Статья посвящена анализу применения обеими противоборствующими сторонами штурмовой авиации в ходе Малгобекской оборонительной операции 1942 го да. Данная операция являлась одной из ключевых составных частей битвы за Кавказ и оказала важное влияние на весь исход летне-осенней кампании 1942 года. Обеими сторонами в ходе операции активно применялась штурмовая авиация для поддержки наземных войск, а также борьбы с авиацией противника на аэродромах. В то же время обращается внимание на то, что в силу причин разного характера обе стороны не смогли должным образом добиться массирования сил и средств штурмовой авиации для использование ее огромного потенциала в поддержке наземных войск.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2025-1(14)-78-90
Штабы, пункты управления и логистика вообще были одним из приоритетных объектов ударов штурмовой авиации противника. Так, 12 октября был произведен мощный воздушный налет на Вознесенскую, где располагались пункты связи, управления, штабы и склады многих советских частей и соединений, защищавших Малгобек. О результатах налета точных данных нет, но косвенные признаки в виде свидетельств о мощных взрывах и поднявшегося на большую высоты и видимого за много километров дыма от пожаров говорят о том, что удар этот был для немцев вполне успешным (14, с. 25).
Список литературы
1. Белоконь К.Ф. (1983), В пылающем небе. [In the flaming sky]. Харьков: Издательство Прапор.
2. Вершинин К.А. (1975), Четвертая воздушная [Fourth Air]. М.: Воениздат.
3. Гальдер Ф. (1956), Военный дневник [War diary]. В 4-х тт. Т. 4. М.: Воениздат.
4. Голубев Г. Г. (1978), «В паре с “сотым”» [“Paired with the “hundredth””]. М.: Издательство ДОСААФ.
5. История второй мировой войны 1939-1945 гг. [History of the Second World War 1939-1945] (1975), В 12 тт. Т. 4. М.: Воениздат.
6. Карпович В.П. (2007), На «Ишаках» и «Мигах»! [On “Ishacks” and “Migs”!]. М.: Издательство Эксмо.
7. Крепость на Тереке (1979), [Fortress on the Terek]. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство.
8. Магид А.С. (1960), Гвардейский Таманский авиационный полк [Guards Taman Aviation Regiment], М.: Издательство ДОСААФ.
9. Митчем С. (1998), Фельдмаршалы Гитлера и их битвы [Hitler’s Field Marshals and Their Battles], Смоленск: Издательство Русич.
10. Проэктор Д.М. (1963), Война в Европе. 1939-1941 [War in Europе. 1939-1941]. М.: Воениздат.
11. Проэктор Д.М. (1972), Агрессия и Катастрофа. Высшее военное руководство фашистской Германии во второй мировой войне [Aggression and Catastrophe. The Highest Military Leadership of Nazi Germany in World War II]. М.: Воениздат.
12. Рослый И.П. (1977), Выстоять и победить [Stand firm and win]. М.: Издательство ДОСААФ.
13. Рослый И.П. (1983), Последний привал - в Берлине [The last stop is in Berlin]. М.: Воениздат.
14. Сафонов М.И. (1985), В предгорьях Кавказа [In the foothills of the Caucasus]. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство.
15. Спик М. (2001), Асы люфтваффе [Luftwaffe Aces]. Смоленск: Издательство Русич.
16. Сухов К.В. (1983), Эскадрилья ведет бой [The squadron is fighting]. М.: Издательство ДОСААФ.
17. Телицын В.Л. (2006), Пиренеи в огне [The Pyrenees on fire]. М.: Издательство Эксмо.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается феномен топонимической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Топонимы, отражающие события войны, являются важным элементом коллективной исторической памяти российского общества. Анализируются различные аспекты использования названий улиц, площадей, памятников и других объектов городской среды для увековечения памяти о героизме советских людей и трагических событиях военных лет. Особое внимание уделено региональным особенностям топонимии, связанной с Великой Отечественной войной, а также роли этих названий в формировании патриотического сознания граждан. В заключение подчеркивается значимость сохранения и актуализации коммеморативных топонимических традиций в современном российском обществе. Актуализация топонимического наследия требует комплексного подхода, включающего образовательные, культурные и цифровые инициативы.
Настоящая статья посвящена малоизученному аспекту истории Великой Отечественной войны: в исследовании рассматривается значение патриотической книги в жизни жителей города и его защитников, описывается выпускаемая в годы блокады патриотическая литература в Ленинграде. Изучение патриотических блокадных изданий представляет собой попытку понять, благодаря чтению какой литературы ленинградцы смогли выстоять. Обращение к историческому опыту изучения блокадной книги детерминировано растущим интересом к Великой Отечественной войне, а также непосредственно к сражениям за Ленинград, поиском ответа на вопрос, как наш народ смог не только выстоять в тяжелейших испытаниях, но и победить превосходящие силы практически всей Европы. В труде показано, как менялся репертуар патриотических изданий в зависимости от этапов боевых действий. В статье также представлен список основных патриотических изданий в Блокадном городе с 1941–1943 годы.
