быстрое внедрение анализа качества жизни в различных исследованиях связано с его исключительными свойствами, позволяющими оценить индивидуальные особенности человека, выявить признаки дезадаптации и помочь в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий по формированию здоровьесберегающего поведения.
Список литературы
1. Богданов А. А., Гуревич Т. С. Динамика восстановительного лечения и качество жизни у юных спортсменов с нестабильностью акромиально-ключичного сочленения // Терапевт. 2019. № 5. С. 36-40. EDN: KZNPZE
2. Волосников Д. К., Соснина С. Ф. Медико-социальная характеристика семей, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании (г. Озерск), имеющих детей подросткового возраста // Социология медицины. 2010. № 2 (17). С. 59-61. EDN: NTPUWF
3. Манжелей И. В., Чаюн Д. В. Воспитательный потенциал спортивной среды образовательных организаций // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 4. С. 108-119. EDN: VRFIBR
4. Метаболические биомаркеры нарушения адаптации к физическим нагрузкам и самооценка качества жизни у спортсменов / Н. Д. Мамиев [и др.] // Медицина: теория и практика. 2024. Т. 9. № 1. С.34-41. EDN: WJPVML
5. Новик А. А. Ионова, Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: Олма, 2007. 230 с.
6. Оценка качества жизни московских спортсменов в период самоизоляции в связи с пандемией COVID-19 / А. В. Квитчастый [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22. № S2. С.115-123. EDN: BJUQBF
7. Персонифицированный подход к повышению качества жизни и психофизической готовности спортсменов-гиревиков коррекцией сенсорных и вазомоторных расстройств лор-органов / А. Х. Талибов [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № 4. С. 29-41. EDN: JQQOWN
8. Савельева О.В., Данилова А. М., Воронин А. Д. Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 555-559. EDN: LVKXKF
9. Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала / Е. Л. Бокуть [и др.] // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 6-16. EDN: FFHIZD
10. Соснина С. Ф. Комплексная оценка состояния здоровья и качества жизни подростков закрытого административно-территориального образования (на примере г. Озёрска): диссертация… кандидата медицинских наук. Уфа, 2011. 161 с. EDN: QFLSGN
11. Соснина С. Ф., Волосников Д. К. Гендерные аспекты качества жизни подростков // Проблемы женского здоровья. 2010. Т. 5. № 2. С. 42-45. EDN: NBLTEL
12. Соснина С. Ф., Окатенко П. В. Неинфекционная патология у детей работниц предприятия атомной промышленности // Медицинский академический журнал. 2017. Т. 17. № 3. С. 68-76. EDN: ZXLVUT
13. Соснина С. Ф., Сокольников М. Э. Наследуемые эффекты у потомков, связанные с вредным воздействием на родителей // Радиационная гигиена. 2019. Т. 12. № 3. С. 84-95. EDN: XGFRSQ
14. Социально-гигиенические факторы качества жизни юных спортсменов / Е. А. Потапова [и др.] // Санитарный врач. 2021. № 2. С. 25-36. EDN: KSTTPQ
15. Худоногов И. Ю., Певнева М. В., Ляшенко К. Н. Гендерные особенности динамики качества жизни и личностной тревожности спортсменов-подростков (по результатам занятий в школе здоровья) // SiberianJournalofLifeSciences and Agriculture. 2023. Т. 15. № 2. С. 195-220. EDN: LOTWJA
16. Цехмейструк Е. А., Шалина Н. К. Взаимосвязь показателей баланса стрессвосстановления и качества жизни у спортсменов // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 70-75. EDN: MKAPPS
17. Cremeens J., Eiser C., Blades M. (2006). Factors influencing agreement between child self-report and parent proxy-reports on the Pediatric Quality of Life Inventory™ 4.0 (PedsQL™) generic core scales. Health Qual Life Outcomes, 4, 58. EDN: SVEZKH
18. Hemoblastoses in offspring of radiation-hazardous industries workers / S. F. Sosnina [et al.] // Health Risk Analysis. 2016. №4. С. 20-26. EDN: RQBHKC
19. Hutchings H. A., Upton P., Cheung W.Y. (2007). Adaptation of the Manchester-Minneapolis Quality of Life instrument for use in the UK population. Arch Dis Child, 92(10), 855-860.
20. Jozefiak T., Larsson B., Wichstrøm L. (2008). Quality of Life as reported by school children and their parents: a cross-sectional survey. Health Qual Life Outcomes, vol. 6, 34.
21. Upton P., Lawford J., Eiser C. (2008). Parent-child agreement across child healthrelated quality of life instruments: a review of the literature. Qual Life Res, 17(6), 895-913. EDN: SUWHMQ
22. Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. (2001). PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care, 39(8), 800-812.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования заключалась в изучении путей повышения уровня произвольной саморегуляции студентов-спортсменов. В исследовании приняли участие 50 студентов-спортсменов от 19-24 лет, разряды которых варьируются от кандидатов в мастера спорта до мастеров спорта. Для изучения уровня развития саморегуляции студентов-спортсменов был использован тест-опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Выявлено, что уровень произвольной регуляции у студентов-спортсменов находится на среднем уровне. На основе анализа литературы рассмотрены современные пути развития произвольной саморегуляции, которые могут быть включены в планирование психологической подготовки студентов-спортсменов.
Работа выполнена с использованием элементов баскетбола, которым занимаются по рабочей программе студенты вузов гражданской авиации. Они достаточно хорошо физически подготовлены, имеют технические навыки, адекватные этой игре, соответствующую спортивную мотивацию. Баскетбол как вид спорта - совершенно специфический, отличный от большинства других вид деятельности. А по ряду признаков он близок к спорту высших достижений. Спортивная деятельность баскетболиста связана с достаточно интенсивными и физическими и психическими напряжениями; ему присуща борьба за достижение в соревновании, причем преследуется цель не столько участия в борьбе, каким является соревнование, сколько победа в этой борьбе. И победа достигается путем интенсивного преодоления активных противодействий группы людей, мотивированных на победу (соперников), во взаимодействии с группой других людей, также мотивированных на победу (партнеров). Такое положение объективно вынуждает специалистов физического воспитания в вузе искать пути всестороннего повышения спортивно-технической подготовленности студентов-баскетболистов. Цель работы: изучение и внедрение в практику высшей школы систему оценки спортивно-технической подготовленности студентов во время учебных занятий по баскетболу в вузах гражданской авиации, также использование метода круговой тренировки для повышения уровня их подготовленности. Организация и методы исследования. К исследованиям привлекались две группы студентов первого курса обучения Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Последовательность обучения технической и тактической составляющей игры в баскетбол строилась на основе рабочей программы по виду спорта.
Статья посвящена всестороннему исследованию влияния занятий тхэквондо ВТФ на координационные способности подростков в возрасте 12-14 лет. Тхэквондо становится все более популярным видом спорта среди молодежи, и это исследование направлено на понимание его роли в физическом развитии подростков. Особое внимание уделяется спецификам тренировочного процесса, включая выбор упражнений и методик, которые способствуют улучшению координации. В ходе исследования было проведено тестирование, позволяющие оценить различные аспекты координации, такие как статическое и динамическое равновесие, а также скорость реакции. Участниками исследования стали подростки, активно занимающиеся тхэквондо, что позволило получить ценные данные о влиянии данного вида спорта на их физические способности. В статье также представлена разработанная специализированная методика оценки и развития координационных навыков, а также практические рекомендации для тренеров, которые помогут оптимизировать тренировочный процесс и повысить эффективность занятий. Результаты эксперимента могут стать основой для дальнейших исследований в области спортивной педагогики и физического воспитания, а также для разработки новых программ обучения в тхэквондо.
Для эффективного поиска и отбора перспективных спортсменов не в полной мере используются нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» (ВФСК ГТО), недостаточна их синхронизация с нормативами общей физической подготовки в федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП). Цель исследования - проанализировать согласованность нормативных требований ВФСК ГТО и ФССП по виду спорта «бокс». В исследовании анализировались действующие нормативные документы по рассматриваемой проблеме: государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне «ГТО» и федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «бокс». В результате анализа тестов общей физической подготовки для зачисления и перевода спортсменов мужского пола на следующий этап спортивной подготовки в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «бокс» выявлено их соответствие с тестами ВФСК ГТО ступеней, соответствующих возрастным границам этапов спортивной подготовки. Требования к уровню общей физической подготовленности спортсменов-боксеров постепенно усложняются и на этапе начальной подготовки соответствуют уровню бронзового знака отличия ГТО, на учебно-тренировочном этапе - уровню серебряного знака ГТО и на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - уровню золотого знака ГТО.
В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и ментальными навыками спортсменов. В эксперименте приняли участие 24 спортсмена игровых видов спорта. Методология исследования включала применение опросника ментальных навыков спортсмена (MTS), теста эмоционального интеллекта Н. Холла и теста на эмоциональную прочность. Результаты показали статистически значимую положительную корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и развитием ментальных навыков (r = 0.68). Спортсмены с высоким уровнем эмоциональной прочности демонстрировали более высокие показатели ментальных навыков. Исследование подчеркивает важность комплексного развития эмоциональной сферы атлетов для повышения их спортивного мастерства и открывает перспективы для разработки новых методик психологической подготовки в спорте.
В статье приводится общий статистический анализ результатов анонимного опроса 107 респондентов из числа студентов в возрасте 18-30 лет очного и заочного обучения института физической культуры, спорта и здоровья РГППУ. Опросник состоял из 42 вопросов, косвенно указывающих на состояние психологического и физического здоровья студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между собой показателей деструктивных ощущений, положительных эмоций, двигательной активности, личных привязанностей (фармакологические средства, алкоголь, курение) и гигиенических факторов (питание, сон, баня и т. д.), заболеваемости. На основании полученных данных опроса и их интерпретации планируется разработка программы по обучению студентов сохранять свое психофизическое здоровье в процессе образовательной и трудовой дальнейшей жизнедеятельности с формированием стойкого убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Статья рассматривает вопросы норм поведения футбольных болельщиков, опираясь на проблему того, что болельщицкая субкультура со своей системой ценностей зачастую вступает в конфликт с общественными нормами. В работе изучаются статьи различных ученых, рассуждающих о нормах поведения болельщиков с философской, социологической и экономических точек зрения. Приводятся различные подходы и аргументы, которые создают концептуальную основу для проведения будущих исследований и разработок практических стратегий взаимодействия с фанатами и болельщиками.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru