В статье представлена оценка эволюции институциональной среды многостороннего военно-политического сотрудничества западных держав (США и Великобритания) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основой исследования были определены многосторонние военные альянсы в АТР со второй половины ХХ века по настоящее время. Необходимость оценки эволюции многостороннего союзничества западных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловлена современной динамикой изменения подхода в реализации военного сотрудничества, определяющего потребность в создании нового военного союза типа AUKUS, а также анализа влияния нового альянса на формирующуюся систему международной безопасности в условиях стагнирующей конфронтации между США и их союзниками и КНР (включая стратегическое партнёрство с Российской Федерацией).
В результате проведённого исследования выявлено, что возникновение военно-политического союза типа AUKUS обусловлено эволюционно-стратегической потребностью его лидера (США) консолидировать свою гегемонию в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона после потери влияния в регионе и утверждения доминанты Китайской Народной Республики с начала ХХ века. Также были выявлены общие геополитические тенденции развития системы военно-политического союзничества в условиях коррелирующего роста конфликтогенности в системе региональной безопасности АТР с усилением потребности Китая в развитии стратегического партнёрства с Россией на фоне военно-политического и экономического кризиса между США (и их союзниками) и КНР. Усиление конфронтации между Вашингтоном и Пекином мотивирует к дальнейшему углублению российско-китайских отношений как в сфере торгово-экономического, так и военного сотрудничества.
Идентификаторы и классификаторы
Расширенное трёхстороннее партнёрство по безопасности AUKUS, созданное в 2021 году по инициативе США, Австралии и Великобритании, закрепляя военно-технологическое сотрудничество между странами в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, утвердило эволюционный подход западных держав в формировании модели военно-политического союзничества в АТР на современном этапе.
Список литературы
1. Nakajima H. International Society in the Early Twentieth Century Asia-Pacific: Imperial Rivalries, International Organizations, and Experts. London: Routledge; 2021. 182 p. ISBN: 978-0-367-89572-3
2. Mearsheimer J. The Tragedy of Great Power Politics. New York: W.W. Norton; 2014. 592 p. 978-0393349276. ISBN: 978-0-393-34927-6
3. Doshi R. The Long Game: China’s Grand Strategy to Displace American Order (Bridging the Gap). Oxford University Press; 2021. 432 p. ISBN: 978-0-19-752787-0
4. Лукин А. Л., Коротич С. А. Между Вашингтоном и Пекином: что ждет азиатско-тихоокеанские альянсы США? // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, № 4. С. 5-15. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-4-5-15 EDN: YPIHEL Lukin A., Korotich S. The Asia-Pacific Alliances of the United States: Between Balancing, Neutralization and Hedging. World Eсonomy and International Relations. 2017;61(4.):5-15. (In Russ.). DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-4-5-15 EDN: YPIHEL
5. 陈晓晨, 陈弘. 美英澳三边安全伙伴关系:特点、影响与前景[J]. 国际问题研究. Chen Xiaochen, Chen Hong. The US-UK-Australia Trilateral Security Partnership: Features, Influences and Prospects. International Issues Research. 2022;(3):106-121. (In Chin.). DOI: 10.3969/j.issn.0452-8832.2022.03.007
6. Medcalf R. Indo-Pacific Empire: China, America and the Contest for the World’s Pivotal Region. Manchester University Press; 2020. 320 p. 978-1526150783. ISBN: 978-1-5261-5078-3
7. 张翔,王联合. 美国对其亚太同盟的“逆向搭便车“[J]. 国际展望. Zhang Xiang, Wang Lianhe. America’s “Reverse Free Riding” to its Asia-Pacific Alliance. International Outlook. 2023;15(2):37-56. (In Chin.). DOI: 10.13851/j.cnki.gjzw.202302003
8. Торкунов А. В., Стрельцов Д. В., Колдунова Е. В. Российский поворот на Восток: достижения, проблемы и перспективы // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 8-21. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.02 EDN: DBKKFU Torkunov A. V., Streltsov D. V., Koldunova E. V. Russia’s Pivot to the East: Achievements, Problems, and Prospects. Polis. Political Studies. 2020;(5):8-21. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2020.05.02 EDN: DBKKFU
9. Мосяков Д. В. Новый военный блок - новые угрозы миру и безопасности в Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2021. Т. 3, № 3(52). С. 5-17. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-005-017 EDN: GOKBHS Mosyakov D. V. New Military Bloc - New Threats to Peace and Security in Asia. Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2021;3(3):5-17. (In Russ.). DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-005-017
