В статье рассмотрено современное восприятие феномена лоббизма, констатируется влияние групп интересов, оказываемое на политические процессы в странах европейского континента. Авторы подчёркивают актуальность исследования лоббизма, которая определяется процессами политических изменений и интеграции национального и международного экономического пространства стран Европейского Союза, в частности, ФРГ. На основе вторичной интерпретации социологических данных исследователями раскрывается проблематика оценки обществом лоббизма, его влияния на политические процессы стран ЕС. Акцентировано внимание на значимости требований общества к прозрачности групп интересов и лоббирования. Важной видится позиция опрошенных в части ведения реестра лоббистов на уровне ФРГ и ЕС как необходимого инструмента общественного контроля. По результатам проведённого исследования сделан вывод о влиянии групп интересов на процесс лоббирования. Основой современных интерпретаций лоббирования является не теория плюрализма или теория корпоративизма, а теория сетевого управления. По мнению респондентов большие выгоды от лоббирования в ФРГ получают промышленные корпорации и ведущие отрасли экономики ФРГ и ЕС, а не действующие политики и политические партии. Данные исследования позволяют говорить о доминировании лоббистов из сферы экономики промышленных отраслей, которые, по мнению респондентов, получают экономическое преимущество при работе на рынках. В тоже время положительный эффект от лоббирования в части экспертного информационного сопровождения политической деятельности получают именно органы власти. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего изучения влияния групп интересов и лоббистов на политические процессы и дальнейшего углубления прозрачности процесса лоббирования, более подробного раскрытия административной и налоговой отчётности в целях повышения доверия общества политикам, бизнесу и органам управления.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 328.184. Лоббизм
Актуальность исследования лоббизма обусловлена необходимостью раскрытия проблемы выработки государственных решений в контексте влияния различных групп интересов, лоббирующих различной направленности цели и задачи.
Список литературы
1. Ильичева Л. Е., Лапин А. В. Доверие к власти и социально-политическая консолидация общества // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 50-67. DOI: 10.19181/nko.2022.28.3.4 EDN: UZXUSM Ilicheva L. E., Lapin A. V. Trust in the authorities and social consolidation of society. Science. Culture. Society. 2022;28(3):50-67. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.3.4 EDN: UZXUSM
2. Фельдман П. Я. Концептуализация подходов к интерпретации феномена лоббизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 4. С. 182-189. DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-4-180-187 EDN: VROFWK Feldman P. J. Conceptualization of approaches to the interpretation of the phenomenon of lobbying. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2018;24(4):180-189. (In Russ.). DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-4-180-187 EDN: VROFWK
3. Ильичева Л. Е. Специфика лоббизма в трансформируемом российском обществе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 4(67). С. 15-18. EDN: MWIQYH Ilicheva L. E. Specifics of lobbyism in the transforming Russian society. Ucheny’e zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta. 2009;(4):15-18. (In Russ.). EDN: MWIQYH
4. Купряшин Г. Л., Дробышева Е. С., Стародубцев А. С. Латентное в публичном: изъяны регулирования лоббизма в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 104-123. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96-104-123 EDN: GZTGEV Kupryashin G. L., Drobysheva E. S., Starodubtsev A. S. Latent in Public Mechanisms: Flaws in Lobbying Regulation in the USA. Public Administration. E-journal. 2023;(96):104-123. (In Russ.). DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96-104-123 EDN: GZTGEV
5. Speth R. Das Bezugssystem Politik - Lobby - Öffentlichkeit. In: Aus Politik und Zeitgeschichte (APuZ) Lobbying und Politikberatung, Heft 19/2010. S. 9-14.
6. де Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Весь Мир, 2000. 560 с. ISBN: 5-7777-0062-4 de Tocqueville A. De la démocratie en Amérique. Moscow: Ves’ Mir; 2000. 560 p. (In Russ.).
7. Weber M. Politik als Beruf. München und Leipzig: Duncker & Humblot; 1919. 67 p.
8. Niedermayer O. Die Entwicklung des Parteiensystems seit der Wiedervereinigung. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2012. Available at: http://www.bpb.de/politik/grundfragen/deutsche-verhaeltnisse-eine-sozialkunde/138733/das-parteiensystem-seit-der-wiedervereinigung (accessed: 19.07.2023).
