ISSN 2311-1402 · EISSN 2686-8784
Языки: ru · en

Статья: "ЭХО ВОЙНЫ" В ЮГРЕ: ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЬСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В 1945-1955 ГГ. (2024)

Читать онлайн

Исследование посвящено изучению одной из самых актуальных в отечественной исторической науке тем - влиянию последствий Великой Отечественной войны на послевоенное развитие советского общества. Автор на основе методов анализа и синтеза, историко-генетического и статистического методов, а также метода интервью предпринимает попытку выявить проявления и последствия «эха войны» применительно к системе школьного образования Ханты-Мансийского национального округа. Главная цель исследования состоит в поиске ответа на вопрос, существовала ли в регионе, также, как и в других областях СССР, в первое послевоенное десятилетие проблема трудоустройства учителей, вызванная сокращением количества детей школьного возраста. В статье последовательно проанализированы основные показатели развития школьного образования Югры в 1945-1955 гг., такие как изменение общей численности школ, соотношения различных типов школ и количества учащихся в них. В результате этого в исследовании выявлено существенное несоответствие между уменьшением в 1950-1955 гг. общего числа школ в регионе и заметным ростом количества учителей, что по мнению автора, доказывает наличие в первой половине 1950-х гг. учительской безработицы в регионе. Местные власти пытались исправить данную ситуацию, но не имели для этого достаточных полномочий. Вместе с тем, делается вывод о том, что степень влияния безработицы в Ханты-Мансийском национальном округе на разные категории учителей не была одинаковой. Наиболее сильно безработица затронула в 1952-1955 гг. условия работы учителей начальных школ, а наименее заметной она была среди учителей национальных школ.

The research is devoted to the study of one of the most relevant topics in Russian historical science - the impact of the Great Patriotic War consequences on the Soviet society post-war development. Based on the methods of analysis and synthesis, historical and genetic and statistical methods, as well as the interview method, the author attempts to identify the signs and consequences of the “echo of the war” in relation to the Khanty-Mansiysk National okrug school system. The main purpose of the research is to find an answer to the question whether the teacher employment problem existed in the region, as well as in other USSR regions, in the first post-war decade caused by a decrease in the number of school-age children. The article consistently analyses the main indicators of the development of school education in Ugra in 1945-1955, such as the change in the total number of schools, the ratio of different types of schools and the number of students in them. As a result, the research revealed a significant discrepancy between the decrease in the total number of schools in the region in 1950-1955 and a noticeable increase in the number of teachers, which, according to the author, proves the presence of teacher unemployment in the region in the first half of the 1950s. The regional authorities tried to remedy this situation, but did not have sufficient rights to do this. By the way, the author concludes that the influence level of unemployment in the Khanty-Mansiysk National okrug on different categories of teachers was not the same. In 1952-1955, unemployment affected the working conditions of primary school teachers the most, and it was least noticeable among teachers of national schools.

Ключевые фразы: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, югра, учитель, школа, ТРУДОУСТРОЙСТВО, БЕЗРАБОТИЦА, демографическая яма, «эхо войны»
Автор (ы): Кирилюк Денис Валериевич
Журнал: ВЕСТНИК НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
331.56. Безработица. Структурная безработица. Конъюнктурная безработица. Сезонная безработица. Текучая безработица. Последствия безработицы и борьба с ними
371.1. Руководство. Персонал учебного заведения
Для цитирования:
КИРИЛЮК Д. В. "ЭХО ВОЙНЫ" В ЮГРЕ: ПРОБЛЕМА УЧИТЕЛЬСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В 1945-1955 ГГ. // ВЕСТНИК НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. № 4 (68)
Текстовый фрагмент статьи