10. Мартынова Е. С. Альянсы QUAD и AUKUS и баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы для России, Китая и АСЕАН // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15, № 3. С. 148-165. DOI: 10.31249/kgt/2022.03.09 EDN: PIXPQS Martynova E. S. QUAD and AUKUS and the Balance of Power in the Asia-Pacific Region: Prospects for Russia, China and ASEAN. Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2022;15(3):148-165. (In Russ.). DOI: 10.31249/kgt/2022.03.09 EDN: PIXPQS
11. Ермаков С. М. Влияние AUKUS на систему международной безопасности // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 1(70). С. 130-152. DOI: 10.52311/2079-3359_2022_1_130 EDN: MOJBXW Ermakov S. M. AUKUS’S Influence on the System of International Security. National Strategy Issues. 2022;(1):130-152. (In Russ.). DOI: 10.52311/2079-3359_2022_1_130 EDN: MOJBXW
12. Борисов Д. А., Тархина Е. А. Организационные формы “сдерживания Китая” во внешней политике США на современном этапе // Конфликтология / Nota Bene. 2022. № 4. С. 48-54. DOI: 10.7256/2454-0617.2022.4.39329 EDN: KTGJVX Borisov D. A., Tarkhina E. A. Organizational Forms of “Containment of China” in US Foreign Policy at the Present Stage. Conflict Studies / nota bene. 2022;(4):48-54. (In Russ.). DOI: 10.7256/2454-0617.2022.4.39329 EDN: KTGJVX
13. Киселев С. Г., Опокин А. Б. История повторяется? Новая геополитическая блоковая структура создается в Индо-Тихоокеанском регионе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 2(847). С. 43-47. DOI: 10.52070/2500-347X_2022_2_847_43 EDN: VXACGY Kiselev S. G., Opokin А. В. Is history repeating itself? A new geopolitical block structure is being created in the Indo-Pacific Region. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2022;(2):43-47. (In Russ.). DOI: 10.52070/2500-347X_2022_2_847_43 EDN: VXACGY
14. Харланов А. С. Особенности международной политики в странах Азиатско-тихоокеанского региона в процессе нарастающего блокового противостояния и полицентрического мироустройства // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сб. ст. М.: ИД “УМЦ”, 2023. С. 449-456. EDN: HTCEPC Kharlanov A. S. Features of international policy in the countries of the Asia-Pacific region in the process of growing block confrontation and polycentric world order. In: Trends in the development of international relations and their impact on the management of national defense of the Russian Federation: Coll. of art. Мoscow: UMTS Publ; 2023. P. 449-456. (In Russ.).
15. АСЕАН на пути интеграции: достижения, вызовы, дилеммы / А. А. Байков, Д. Д. Бачило, Е. С. Бурова [и др.]. М.: Аспект Пресс, 2023. 608 с. ISBN: 978-5-7567-1258-2 EDN: HPEGBP Baikov A. A., Bachilo D. D., Burova E. S. [et al] ASEAN on the Way of Integration: Achievements, Challenges, Dilemmas. Мoscow: Aspect Press; 2023. 608 с. (In Russ.). ISBN: 978-5-7567-1258-2 EDN: HPEGBP
16. Гарин А. А. Значение AUKUS для южной части Тихого океана: последствия для внешней политики и безопасности Австралии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Т. 1, № 1(54). С. 223-233. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1-1-54-223-233 EDN: DZMYNU Garin A. A. AUKUS and The South Pacific: Foreign Policy and Security Implications for Australia. Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2022;1(1):223-233. (In Russ.). DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1-1-54-223-233
17. Заболотский А. В. О геополитических и экономических причинах создания AUKUS // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 167-172. DOI: 10.31857/S032150750012175-4 EDN: DVHEGR Zabolotskiy A. V. About the Geopolitical and Economic Reasons for the Creation of AUKUS. Humanities, socio-economic and social sciences. 2021;(9):167-172. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750012175-4 EDN: DVHEGR
18. Фомичева Е. А. Новые вызовы единству и международной роли АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2021. Т. 3, № 3(52). С. 36-50. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-036-050 EDN: GAJELZ Fomicheva E. A. New Challenges to ASEAN’s Unity and International Role. Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2021;3(3):36-50. (In Russ.). DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-036-050
19. Wright C. Security in the Asia-Pacific Region. The Brown Journal of World Affairs. 1994;1(2):331-344. 20. Donnini F. ANZUS in Revision: Changing Defense Features of Australia and New Zealand in the Mid-1980s. Alabama Air University Press; 1991. 219 p.
