Показано, как хлеб в виде социального актора и сакрального тела задает социальную онтологию. Интерпретирована история хлеба, выстраивающего вокруг себя свое сакральное, семантическое, политическое и культурное пространство. Новизна подхода заключается в плоской онтологии, где социальные человеческие и нечеловеческие акторы могут меняться местами, где они со-положены друг другу. Хлеб рассматривается как социально-топологическая конструкция, незримо, но вполне ощутимо присутствующая и участвующая в революционных событиях самым непосредственным образом, хлеб активно выступает в разгоравшемся противостоянии за социальную значимость и власть не только в виде хлебных бунтов, но и во время исторических событий на примере Французской революции 1789-1794 гг. и Русской революции 1917 г. Отмечается, что хлеб, будучи фундаментальным концептом языковой картины мира, задает отношения между людьми, участвует в создании и поддержании повседневных ритуалов в светской и религиозной жизни. Теоретически данный взгляд обосновывается с помощью методологии социальной топологии, сосуществующей в междисциплинарном пространстве с историей, социологией и религиоведением.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования заключается в том, чтобы увидеть хлеб в рамках плоской онтологии для преодоления человекоцентричной перспективы, рассматривать хлеб исключительно с точки зрения конструктивного действия самого человека. Для этих целей источником знания социальная топология рассматривает не сознание, но все тело с его формами восприятия, действия и выражения. Как базовая функция человеческого бытия-вкоммуникации (С. Азаренко), коммуникация выстраивается из взаимодействия, опосредованного знаково-символическими комплексами [2]. Социальный мир работает с таким актором, как хлеб, как со сложно заданной социально-топологической конструкцией. Во взаимодействии участвуют человеческие и нечеловеческие тела [13, с. 23, 93, 103–111]. Человеческое существование в социальном мире социальных тел выражено понятием телесности, оказавшейся в центре философского осмысления.
Список литературы
1. Азаренко С. А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 220 c.
2. Азаренко С. А. Топологическое философствование и социальная коммуникация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 412-417. EDN: XWOLYF
3. Азаренко С. А. Социальное воспроизводство и топология предела // Известия Уральского федерального университета. Серия 3, Общественные науки. 2018. Т. 13, № 3 (179). С. 27-37.
4. Азаренко С. A. К вопросу о языке воспроизводства инженерного мышления // Инженерное мышление: социальные перспективы: материалы Междунар. междисциплин. конф. Екатеринбург, 12-13 февр. 2020 г. Екатеринбург: Деловая книга, 2020. С. 51-55.
5. Азаренко С. А., Макаров М. И. Синергийная антропология как междисциплинарная парадигма. Размышления об онтологии “интерфейса” // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 61-71. EDN: PNGSVY
6. Володарский В. О земле, мире, хлебе, воле и Учредительномъ собранiи: (доклад чит. на Съезде Румынскаго фронта и области, значительно испр. и доп.). [Одесса]: Одес. ком. РС.- ДРП. (большевиков), [1918]. 32 с.
7. Вьюнов Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России. М.: Флинта, 2005. 478 с.
8. Гордон А. В. Иллюзии-реалии якобинизма // Речи. Трактаты / Л. А. Сен-Жюст. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. С. 364-391.
9. Карлейль Т. Французская революция. История. Ч. 1 / пер. с англ. Ю. В. Дубровина, Е. А. Мельниковой. М.: Мысль, 1991. 575 с.
10. Котельникова А. С. Концепт Хлеб в русской языковой картине мира: выпуск. квалиф. работа на соиск. степени магистра лингвистики. СПб., 2016. 100 с.
11. Кропоткин П. А. Великая Французская революция, 1789-1793 / прим. А. В. Гордона, Е. В. Старостина; ст. В. М. Далина, Е. В. Старостина. М.: Наука, 1979. 575 с. EDN: TQYMJJ
12. Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей: сб. ст. / под ред. В. Вахштайна5. М.: Территория будущего, 2006. С. 169-198. EDN: TMXXLB
13. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 381 с. EDN: SYZVMJ
14. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324) / пер. c фр. В. А. Бабинцева, Я. Ю. Старцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 544 с.
15. Матьез А. Французская революция. В 3 т. Т. 1. Л.; М.: Книга, 1925. 224 с.
16. Метивье Ю. Франция в ХVI-ХVIII вв. от Франциска I до Людовика XV / пер. с фр. А. В. Голубкова, С. В. Панова. М.: АСТ: Астрель, 2005. 190 с. EDN: QOZVQH
17. Моруа А. История Франции от римского времени до начала Великой Французской революции / пер. с фр. А. Ю. Серебрянниковой. СПб.: Гуманит. акад., 2008. 352 с. EDN: QPHMCH
18. Нефедов С. Продовольственный кризис в Петрограде накануне Февральской революции // Quaestio Rossica. 2017. Т. 5, № 3. С. 635-655. DOI: 10.15826/qr.2017.3.242 EDN: ZIXGVB
19. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. Падение монархии 1789-1792. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 240 с.
20. Ревуненков В. Г. История Французской революции. СПб.: Изд-во СЗАГС; Образование-Культура, 2003. 776 с.
21. Робеспьер М. Избранные произведения: в 3 т.: [пер. с фр.] / изд. подгот. А. З. Манфред [и др.]; [сост. и вступ. ст., с. 7-85, А. З. Манфреда]; [коммент. канд. ист. наук А. Е. Рогинской]. М.: Наука, 1965. Т. 1. 379 с.; Т. 2. 400 с. (Литературные памятники / Акад. наук СССР).
22. Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты / изд. подгот. А. В. Гордон [и др.]; отв. ред. А. В. Гордон; [примеч. А. В. Гордона, Т. А. Черноверской; Рос. АН]. СПб.: Наука: С.-Петерб. издат. фирма, 1995. 472 с.
23. Соболева Л. С. Природные стихии в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка “Хлеб” // Quaestio Rossica. 2015. № 2. С. 52-70. DOI: 10.15826/qr.2015.2.095 EDN: UCCCRV
24. Черноверская Т. А. Личность и судьба // Речи. Трактаты / Л. А. Сен-Жюст. СПб.: Наука: С.-Петерб. издат. фирма, 1995. С. 392-411. EDN: VLDLPX
25. Чудинов А. В. Французская революция = La révolution française: история и мифы. М.: Наука, 2007. 307 с.
26. Флоренский П. Α. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / сост. и ред. игумен Андроник (Трубачев). М.: Мысль, 2004. 685 с.
27. Cacérès B. Si le pain m’était conté… Paris: La Découverte, 1987. 181 p.
28. Goldstein D. The Kingdom of Rye: A Brief History of Russian Food. University of California Press; 1st edition, 2022. 208 p.
29. Mialet H. Stephen Hawking Lived Beyond His Body - The Atlantic.pdf // The Atlantic. 2018. URL: https://www.theatlantic.com/science/archive/2018/03/stephen-hawkings-extended-bodies/ 555848/(дата обращения: 30.04.2023).
30. Smith A. K. Cabbage and Caviar. A History of Food in Russia. The University of Chicago Press, 2021. 352 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается история англиканской церкви в Тринадцати колониях, ее развитие, системный кризис и упадок в годы Американской революции. Отмечается, что несмотря на то что Церковь Англии была первой религиозной организацией, начавшей свою деятельность в английских колониях Северной Америки, к началу Войны за независимость она уступала по темпам роста другим протестантским церквям, став лишь одной из трех крупнейших деноминаций в регионе. Показывается, что в годы Американской революции Церковь Англии оказалась на грани краха, и только реорганизация 1780-х гг. спасла англиканскую традицию в США от полного исчезновения. Выявляются причины кризиса Церкви Англии в колониях на основе анализа ее истории в регионе с использованием данных статистики. Уделено внимание региональным особенностям развития англиканской церкви, так как ее положение зависело от устройства колонии, его законодательства и этнического состава. Выясняется, что причины кризиса Церкви Англии в Тринадцати колониях имели институциональные корни: будучи епископальной по своему устройству, Церковь Англии не имела отдельной епископской кафедры в колониях и управлялась напрямую из Лондона, что порождало кадровый голод и усиливало дистанцию между колониальной паствой и руководством церкви в метрополии. Указывается на то, что рост других деноминаций, подкрепленный масштабной иммиграцией в колонии людей неанглийского происхождения, способствовал усилению религиозной конкуренции, подорвавшей монополию англиканской церкви над религиозной жизнью в Тринадцати колониях.
Раскрывается значение геополитического фактора и его роль в процессе рецепции христианских идей в культуре Китая. Подчеркивается, что процесс рецепции способствует расширению религиозно-культурного пространства, что обеспечивает дальнейшее развитие культуры-реципиента во многих сферах как общественной, так и культурной жизни общества, т. е. геополитический фактор выступает как аспект культурной инновации. Основное внимание уделено подписанию Пекинского и Тяньцзиньского договоров, поскольку они позволили расширить проповедь христианства на всю территорию Китайской империи, сделали ее легитимной и актуальной. Отмечается, что эти договоры также стали проводниками интересов европейских держав в области торговли, позволили открыть порты для иностранных судов, улучшить дипломатические отношения, определить и узаконить границы с Российской империей. Показано, что подписание Пекинского и Тяньцзиньского договоров явилось своеобразным «культуртрегером», показавшим всю сложность и неоднозначность процесса рецепции в различных сферах принимающей культуры, а также способствовавшим укоренению христианских идей в религиозно-культурном пространстве Китая.
Рассматривается категория полноты и целостности бытия, которая имеет чрезвычайно длинную и насыщенную философскую историю. Представлено философское толкование полноты и целостности (Аристотель, Иоанн Богослов). Подчеркивается, что особенность индийской, в частности вишнуистской, философии заключается в большом внимании к концепции полноты, хотя ей не уделено должного внимания исследователей по сравнению с понятием пустоты в буддизме. Обсуждается формирование представления о полноте различными последователями бенгальского вишнуизма (Баладева Видьябхушана, Кришнадас Кавираджа, Рупа Госвами, Бхактиведанта). Разъясняются особенности употребления термина «полнота» (пурната) в различных средневековых текстах вишнуизма. Отмечается противопоставление категории «полнота» и понятия «пустота» (шуньята) в буддийской философии, при этом полнота как концепция имеет более раннее возникновение, исходя из хронологической датировки упоминания в «Брихад-араньяка-упанишаде» (VII-VI вв. до н. э.). Представлена близость вишнуистского учения о полной целостности и христианской концепции полноты бытия Бога. Выделены три типа полноты в вишнуистской концепции: полнота могущества (айшварья-пурната), полнота сладости (мадхурья-пурната), полнота милосердия (карунья-пурната). Отмечается, что Рупа Госвами развивает идею о полноте и предлагает дальнейшую ее типологизацию. В бенгальском вишнуизме выделяются степени полноты и ее проявления, а также два аспекта полноты: теологический и антропологический. Делается вывод о том, что в антропологическом плане категория полноты бытия представляет собой возможность уподобления человека Богу в трех аспектах: бытия (сат), познания (чит) и блаженства (ананда).
Изучаются основные тенденции в образовательной политике КНР, направленные на развитие университетов после 1978 г. Отмечается, что политика реформ и открытости, объявленная в этот период, оказала определяющее влияние на процесс модернизации китайского государства. Доказано, что основным фактором, формирующим вектор развития образования, являлась реализуемая внешняя политика руководства страны. Анализ источников и материалов позволил определить, что с начала 1980-х гг. идет процесс перехода от советской модели образования к американской. Показывается, что реформы в образовании коснулись изменений в методиках преподавания, организационной структуры вузов, а также был взят курс на интеграцию научных исследований и преподавания, интернационализацию высшего образования. Описано, что с целью достижения поставленных задач были инициированы«Проект 211», «Проект 985», проект «Первоклассные университеты и дисциплины мирового уровня» и др. Кроме того, руководство страны начало внедрять национальную систему рейтинга вузов, которая также выступила как один из механизмов, обеспечивающих качество образования. Делается вывод, что структурные и содержательные реформы в системе высшего образования позволили КНР достигнуть высоких показателей и войти в число мировых лидеров к первой четверти XXI в.
Рассматриваются терминологические проблемы изучения цифровой дипломатии. Наблюдается фрагментированность в академическом дискурсе, которая осложняется несколькими факторами: внедрением новых терминов, изменением определений и отсутствием связи между несколькими периодами исследования. Показывается, что в результате эволюции предметного поля некоторые термины вышли из оборота, например «электронная дипломатия» или «твитпломатия», хотя они по-прежнему могут встречаться в некоторых регионах мира. Отмечается, что «цифровая дипломатия», «кибердипломатия» и «цифровая публичная дипломатия» показали себя как наиболее устойчивые термины, обладающие наибольшими перспективами для дальнейшего изучения. Предалагается разработка периодизации, более точных определений и вписывание новых понятий в канву устоявшейся терминологии для дальнейшего развития предметной области. В результате анализа терминологии делается вывод, что на данный момент можно говорить о выделении трех основных направлений внутри изучения цифровой дипломатии: внедрение новых технологий в дипломатическую практику (включая использование социальных сетей), новая переговорная повестка, связка вычислительных наук и дипломатии.
Анализируются исследования российских политических партий учеными из Китайской Народной Республики. Характеризуются взгляды китайских политологов на формирование и развитие российских партий, а также на структуру партийной системы современной России. При этом основное внимание сосредоточивается на парламентских партиях, поскольку считается, что именно их состав, особенности и взаимодействие оказывают решающее влияние на партийную систему. Показывается, что в соответствии с позицией китайских ученых, российская партийная система подразделяется на партию власти («Единая Россия»), псевдооппозицию (ЛДПР и «Справедливая Россия») и системную оппозицию (КПРФ). Подчеркивается взаимосвязь выводов китайских исследователей и российской политической науки. Отмечается, что китайские исследования российских партий обнаруживают определенную специфику, которая выражается главным образом в своеобразной трактовке расстановки политических сил (деление оппозиции на системную и псевдооппозицию), повышенном внимании к партийным идеологиям, а также концентрации исследовательского интереса на тех политических силах, которые обладают реальной властью или значительным политическим влиянием. К их числу китайские ученые относят, прежде всего, партии «Единая Россия» и КПРФ.
Рассматриваются особенности сотрудничества между Иркутской областью и Монголией с опорой на подходы неореализма, неофункционализма и конструктивизма. Уделено внимание как межгосударственному уровню отношений между Россией и Монголией, так и содержанию взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы связи в политико-административной, экономической и институциональной сферах, в области гуманитарных контактов. Отмечено, что символическое наследие России в Монголии, относящееся к имперскому и советскому периодам, в последние годы находится в центре внимания федеральных властей. Особое внимание уделяется субнациональному сотрудничеству, а также факторам, негативно влияющим на динамику контактов в экономической и инвестиционной областях. Отмечается, что динамика политико-административного взаимодействия между Иркутской областью и Монголией зависит от активности взаимодействия на межгосударственном уровне. Сделан вывод, что ресурсный тип экономики Иркутской области определяет особенности международного сотрудничества на монгольском направлении, на предпосылки сотрудничества между Монголией и Иркутской областью оказывают негативное воздействие структурные факторы, проявляющиеся в непоследовательной политике федеральных и региональных властей. Показаны перспективы дальнейшего взаимодействия между Иркутской областью и Монголией.
Показывается, что в условиях современного миропорядка, характеризующегося взаимозависимостью всех международно-политических игроков, национальный внешнеполитический курс становится одним из ключевых факторов, определяющих положение страны на международной арене. Исследуется понимание того, что внешняя политика государства исходит из самоощущения места в иерархии системы международных отношений и укрепления или возвышения государственного влияния. Выявлена связь между пониманием позиции актора в мировой политической системе, реализацией национальных интересов и сохранением безопасной внешнеполитической среды, т. е. обеспечением национальной безопасности. Рассмотрена идея национальной сверхзадачи в качестве основы для формирования и реализации внешнеполитических стратегий современных государственных акторов. Выявляется, что любое государство обладает субъектностью в мировой политике и заинтересовано в продвижении своей властной риторики, а также в оптимальной реализации национальных интересов. Обосновывается, что державы, будь то великие, региональные или малые, выбирают определенную модель внешнеполитического поведения и миссию своей внешнеполитической позиции, что выражается в национальной сверхзадаче. Рассмотрены особенности национальной сверхзадачи во внешней политике Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Российской Федерации как наиболее ярких представителей государств разной этической и ценностной систем, обусловливающих миссию государства на международной арене.
Анализируются актуальные проблемы и перспективы развития объединения БРИКС, которое является примером нового мирового порядка, где развивающиеся страны стремятся к большему влиянию на международной арене. Отмечается, что этот альянс возник в ответ на стремление противостоять доминированию западных держав, он создает платформу для сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах. Показывается, что объединение БРИКС демонстрирует значительные успехи в различных областях сотрудничества, становится более влиятельным в вопросах глобального управления, восстановления экономики после пандемии и борьбы с изменением климата, однако также сталкивается с серьезными вызовами - внутренними противоречиями между участниками и глобальной экономической нестабильностью. Делается вывод, что БРИКС предстает как ключевой игрок в формировании многополярного мира, где его участие в международной политике и экономике в обозримом будущем станет все более актуальным.
Актуализируется важность изучения избирательных практик, электорального поведения и предпочтений избирателей, ценностных аспектов их политической культуры, проявляющихся на выборах. Рассматривается процесс институционализации отечественного обществоведческого знания в области изучения электорального поведения. Представлен авторский подход к периодизации. Определяются этапы становления российской школы электоральных исследований, выделяются четыре этапа Анализируется их теоретическая и методологическая специфика. Делается вывод, что на современном этапе наблюдается заметное усложнение методологии российских электоральных исследований - от качественных описательных методов в сторону количественной математической обработки большого массива данных, что позволяет выявлять индикаторы исчисления структуры электорального поведения и предпочтений избирателей, определять параметры для сравнения, моделировать региональные и местные практики голосования и пр.
Исследуются вопросы динамики деполитизации, контуры и характеристики предполагаемого «отхода политического», а также модальности и возможности для зарождающегося «возвращения политического». Понятие «моральный город» выявляет ряд новых способов повторного сосредоточения политического и условия предотвращения рисков постполитизации под знаком взаимоуважения, равенства и солидарности, открывая новые формы совместного существования. Рассматривается понятие постполитического города как пространства техно-управленческих диспозитивов, лишенного определенных политических требований, раскрываются концептуальные подходы к описанию морального города, приводятся примеры рекомендаций по организации взаимодействий между значимыми акторами морального города.
Представлены и проанализированы результаты научного исследования политологической ориентации, проводимого учеными и сотрудниками Алтайского государственного университета за апрель - май 2024 г. Изучается политическая идентичность отдельных этнических групп в городских и сельских пространствах. Кроме того, проанализирована политическая символическая политика в локальных сообществах. Делается вывод, что казахская сельская среда более включена в политическую сферу общества. Изучается деятельность общественных организаций этнического характера, которые присутствуют в различных регионах. Выясняется, что на территориях «двух Алтаев» постоянно происходит институционализация этничности за счет применения символических традиций и практик (практики праздников, переговоров, национального языка и т. д.).
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru