Формирование коммуникативной компетентности на иностранных языках в современном электронно-цифровом обществе напрямую обусловлено достижениями компьютерной психолингвистики и нейролингводидактики, начиная от цифровой нейропедагогики, использующей естественный ландшафт для конструирования виртуальной окружающей среды с изменением речеповеденческого стандарта в условиях урбанистики и приоритета цифровой реальности. Цель - определить и обосновать методики использования цифровых образовательных ресурсов, поступательно формирующих коммуникативные компетенции путем погружения в виртуальную среду урбанистического общества. Гипотеза основана на понимании учащимися процесса обучения иностранным языкам с акцентуацией на специфике нейрокогнитивных связей при формировании коммуникативных компетенций с помощью компьютерно-опосредованных цифровых технологий дидактического характера на электронных образовательных ресурсах разного типа в ситуации сопоставления реального и виртуального урбанистического пространства. Материалом исследования стали разнообразные обучающие коммуникативные ситуации виртуальной урбанистики. Сам процесс обучения иностранному языку является объектом настоящего исследования: от аналоговых ситуаций реальной среды города до симуляционного моделирования виртуального урбанистического пространства. В работе уточнены понятия коммуникативная компетенция, виртуальная урбанистика, цифровые технологии с указанием параметров основных классификаций.
Идентификаторы и классификаторы
Modern digital technologies have become an integral feature of modern urban society when the boundaries between different types of populated areas are erased, leaving only the possibility of a full-fledged communication as a priority. Digital technologies enable the immersion in the linguaculture of the studied language using the tools of virtual urbanism, introducing not only the history, culture, architecture of the studied country in virtual space, but also modeling analog situations in the fictional space of a virtual city. At the same time, virtual urbanism in foreign language lessons is applied on the principles of reliability, realism of details, and correlation with a specific participants target group enabling to increase motivation in improving the communicative competence of schoolchildren studying a particular foreign language in a virtual space [Bibri et al. 2022].
Список литературы
1. Alenazi M. H. Unaddressed journeys: Saudi Western-trained Scholars’ (re)engagement with their local English language teaching. Amazonia Investiga, 2022, 11(52): 298-308. DOI: 10.34069/AI/2022.52.04.32 EDN: GQYJVL
2. Barabash V. V., Kotelenets E. A., Karabulatova I. S., Lavrentyeva M. Y., Mitina Y. S. The confrontation between the Eastern and Western worldviews in the conceptual space of the information war against Russia: The genesis and evolution of the terminological apparatus. Amazonia Investiga, 2019, 8(19): 246-254. URL: https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/226 (accessed 31 Oct 2023). EDN: DMRMYJ
3. Bhatia A., Jenks C. J. Fabricating the American Dream in US media portrayals of Syrian refugees: A discourse analytical study. Discourse & Communication, 2018, 12(3): 221-239. DOI: 10.1177/1750481318757763
4. Bibri S. E., Allam Z., Krogstie J. The Metaverse as a virtual form of data-driven smart urbanism: Platformization and its underlying processes, institutional dimensions, and disruptive impacts. Computational Urban Science, 2022, 2(24). DOI: 10.1007/s43762-022-00051-0 EDN: CSDDGB
5. Bizzo E. Acceptance and resistance to e-learning adoption in developing countries: A literature review. Ensaio: Avaliação e Políticas Públicas em Educação, 2022, 30(115): 458-483. DOI: 10.1590/S0104-403620220003003342 EDN: BHPNNS
6. Bondareva L. V., Potemkina T. V. Video games in the development of cognitive skills relevant for language learning: A systematic review. Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy, eds. Sukhova N. V., Dubrovskaya T., Lobina Y. A. Cham: Springer, 2021, 73-86. DOI: 10.1007/978-3-030-84071-6_5 EDN: EOMVEE
7. Botero G. G., Questier F., Cincinnato S., He T., Zhu C. Acceptance and usage of mobile assisted language learning by higher education students. Journal of Computing in Higher Education, 2018, 30(3): 426-451. DOI: 10.1007/s12528-018-9177-1
8. Davies H., Li Z. Travel Frog: Traversing cultural borders with mobile games. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 2020, 26(5-6): 1194-1210. DOI: 10.1177/1354856519856619
9. Entina T., Karabulatova I., Kormishova A., Ekaterinovskaya M., Troyanskaya M. Tourism industry management in the global transformation: Meeting the needs of generation Z. Polish Journal of Management Studies, 2021, 23(2): 130-148. DOI: 10.17512/pjms.2021.23.2.08 EDN: PJKYGA
10. Fajar R. F. Probing-prompting learning in teaching speaking. Exposure: Journal Pendidikan Bahasa Ingris, 2020, 9(1): 86-95. DOI: 10.26618/exposure.v9i1.3481 EDN: LVFWYT
11. Fletcher A. K. Self-assessment as a student-agentic zone of proximate competence development. Educational Review, 2022, 76(4): 956-978. DOI: 10.1080/00131911.2022.2103520
12. Fong C. S., DeWitt D. Developing intercultural communicative competence: Formative assessment tools for Mandarin as a foreign language. Malaysian Journal of Learning and Instruction, 2019, 16(2): 97-123. DOI: 10.32890/mjli2019.16.2.4
13. Gapanyuk Yu. E., Terekhov V. I., Ivlev V. Y., Kaganov Yu. T., Karabulatova I. S., Oseledchik M. B., Semenov D. V. Principles of creating hybrid intelligent information systems based on the granular-metagraph approach. Biologically Inspired Cognitive Architectures 2023 - Proceedings of the 14th Annual Meeting of the BICA Society. Studies in Computational Intelligence, eds. Samsonovich A. V., Liu T. Cham: Springer Nature, 2024, vol. 1130, 356-366. DOI: 10.1007/978-3-031-50381-8_36 EDN: DQZSNJ
14. Goertzel B. Reflective metagraph rewriting as a foundation for an AGI “Language of Thought”. Programming Languages, 2021. DOI: 10.48550/arXiv.2112.08272
15. Gong Y. F., Lai C., Gao X. A. Language teachers’ identity in teaching intercultural communicative competence. Language, Culture and Curriculum, 2021, 35(2): 134-150. DOI: 10.1080/07908318.2021.1954938
16. Guan L. Teachers’ beliefs and practices relating to the use of tasks in tertiary English as a foreign language Classrooms in China. Journal of Language Teaching and Research, 2023, 14(5): 1354-1362. DOI: 10.17507/jltr.1405.24 EDN: OFPBZH
17. Honcharuk N., Onufriieva L., Haletska Y., Kurytsia D., Ivashkevych E., Nabochuk A. Neuropedagogical features of communication in the process of online education. BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience, 2023, 14(3): 492-515. DOI: 10.18662/brain/14.3/487 EDN: FPHVXJ
18. Hu Q., Guo Y., Xie X., Gordy M., Papadakis M., Ma L., Traon Le Y. CodeS: Towards code model generalization under distribution shift. IEEE / ACM 45th International Conference on Software Engineering: New Ideas and Emerging Results (ICSE-NIER), Melbourne, 14-20 May 2023. Melbourne, 2023, 1-6. DOI: 10.1109/ICSE-NIER58687.2023.00007
19. Hulme C., Young A., Rogers K. D., Munro K. J. Deaf sign language users and audiology services: A scoping review on cultural competence. Inplasy Protocol, 2022. DOI: 10.37766/inplasy2022.1.0133
20. Ibáñez E. T., Díaz I. C. Virtual tools in the concept of reading of future teachers: A lexical exploration. Texto Livre, 2023, 16(3). https://doi.org/10.590/1983-3652.2023.41798. EDN: AUQCEO
21. Ingerpuu-Rümmel E. Translation as meaning constructor for new words in the multimodal communication of foreign language classrooms. Eesti Rakenduslingvistika Uhingu Aastaraamat, 2018, 14: 59-76. DOI: 10.5128/ERYa14.04