21. James W. Global Britain’s strategic problem East of Suez. European Journal of International Security. 2021;6(2):171-189. DOI: 10.1017/eis.2020.24 EDN: BMNSTE
22. Thayer C. The Five Power Defence Arrangements: The Quiet Achiever. Security Challenges. 2007;3(1):79-96.
23. Davis S. “A Bloody Unpleasant Meeting”: The United States and Britain’s Retreat from East of Suez in the 1960s. Diplomatic History. 2010;34(1):229-236. DOI: 10.1111/j.1467-7709.2009.00846.x
24. Fenton D. To Cage the Red Dragon: SEATO and the Defence of Southeast Asia, 1955-1965. NUS Press; 2012. 320 p. DOI: 10.2307/j.ctv1qv2pf
25. Brands W., Henry Jr. From ANZUS to SEATO: United States Strategic Policy towards Australia and New Zealand, 1952-1954. The International History Review. 1987;9(2):250-270.
26. Тимошенко В. Н. Концепция “Малой страны” и внешняя политика Новой Зеландии в конце ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 6(144). С. 123-132. EDN: KKNOAR Timoshenko V. N. The concept of the “Small country” and the foreign policy of New Zealand at the end of the 20th century. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009;(6):123-132. (In Russ.). EDN: KKNOAR
27. Dingman R. John Foster Dulles and the Creation of the South-East Asia Treaty Organization in 1954. The International History Review. 1989;11(3):457-77. DOI: 10.1080/07075332.1989.9640520
28. Franklin J. The Hollow Pact: Pacific Security and the Southeast Asia Treaty Organization. ProQuest; 2006. 258 p.
29. Jian C. China’s Road to the Korean War: The Making of the Sino-American Confrontation. New York: Columbia University Press; 1994. 339 p. ISBN: 0-231-10024-8
30. MAJ Pek Wee Kian. The Five Power Defence Arrangements: A Contemporary Assessment. Pointer, Journal of the Singapore armed forces. 2016;42(4):1-10.
31. Stevens D. The Australian Centenary History of Defence. Vol. 3: The Royal Australian Navy. Oxford University Press; 2001. 352 p.
32. Clark I. Nuclear Diplomacy and the Special Relationship: Britain’s Deterrent and America, 1957-1962. Oxford: Clarendon Press; 1994. 480 p. ISBN: 978-0-19-827370-7
33. Леонова О. Г. Влияние стратегического партнерства АУКУС на геополитическую ситуацию в Индо-Тихоокеанском регионе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. Т. 17, № 3. С. 194-211. DOI: 10.17323/1996-7845-2022-03-08 EDN: RHFWVD Leonova O. G. The Impact of the Strategic Partnership AUKUS on the Geopolitical Situation in the Indo-Pacific Region. International Organisations Research Journal. 2022;17(3):194-211. (In Russ.). DOI: 10.17323/1996-7845-2022-03-08 EDN: RHFWVD
34. 吴昊,张景全. 霸权护持视角下美国“印太同盟体系“的建构动因与战略举措[J]. 印度洋经济体研究. Wu Hao, Zhang Jingquan. The Motivation of Construction and Practice Mode of American “Indo-Pacific Alliance System” from the Perspective of Hegemonic Maintenance. Indian Ocean Economic and Political Review. 2022;(6):84-10. (In Chin.). DOI: 10.16717/j.cnki.53-1227/f.2022.06.005
35. 李婷婷.构建亚太“核心轴“:美韩同盟的安全合作转型[J].国际政治研究. Li Tingting. Constructing the Asia-Pacific “Core Axis”: The Transformation of Security Cooperation in the US-South Korea Alliance. International Politics Research. 2022;43(2):33-57. (In Chin.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено современное восприятие феномена лоббизма, констатируется влияние групп интересов, оказываемое на политические процессы в странах европейского континента. Авторы подчёркивают актуальность исследования лоббизма, которая определяется процессами политических изменений и интеграции национального и международного экономического пространства стран Европейского Союза, в частности, ФРГ. На основе вторичной интерпретации социологических данных исследователями раскрывается проблематика оценки обществом лоббизма, его влияния на политические процессы стран ЕС. Акцентировано внимание на значимости требований общества к прозрачности групп интересов и лоббирования. Важной видится позиция опрошенных в части ведения реестра лоббистов на уровне ФРГ и ЕС как необходимого инструмента общественного контроля. По результатам проведённого исследования сделан вывод о влиянии групп интересов на процесс лоббирования. Основой современных интерпретаций лоббирования является не теория плюрализма или теория корпоративизма, а теория сетевого управления. По мнению респондентов большие выгоды от лоббирования в ФРГ получают промышленные корпорации и ведущие отрасли экономики ФРГ и ЕС, а не действующие политики и политические партии. Данные исследования позволяют говорить о доминировании лоббистов из сферы экономики промышленных отраслей, которые, по мнению респондентов, получают экономическое преимущество при работе на рынках. В тоже время положительный эффект от лоббирования в части экспертного информационного сопровождения политической деятельности получают именно органы власти. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего изучения влияния групп интересов и лоббистов на политические процессы и дальнейшего углубления прозрачности процесса лоббирования, более подробного раскрытия административной и налоговой отчётности в целях повышения доверия общества политикам, бизнесу и органам управления.
