Сформулированы и обоснованы регулятивы обновления содержания и организации обучения физике в военных вузах, в развитии развития в государственной в них формировании научно-технологического направления. Предлагаются варианты реализации этих регулятивных педагогов взамен методических и методических подходов к обучению.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из важнейших целей отечественного высшего образования в современных условиях является подготовка специалистов, способных обеспечить технологические суверенитет и лидерство. Особенно остро последнее востребовано в военно-профессиональной деятельности как требуемое для достижения качественного превосходства над противником. В этой связи перед военными вузами во весь рост встает задача развития в осуществляемой в них подготовке научно-технологического направления. В предшествующих работах [1-3] рассматривались ресурсы и механизмы решения этой задачи.
Список литературы
1. Костарев С. В., Остроумова Ю. С., Ханин С. Д. Научно-технологическое развитие как фактор и направляющая системного обновления военно-инженерного образования // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: ВАС, 2020. - С. 166-174. EDN: FODYYZ
2. Костарев С. В., Остроумова Ю. С., Ханин С. Д. Ресурсы развития научно-технологического направления в военно-инженерном образовании // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы VIII Межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: ВАС, 2021. - С. 6-14. EDN: QPKMHK
3. Костарев С. В., Остроумова Ю.С., Ханин С. Д. Совершенствование подготовки к научно-технологической деятельности как направление развития военно-инженерного образования // Сб. «Военная безопасность России: взгляд в будущее». Материалы 6ой Международной межведомственной научно-практической конференции научного отделения № 10 Российской академии ракетных и артиллерийских войск. - Москва, 2021. -Т.1. - С. 70-79.
4. Остроумова Ю.С. Совершенствование подготовки военно-инженерных кадров для решения научноемких профессиональных задач: Монография. - СПб.: ВАС, 2019. - 240 с.
5. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973. - 295 с.
6. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. - 184 с.
7. Генденштейн Л.Э. Анатомия интереса // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1988. - Вып. 18. - С. 101-103.
8. Костарев С. В., Остроумова Ю.С., Ханин С. Д. Физический практикум как составляющая научно-технологического образования // Проблемы физического физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 39. - М.: ИСРО РАО, 2024. - С. 25-27. EDN: IIVQTQ
9. Ханин С. Д. Интегративный подход к построению физической практики в инженерном образовании // Проблемы физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 40. - М.: ИСРО РАО, 2024. - С.42-44. EDN: FQQBCB
10. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.
11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с. EDN: YXELJU
12. Сериков В. В. Педагогическая реальность и практическое знание: Монография. - М.: Редактц.-издат. Дом Российского нового университета, 2018. - 299 с.
13. Кондратьев А. С., Филиппов М.Э. Физические задачи и математическое моделирование отдельных процессов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 111 с. EDN: UEDFAR
14. Кондратьев А. С., Прияткин Н.А. Качественные методы при изучении физики в школе и вузе. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. - 93 с. EDN: TDTITB
15. Лагутина А. А. Формирование исследовательских умений методического эксперимента в области здравоохранения. - Дисс.. канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 162 с. EDN: NNXURD
16. Смирнов А. А. Взаимосвязь эксперимента, теории и практики в области изучения физики конденсированного состояния вещества. - Дисс.. канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 176 с. EDN: NNXWKX
17. Антифеева Е. Л. Развитие умений физического анализа при изучении электронных теорий конденсированного вещества на факультетах физики вузов. - Дисс.. канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 155 с. EDN: NMDNMB
18. Стефанова Г. П. Концепция подготовки студентов университетов к проведению экспериментальных физических исследований // Физическое образование в вузах. - 2008. - Т. 14, №4. - С.9-19. EDN: KWAJWB
19. Смирнов В. В. Модель студентов, обучающихся в университетах, самостоятельно провела экспериментальные физические исследования и результаты их реализации // Физическое образование в вузах. - 2011. - Т. 17, №3. - С. 25-30. EDN: OCSBXB
20. Ханин С. Д., Хинич И. И. Исследовательское обучение физическим основам электроники в подготовке педагогических кадров: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 127 с. EDN: QMUGMX
21. Ханин С. Д., Хинич И. И. Освоение физики материалов и приборов электронной техники и проблемы достижений и эффективности исследовательского образования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 108 с. EDN: QMWERX
22. Ханин С. Д. Вопросы металлооксидной электроники как изучение в традиционной практике // Проблемы физического физического эксперимента: Сборник предмета научных трудов. Выпуск 40. - М.: ИСРО РАО, 2024. - С. 50-52. EDN: KPWCPY
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются способы активного вовлечения студентов в учебный процесс, повышающие заинтересованность и мотивацию студентов при изучении физики. Обсуждаются методические подходы для расширения спектра возможностей использования физического эксперимента при преподавании физики на младших курсах инженерных направлений подготовки вуза. Статья обобщает опыт авторов, который обсуждался ранее в материалах конференции по учебному физическому эксперименту [8-10].
Изложены результаты дидактического исследования демонстрационной установки для введения основных понятий поляризации света. Установка включает светодиодный фонарь, поляризатор, фотодиодный датчик линейно поляризованного света и электрон но-механический блок, обеспечивающий поворот двойной стрелки на валу сервомотора, соответствующий повороту плоскости поляризации света. Проектная деятельность студентов и школьников по созданию, налаживанию и исследованию подобной установки отличается наукоемкостью, имеет практическую значимость и способствует развитию инженерных компетенций обучающихся.
Работа посвящена определению отношения заряда электрона к его массе с использованием электронного осциллографа на лабораторных занятиях по общей физике в высших учебных заведениях. В работе рассматриваются теоретические основы метода, его преимущества и ограничения, а также описывается процедура проведения эксперимента и обработки полученных данных.
В статье обсуждаются задачи повышенного уровня сложности на законы термодинамики, в том числе, нестандартной формы, и методы их решения. Подчеркивается, что при внимательном разборе и понимании задач для их решения оказывается достаточно материала школьного курса математики.
Выявлено противоречие между значимостью фундаментальных понятий свободного и связанного зарядов для элементарного курса физики и отсутствием простого и убедительного эксперимента для их введения и формирования. Устранение этого противоречия достигается постановкой в классе серии демонстрационных опытов с электрофором и неоновой лампой.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/