В статье предпринимается попытка рассмотрения понятия прошлого как необходимого условия существования человека, анализируются сферы его реализации в исторической деятельности людей. Одним из аспектов прошлого является история идей, в которой важнейшее место принадлежит теологическим представлениям Платона, эксплицировавшимся в ментальности ХХ и XXI вв.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема прошлого является в настоящее время одной из основных теоретических и мировоззренческих проблем. Прошлое не просто определяет настоящее, оно является фактором, создавшим человека, его историю и культуру. В современной теоретической мысли прошлое осмысливается с различных позиций: как переоценка прошлого (прошлое нестабильно), как репрезентация прошлого в культуре, как явление коммеморации, как необходимость формирования общей культурной и исторической памяти, без которой невозможна самоидентификация личности, и т. д.
Список литературы
1. Оруджев З.М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. - М.: УРСС, 2009. - 399 с.
2. Лавджой А. Великая цепь бытия. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 376 с.
3. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 20-29.
4. Платон. Тимей // Сочинения в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1991. - С. 455-542.
5. Платон. Государство // Сочинения в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1991. - С. 89-454.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия посвящена недавно увидевшему свет учебнику доктора философских наук, профессора кафедры социальной философии Российского университета дружбы народов Орехова Андрея Михайловича «История, философия и методология социально-гуманитарных наук».
В статье дана аксиологическая характеристика миростроевской культурной традиции как одной из магистральных традиций, определяющих цивилизационное развитие России. Основными ценностями данной традиции являются самовластие, взаимное почитание, живость, поновление, хитроумие.
В статье рассмотрен ряд теоретико-методологических подходов к проектированию образа России будущего (живая система мифологем (Н.А. Сергеев, Е.Г. Никитенко), анализ ключевых цивилизационных архетипов (М.А. Макаренков), теоретико-методологический анализ проекта системного идеологического мировоззрения на основе «Концепции внешней политики Российской Федерации» (Е. Макаров)). Подчеркивается важность для современного идеологического проектирования методологического аппарата, предлагаемого в книге А.Д. Сухова «Идеологические ориентиры в истории русской философии» (2023).
В постмодерной реальности способы производства и трансляции научного знания трансформируются: наряду с академической моделью социально-гуманитарных наук существуют внеинституциональные каналы гуманистики, которые характеризуются собственными способами ведения интеллектуального диалога, педагогическими техниками и технологиями. В период социокультурной трансформации и комплексных вызовов, академическим гуманитариям важно осуществлять импорт технологий, методик, накопленных в области внеинституциональной гуманистики.
Предметом исследования выступают концептуальные основы социосинергетической методологии для изучения социально-политического порядка. Автор рассматривает идеи Г. Хакена, который предложил синергетическую методологию для изучения социальных систем. В работе утверждается, что предметом социальной синергетики выступают такие нелинейные категории, как порядок, хаос, бифуркация, аттрактор, диссипативные структуры, которые успешно могут применяться для изучения становления социально-политического порядка.
Работа посвящена вопросу расширения проблемного поля эпистемологии и переосмысления ее фундаментальных понятий в свете учета человеческой субъективности. Рассматриваются место и роль философской эпистемологии в комплексе современных исследований познания, ее характеристики: направленность на поиск взаимосвязи когнитивного и этического смыслов познания, соотнесенность эпистемологических проблем и экзистенциальных вопросов бытия человека. Обосновывается отличие рациональности гуманистической от технократической.
В статье предлагается анализ коммуникативного взаимодействия в современном академическом поле — среди отдельных исследователей, научных коллективов и групп в условиях высокой конкуренции на фоне экспонентного роста публикационной активности и цифровизации коммуникаций как внутри профессионального сообщества, так и с учетом усиления и прозрачности взаимодействий с публикой. Автор выдвигает рабочую гипотезу, согласно которой именно нарративный атрибут в репрезентации результатов научных изысканий может заключать в себе задел на эволюционную успешность в рамках системного характера коммуникации и обладать высоким потенциалом к формированию устойчивых связей подсистем науки и иных общественных акторов, таких как внешние наблюдатели-непрофессионалы.
Работа посвящена осмыслению процесса политической вовлеченности современной науки и необходимости для постнеклассического научного сообщества становиться субъектом политической деятельности. В историческом плане речь идет об актуализации идей Ф. Бэкона о связи, приносящей пользу, новой науки с властью. Философское образование может служить основой формирования у будущих ученых и инженеров соответствующих политических компетенций.
В работе рассматривается переход российской внешней политики от геополитической ориентации на страны Запада в сторону Востока, понимаемого не только как географический, но, прежде всего, как геополитический фактор. Переориентация российской внешней политики представляет собой важную черту национальной безопасности России.
В статье комментируется теория постнеклассических систем с позиции гетерологии в вопросе о религиозном поиске и нахождении бога, абсолюта в условиях постнеклассичсекой картины социального мира. В заключении делается вывод о способе ответа на вопрос через волевую коллективную остановку динамики социальных взаимодействий.
В статье анализируется феномен войны. Выделяются четыре порядка ее сущности: социально-политическое явление, продолжение политики, вооруженная борьба, сопровождение невоенными средствами. С опорой на классический труд К. Клаузевица и Военную доктрину РФ, формулируются восемь инвариантных (неизменных и обязательных) признаков войны. Указывается, что в последнее время все более широкое распространение получает альтернативная трактовка войны, в которой вооруженная борьба не является ее обязательным атрибутом. Раскрываются ее основные посылки, их теоретическая несостоятельность и практически-политическая контрпродуктивность.
Современность предоставляет нам большое количество технологий по самоидентифицированию. Мы встречаемся с ними как в псевдонаучном дискурсе (напр.: в астрологии — натальные карты, гороскопы), так и научном — в области психологии (классификация личностей В. Штерна, К.Г. Юнга, А.Ф. Лазурского и др.). Эти технологии по самоидентификации, модели личности зачастую превратно понимаются, отождествляются с процессом самосознания. Результатом такого отождествления является релятивизация образа «Я», соединения в «Я» различных ситуативных функций, социальных ролей, черт характера. Автор проблематизирует такой подход, при котором «Я» субстантивируется, наделяется качествами, подобно тому, как ими наделена вещь; разводит понятия «самоидентификация» и «самосознание»; поднимает вопросы, связанные с возможностью сохранения континуального единства «Я», с выстраиванием процесса конституирования «Я» во времени. В отличие от процедуры самоидентификации, которая может быть моделируемой, самосознание вписываться в шаблоны не может. Самосознание пластично, изменчиво, укоренено во времени, но при этом всегда принадлежит одному и тому же «Я».
В настоящей статье в рамках миметической модели военной деятельности рассматривается проблема эскалации вооруженного насилия. Автор выделяет конструктивный мимесис, направленный на укрепление социальной солидарности, и деструктивный мимесис, который является источником эскалации насилия. Если для классика военной теории К. фон Клаузевица предел насилия выступает в качестве умозрительной фигуры, то в ядерную эпоху он приобрел четкие эмпирические контуры. В статье проанализированы лестницы эскалации, финальной ступенью которых является масштабная война с применением ядерного оружия. Сделан вывод о том, что современная рефлексия вооруженного насилия включает в себя феномен предела в качестве своего неотъемлемого горизонта и сопряжена с поиском инструментов самоограничения военной деятельности.
Работа посвящена выявлению специфики цивилизационной динамики современности посредством теоретической реконструкции критической теории, ключевым предметом исследования которой выступают фундаментальные принципы техногенной цивилизации. Опираясь на концептуальные ресурсы новейшей версии данной исследовательской программы, на примере дискурса и практики толерантности раскрывается амбивалентность аксиологических оснований западной культуры, их фундированность логикой господства-подчинения. Эксплицируется эвристический потенциал критической теории в контексте преодоления патологий развития современной цивилизации.
В статье анализируется феномен идентичности, а также процесс его формирования, основанный на первоначальном внутрисубъективном этапе различения. Описывается типологизация идентификационных составляющих, основанная на концепции совокупности субидентичностей личности индивида. Предлагается идея о цикличности процесса субъективной идентификации.
Ключевые слова
Работа посвящена осмыслению нового спекулятивно-реалистского подхода к рассмотрению ненасильственного аспекта проблемы идентичности. Прослеживается тесная связь проблемы идентичности с более широкой из ей подобных — проблемой идентификации. Особое внимание обращается на эпистемологические принципы нового подхода и то, как они соотносятся с самой идеей идентичности. Основываясь на детальном рассмотрении этих принципов, происходит констатация роли и места принципа ненасилия в решении проблемы идентичности.
Статья посвящена теоретическим моделям, в которых библейский нарратив становится средством концептуализации действий технологических объектов. На материале работ русских и зарубежных философов показано, какова специфика дискурсивного оформления проблем этики машины, понятой как субъект. В центре внимания оказываются не постановка проблемы этики искусственного интеллекта per se или возможности ее решения, а сам способ дискурсивного оформления, или способ говорения о ней, путем привлечения библейских сюжетов, мотивов и образов как механизмов освоения этой проблемы. Предметом исследования является эвристический потенциал библейского метанарратива в структуре высказываний об искусственном интеллекте. Показано, что эвристический потенциал библейского метанарратива в исследовании проблем искусственного интеллекта связан с производством различий. Выявлено, какие новые системы базовых различений позволяет сконструировать такой способ дискурсивного оформления. Показано, какие изменения обнаруживаются в структуре говорения об алгоритмизированных технологиях. Выявлены возможные причины актуализации библейского дискурса в освоении проблем искусственного интеллекта.
В работе раскрыто содержание турбулентности как ключевой характеристики современного состояния международной среды и ее детерминант. Анализируются основные параметры функционирующего мироустройства, обозначены возможные варианты будущего миропорядка.
Издательство
- Издательство
- СамГТУ
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443100, Самарская обл, г Самара, Октябрьский р-н, ул Молодогвардейская, д 244
- Юр. адрес
- 443100, Самарская обл, г Самара, Октябрьский р-н, ул Молодогвардейская, д 244
- ФИО
- Быков Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@samgtu.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 2784300
- Сайт
- https://samgtu.ru/