В статье рассматриваются итоги очередных парламентских выборов в Финляндии, которые прошли 2 апреля 2023 г. Проведена оценка деятельности основных политических партий за прошедший после предыдущих выборов период и рассмотрены ключевые позиции избирательных кампаний партий, которые прошли в парламент в 2023 году. С целью выявления динамики изменений политической ситуации автором проведён сравнительный анализ результатов ведущих политических партий Финляндии на выборах 2019 и 2023 гг., а также дана характеристика партий, которые были представлены в парламенте в период с 2019 по 2023 годы. Автор рассматривает итоги деятельности сформированного в декабре 2019 г. правительства во главе с лидером социал-демократической партии С. Марин, возможные причины сохранения высокого рейтинга главы этого правительства среди населения и его влияние на ход избирательной кампании 2023 года.
Отдельное внимание уделено позиции руководства Финляндии и ведущих политических партий в отношении специальной военной операции России на Украине. Поддержка Финляндией антироссийских мер и вступление в НАТО разрушило многолетние торгово-экономические связи между странами. Прогноз на дальнейшее развитие российско-финских взаимоотношений нельзя назвать оптимистичным: взаимное охлаждение последних лет, скорее всего, будет продолжаться. Шанс на выстаивание новых связей между Россией и Финляндией имеется, но требует приложения определённых усилий, встречных шагов от обеих стран.
Предметом исследования стали диспропорции в численности мужчин и женщин молодых возрастов в российских регионах. Целью исследования является оценка влияния межрегиональной и международной миграции на формирование гендерных дисбалансов в регионах. В качестве гипотезы предполагалось, что результаты анализа миграционной статистики совпадут с результатами, представленными в переписи населения 2020 г. Для исследования использованы статистические ряды межпереписного периода 2017-2019 гг., разработан и применён показатель накопленного миграционного гендерного дисбаланса к возрасту 29 лет и соотнесён с численностью населения в возрасте 25-29 лет, построена визуализация на карте. Замечено, что в большинстве регионов России имеет место эмиграция женщин начиная с самого раннего детства. Молодые женщины активно выезжают из бедных регионов, регионов с низким уровнем развития социальной сферы в столичные агломерации Санкт-Петербурга и Москвы. Переезд в агломерации с дорогим жильём влечёт за собой откладывание вступления в брак, падение рождаемости, регионы теряют репродуктивный потенциал. Одновременно происходит трудовая иммиграция молодых мужчин в основном из республик Таджикистан и Киргизии, что в сочетании с оттоком девушек создаёт численный мужской перевес в молодых возрастах, особенно в ресурсно-сырьевых регионах Дальнего Востока и Сибири, в пристоличной Калужской области, в Республике Мордовия, что подтверждается данными переписи 2020 г. В возрастах 25-29 лет имеют место выезды мужчин из южных регионов в более северные для вынужденной работы с отрывом от семей, что негативно сказывается на семейной жизни и демографическом развитии. Для ликвидации гендерных дисбалансов, выправления негативных демографических трендов, повышения рождаемости, укрепления семейных связей необходимо выравнивание доходов. Финансовые средства, в том числе ресурсно-сырьевую ренту, банковские капиталы следует направить на повышение заработных плат, на воссоздание традиционных отраслей в южных регионах и странах; и на создание высокого уровня социальной инфраструктуры, комфортной для проживания семей с детьми, в регионах Севера. Результаты исследования могут быть применены в региональной и международной политике для выработки государственных решений с привлечением крупного бизнеса для инвестиций в страны и регионы. Проведение будущих гендерных исследований по странам и регионам будет тесно связано с качеством и доступностью статистического материала по данной тематике.