9. Unger B., van Waarden F. Interest associations and economic growth: a critique of Mancur Olson’s Rise and Decline of Nations. Review of International Political Economy. 1999;6(4):425-467. DOI: 10.1080/096922999347128
10. Большакова Ю. М., Большаков С. Н. Лоббизм и GR-практики в странах Восточной Европы и Прибалтики: политико-социологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23, № 3. С. 174-199. EDN: ZIVXRZ Bolshakova Yu. M., Bolshakov S. N. Lobbying and GR-practices in Eastern Europe and the Baltic states: the political-sociological analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2017;23(3):174-199. (In Russ.). EDN: ZIVXRZ
11. Акай А. К. Правовое регулирование лоббизма ФРГ в Бундестаге // Инновационное развитие современной науки: проблемы и перспективы: Матер. междунар. науч.-практич. конф. (Астана, Казахстан, 13 мая 2017 года) / Под общ. ред. А. И. Вострецова. Астана, Казахстан: НИЦ “Мир науки”, 2017. С. 112-120. EDN: YOHRRP Akay A. K. Legal regulation of the German lobbying in the Bundestag. In: Innovative development of modern science: problems and prospects: Proc. of the intern. scient. & pract. conf. Astana, Kazakhstan: NIC “ Mir nauki “; 2017. P. 112-120. (In Russ.).
12. von Winter T., Willems U. Zum Wandel der Interessenvermittlung in Politikfeldern. Zentrale Befunde aus der Verbände- und der Policy-Forschung. In: Rehder B., von Winter T., Willems U. (eds) Interessenvermittlung in Politikfeldern. VS Verlag für Sozialwissenschaften. Р. 9-29. DOI: 10.1007/978-3-531-91697-2_1
13. Hönigsberger H., Osterberg S. Die Regulierung des Lobbyismus - das parlamentarische Lehrstück. In: von Winter T., von Blumenthal J. (eds) Interessengruppen und Parlamente. Wiesbaden: Springer VS; 2014. P. 275-310. DOI: 10.1007/978-3-531-19161-4_11
14. Joos K. Erfolg durch Prozesskompetenz. Paradigmenwechsel in der Interessensvertretung nach dem Vertrag von Lissabon. In: Dialer D., Richter M. (eds) Lobbying in der Europäischen Union. Wiesbaden: Springer VS; 2014. S. 29-45. DOI: 10.1007/978-3-658-03221-0_3
15. Smidt A., Zschiesche M. Die Klagetätigkeit der Umweltschutzverbände im Zeitraum von 2013 bis 2016. Berlin; 2018. Available at: https://u.to/ScUmIA (accessed: 30.07.2023).
16. Bennedsen M., Feldmann S. E. Informational lobbying and political contributions. Journal of Public Economics. 2006;90(4-5):631-656. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2005.08.003
17. Austen-Smith D., Wright J. R. Counteractive Lobbying. American Journal of Political Science. 1994;38(1):25-44. DOI: 10.2307/2111334
18. Schmidt M. G. Demokratietheorien. Opladen: UTB Leske + Budrich; 2000. 608 p. DOI: 10.1007/978-3-531-90008-7
19. Baruth S., Schnapp K.-U. Ministerialbürokratien als Lobbyadressaten. In: Speth R., Zimmer A. (eds) Lobby Work. Bürgergesellschaft und Demokratie. Wiesbaden: Springer VS; 2015. P. 245-260. DOI: 10.1007/978-3-658-09433-1_14
20. Dür A., Bernhagen P., Marshall D. Interest Group Success in the European Union. When (and Why) Does Business Lose?. Comparative Political Studies. 2015;48(8):951-983. DOI: 10.1177/0010414014565890
21. Loer K., Töller A. Interessenvertretung und politisches System in Deutschland im Wandel. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2019. Available at: https://u.to/lskmIA (accessed: 19.07.2023).
22. Plehwe D. Wandel der Lobbyarbeit in der Europäische. In: Bundeszentrale für politische Bildung. 2019. Available at: https://u.to/s8kmIA (accessed: 23.07.2023).
23. Epperson R., Habla W., Wagner U. Wie der Einfluss von Lobbyismus auf die Politik in Deutschland und der EUwahrgenommen wird Auswertung einer repräsentativen Umfrage in Deutschland zu Lobbyismus allgemein und Lobbyismus in der EU-Klimapolitik. ZEW Expert Briefs. 2019. No. 19-04. Available at: https://u.to/GMomIA (accessed: 19.07.2023).