В статье рассматривается влияние Великой Отечественной войны на афганскую политику. Объясняются причины, на основании которых афганское правительство объявило нейтралитет. Автор приходит к выводу, что решение было принято под воздействием множества факторов, одним из которых стало нежелание повторить судьбу Ирана, куда были введены советские и британские войска. Анализируются отношения Афганистана с великими державами, включая СССР и Великобританию. Афганское правительство вело борьбу с антисоветскими силами на севере с целью централизации собственной власти, в этом случае советско-афганские интересы объективно совпадали. Делается вывод, что экономический кризис, вызванный последствиями Мировой войны, оказал существенное влияние на рост политической активности населения, вплоть до восстаний крестьян в зоне племен. Нарушение мировых хозяйственных связей серьезным образом повлияло на внешнюю торговлю. В конечном итоге вызванный войной кризис стал причиной отставки премьер-министра Хашим-хана.
Авторами статьи на основе широкого круга источников исследовали и прокомментировали вопросы о том, почему именно генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко стал тем представителем СССР, чья подпись (наряду с подписями представителей других стран-победительниц), стоящая под актом о безоговорочной капитуляции Японии, стала последним фактом и событием Второй мировой войны, а также юридическим оформлением ее полного завершения. Исследования авторами проведены ради восстановления исторической справедливости памяти о генерал-лейтенанте К. Н. Деревянко, так как память о нем должна бережно сохраняться всеми, кто чтит многомиллионные жертвы и судьбоносные для всего мира итоги Второй мировой войны, последнюю черту под историей которой и подвел своей подписью К. Н. Деревянко 2 сентября 1945 года. Поэтому сегодня (когда в полный рост встала угроза новой мировой войны) и представляется особенно важным обратиться к событиям на Дальнем Востоке начала сентября 1945 года и их ключевым участникам, одним из которых волею судьбы и Иосифа Виссарионовича Сталина был генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко. Поэтому авторы и поставили себе цель разобраться в вопросе «кому Сталин поручил подписание акта о капитуляции Японии, а в том, кому не поручил…».
В статье представлен анализ деятельности граждан СССР немецкой национальности на фронтах Великой Отечественной войны, подчеркивается их вклад в приближение Победы. Автором приводятся факты, отраженные в архивных документах, на основе которых складывается объективная картина сопричастности военнослужащих-немцев к общему противостоянию против фашистской агрессии. Акцентируется внимание на поведении военнослужащих-немцев – офицеров, сержантов, рядовых на фронте: многие уже в первые месяцы войны героически отдали свою жизнь для грядущей победы. После депортации советских немцев, проживающих на европейской территории страны, в первые месяцы войны в Сибирь и Казахстан, последовало так называемое «изъятие» их из военных формирований. Волею судеб некоторым немцам удалось остаться в рядах Красной Армии или партизанских отрядах, их героизм впоследствии был удостоен государственных наград. Но большая часть советских немцев была отправлена в тыл, из них формировали рабочие батальоны, ставшие началом такого феномена советской военной экономики как «Трудовая армия».
Статья посвящена исследованию малоизученного вопроса истории битвы за Кавказ – составу и состоянию системы управления войсками, анализу степени ее соответствия решаемым задачам и характеру влияния на успешность действий войск в обороне и наступлении. На основе доступных исторических источников восстанавливается примерный состав органов управления Закавказского, Северо-Кавказского и Южного фронтов, оцениваются профессиональные качества отдельных командующих, командиров и начальников, указываются места дислокации пунктов управления фронтового звена, рассматривается их защищенность, анализируется характер работы средств связи в критические моменты сражений. Предпринимается попытка понять, насколько связь была устойчива и способна обеспечить успешные действия войск. По итогам делаются выводы о том, почему в оборонительный период боев управление объединениями, соединениями и частями часто отсутствовало или было затруднено, почему в условиях стабилизации линии фронта уязвимость органов управления оставалась высокой, какие принимались меры для эффективного руководства войсками, что позволило на заключительном этапе битвы за Кавказ избежать ошибок в руководстве войсками в ходе наступления и более эффективно решать поставленные задачи при проведении операций.
В статье анализируется состав, состояние и участие ВВС Балтийского флота в боевых действиях на море накануне и в годы Великой Отечественной войны. Научной целью работы является исследование роли и значения авиационной составляющей флота в конфликтах и войнах на рубеже 1930-1940- х годов, фактического количественного и качественного состояния авиации этого флота, результатов ее боевого применения по периодам войны, сопоставление летно-технических характеристик типов самолетов – участников противоборства на Балтийском морском театре военных действий. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о серьезных упущениях руководства страны и военного командования по надлежащему оснащению авиации флота современными для рубежа 1930-1940-х годов самолетами. Военно-исторический опыт формирования и боевого применения морской авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имеет большую практическую значимость для современного обновления ВВС ВМФ, дальнейшего повышения обороноспособности Российской Федерации.
Статья представляет собой рецензию на данный выпуск журнала. Автор знакомит читателей с тематикой выпуска, который посвящен теме Великой Отечественной войны, являющейся знаковой для отечественной истории, и требует продолжения изучения и осмысления в контексте современных реалий, вызовов и задач, стоящих перед Российским государством. Автор проводит обзор исследований, представленных в выпуске, дает краткую характеристику их основных результатов и оценивает значимость тезисов для вышеозначенной проблемы. В заключение автор поднимает вопрос ценности научного дискурса по теме Великой Отечественной войны и выделяет вклад представленных исследований по данной проблематике в осмысление и развитие науки, сопряженной с практическими задачами – сохранением исторической памяти о подвигах Советского народа для будущих поколений, применением успешного опыта Советского Союза в текущих геополитических реалиях.
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451