Неконтролируемая миграция, охватившая Европу, является следствием колониальной политики большинства стран ЕС, таких как Франция, Нидерланды, Италия и, впоследствии, политики вмешательства во внутренние дела стран-бывших колоний, в которой принимали участие не только страны Евросоюза, но и США. Свою роль сыграл и демографический кризис, охвативший страны Запада. Надежда на иммиграцию молодых мусульман из стран Африки и Ближнего Востока, которая, по мнению европейских политиков, поможет исправить демографическую ситуацию и пополнит ряды будущих граждан, не оправдала своих ожиданий. Какова миграционная политика и политика интеграции в отношении иммигрантов в странах ЕС? Как трансформируется иммиграционная политика европейских стран? Подробный анализ современного положения дел в Европе опирается на официальные данные национальных статистических служб некоторых стран ЕС, министерства европейской интеграции республики Сербия, Департамента гражданской свободы и иммиграции Итальянской республики, а также международных организаций - Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Международной организации по миграции (МОМ), Евростата (Eurostat), Всемирного банка (World Bank). В статье рассматривается проблема безопасности в связи с проникновением вместе с беженцами представителей радикального ислама. Авторы раскрывают последствия миграционного кризиса в Европе и делают попытку ответить на вопрос: приём и интеграция беженцев - это акт человеколюбия или проблема национальной безопасности для стран ЕС?
В статье анализируются взгляды российских и зарубежных исследователей на сущность и характер процессов демократизации, изложенных в современной научной политологической и социологической литературе и других источниках; применяется метод вторичного анализа результатов исследований. Автор выделяет структурный, процедурный и акторный подходы к изучению демократических транзитов. Уделено внимание глобальным характеристикам демократизации политических систем государств в XX веке и современным тенденциям демократизации на основе данных мониторинговых центров, специализирующихся на социально-политических исследованиях. Показано, что темпы демократизации на глобальном уровне в настоящее время снижаются, что может говорить о закономерно ожидаемом спаде «третьей волны» демократизации в терминологии С. Хантингтона. На основе проведённого анализа выделены основные критерии, обеспечивающие воспроизводство демократической системы: становление и функционирование партийной и избирательной систем, консолидация электората на основе принятия демократических ценностей, становление и развитие гражданского общества, на основе которых в перспективе возможно проведение компаративистского анализа после выявления соответствующих индикаторов. Рассмотрены факторы, препятствующие демократизации, а также предложения исследователей, направленные на повышение качества и устойчивости демократии. Автор делает ремарку о том, что для ряда государств целесообразность полного принятия либеральной демократии является в настоящее время дискуссионной темой в силу наличия как минимум двух концептуально отличных парадигм понимания и интерпретации демократии: западной и восточной моделей демократии, имеющих различающиеся корни. Значимость проведённого анализа в том, что разновидность и состояние политической системы государства так или иначе отражаются на каждом гражданине; исследования процессов развития политических систем способствуют поиску оптимальных путей реформирования.
