В статье представлен анализ развития международных грузовых перевозок. Наибольшие объемы в физическом выражении (в тоннах) перевозятся морским торговым флотом. Наибо-лее крупные потоки грузов – нефть, жидкие нефтепродукты, железная руда, уголь, зерно. Не-смотря на заявления и попытки сократить потребление ископаемых энергоносителей, что должно было бы отразиться на объемах их перевозки, пока отмечается их рост. Увеличива-ются поставки готовой продукции в контейнерах. После определенного снижения объемов пе-ревозимых грузов в период пандемии в 2023 г. ситуация постепенно стала возвращаться к до-ковидному уровню. В статье также рассматриваются грузоперевозки железнодорожным транспортом. Хотя их объемы в международном сообщении не столь велики, как морским пу-тем, однако этот вид транспорта играет заметную роль во внутриконтинентальных пере-возках. В контексте международных перевозок рассматриваются также материалы, связан-ные с развитием автомобильного транспорта.
Идентификаторы и классификаторы
Международные грузоперевозки тесно связаны с международным то-варообменом, и любая страна, включая Россию, отслеживает перевозочные про-цессы в соответствии со своими национальными планами развития [1-2]. Российские исследователи в данном контексте опубликовали немало работ (упомянем лишь не-которые из них [3-4]), а также отраслевые материалы [5-7] и материалы междуна-родно-правового характера [8].
Список литературы
1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Pаспоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г № 3363-р. [Transport Strategy of Russian Federation up to 2030 and Forecast up to 2035. 27.11.2021. No. 3363-p. (In Russ.)]
2. Инфраструктура пространственного развития РФ: транспорт, энергетика, инновационная система, жизнеобеспечение / Под ред. О.В. Тарасовой. Новосибирск. ИЭОПП СО РАН. 2020. 456 с. [Infrastructure of Space Development: Transport, Energy, Innovation System, Life Support / Ed. by O.V. Tarasova, Novosibirsk. IEIE SB RAS. 2020. 456 p. (In Russ.)]
3. Геоинформатика транспорта: монография / Б.А. Левин, В.М. Круглов, С.И. Матвеев, В.Я. Цветков, В.А. Коугия. М., ВИНИТИ РАН. 2006. 335 с. [Levin B.A., Kruglov V.M., Matveev S.I., Tsvetkov V.Ya., Kou-giya V.A. Transport’s Geoinformation. Monograph. VINITI RAS. 2006. 335 p. (In Russ.)]
4. Владимиров С.А. Направления развития мировой транспортной системы и логистики // Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 3. С. 6-19. [Vladimirov S.A. On Main Directions of Development of the Global Transport System and Logistics. World of Transport. 2016. Vol. 14. No. 3. Pp. 6-19. (In Russ.)]
5. Заостровских Е.А. Развитие морского транспорта России и Дальнего Востока в контексте мировых тен-денций в 2017 г. // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 5. С. 58-78. [Zaostrovskikh E.A. The Development of Russia and Far East’s Maritime Transport with the Context of the Global Trends in 2017. Regionalistica. 2018. Vol. 5. No. 5. Pp. 58-78. (In Russ.)]
6. Буянов А.С. Методы оценки стоимости перевозки грузов морским транспортом в условиях ограниченного информационного обеспечения // Транспорт Российской Федерации. 2021. № 3 (94) С. 22-27. [Buyanov A.S. Methods for Estimating the Cost of Maritime Transporting Goods in Conditions of Limited Information Support. Transport of Russian Federation. 2021. No. 3 (94). Pp. 22-27. (In Russ.)]
7. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А., Фортов В.Е., Железнов М.М., Махутов Н.А., Мирошниченко О.Ф., Колесников В.И., Левин Б.А., Пехтерев Ф.С., Фомин В.М., Титов Е.Ю., Розенберг Е.Н., Коссов В.С., Верескун В.Д., Лапи-дус В.А., Белый С.Н., Корчагин А.Д., Рышков А.В. Научное обеспечение инновационного развития и повыше-ния эффективности деятельности железнодорожного транспорта / Колл. монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / Под ред. д. э. н., проф. Б.М. Лапидуса. М., 2014. 288 с. [Lapidus B.M., Macheret D.A., Fortov V.E., Jeleznov M.M., Makhutov N.A., Miroshnichenko O.F., Kolesnikov V.I., Levin B.A., Pehterev F.S., Fomin V.M., Titov E.Y., Rosenberg E.N., Kossov V.S., Vereskun V.D., Lapidus V.A., Bely S.N., Korchagin A.D., Ryshkov A.V. Scientific Support to Innovative Development and Increasing of Railway Transport Efficiency / Collective Monograph of Members and Scientific Partners of the Joint JSC Russian Railways Scientific Council / Ed. by B.M. Lapidus, Prof., D.Sc.Econ. M., 2014. 288 p. (In Russ.)]
8. United Nations Commission on International Trade Law. United Nations Convention on Contracts for the Inter-national Carriage of Goods Wholly or Partly by Sea. United Nations, Vienna, 2008. URL: https://jusmundi.com/en/document/treaty/en-united-nations-convention-on-contracts-for-the-international-car-riage-of-goods-wholly-or-partly-by-sea-2008-the-rotterdam-rules-2008-thursday-11th-december-2008
9. Review of Maritime Transport 2023. United Nations. Geneva, 2023. URL: https://www.unctad.org/rmt
10. China Iron Ore Imports Lift Global Iron Ore Trade in 2023. URL: https://www.hellenicshippingnews.com/china-iron-ore-imports-lift-global-iron-ore-trade-in-2023/#:~:text=In%20Jan%2DDec%202023% 2C%20global,the%20last%20all%2Dtime%20record
11. IEA. Coal 2023. Analysis and forecast to 2026. IEA Publications International Energy Agency Website. URL: https://www.iea.org (accessed 22.04.2024).
12. FAO. 2023. World Food and Agriculture – Statistical Yearbook 2023. Rome. URL: https://doi.org/10.4060/cc8166en
13. Catrine Vestereng, SVP and Global Business Director for tankers//Geopolitical trends support market activity. URL: https://www.dnv.com/expert-story/maritime-impact/strong-outlook-for-the-tanker-market-in-2024-and-beyond
14. World Energy Review 2023. URL: https://www.eni.com
15. U.S. Energy Information Administration. Global Oil Markets. URL: https://www.eia.gov/outlooks/steo/re-port/global_oil.php
16. 10 Largest Container Shipping Companies In The World In 2024. URL: https://www.marineinsight.com/know-more/10-largest-container-shipping-companies-in-the-world/
17. American and European ports have recorded a sharp decline in container activity in 2023. Their Asian counter-parts, on the other hand, are maintaining a good momentum. URL: https://market-insights.upply.com/en/contain-ers-traffic-from-the-worlds-major-ports-in-2023
18. UIC – International Union of Railways. Railway Statistics Synopsis. 2023 Edition. URL: https://uic.org/support-activities/statistics
19. Railway_Statistics_Synopsis_Edition_2023. URL: https://uic-stats.uic.org/resources/pdf
20. Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2023 году составила 1 млрд 232,3 млн тонн. URL: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=290211 [Pogruzka na seti OAO «Rossijskie zhelezny`e dorogi» v 2023 godu sostavila 1 mlrd 232,3 mln tonn (In Russ.)]
21. Transportation Statistics. Annual Report 2023. U.S. Department of Transportation Bureau of Transportation Sta-tistics. Washington, DC. 2023. URL: https://doi.org/10.21949/1529944
22. Canadian Railway Freight. URL: https://www.steelorbis.com/steel-news/latest-news/canadian-railway-freight-volume-up-112-percent-in-december-1328920.htm
23. Rail Freight Transport in Growth. URL: https://cargoquin.com/en/noticias/rail-freight-transport-in-growth
24. Annual share of goods imports from the European Union coming from intra-EU and extra-EU trade partners from 2002 to 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/1384794/eu-international-trade-share-imports-intra-ex-tra-goods/
25. Driver Shortage Report 2023. Freight – Global Executive Summary. URL: https://www.iru.org
26. Vehicles in Use Europe. January 2022. URL: https://www.ACEA.auto. ACEA-report-vehicles-in-use-europe-2022.pdf
27. International trade in goods by mode of transport. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?ti-tle=International_trade_in_goods_by_mode_of_transport&oldid=611377#Trade_by_mode_of_transport_ in_value_and_quantity
28. Статистика внутреннего транспорта для Европы и Северной Америки. Т. LXI. Европейская экономиче-ская комиссия Организации Объединенных Наций. Женева. 2022 г. URL: https://unece.org/sites/de-fault/files/2023-12/2227235_R_ECE_TRANS_331_WEB.pdf [Statistika vnutrennego transporta dlya Evropy` i Severnoj Ameriki. Т. LXI. Evropejskaya e`konomicheskaya komissiya Organizacii Ob``edinenny`x Nacij. Zheneva, 2022 g. (In Russ.)]
29. Transportation Statistics Annual Report 2023. U.S. Department of Transportation Bureau of Transportation Sta-tistics. URL: https://rosap.ntl.bts.gov/view/dot/72943
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одной из глобальных задач, стоящих перед мировым сообществом, является переход к устой-чивой энергетике. Китай, являясь одной из крупнейших экономик в мире с развитой энергетиче-ской отраслью, также встал на путь развития зеленой генерации, отвечающей принципам устойчивого развития. В то же время Китай продолжает активно развивать традиционные энергетические системы. В статье исследуются политические и экономические драйверы, опре-деляющие текущую энергетическую политику Китая в области развития зеленой энергетики и объясняющие кажущуюся противоречивость китайской энергетической политики. Сделан вы-вод о том, что геополитические цели и экономические задачи, стоящие перед правительством Китая, будут и дальше влиять на формирование его энергетической политики, сохраняя и под-держивая текущий тренд параллельного развития традиционной и зеленой энергетики.
Анализируются формируемые в цифровой экономике механизмы координации действий участников рынка. Показывается, каким образом ценовые сигналы видоизменяются под дей-ствием цифровых картелей. Использование алгоритмического ценообразования, опора на созна-тельный параллелизм цифровых платформ, скрытые договоренности специалистов – таковы но-вые формы картелизации. Особые инструменты цифровой экономики – анализ агрегированных данных с помощью специальных программ, машинное обучение, нацеленное на выявление моно-польных тенденций рынка, использование цифровых нерегулируемых контактов третьих лиц по-могают поддерживать картельную дисциплину в отрасли даже без формальных переговоров и тайных договоренностей.
Высокотехнологичные и наукоемкие компании, яркими представителями которых являются ИТ-компании, играют особую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности эко-номики. В данной статье на основе результатов опроса, проведенного Министерством цифро-вого развития и связи Новосибирской области, анализируется состояние развития ИТ-сектора в регионе. В ходе анализа ИТ-компании Новосибирской области были разбиты на две группы с уче-том выявленной зависимости между видами специализации и использованием ими мер государ-ственной поддержки, членством в ассоциациях, аккредитацией. Различия между выделенными группами существенны: доказано, что экономическое поведение компаний из двух групп различа-ется, что свидетельствует о необходимости использования диверсифицированного подхода к ор-ганизации поддержки.
В статье приведены результаты исследования рождаемости в регионах Южного федерального округа в период с 1989 по 2022 гг. В фокусе внимания авторов – откладывание деторождений на более поздний срок, а также влияние данного процесса на динамику суммарного коэффициента рождаемо-сти и трансформацию возрастного профиля рождаемости. Авторами установлено, что на всем ис-следованном временном интервале возрастная модель рождаемости в регионах Южного федераль-ного округа была более молодой по сравнению с общероссийской. К 2022 г. средний возраст начала материнства в регионах составлял от 24,9 (Республика Адыгея) до 26,0 лет (Краснодарский край).
Статья посвящена оценке прямых и косвенных эффектов санкционного давления на россий-скую экономику. Оценка прямых эффектов санкционного давления проводится на основе исследо-вания влияния санкций на уровень потребления конкретных видов предлагаемой продукции и, как следствие, на формирование ресурсного потенциала, необходимого для импортозамещения. Для оценки косвенных эффектов санкционного давления предлагается использовать значение мульти-пликатора инвестиций, так как мультипликативный эффект от санкций, снижающих объемы производства, как и мультипликативный эффект от инвестиций в формирование ресурсного по-тенциала, необходимого для импортозамещения, распространяется на достаточно широкий круг отраслей российской экономики. Основой объединения подходов к оценке влияния санкций на потребление и результаты мультипликативного эффекта является взаимодействие спроса и предложения продукции в российской экономике.
Данные из открытых источников позволили оценить прямое влияние санкций в рамках объема потребления конкретных товарных групп в российской экономике. Для оценки косвенного влияния санкций произведен расчет влияния производства отдельных видов продукции на величину регио-нального мультипликатора инвестиций (на примере Рязанской области).
В статье рассматриваются особенности развития нефтегазовых компаний в условиях пере-хода к углеродной нейтральности, проведен сравнительный анализ подходов для оценки ценового риска и предложена имитационная модель Монте-Карло на основе модификации сценарного под-хода со встроенными инструментами управления рисками. Апробация модели проведена на примере ПАО «Лукойл». Прогноз показал, что введение трансграничного углеродного налога значительно ухудшает финансовое положение компании в среднесрочном периоде, вызывая снижение показате-лей рентабельности собственного капитала и активов, увеличение ценового риска.
Статья посвящена анализу поставок автомобилей на внутренний рынок по основным сегмен-там, в ретроспективе и в настоящее время. Выделяются четыре основных сегмента: производ-ство отечественных марок, локализованное производство иностранных марок, импорт новых ав-томобилей и импорт подержанных автомобилей. Анализируются пути развития этих сегментов и их дальнейшие перспективы. На основе анализа дефицита и способов его закрытия в настоящее время сформулирован инерционный сценарий развития автомобильного рынка России в перспек-тиве до 2035 г. Ожидается, что дефицит в низкоценовом сегменте даст возможности для про-изводства отечественных марок, а в среднеценовом – для постепенной локализации китайских брендов. Сформулирован сценарий 2, учитывающий состояние мирового рынка в перспективе до 2035 г., при этом акцент сделан на возможности производства автомобилей на новых источни-ках энергии (гибриды и электромобили). Оцениваются объемы продаж по сегментам в сценарии 1 и объемы внутреннего производства по видам используемой энергии в сценарии 2.
В статье анализируются особенности налогового регулирования экономического роста в условиях постконфликтного восстановления экономики ДНР (Донецкой Народной Республики). Выявлены особенности налоговой системы ДНР и ее ресурсной базы с позиций влияния налогов на экономический рост. Указаны риски фискальной консолидации с учетом технологического фак-тора и обосновано, что приоритет в политике должен быть отдан не росту налоговых поступ-лений, а обеспечению дальнейшего «бесшовного» вхождения налоговой системы ДНР в российское правовое поле и формированию благоприятной институциональной среды для результативного использования налоговых стимулов и преференций внедрению новой техники и технологий.
В данной работе на основе стохастической модели общего равновесия для малой открытой экономики, ориентированной на экспорт, изучаются два вопроса. Во-первых, анализируется действие глубинных потребительских привычек в такой экономике. В представленной модели формулировка глубинных привычек отличается от общепринятой с учетом импорта в потреблении. Во-вторых, сравниваются между собой различные варианты финансирования роста государственных расходов.
Роль глубинных привычек при экономических шоках выражается в торможении сдвигов кривой спроса домохозяйств. Впервые показано, что глубинные привычки приводят к меньшей волатильности выпуска и потребления и к большей волатильности инфляции. Также в работе показано, что продолжительный шок государственных расходов создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий шок – эффект накопления.
Рассмотренное в работе среднесрочное увеличение государственных расходов в силу последующей необходимости балансировки уровня государственного долга приводит к снижению государственного потребления в долгосрочном периоде. По двум критериям (максимизации благосостояния и государственного потребления в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования роста государственных расходов оказывается использование национального фонда, инвестированного в иностранные активы, или внешнего долгового рынка.
Государственные инвестиции являются одним из важнейших источников средств для реализа-ции проектов, которые смогут выступить в качестве драйверов роста экономики в настоящее время. В данном исследовании анализируются возможности применения различных способов финан-сирования государственных инвестиций. Сделан вывод о том, что на современном этапе большой потенциал имеет применение различных налоговых льгот и иных преференций (ЛиП) при условии их эффективного администрирования. Представлены результаты оценок применения ЛиП и их влия-ния на инвестиционную активность и доходы бюджетной системы. Определены направления ра-ционализации налоговой системы, позволяющие повысить устойчивость доходной части бюджета. Акцентированы проблемы оценки экономических эффектов инвестиционных расходов бюджета.
В статье рассмотрены международный опыт приоритизации развития технологий в целях достижения технологического суверенитета страны, подходы международных аналитических центров к оценке влияния технологий на экономику и инновационную политику. Предложены вза-имосвязь потребностей человека по пирамиде Маслоу и задач государства, подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного тех-нологического развития. Рассмотрена оценка степени владения технологиями. Результаты ис-следования позволили сформировать модель суверенного технологического развития, которая может применяться в различных странах.
В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно использу-ются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рас-считан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным мо-дельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нели-нейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трак-товать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рас-сматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при от-сутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.
В статье анализируется сложившаяся накануне 2022 г. модель экономического роста Респуб-лики Беларусь. Определены вклады труда и капитала с учетом их разного влияния на уровне от-дельных отраслей экономики и обрабатывающей промышленности. Показаны ведущая роль структурных изменений, взаимосвязь с ориентированностью на конечные рынки сбыта и ключе-вые внешнеторговые направления, различия в эффективности цепочек производства и реализации продукции, особенности инвестирования в разных отраслях, результаты наращивания реальной производительности труда. С учетом новых реалий, оказавших сильное влияние на источники этой модели роста, ставятся вопросы о дальнейшей стратегии Республики Беларусь, исходя из взаимодействия с основным внешнеторговым партнером, которым на сегодняшний день вы-ступает Российская Федерация, в контексте разработки совместного прогноза социально-эко-номического развития Союзного государства России и Беларуси.
Происходящие в мире события требуют существенной перестройки экономической системы, формирования более тесных социально-экономических взаимодействий с партнерами России, прежде всего, в рамках евразийских объединений. Развитие и углубление интеграционных связей может способствовать росту экономик стран-союзников, расширению национальных рынков труда, что особенно важно в условиях усиления ограничений со стороны трудовых ресурсов в от-дельных странах. В статье рассматриваются основные характеристики рынков труда стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выделяются общие черты и различия. На основе раз-работанной авторами методики (с использованием методов корреляционно-регрессионного ана-лиза) оценивается рост производительности труда в долгосрочной перспективе для каждой страны Союза. В соответствии с демографическими прогнозными расчетами приводится оценка роста численности занятого населения на национальных рынках труда, а также возмож-ности прироста трудовой миграции. В результате сведения полученных прогнозных оценок опре-деляются возможности экономического роста союзных стран.
В статье рассматриваются понятия экономической силы и многополярности, при этом выде-ляется категория «восходящих стран», с активно перестраивающейся, конкурирующей и растущей экономикой. Использование прогнозных оценок ОЭСР, ООН, отечественных источников и дополни-тельные расчеты позволили проанализировать траектории экономического развития России, США и ряда других стран, на интервале 1960-2060 гг. Предложено графическое представление траекто-рий развития в виде «ростковых» диаграмм, которые показывают позиции стран по объему ВВП и влияние на траектории их развития численности населения в трудоспособном возрасте. Сопостав-лены характеристики эффективности и производительности, определяемые отношением ВВП к численности населения в трудоспособном возрасте. Приведены количественные оценки численно-сти этой группы населения, а также эффективности и производительности в рамках рассматри-ваемого периода для России и ряда других стран относительно США. Сформулированы выводы, касающиеся долгосрочных тенденций развития мировой экономики.
Издательство
- Издательство
- ИНП РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- Юр. адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- ФИО
- Широв Александр Александрович (Директор)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1293633
- Сайт
- https:/ecfor.ru