22. Islamov R. S. The features of the students’ interaction with artificial intelligence in foreign language classes in the era of digitalization of higher education. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(1): 42-48. EDN: EJWGTZ
23. Karabulatova I. S., Aipova A. K., Butt S. M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: Social danger or a new challenge? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, 14(10): 1517-1537. DOI: 10.17516/1997-1370-0836 EDN: ARTIIR
24. Karabulatova I. S., Anumyan K. S., Korovina S. G., Krivenko G. A. Emoticeme SURPRISE in the news discourse of Russia, Armenia, Kazakhstan and China. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2023, 14(3): 818-840. DOI: 10.22363/2313-2299-2023-14-3-818-840 EDN: JQEIFZ
25. Kaur D. J., Saraswat N., Alvi I. Exploring the effects of blended learning using WhatsApp on language learners’ lexical competence. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2021, 13(4): 1-17. DOI: 10.21659/rupkatha.v13n4.60 EDN: TFTLIF
26. Kitchin R., Cardullo P., Di Feliciantonio C. Citizenship, justice, and the right to the Smart City. The Right to the Smart City, eds. Cardullo P., Di Feliciantonio C., Kitchin R. Leeds: Emerald Publishing Limited, 2019, 1-24. DOI: 10.1108/978-1-78769-139-120191001
27. Klašnja-Milićević A., Ivanović M., Vesin B., Budimac Z. Enhancing e-learning systems with personalized recommendation based on collaborative tagging techniques. Applied Intelligence, 2018, 48(6): 1519-1535. DOI: 10.1007/s10489-017-1051-8 EDN: WCCXWP
28. Kurebayeva G., Mussatayeva I., Kenesbayeva S., Kurebayeva G., Karabulatova I. S. Effects of SARS-CoV-2 Pandemic on computer communication: Delayed consequences and new behavioral standards. Amazonia Investiga, 2023, 12(66): 175-187. DOI: 10.34069/AI/2023.66.06.17 EDN: WOMMJD
29. Lawrence J. E., Tar U. A. Factors that influence teachers’ adoption and integration of ICT in teaching / learning process. Educational Media International, 2018, 55(1): 79-105. DOI: 10.1080/09523987.2018.1439712
30. Лазарева О. П. Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода. Молодой ученый. 2015. № 15-2. С. 40-42. EDN: VIITEJ
31. Lee I., Jung W., Lee Y., Wallraven C., Chae Y. Operant and classical learning principles underlying mind-body interaction in pain modulation: A pilot fMRI study. Scientific Reports, 2021, 11(1). DOI: 10.1038/s41598-021-81134-6 EDN: QNCDEN
32. Li X. The Chinese dream as cultural myth: A narrative analysis of president Xi Jinping’s speech. Western Journal of Communication, 2022, 87(5): 879-897. DOI: 10.1080/10570314.2022.2136977 EDN: LKKRFN
33. Mäkipää T. Students’ and teachers’ perceptions of self-assessment and teacher feedback in foreign language teaching in general upper secondary education - A case study in Finland. Cogent Education, 2021, 8(1). DOI: 10.1080/2331186X.2021.1978622 EDN: LNPAAU
34. Malyuga E. N., Tomalin B. Communicative strategies and tactics of speech manipulation in intercultural business discourse. Training, Language and Culture, 2017, 1(1): 28-45. DOI: 10.29366/2017tlc.1.1.2 EDN: ZBEHZZ
35. Mikhailenko N. V., Zharkova Y. O. Continuity in the formation of professional foreign language competence of researchers at advanced training courses. Pedagogy. Theory & Practice, 2023, 8(9): 926-935. DOI: 10.30853/ped20230136
36. Postolenko I. Practical implementation of educational programs in modern schools in Great Britain. Psycho-logical and Pedagogical Problems of Modern School, 2021, 2(6): 13-19. DOI: 10.31499/2706-6258.2(6).2021.247507
37. Robison K. K., Ridenour D. K. Whither the love of hunting? Explaining the decline of a major form of rural recreation as a consequence of the rise of virtual entertainment and urbanism. Human Dimensions of Wildlife, 2012, 17(6): 418-436. DOI: 10.1080/10871209.2012.680174
38. Sánchez-Sepúlveda M. V., Torres-Kompen R., Fonseca D., Franquesa-Sanche J. Methodologies of learning served by virtual reality: A case study in urban interventions. Applied Sciences, 2019, 9(23). DOI: 10.3390/app9235161
39. Sathyabalan M., Christian M. A study of computer aided tools for evaluation of text in English as a foreign language. 2022 1st International Conference on Information System & Information Technology (ICISIT): Proc. Conf., Yogyakarta, 27-28 Jul 2022. Yogyakarta: IEEE, 2022, 228-232. DOI: 10.1109/ICISIT54091.2022.9872975
40. Shahat E., Hyun C. T., Yeom C. City digital twin potentials: A review and research agenda. Sustainability, 2021, 13(6). DOI: 10.3390/su13063386 EDN: JVCTFX
41. Sidun L., Borysenko I., Pinchuk L., Ahibalova T., Karachova D., Gurevych R. Ethics of new technologies in distance learning of a foreign language: A neuroscientific approach. BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience, 2023, 14(3): 241-253. DOI: 10.18662/brain/14.3/473 EDN: CODZGR
42. Sobchenko T., Smolianiuk N., Panchenko V., Tverdokhlib T., Dotsenko S. Teaching “Fundamentals of Health” with the application of cloud technologies. Amazonia Investiga, 2022, 11(49): 36-46. DOI: 10.34069/AI/2022.49.01.4 EDN: BPFOGO
43. Temirgalinova A., Karabulatova I. S., Amiridou S., Erina I. A. Case-method in the formation of communicative ethnopedagogical competence of a foreign language teacher: Based on the material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education, 2021, 10(4): 1013-1026. DOI: 10.13187/ejced.2021.4.1013 EDN: CLSHGZ
44. Tillmann N., Halleux J. D., Xie T., Gulwani S., Bishop J. Teaching and learning programming and software engineering via interactive gaming. 2013 35th International Conference on Software Engineering (ICSE): Proc. Conf., San Francisco, 18-26 May 2013. San Francisco: IEEE, 2013, 1117-1126. DOI: 10.1109/ICSE.2013.6606662
45. Vanolo A. Smartmentality: The smart city as disciplinary strategy. Urban Studies, 2014, 51(5): 883-898. DOI: 10.1177/0042098013494427
46. Wang Y., Cheng J., Chen X., Song J., Bai X., Luo Y., Li M. Introduction. Handbook of Technical and Vocational Teacher Professional Development in the Digital Age, eds. Han X., Zhou Q., Li M., Wang Y. Singapore: Springer, 2024, 1-15. DOI: 10.1007/978-981-99-5937-2
47. Xu L. On China’s standards of English language ability: A literature review. Open Access Library Journal, 2023, 10(10): 1-8. DOI: 10.4236/oalib.1110723
48. Zdanevych L. V., Chagovets A. I., Stepanets I. O., Yaroslavtseva M. I., Pyekharyeva S. V. Use of interactive methods of collaboration between educational process participants in the conditions of distance learning. Revista de la Universidad del Zulia, 2021, 12(35): 270-289. DOI: 10.46925//rdluz.35.16 EDN: ZVUIOZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Эмотиконы являются ярким примером развития графической эмотиологии в виртуальном пространстве. Цель - исследовать проблему развития графической эмотиологии на примере использования эмотикона в виртуальной коммуникации. Актуальность подхода обусловлена междисциплинарным характером, что позволяет объединить лингвистику с точными и естественными науками, в том числе с вопросами развития эмоционального искусственного интеллекта. Многообразие форм эмотиконов требует их упорядочивания (классификации), что будет способствовать упрощению их восприятия и толкования, что, в свою очередь, подкрепляет актуальность нашего исследования. Приоритет коммуникационного взаимодействия в виртуальном пространстве актуализирует поиск средств передачи психоэмоциональных переживаний, в частности с помощью пиктографики эмоций, для более точного понимания эмотивного содержания в сообщении за счет использования ассоциативных связей между изображением конкретного психоэмоционального состояния и его восприятием носителем конкретной лингвокультуры. Несмотря на универсальный характер базовых эмоций и унификацию интерпретации эмотиконов носителями разных лингвокультур, обнаруживается ошибочность в декодировании из-за разницы восприятия экспрессии эмоции в том или ином эмотиконе в разных этноязыковых сообществах, что может служить маркером в определении коммуникантов на оси свой - чужой. Эмотиконы являются наглядным примером развития семантики графической эмотиологии. Интерпретация эмотиконов представляет собой интересную задачу в аспекте формализации графической эмотиологии как понимания детализации эмотивных состояний в виртуальной коммуникации с использованием новых способов передачи переживания эмоции. Результаты исследования показали, что эмотиконы представляют собой четко выверенный репертуар эмотивных состояний, апелляция к которым возможна в виртуальной коммуникации. В связи с этим авторы предлагают новое научное направление - графическую эмотиологию как разновидность лингвосемиотики. Метафоричность эмотикона как кодируемой эмоции с дополнительными оценочными оттенками раскрывается за счет принятых эмотивных норм речевого поведения в обществе в виде некоего унифицируемого изображения или комплекса знаков. Проведенные эксперименты показывают актуальность использования эмотиконов в условиях компрессии виртуальной коммуникации. Виртуальное общение между представителями разных этнолингвокультур способствует обогащению эмотиконов в лингвострановедческом аспекте, что развивает графическую эмотиологию в международном плане.
В работе нарратив рассматривается как средство самоидентификации; самопознания; возможность конструировать Я-концепцию, временную перспективу образа Я; отражение самовосприятия, самообъяснения и презентации личности в социальной сети ВКонтакте. Нарратив как интерпретационный процесс, разворачивающийся в истории нарратора, анализируется как способ наделения событий, эмоций, переживаний субъекта личностным смыслом. Цель - выявить специфику нарратива в виртуальной коммуникации в ходе изучения идентификационных процессов в социальных сетях на открытых личных страницах ВКонтакте. В личных историях, расположенных на страницах в социальных сетях, субъекты повествования демонстрируют ценности, убеждения, порой не до конца осознаваемые, проявляющиеся в элементах излагаемого текста и его модальности, позволяющие создать психологический портрет личности, определить триггеры, наличие напряженности, выявить механизмы идентификации творимых повествований, психологическую доминанту. Основой исследования является подход нарративной психологии, подчеркивающей конструктивную роль языка в формировании и структурировании самости. Человек понимает себя, мир и происходящие в нем события с помощью языка, устной, письменной речи. Анализируя систему значений и структурные элементы историй в социальной сети ВКонтакте, можно выявить матрицу идентификационных предпочтений субъекта рассказывания, которые позволяют создать базовую модель личностного конструкта. Наблюдение за тем, как человек интерпретирует свой опыт, позволяет раскрыть то, как работает его субъективность. Анализ нарратива помогает определить механизмы конструирования мира и то, как нарратор осмысляет его в категориях прошлого, настоящего, будущего времен. Изучение смыслообразования в нарративной психологии приближает к личности человека, временному аспекту человеческого опыта. Личностный опыт, облеченный в историю, раскрывает человека, оцельняет его жизнь, помогает работать со смыслом, осуществлять в слове жизненный проект, который, будучи оформленный в повествовательном конструкте, дает человеку возможность обнаруживать стратегии самоосуществления, адекватные настоящему психологическому ресурсному состоянию. В данном смысле не человек творит историю, а история формирует человека. В итоге, выявив средства создания субъективной языковой картины мира в историях на открытых личных страницах в социальной сети ВКонтакте, можно с высокой степенью вероятности с разными целями определить идентификационные основы нарраций авторов, психологические константы и доминанту личности.