Прошло два года с начала специальной военной операции России на Украине. Данные опросов показывают тенденции социального и политического осмысления гражданами происходящих событий: рост консолидации, активизацию волонтёрской деятельности, адаптивность к западным санкциям. Автор статьи привлекает внимание к ключевым позициям доктринального фундамента и концептуального содержания специальной военной операции и практическим аспектам управленческих взаимодействий граждан, акторов и институтов гражданского общества и государства в процессах проведения СВО, рассматривает серьёзную проблему мотивационно-психологических аспектов и общественно-властных процессов вокруг СВО. В статье предпринята попытка аналитического осмысления социально-политических тенденций и перспектив развития специальной военной операции, её возможного развития и завершения. Трансформация и перестройка промышленно-финансовой системы, подходов к государственному и корпоративному управлению и прочие меры в процессах управления в зоне проведения СВО, в гражданском обществе и государстве, по мнению автора, требуют достижения необходимой степени достоверности информации. Рассуждение о возможных сценариях завершения специальной военной операции сквозь призму геополитических и политико-экономических реалий ведёт к заключению о необходимости оптимизации взаимодействия военно-технических и социально-политических механизмов реализации имеющихся резервов достижения целей СВО.
Данная статья посвящена изучению концептуальных особенностей феномена цифрового политического участия, его ключевых форм и моделей реализации. По мнению автора, в последние два десятилетия происходит трансформация традиционных форм и моделей политического участия под влиянием цифровых информационно-коммуникационных технологий. В частности, социальные сети и мессенджеры используются как инструменты для организации, мобилизации, реализации тех или иных форм политического участия и гражданско-политического активизма. При этом, под влиянием развития цифровых информационно-коммуникационных технологий, появляются совершенно новые формы и модели гражданско-политического участия. В этой связи правомерно говорить о существовании сегодня феномена политического онлайн-участия (online political participation, OPP), или цифрового сетевого участия (digital networked participation, DNP). Одним из ключевых вопросов остаётся вопрос о соотношении «традиционных» и цифровых форм политического участия: являются ли они взаимоисключающими или, напротив, дополняют друг друга? По результатам проведённого анализа автор приходит к заключению, что «традиционное» и цифровое политическое участие являются комплементарными по отношению друг к другу, так как цифровые технологии коммуникации позволяют сегодня вовлекать большое число потенциально политически активных граждан, распространять политическую информацию и тем самым - формировать благоприятные условия для реализации прямого политического действия.
В статье рассматриваются интерпретации образа будущего в представлениях россиян. Особое внимание уделено особенностям формирования образа будущего в условиях политической нестабильности. Показано, что на представления граждан о будущем своих близких и государства оказывают влияние текущие социальные проблемы и противоречия. Однако речь не идёт о механическом переносе актуальных переживаний респондентов на идеализированное будущее. Выявлены факторы, определяющие сложный и многоступенчатый процесс конструирования образа будущего в общественном сознании. Показано, что доверие к политическим институтам и государственной власти является одним из основных факторов в процессе формирования относительно непротиворечивого и позитивного образа будущего. Проанализированы причины слабой реакции общества на различные типы угроз, включая коррупцию и социальное неравенство. Рассмотрены идеологические концепты и стереотипы, которые проявились в последние годы в сознании российских граждан. Отмечена роль СМИ в конструировании коллективных представлений об угрозах существованию государства в среднесрочной перспективе. Прослежена эволюция консервативных политических установок в массовом сознании под воздействием официального политического нарратива. Отмечен факт роста тревожности и алармистских представлений о ближайшем будущем в различных социальных группах, как психологическая реакция индивидов на неполную информацию о происходящих политических переменах в обществе. При этом, очевиден тренд на сохранение демократических институтов и ценностей, от которых современное российское общество не собирается отказываться. Статья носит аналитический характер. Применён метод вторичного анализа. Выводы сделаны на основе публикаций Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 1992-2022гг., по данным всероссийского мониторинга «Как живёшь, Россия?» (1992-2022гг.), а также комплексного социологического исследования «Прогнозы и альтернативы развития России глазами россиян» (2021г.), в котором автор статьи принимал участие. На основе проведённых исследований выделены критерии, обеспечивающие воспроизводство стереотипных представлений о будущем в анализируемых социальных группах. Изучение особенностей формирования образа будущего может быть полезным для выработки политических решений, направленных на развитие государственно-политической системы, совершенствование гражданского общества и консолидацию современного российского социума на основе принятия общенациональных ценностей и идеалов. Рассмотрены факторы, препятствующие конструированию целостного образа будущего в нынешней России. Актуальность исследованной темы объясняется тем, что анализ структурных особенностей формирования и функционирования коллективных представлений о завтрашнем дне государства способствует пониманию сложных социально-психологических процессов, происходящих в общественных группах.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru