ISSN 1814-6457 · EISSN 1814-6465
Язык: ru

Статья: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (2024)

Читать онлайн

Наличие повышенной тревожности, незрелости социальных эмоций, примитивность эмоционального реагирования, высокая степень эмоционального напряжения в сочетании со сниженным настроением, сниженным вниманием к эмоциональному состоянию других людей и демонстрированием недостаточной эмоциональной отзывчивости рассматривается как одна из наиболее полных характеристик эмоциональной сферы детей. При некоторой освещенности структуры дефекта при речевой патологии явно отмечается недостаточность исследований опосредования психических процессов в ходе психического развития. Изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи», в частности, понимание, дифференциация и вербализация эмоций стало целью исследования. Нами было проведено психодиагностическое исследование эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи отличаются с одной стороны сниженным эмоциональным фоном, им свойственны вялые реакции, апатичность. Многим детям с речевыми нарушениями свойственны бурные реакции, быстрая смена эмоций, активное выражение чувств и эмоций, демонстративность их проявления. Предположение о том, что понимание, дифференциация и вербализация эмоций у старших дошкольников с диагнозом «общее недоразвитие речи» задерживаются в своём развитии по сравнению с детьми, не имеющими речевой патологии, и, следовательно, у детей с патологией речи больше трудностей с вербализацией эмоций, чем у детей без патологии речи выступило в качестве гипотезы исследования. Вербализация собственных эмоций у старших дошкольников с речевыми нарушениями задерживается в сравнении с детьми, не имеющими речевой патологии. Старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи легче передать своё эмоциональное состояние мимикой, пантомимикой, посредством рисунка, чем вербализовать. Проведённое нами исследование позволяет предположить, что у детей с общим недоразвитием речи больше предпосылок к формированию алекситимии по мере взросления, чем у детей с нормальным развитием речи.

Ключевые фразы: вербализация эмоций, общее недоразвитие речи, дифференцирование эмоций, эмоциональное развитие, алекситимия
Автор (ы): Колосова Татьяна Александровна, Гончарова Валерия Александровна
Журнал: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378.14.015.62. Результаты обучения
Для цитирования:
КОЛОСОВА Т. А., ГОНЧАРОВА В. А. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. № 4 (244)
Текстовый фрагмент статьи