В статье обсуждаются задачи повышенного уровня сложности на законы термодинамики, в том числе, нестандартной формы, и методы их решения. Подчеркивается, что при внимательном разборе и понимании задач для их решения оказывается достаточно материала школьного курса математики.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.853. физики
Типовые задачи на тему «Газовые законы» представляют собой расчетные и качественные задачи, решение которых требует знания уравнения Клапейрона-Менделеева и графических иллюстраций основных газовых процессов (изотермического, изобарного, изохорного, изредка адиабатного). Модель идеального газа при этом не конкретизируется. Функциональные зависимости между параметрами термодинамической системы (ТДС) хорошо описывают поведение всех газов. Вместе с тем отметим, что переходы идеального газа из одного состояния в другое могут быть осуществлены бесчисленным количеством способов в зависимости от того, как меняются отдельные параметры ТДС (т, М, р, V, Т). Математически записывая зависимости и графически иллюстрируя все множество газовых процессов (не только традиционных), можно весьма успешно решить и качественные, и количественные задачи на переходы газа из одного состояния в другое, не используя элементы высшей математики [1, 5-8].
Список литературы
1. Зиятдинов Ш.Г. Газовые законы. Основы термодинамики. Нетрадиционные систематизирующие задачи // “Физика”. Приложение к газете “Первое сентября”. - 1998. - №35. - С. 5-11.
2. Зиятдинов Ш.Г. Еще раз о КПД тепловых машин // Физика в школе. - 2015. - №3. - С. 20-25. EDN: TWQOPX
3. Зиятдинов Ш. Г. Об одной задаче на КПД тепловых двигателей // Учитель Башкортостана. - 2023. - № 4. - С. 84-86.
4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А.Р. Физика. Задачник 9-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 352 с.
5. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С., Носова Т. И. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 384 с.
6. Касьянов В. А. Физика. Базовый уровень. 10 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2019. - 287 с.
7. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010. - 366 с.
8. Саранин В. А. Изотерма или адиабата? // Учебная физика. - 2021. - № 1. - С. 29-30. EDN: ATYCHA
9. Орлов В. А. О решении одной термодинамической задачи // Физика в школе. - 1995. - N“6. - С. 61-63.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сформулированы и обоснованы регулятивы обновления содержания и организации обучения физике в военных вузах, в развитии развития в государственной в них формировании научно-технологического направления. Предлагаются варианты реализации этих регулятивных педагогов взамен методических и методических подходов к обучению.
В статье рассматриваются способы активного вовлечения студентов в учебный процесс, повышающие заинтересованность и мотивацию студентов при изучении физики. Обсуждаются методические подходы для расширения спектра возможностей использования физического эксперимента при преподавании физики на младших курсах инженерных направлений подготовки вуза. Статья обобщает опыт авторов, который обсуждался ранее в материалах конференции по учебному физическому эксперименту [8-10].
Изложены результаты дидактического исследования демонстрационной установки для введения основных понятий поляризации света. Установка включает светодиодный фонарь, поляризатор, фотодиодный датчик линейно поляризованного света и электрон но-механический блок, обеспечивающий поворот двойной стрелки на валу сервомотора, соответствующий повороту плоскости поляризации света. Проектная деятельность студентов и школьников по созданию, налаживанию и исследованию подобной установки отличается наукоемкостью, имеет практическую значимость и способствует развитию инженерных компетенций обучающихся.
Работа посвящена определению отношения заряда электрона к его массе с использованием электронного осциллографа на лабораторных занятиях по общей физике в высших учебных заведениях. В работе рассматриваются теоретические основы метода, его преимущества и ограничения, а также описывается процедура проведения эксперимента и обработки полученных данных.
Выявлено противоречие между значимостью фундаментальных понятий свободного и связанного зарядов для элементарного курса физики и отсутствием простого и убедительного эксперимента для их введения и формирования. Устранение этого противоречия достигается постановкой в классе серии демонстрационных опытов с электрофором и неоновой лампой.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/