В статье анализируется состав, состояние и участие ВВС Балтийского флота в боевых действиях на море накануне и в годы Великой Отечественной войны. Научной целью работы является исследование роли и значения авиационной составляющей флота в конфликтах и войнах на рубеже 1930-1940- х годов, фактического количественного и качественного состояния авиации этого флота, результатов ее боевого применения по периодам войны, сопоставление летно-технических характеристик типов самолетов – участников противоборства на Балтийском морском театре военных действий. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о серьезных упущениях руководства страны и военного командования по надлежащему оснащению авиации флота современными для рубежа 1930-1940-х годов самолетами. Военно-исторический опыт формирования и боевого применения морской авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имеет большую практическую значимость для современного обновления ВВС ВМФ, дальнейшего повышения обороноспособности Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2025-1(14)-32-53
Во 2-м периоде войны (ноябрь 1942 года – декабрь 1943 года), авиация Балтфлота продолжала выполнять, преимущественно, задачи фронтовой авиации. Тем не менее, в этом периоде активизировалось боевое применение ударных сил и средств авиации флота непосредственно на морских коммуникациях противника (3, с. 62). Этому в немалой степени способствовало появление в составе морской авиации истребителей авиаконструкторов А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина – таких как Як-7 и Ла-5, штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков Ил-2, Ил-4, Пе-2, созданных в конструкторских бюро С. В. Ильюшина и В. М. Петлякова.
Список литературы
1. Авдеенко П. (1974), Советское самолетостроение в годы предвоенных пятилеток (1929-1940) [Soviet aircraft construction during the pre-war five-year plans (1929-1940)]. Военно-исторический журнал. №7. С. 88.
2. Аверченко С.В. (2006), Зарождение и развитие эксплуатационнотехнической службы Военно-Воздушных Сил РККА в межвоенный период (1921-1941 гг.). [The origin and development of the operational and technical service of the Red Army Air Force in the interwar period (1921- 1941)]. М.: Фонд содействия авиации «Русские Витязи». С. 49-50.
3. Авиация Российского флота (1996) [Aviation of the Russian Fleet], Под ред. В.Г. Дейнеки. СПб.: Судостроение. С. 62,92, 94,101,121.
4. Баргатинов В.А. (2008), Крылья России [Wings of Russia]. М.: Эксмо, С.303, 323, 474, 475, 482, 561.
5. Доценко В.Д., Макаров С.И. (2012), Флот защищает Родину. 1941- 1945 гг. [The fleet defends the Motherland]. СПб.: Отраслевые журналы». С.101, 102, 116, 129.
6. Катаев Э. С. (2006), Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне. [Naval aviation combat in the Great Patriotic War]. СПб.: Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. С. 47.
7. Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И. (2010), Советские ВВС против кригсмарине [Soviet Air Force against the Kriegsmarine]. М.: Вече. С. 139.
8. Козырев М., Козырев В. (2011), Авиация Красной армии [Red Army Aviation]. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, С. 37.
9. Козырев М., Козырев В. (2007), Авиация стран оси во Второй мировой войнe [Axis aircraft in World War II]. ЗАО Центрполиграф. С. 407, 415.
10. Кузнецов А. (2010), Незнаменитая победа [Unfamous victory]. Красная звезда. 17 марта.
11. Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. (1983), Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне [Naval aviation in the Great Patriotic War]. М.: Воениздат. С. 5, 19.
12. Левшов П.В., Болтенков Д.Е. (2012), Век в строю ВМФ. Авиация Военно-Морского Флота России. 1910-2010 гг.[ A Century in the Ranks of the Navy. Aviation of the Russian Navy]. СПб.: «Тайфун». С.19, 20, 36, 37, 38.
13. Новиков А.А.(1970), В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией [In Leningrad’s Sky. Notes from the Air Force Commander]. М.: Наука. С. 59.
14. Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина (1990) [Aircrafts of the OKB named after S. V. Ilyushina], Под ред. Г.В. Новожилова. М.: Машиностроение. С. 3.
15. Харук А.И. (2013), Боевые самолеты Второй мировой - истребители, бомбардировщики, штурмовики [Combat aircraft of World War II - fighters, bombers, attack aircraft]. М.: Яуза: ЭКСМО. С. 505.
16. Шунков В.Н. (2000), Авиация Люфтваффе [Luftwaffe Aviation] М.: Харвест; ООО «Издательство АСТ». С.203.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается феномен топонимической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Топонимы, отражающие события войны, являются важным элементом коллективной исторической памяти российского общества. Анализируются различные аспекты использования названий улиц, площадей, памятников и других объектов городской среды для увековечения памяти о героизме советских людей и трагических событиях военных лет. Особое внимание уделено региональным особенностям топонимии, связанной с Великой Отечественной войной, а также роли этих названий в формировании патриотического сознания граждан. В заключение подчеркивается значимость сохранения и актуализации коммеморативных топонимических традиций в современном российском обществе. Актуализация топонимического наследия требует комплексного подхода, включающего образовательные, культурные и цифровые инициативы.
Настоящая статья посвящена малоизученному аспекту истории Великой Отечественной войны: в исследовании рассматривается значение патриотической книги в жизни жителей города и его защитников, описывается выпускаемая в годы блокады патриотическая литература в Ленинграде. Изучение патриотических блокадных изданий представляет собой попытку понять, благодаря чтению какой литературы ленинградцы смогли выстоять. Обращение к историческому опыту изучения блокадной книги детерминировано растущим интересом к Великой Отечественной войне, а также непосредственно к сражениям за Ленинград, поиском ответа на вопрос, как наш народ смог не только выстоять в тяжелейших испытаниях, но и победить превосходящие силы практически всей Европы. В труде показано, как менялся репертуар патриотических изданий в зависимости от этапов боевых действий. В статье также представлен список основных патриотических изданий в Блокадном городе с 1941–1943 годы.
В статье рассматривается влияние Великой Отечественной войны на афганскую политику. Объясняются причины, на основании которых афганское правительство объявило нейтралитет. Автор приходит к выводу, что решение было принято под воздействием множества факторов, одним из которых стало нежелание повторить судьбу Ирана, куда были введены советские и британские войска. Анализируются отношения Афганистана с великими державами, включая СССР и Великобританию. Афганское правительство вело борьбу с антисоветскими силами на севере с целью централизации собственной власти, в этом случае советско-афганские интересы объективно совпадали. Делается вывод, что экономический кризис, вызванный последствиями Мировой войны, оказал существенное влияние на рост политической активности населения, вплоть до восстаний крестьян в зоне племен. Нарушение мировых хозяйственных связей серьезным образом повлияло на внешнюю торговлю. В конечном итоге вызванный войной кризис стал причиной отставки премьер-министра Хашим-хана.
Авторами статьи на основе широкого круга источников исследовали и прокомментировали вопросы о том, почему именно генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко стал тем представителем СССР, чья подпись (наряду с подписями представителей других стран-победительниц), стоящая под актом о безоговорочной капитуляции Японии, стала последним фактом и событием Второй мировой войны, а также юридическим оформлением ее полного завершения. Исследования авторами проведены ради восстановления исторической справедливости памяти о генерал-лейтенанте К. Н. Деревянко, так как память о нем должна бережно сохраняться всеми, кто чтит многомиллионные жертвы и судьбоносные для всего мира итоги Второй мировой войны, последнюю черту под историей которой и подвел своей подписью К. Н. Деревянко 2 сентября 1945 года. Поэтому сегодня (когда в полный рост встала угроза новой мировой войны) и представляется особенно важным обратиться к событиям на Дальнем Востоке начала сентября 1945 года и их ключевым участникам, одним из которых волею судьбы и Иосифа Виссарионовича Сталина был генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко. Поэтому авторы и поставили себе цель разобраться в вопросе «кому Сталин поручил подписание акта о капитуляции Японии, а в том, кому не поручил…».
В статье представлен анализ деятельности граждан СССР немецкой национальности на фронтах Великой Отечественной войны, подчеркивается их вклад в приближение Победы. Автором приводятся факты, отраженные в архивных документах, на основе которых складывается объективная картина сопричастности военнослужащих-немцев к общему противостоянию против фашистской агрессии. Акцентируется внимание на поведении военнослужащих-немцев – офицеров, сержантов, рядовых на фронте: многие уже в первые месяцы войны героически отдали свою жизнь для грядущей победы. После депортации советских немцев, проживающих на европейской территории страны, в первые месяцы войны в Сибирь и Казахстан, последовало так называемое «изъятие» их из военных формирований. Волею судеб некоторым немцам удалось остаться в рядах Красной Армии или партизанских отрядах, их героизм впоследствии был удостоен государственных наград. Но большая часть советских немцев была отправлена в тыл, из них формировали рабочие батальоны, ставшие началом такого феномена советской военной экономики как «Трудовая армия».
Статья посвящена анализу применения обеими противоборствующими сторонами штурмовой авиации в ходе Малгобекской оборонительной операции 1942 го да. Данная операция являлась одной из ключевых составных частей битвы за Кавказ и оказала важное влияние на весь исход летне-осенней кампании 1942 года. Обеими сторонами в ходе операции активно применялась штурмовая авиация для поддержки наземных войск, а также борьбы с авиацией противника на аэродромах. В то же время обращается внимание на то, что в силу причин разного характера обе стороны не смогли должным образом добиться массирования сил и средств штурмовой авиации для использование ее огромного потенциала в поддержке наземных войск.
Статья посвящена исследованию малоизученного вопроса истории битвы за Кавказ – составу и состоянию системы управления войсками, анализу степени ее соответствия решаемым задачам и характеру влияния на успешность действий войск в обороне и наступлении. На основе доступных исторических источников восстанавливается примерный состав органов управления Закавказского, Северо-Кавказского и Южного фронтов, оцениваются профессиональные качества отдельных командующих, командиров и начальников, указываются места дислокации пунктов управления фронтового звена, рассматривается их защищенность, анализируется характер работы средств связи в критические моменты сражений. Предпринимается попытка понять, насколько связь была устойчива и способна обеспечить успешные действия войск. По итогам делаются выводы о том, почему в оборонительный период боев управление объединениями, соединениями и частями часто отсутствовало или было затруднено, почему в условиях стабилизации линии фронта уязвимость органов управления оставалась высокой, какие принимались меры для эффективного руководства войсками, что позволило на заключительном этапе битвы за Кавказ избежать ошибок в руководстве войсками в ходе наступления и более эффективно решать поставленные задачи при проведении операций.
Статья представляет собой рецензию на данный выпуск журнала. Автор знакомит читателей с тематикой выпуска, который посвящен теме Великой Отечественной войны, являющейся знаковой для отечественной истории, и требует продолжения изучения и осмысления в контексте современных реалий, вызовов и задач, стоящих перед Российским государством. Автор проводит обзор исследований, представленных в выпуске, дает краткую характеристику их основных результатов и оценивает значимость тезисов для вышеозначенной проблемы. В заключение автор поднимает вопрос ценности научного дискурса по теме Великой Отечественной войны и выделяет вклад представленных исследований по данной проблематике в осмысление и развитие науки, сопряженной с практическими задачами – сохранением исторической памяти о подвигах Советского народа для будущих поколений, применением успешного опыта Советского Союза в текущих геополитических реалиях.
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451