В современных учебных изданиях и научно-исследовательских работах достаточно распространенным объектом изучения является девиантное поведение. В статье рассматриваются междисциплинарные подходы к обоснованию его причин, видов, последствий среди разных возрастных групп, но особое внимание уделяется молодежи. В настоящее время актуализируется новое направление исследования проблемы девиантного поведения - конструктивная девиация, появление которой безусловно является теоретически и практически обоснованным: происходит постепенное фрагментарное рассмотрение отдельных аспектов конструктивной девиации молодежи, что требует систематизации и оформления концептуальных подходов в изучении данного явления. Также в связи с общественно-политическими изменениями, актуализацией определенных социально значимых ценностей, распространением практик помогающего поведения накапливаются социальные ресурсы, развивается социальный, интеллектуальный, гражданский потенциал молодых людей. Рассмотрены социальные и политические основания конструктивной девиации среди молодежи посредством изучения пользовательского массива студентов-первокурсников, обучающихся на базе высшего образования. К указанным основаниям относятся институциональные условия реализации государственной молодежной политики, молодежные инициативы, развитие у студентов практик помогающего поведения, формирование условий гипернормальности, демонстрация значимых ценностей (патриотизм, альтруизм) и пр. Анализ и социологическое понимание причин конструктивной девиации молодежи позволяют обосновать актуальные для молодых людей мобилизационные вызовы и направления их социальной консолидации. Особое внимание уделяется проявлениям конструктивной девиации студенческой молодежи в цифровом пространстве.
В статье представлены результаты исследования влияния цифровизации и автоматизации медиа на формирование потребительского поведения студенческой молодежи и молодых специалистов в журналистской и блогерской деятельности. Определены соответствующие стратегические векторы целенаправленности социальной конструкции потребительского поведения молодых людей. Теоретическая база исследования - работы по социальной конструкции реальности (П. Бергера и Т. Лукмана) и по реальности массмедиа (Н. Лумана). Основные методы эмпирических исследований: 1) обзор литературы и вторичный анализ исследований по данной теме, в том числе исследований цифрового маркетинга и его влияния на поведение потребителей; 2) наблюдение за поведением студенческой молодежи и молодых специалистов в онлайн-среде и его анализ. Выявлены специфические особенности потребительского поведения современной молодежи: социальная мобильность; жизненные перемены, инновационность, эксперимент; быстрая внушаемость и доверчивость. В результате исследования установлено, что молодежь активно использует современные медиа, ее привлекает развлекательный контент (видео, музыка, подкасты, игры и др.) и обучающие платформы. Рассмотрен и типологизирован базовый инструментарий работы создателей контента в условиях автоматизации медиа: работа с фотодокументами (обработка фото, создание коллажей, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, аудио-слайд-шоу, панорамные фотографии, интерактивные 3D-панорамы и др.); работа с графикой (карикатуры, комиксы, демотиваторы и интернет-мемы, облака тегов, интерактивная графика, инфографика, элементы картографии; тайм-линии (таймлайны) и др.); работа с аудио (подкасты, аудиоверсии текста, аудиоиллюстрации и др); работа с видео (видеоиллюстрация, видеосюжет, видеоистории, видеотрансляция, интерактивное видео и др.); мультимедийная публикация (интервью, репортаж, очерк, новостное сообщение и др.). Выявлено возрастание существенных угроз и рисков, связанных с принципиальным отсутствием общественного контроля в цифровом поле, так как итоговый контент формируется автоматизированными процессами с применением искусственного интеллекта.
В статье рассматривается понятие цифровой репутации применительно к органу исполнительной власти и выявляются технологические и коммуникативные приемы формирования позитивной репутации и управления ей. Цифровая репутация органа государственного управления - поликритериальная оценка его деятельности, формирующаяся в медиапространстве и отражающая мнение социально активной части населения. На основе анализа современной научной литературы проводится сравнение цифровой репутации с цифровым имиджем и подчеркивается нетождественность этих понятий. Определены дискурсивные факторы, которые формируют стереотипные представления о государственном управлении: неопределенно широкий круг адресатов, не являющихся специалистами в вопросах административной деятельности; непредсказуемость и динамичность оценок; провокативное речевое поведение части интернет-пользователей и др. Материал исследования - посты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещенные в социальной сети ВКонтакте. Составлен рейтинг постов по коэффициенту вовлеченности пользователей (с помощью сервиса Popsters. ru). В результате дискурсивно-стилистического анализа постов с высоким коэффициентом вовлеченности выявлены эффективные инструменты управления цифровой репутацией органов власти: дистрибуция контента и его систематизация с помощью хэштегов; диалогическая и персонализированная подача информации; привлечение интерактивных форм коммуникации (голосование, опросы и проч.); своевременное реагирование на комментарии пользователей и др.
Сегодня создание учебных корпусов представляет большой интерес для многих лингвистов. В статье рассматривается значимость учебных корпусов в современной лингвистике и педагогике, их важность как инструмента для выявления типичных ошибок в речи на неродном языке, анализа проблем в освоении языка и создания эффективных методик обучения второму языку. В работе приводятся существующие обзоры на учебные корпусы, а также краткий обзор работ, посвященных классификации ошибок. Наше исследование посвящено созданию устного корпуса ошибок русскоязычных студентов, изучающих специализированный английский язык в сфере информационных технологий. Исследование проводится на материале 50 видеозаписей занятий, на которых студенты общаются с англоговорящими IT-специалистами и выполняют задания на английском языке в формате диалога. Цель создания корпуса - выявить основные трудности в использовании английского языка взрослыми, работающими в IT-сфере. В результате для разметки корпуса была разработана классификация самых частотных ошибок носителей русского языка в речи на английском языке и система тегов для них. Все ошибки делятся по уровню языка на морфологические, синтаксические, лексические и фонетические. Сделан вывод, что созданная в рамках работы классификация ошибок может быть использована для аннотации будущих учебных корпусов речи носителей русского языка на английском языке, а также для автоматизации тегирования ошибок.
Настоящее исследование посвящено разработке авторского метода матрица когнитивных фильтров, который используется для моделирования процесса инферирования смысла лингвокреатем в мультимодальном онлайн-дискурсе. Цель - разработать концепции взаимодействия когнитивных механизмов, принимающих участие в порождении смыслов мультимодальных лингвокреатем при взаимовлиянии составляющих их разнокодовых элементов, а также выявить степень влияния компонентов различных модальностей и основных когнитивных механизмов на успешность процесса декодирования подобных феноменов в процессе виртуальной коммуникации в современном англоязычном цифровом интернет-дискурсе. Выявлены ключевые когнитивные механизмы порождения смысла креативных мультимодальных элементов: «баннерная слепота», оценочная категоризация и концептуализация, (де)компрессия информации и профилирование, концептуальная метафора, концептуальная метафтонимия и концептуальная интеграция. Мономодальные вербальные и мультимодальные лингвокреатемы (более 18000 единиц), составившие материал исследования, отбирались методом сплошной выборки из англоязычных интернет-ресурсов, визуальных и вербальных корпусов. Теоретический анализ показал, что этот метод может быть использован для моделирования общей когнитивной резонансности лингвокреатемы. Он позволяет получать данные о вероятностном прогнозировании уровня возможного когнитивного резонанса и диссонанса (положительного либо отрицательного) во время коммуникативного акта. Полученные во время проведения практического лингвокогнитивного эксперимента среди англоязычных респондентов эмпирические данные подтвердили теоретические результаты исследования. В лингвокогнитивном эксперименте приняли участие 335 англоговорящих респондентов из 11 стран. Респондентам были предложены несколько креативных мультимодальных элементов для поэтапного анализа процесса инферирования их общих смыслов при помощи матрицы когнитивных фильтров. Результаты показали, что метод матрицы когнитивных фильтров обладает высокой эффективностью для констатирования факта возникновения у адресата когнитивного резонанса или ментального напряжения (положительного либо отрицательного когнитивного диссонанса). Также метод может использоваться для получения дополнительных данных о реакциях адресата на лингвокреативные дискурсивные элементы.
Интерес к инновационным технологическим стратегиям и современным цифровым инструментам обработки информации значительно возрос в связи с необходимостью управления большими массивами неструктурированных данных. Автоматизированная суммаризация - важный инструмент в различных областях, требующих эффективного анализа и обработки больших объемов текстовой информации. В статье представлен обзор актуальных парадигм и сервисов автоматизированной суммаризации на основе междисциплинарных исследований в области лингвистики, компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Особое внимание уделено синтаксическим и лексическим приемам, используемым нейросетевыми моделями для сжатия текста. В качестве примера рассмотрены сервисы QuillBot, Summate. it, WordTune, SciSummary, Scholarcy и OpenAI ChatGPT. Выявлено, что современные модели автоматизированной суммаризации успешно применяют экстрактивные и абстрактивные методы для создания резюме разного качества и объема. Экстрактивный подход основан на выделении наиболее значимых предложений в исходном тексте. Абстрактивные алгоритмы создают новые формулировки, сохраняя основную мысль оригинального текста. Автоматизированные суммаризаторы эффективно используют приемы сжатия текста (устранение избыточной информации, упрощение сложных конструкций и обобщение данных), присущие человеку в процессе обработки текстовой информации. Эти технологии обеспечивают высокую точность и связность генерируемых резюме, хотя каждая модель имеет свои ограничения. Для достижения оптимальных результатов важно учитывать специфику задачи и выбирать подходящую модель суммаризации: экстрактивную - для краткости и точности; абстрактивную - для более глубокой смысловой обработки текстовых данных.
Проанализировано, как дизайн-мышление и обучение, основанное на компьютерных технологиях, могут помочь междисциплинарным командам, работающим над творческими проектами в учреждениях высшего образования. Предложено интегрировать дизайн-мышление и технологии, основанные на искусственном интеллекте, в образовательную методологию для улучшения коммуникации, вовлеченности, персонализированного обучения и интерактивности студентов. Результаты исследования решают одну из задач учебных заведений высшего образования, заключающуюся в понимании учащимися процесса обучения и развитии у них творческих способностей, критического мышления, навыков решения проблем. Образовательный проект разработан в сотрудничестве с кафедрой промышленного дизайна и учебным центром Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета. Методология включает: обзор литературы по дизайн-мышлению, опросники по сбору данных от студентов школы дизайна в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете и эксперименты с помощниками по искусственному интеллекту. Интеграция динамических инструментов, таких как Articulate Rise 360 и искусственного интеллекта, позволила визуализировать концепции и сформировать интерактивный контент для студентов. Представлены два прототипа образовательного проекта, которые привносят новую модель мышления в методологию дизайн-мышления и внедряют экспериментальные интерактивные технологические функции. Этот подход позволяет преподавателям создать среду, способствующую развитию навыков учащихся, необходимых в XXI в.
Издательство
- Издательство
- КемГУ
- Регион
- Россия, Кемерово
- Почтовый адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- Юр. адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- ФИО
- Просеков Александр Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@kemsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (384) 2581226