24. Braun E., Hirsch C. Lobbyists in French parliamentary hearings, by the numbers. In Politico. 30.03.2021. Available at: https://u.to/c8omIA (accessed: 19.07.2023).
25. Rapport d’enquête n°1521: au nom de la commission d’enquête relative aux révélations des Uber files: l’ubérisation, son lobbying et ses consequences. In: Assemblée nationale. 11.07.2023. Available at: https://u.to/ucomIA (accessed: 19.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена оценка эволюции институциональной среды многостороннего военно-политического сотрудничества западных держав (США и Великобритания) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основой исследования были определены многосторонние военные альянсы в АТР со второй половины ХХ века по настоящее время. Необходимость оценки эволюции многостороннего союзничества западных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловлена современной динамикой изменения подхода в реализации военного сотрудничества, определяющего потребность в создании нового военного союза типа AUKUS, а также анализа влияния нового альянса на формирующуюся систему международной безопасности в условиях стагнирующей конфронтации между США и их союзниками и КНР (включая стратегическое партнёрство с Российской Федерацией).
В результате проведённого исследования выявлено, что возникновение военно-политического союза типа AUKUS обусловлено эволюционно-стратегической потребностью его лидера (США) консолидировать свою гегемонию в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона после потери влияния в регионе и утверждения доминанты Китайской Народной Республики с начала ХХ века. Также были выявлены общие геополитические тенденции развития системы военно-политического союзничества в условиях коррелирующего роста конфликтогенности в системе региональной безопасности АТР с усилением потребности Китая в развитии стратегического партнёрства с Россией на фоне военно-политического и экономического кризиса между США (и их союзниками) и КНР. Усиление конфронтации между Вашингтоном и Пекином мотивирует к дальнейшему углублению российско-китайских отношений как в сфере торгово-экономического, так и военного сотрудничества.
В статье рассматриваются итоги очередных парламентских выборов в Финляндии, которые прошли 2 апреля 2023 г. Проведена оценка деятельности основных политических партий за прошедший после предыдущих выборов период и рассмотрены ключевые позиции избирательных кампаний партий, которые прошли в парламент в 2023 году. С целью выявления динамики изменений политической ситуации автором проведён сравнительный анализ результатов ведущих политических партий Финляндии на выборах 2019 и 2023 гг., а также дана характеристика партий, которые были представлены в парламенте в период с 2019 по 2023 годы. Автор рассматривает итоги деятельности сформированного в декабре 2019 г. правительства во главе с лидером социал-демократической партии С. Марин, возможные причины сохранения высокого рейтинга главы этого правительства среди населения и его влияние на ход избирательной кампании 2023 года.
Отдельное внимание уделено позиции руководства Финляндии и ведущих политических партий в отношении специальной военной операции России на Украине. Поддержка Финляндией антироссийских мер и вступление в НАТО разрушило многолетние торгово-экономические связи между странами. Прогноз на дальнейшее развитие российско-финских взаимоотношений нельзя назвать оптимистичным: взаимное охлаждение последних лет, скорее всего, будет продолжаться. Шанс на выстаивание новых связей между Россией и Финляндией имеется, но требует приложения определённых усилий, встречных шагов от обеих стран.
Предметом исследования стали диспропорции в численности мужчин и женщин молодых возрастов в российских регионах. Целью исследования является оценка влияния межрегиональной и международной миграции на формирование гендерных дисбалансов в регионах. В качестве гипотезы предполагалось, что результаты анализа миграционной статистики совпадут с результатами, представленными в переписи населения 2020 г. Для исследования использованы статистические ряды межпереписного периода 2017-2019 гг., разработан и применён показатель накопленного миграционного гендерного дисбаланса к возрасту 29 лет и соотнесён с численностью населения в возрасте 25-29 лет, построена визуализация на карте. Замечено, что в большинстве регионов России имеет место эмиграция женщин начиная с самого раннего детства. Молодые женщины активно выезжают из бедных регионов, регионов с низким уровнем развития социальной сферы в столичные агломерации Санкт-Петербурга и Москвы. Переезд в агломерации с дорогим жильём влечёт за собой откладывание вступления в брак, падение рождаемости, регионы теряют репродуктивный потенциал. Одновременно происходит трудовая иммиграция молодых мужчин в основном из республик Таджикистан и Киргизии, что в сочетании с оттоком девушек создаёт численный мужской перевес в молодых возрастах, особенно в ресурсно-сырьевых регионах Дальнего Востока и Сибири, в пристоличной Калужской области, в Республике Мордовия, что подтверждается данными переписи 2020 г. В возрастах 25-29 лет имеют место выезды мужчин из южных регионов в более северные для вынужденной работы с отрывом от семей, что негативно сказывается на семейной жизни и демографическом развитии. Для ликвидации гендерных дисбалансов, выправления негативных демографических трендов, повышения рождаемости, укрепления семейных связей необходимо выравнивание доходов. Финансовые средства, в том числе ресурсно-сырьевую ренту, банковские капиталы следует направить на повышение заработных плат, на воссоздание традиционных отраслей в южных регионах и странах; и на создание высокого уровня социальной инфраструктуры, комфортной для проживания семей с детьми, в регионах Севера. Результаты исследования могут быть применены в региональной и международной политике для выработки государственных решений с привлечением крупного бизнеса для инвестиций в страны и регионы. Проведение будущих гендерных исследований по странам и регионам будет тесно связано с качеством и доступностью статистического материала по данной тематике.
Неконтролируемая миграция, охватившая Европу, является следствием колониальной политики большинства стран ЕС, таких как Франция, Нидерланды, Италия и, впоследствии, политики вмешательства во внутренние дела стран-бывших колоний, в которой принимали участие не только страны Евросоюза, но и США. Свою роль сыграл и демографический кризис, охвативший страны Запада. Надежда на иммиграцию молодых мусульман из стран Африки и Ближнего Востока, которая, по мнению европейских политиков, поможет исправить демографическую ситуацию и пополнит ряды будущих граждан, не оправдала своих ожиданий. Какова миграционная политика и политика интеграции в отношении иммигрантов в странах ЕС? Как трансформируется иммиграционная политика европейских стран? Подробный анализ современного положения дел в Европе опирается на официальные данные национальных статистических служб некоторых стран ЕС, министерства европейской интеграции республики Сербия, Департамента гражданской свободы и иммиграции Итальянской республики, а также международных организаций - Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Международной организации по миграции (МОМ), Евростата (Eurostat), Всемирного банка (World Bank). В статье рассматривается проблема безопасности в связи с проникновением вместе с беженцами представителей радикального ислама. Авторы раскрывают последствия миграционного кризиса в Европе и делают попытку ответить на вопрос: приём и интеграция беженцев - это акт человеколюбия или проблема национальной безопасности для стран ЕС?
В статье анализируются взгляды российских и зарубежных исследователей на сущность и характер процессов демократизации, изложенных в современной научной политологической и социологической литературе и других источниках; применяется метод вторичного анализа результатов исследований. Автор выделяет структурный, процедурный и акторный подходы к изучению демократических транзитов. Уделено внимание глобальным характеристикам демократизации политических систем государств в XX веке и современным тенденциям демократизации на основе данных мониторинговых центров, специализирующихся на социально-политических исследованиях. Показано, что темпы демократизации на глобальном уровне в настоящее время снижаются, что может говорить о закономерно ожидаемом спаде «третьей волны» демократизации в терминологии С. Хантингтона. На основе проведённого анализа выделены основные критерии, обеспечивающие воспроизводство демократической системы: становление и функционирование партийной и избирательной систем, консолидация электората на основе принятия демократических ценностей, становление и развитие гражданского общества, на основе которых в перспективе возможно проведение компаративистского анализа после выявления соответствующих индикаторов. Рассмотрены факторы, препятствующие демократизации, а также предложения исследователей, направленные на повышение качества и устойчивости демократии. Автор делает ремарку о том, что для ряда государств целесообразность полного принятия либеральной демократии является в настоящее время дискуссионной темой в силу наличия как минимум двух концептуально отличных парадигм понимания и интерпретации демократии: западной и восточной моделей демократии, имеющих различающиеся корни. Значимость проведённого анализа в том, что разновидность и состояние политической системы государства так или иначе отражаются на каждом гражданине; исследования процессов развития политических систем способствуют поиску оптимальных путей реформирования.
Прошло два года с начала специальной военной операции России на Украине. Данные опросов показывают тенденции социального и политического осмысления гражданами происходящих событий: рост консолидации, активизацию волонтёрской деятельности, адаптивность к западным санкциям. Автор статьи привлекает внимание к ключевым позициям доктринального фундамента и концептуального содержания специальной военной операции и практическим аспектам управленческих взаимодействий граждан, акторов и институтов гражданского общества и государства в процессах проведения СВО, рассматривает серьёзную проблему мотивационно-психологических аспектов и общественно-властных процессов вокруг СВО. В статье предпринята попытка аналитического осмысления социально-политических тенденций и перспектив развития специальной военной операции, её возможного развития и завершения. Трансформация и перестройка промышленно-финансовой системы, подходов к государственному и корпоративному управлению и прочие меры в процессах управления в зоне проведения СВО, в гражданском обществе и государстве, по мнению автора, требуют достижения необходимой степени достоверности информации. Рассуждение о возможных сценариях завершения специальной военной операции сквозь призму геополитических и политико-экономических реалий ведёт к заключению о необходимости оптимизации взаимодействия военно-технических и социально-политических механизмов реализации имеющихся резервов достижения целей СВО.
Данная статья посвящена изучению концептуальных особенностей феномена цифрового политического участия, его ключевых форм и моделей реализации. По мнению автора, в последние два десятилетия происходит трансформация традиционных форм и моделей политического участия под влиянием цифровых информационно-коммуникационных технологий. В частности, социальные сети и мессенджеры используются как инструменты для организации, мобилизации, реализации тех или иных форм политического участия и гражданско-политического активизма. При этом, под влиянием развития цифровых информационно-коммуникационных технологий, появляются совершенно новые формы и модели гражданско-политического участия. В этой связи правомерно говорить о существовании сегодня феномена политического онлайн-участия (online political participation, OPP), или цифрового сетевого участия (digital networked participation, DNP). Одним из ключевых вопросов остаётся вопрос о соотношении «традиционных» и цифровых форм политического участия: являются ли они взаимоисключающими или, напротив, дополняют друг друга? По результатам проведённого анализа автор приходит к заключению, что «традиционное» и цифровое политическое участие являются комплементарными по отношению друг к другу, так как цифровые технологии коммуникации позволяют сегодня вовлекать большое число потенциально политически активных граждан, распространять политическую информацию и тем самым - формировать благоприятные условия для реализации прямого политического действия.
В статье рассматриваются интерпретации образа будущего в представлениях россиян. Особое внимание уделено особенностям формирования образа будущего в условиях политической нестабильности. Показано, что на представления граждан о будущем своих близких и государства оказывают влияние текущие социальные проблемы и противоречия. Однако речь не идёт о механическом переносе актуальных переживаний респондентов на идеализированное будущее. Выявлены факторы, определяющие сложный и многоступенчатый процесс конструирования образа будущего в общественном сознании. Показано, что доверие к политическим институтам и государственной власти является одним из основных факторов в процессе формирования относительно непротиворечивого и позитивного образа будущего. Проанализированы причины слабой реакции общества на различные типы угроз, включая коррупцию и социальное неравенство. Рассмотрены идеологические концепты и стереотипы, которые проявились в последние годы в сознании российских граждан. Отмечена роль СМИ в конструировании коллективных представлений об угрозах существованию государства в среднесрочной перспективе. Прослежена эволюция консервативных политических установок в массовом сознании под воздействием официального политического нарратива. Отмечен факт роста тревожности и алармистских представлений о ближайшем будущем в различных социальных группах, как психологическая реакция индивидов на неполную информацию о происходящих политических переменах в обществе. При этом, очевиден тренд на сохранение демократических институтов и ценностей, от которых современное российское общество не собирается отказываться. Статья носит аналитический характер. Применён метод вторичного анализа. Выводы сделаны на основе публикаций Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 1992-2022гг., по данным всероссийского мониторинга «Как живёшь, Россия?» (1992-2022гг.), а также комплексного социологического исследования «Прогнозы и альтернативы развития России глазами россиян» (2021г.), в котором автор статьи принимал участие. На основе проведённых исследований выделены критерии, обеспечивающие воспроизводство стереотипных представлений о будущем в анализируемых социальных группах. Изучение особенностей формирования образа будущего может быть полезным для выработки политических решений, направленных на развитие государственно-политической системы, совершенствование гражданского общества и консолидацию современного российского социума на основе принятия общенациональных ценностей и идеалов. Рассмотрены факторы, препятствующие конструированию целостного образа будущего в нынешней России. Актуальность исследованной темы объясняется тем, что анализ структурных особенностей формирования и функционирования коллективных представлений о завтрашнем дне государства способствует пониманию сложных социально-психологических процессов, происходящих в общественных группах.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru