В исследовании сформулированы подходы к определению неравенства доступа к высшему образованию через регионально обусловленный выбор предметов и результаты ЕГЭ. Представлены зависимости выбора и показателей ЕГЭ от качества образования и инновационного развития регионов. Индикаторами неравенства выступают распределение обучающихся по «когортам успешности» при сдаче ЕГЭ и выбор обучающимися учебного предмета для сдачи, средний балл по региону. Представлены количественные характеристики выбора обучающимися в регионах базовой и профильной математики и других учебных предметов. При расчётах использовались данные всей совокупности абитуриентов в 2019 и 2020 годах, соответственно выводы по статье касаются периода до 2021 года. Проблема повышения эффективности ЕГЭ является объективной и назревшей до политических событий, связанных с отступлением от Болонской системы в 2022 году. Отмечается, что олимпиады и дополнительные внутренние вузовские испытания не являются альтернативой ЕГЭ. Исходя из целей нивелирования регионального неравенства, предложен вариант модели модернизации ЕГЭ объективной оценочной процедурой- дистанционным творческим экзаменом с использованием существующей инфраструктуры пунктов приёма экзамена и видеосвязи. За счёт рандомного назначения заданий и оценивающих экспертов из разных регионов, вузов, организаций дистанционный творческий экзамен сохраняет преимущества ЕГЭ, достигается сопоставимость результатов, исключается коррупция и возможность «натаскивания» на определённые типы ответов. Результаты экзамена оценивает человек: преподаватель общеобразовательной организации или вуза, руководитель органа власти или предприятия. В экзаменационную модель включаются преимущества олимпиад и внутренних экзаменов вузов без их коррупциогенных составляющих. В статье отмечается, что любые инновации в сфере выпускных/вступительных экзаменов должны в обязательном порядке проходить через апробацию и эксперимент с постепенным нарастанием охвата и корректировкой применяемых методик и процедур по итогам профессиональной дискуссии.
Идентификаторы и классификаторы
ЕГЭ-подобные тестовые системы используются во многих странах: Казахстан – Единое национальное тестирование, Китай – Всекитайские государственные вступительные экзамены в вузы (Гакао), США – стандартизованный тест для приёма в высшие учебные заведения (SAT) и стандартизированный тест для поступления в колледжи и университеты (AST), с определёнными допущениями – психометрический вступительный экзамен в Израиле.
Список литературы
1. Кудряшова Т. Г., Шуруп А. С. О модернизации системы итоговой аттестации выпускников школ // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 1. С. 18-39. DOI: 10.51314/2073-2635-2023-21-1-18-39 EDN: NRKHSP Kudryashova Т. G., Shurup А. S. On the modernization of final certification system for school graduates. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2023;21(1):18-39. (In Russ.). DOI: 10.51314/2073-2635-2023-21-1-18-39
2. Коныжева Ю. Г., Губарева Л. И., Бутова О. А. Нейропсихологические предикторы невротических состояний у учащихся 17 лет в период подготовки к ЕГЭ // Вестник психофизиологии. 2023. № 4. С. 53-59. DOI: 10.34985/o6932-4697-5068-d EDN: DVPNTF Konygeva Yu. G., Gubareva L. I., Butova O. A. Neuropsychological predictors of neurotic conditions in students aged 17 years old during preparation unified state exam. Psychophysiology news. 2023;(4):53-59. (In Russ.). DOI: 10.34985/o6932-4697-5068-d EDN: DVPNTF
3. Губарева Л. И., Коныжева Ю. Г., Водолажская М. Г. Динамика психофизиологических показателей у учащихся 11-х классов, сдающих Единый государственный экзамен // Психология. Психофизиология. 2024. Т. 17, № 1. С. 91-102. DOI: 10.14529/jpps240109 EDN: KMNUMO Gubareva L. I., Konygeva Y. G., Vodolazhskaya M. G. Psychophysiological indicators in 11th grade students during the unified state exam. Psychology. Psychophysiology. 2024;17(1):91-102. (In Russ.). DOI: 10.14529/jpps240109 EDN: KMNUMO
4. Каплун А. В., Зникина Л. С., Дягилева А. В., Пылов П. А. Корреляционный анализ результатов перехода к дистанционному формату обучения (соотношение показателей ЕГЭ и первой промежуточной аттестации студентов вуза) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1(49). С. 23-28. DOI: 10.54509/22203036_2023_1_23 EDN: AXPKBN Kaplun A. V., Znikina L. S., Dyagileva A. V., Pylov P. A. Correlation analysis of the results of the transition to the distance learning format (the ratio of unified state exam indicators and the first term testing of students). Professional Education in Russia and Abroad. 2023;(1):23-28. (In Russ.). DOI: 10.54509/22203036_2023_1_23 EDN: AXPKBN
5. Gil-Hernández C. J. The (unequal) interplay between cognitive and noncognitive skills in early educational attainment. American Behavioral Scientist. 2021;65(11): 1577-1598. DOI: 10.1177/0002764221996764 EDN: IDHYDD
6. Kang C. Private tutoring and distribution of student academic outcomes: An implication of the presence of private tutoring for educational inequality. Korean Economic Review. 2021;37(2):287-326. DOI: 10.22841/kerdoi.2021.37.2.004 EDN: FFRORO
7. Turetsky K. M., Sinclair S., Starck J. G., Shelton J. N. Beyond students: how teacher psychology shapes educational inequality. Trends in Cognitive Sciences. 2021;25(8):697-709. DOI: 10.1016/j.tics.2021.04.006 EDN: MLSNWB
8. Nazarov M. S., Martynenko O. O., Alekseev S. A., Soboleva E. V. Educational inequality and professional motivation of a future teacher. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2021;21(9):107-112. DOI: 10.33423/jhetp.v21i9.4594 EDN: SFUEGJ
9. Jones D. P., Wootton R. E., Gill D. [et al.] Mental health as a mediator of the association between educational inequality and cardiovascular disease: A mendelian randomization study. Journal of the American Heart Association. 2021;10(17):e019340. DOI: 10.1161/JAHA.120.019340 EDN: XKADNB
10. Herd P., Freese J., Domingue B. W. [et al.] Genes, Gender Inequality, and Educational Attainment. American Sociological Review. 2019;84(6):1069-1098. DOI: 10.1177/0003122419886550 EDN: BEUOTC
11. Ivaniushina V., Williams E. Tracking, school mobility, and educational inequality. Educational Studies. Moscow. 2019;(4):47-70. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-47-70 EDN: MNCHFM
12. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 43-62. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62 EDN: WHGBBU Ibragimova Z., Frants M. Inequality of educational opportunity in soviet and post-soviet Russia: an empirical analysis. Educational Studies (Moscow). 2021;(2):43-62. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-43-62 EDN: WHGBBU
13. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 EDN: UZPRBU Goshin M., Mertsalova T. Types of parental involvement in education, socio-economic status of the family and students’ academic results. Educational Studies (Moscow). 2018;(3):68-90. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 EDN: UZPRBU
14. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-190. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190 EDN: VSARUX Kosaretsky S., Kupriyanov B., Filippova D. Specific features of children involvement in supplementary education depending on cultural, educational and financial status of families and place of living. Educational Studies (Moscow). 2016;(1):168-190. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190 EDN: VSARUX
15. Hancock K. J., Mitrou F., Zubrick S. R. [et al.]. Educational inequality across three generations in Australia. Australian Journal of Social Issues. 2018;53(1):34-55. DOI: 10.1002/ajs4.33 EDN: NPBQWI
16. Milne E. Educational issues and inequalities: Experiences of indigenous Canadian students. Sociological Studies of Children and Youth. 2016;20:65-89. DOI: 10.1108/S1537-466120160000020003 EDN: VPBACI
17. Auger N., Roncarolo F., Harper S. Increasing educational inequality in preterm birth in Québec, Canada, 1981-2006. Journal of Epidemiology and Community Health. 2011;65(12):1091-1096. DOI: 10.1136/jech.2009.102350 EDN: PKVTHR
18. Косарецкий С. Г., Груничева И. Г., Гошин М. Е. Образовательная политика России конца 1980-х - начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25, № 4. С. 115-135. EDN: WTIEYH Kosaretsky S., Grunicheva I., Goshin M. Russian educational policy of the late 1980s - early 2000s: declarations and the actual impact on inequality in general education. Universe of Russia. 2016;25(4):115-135. (In Russ.). EDN: WTIEYH
19. Broer M., Bai Y., Fonseca F. A review of the literature on socioeconomic status and educational achievement. IEA Research for Education. 2019;5:7-17. DOI: 10.1007/978-3-030-11991-1_2 EDN: BNELYD
20. Тропникова В. В. Система образования и социальное неравенство: анализ зарубежных подходов к исследованию проблемы // Наука Красноярья. 2019. Т. 8, № 1. С. 25-40. DOI: 10.12731/2070-7568-2019-1-25-40 EDN: LLZBNV Tropnikova V. V. Education system and social inequality: an analysis of foreign approaches to research problem. Krasnoyarsk Science. 2019;8(1):25-40. (In Russ.). DOI: 10.12731/2070-7568-2019-1-25-40 EDN: LLZBNV
21. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1-17. EDN: YZSATB Filipova A. G., Vysotskaya A. V. Educational inequality in school: from the interpretation of the concept to determinative factors. Journal of Social Research. 2018;(2):1-17. (In Russ.).
22. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. С. 150-163. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA Filipova A. G., Visotskaya A. V. Educational inequality in Russian schools: the influence of territorial factor. Vestnik instituta sotziologii. 2019;10(4):150-163. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610 EDN: VFEAWA
23. Firsova A., Chelnokova O., Vavilina A. The methods of research of educational inequality dynamics. Technology, Engineering, Management, Entrepreneurship, Learning - International Journal. 2019;3(1):11-17. EDN: ESJLHV
24. Filipova A. G., Inzartsev A. V, Vysockaya A. V. Educational inequality in Russian regions: Mathematical modeling. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021;200:948-958. DOI: 10.1007/978-3-030-69421-0_105 EDN: XGIBWK
25. Valdés M. T. Main methodological procedures for the analysis of the composition of educational inequality. Empiria. 2020;(48):115-145. DOI: 10.5944/empiria.48.2020.28073 EDN: QCJZQV
26. Rees G., Gromada A., Chzhen Ye. More equal and less equal at the same time? Measuring inequality in educational achievement of 15-year-olds in 37 countries. In: Culture and education: social transformations and multicultural communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). Moscow: RUDN; 2019. P. 666-673. DOI: 10.22363/09669-2019-666-673 EDN: VNFGEY
27. Захаров А. Б., Адамович К. А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20, № 1. С. 60-80. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80 EDN: KTKAEL Zakharov A. B., Adamovich K. A. Regional differences in access to educational resources, academic results and students’ trajectories in Russia. Journal of Economic Sociology. 2020;20(1):60-80. (In Russ.). DOI: 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80
28. Липай Т. П. О проявлении стигматизации в процессе образования // Социологические исследования. 2004. № 10(246). С. 140-141. EDN: OWMZPB Lipai T. P. On the manifestation of stigmatisation in education. Sociological Studies. 2004;(10):140-141. (In Russ.). EDN: OWMZPB
29. Прахов И. А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88-117. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117 EDN: TOEWHD Prakhov I. A. Barriers limiting access to quality higher education in the context of the use: family and school as constraining factors. Educational Studies (Moscow). 2015;(1):88-117. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117 EDN: TOEWHD
30. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин [и др.]. Выпуск 6. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 264 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1987-5 EDN: CVTKTT Abdrakhmanova G. I., Artemov S. V., Bakhtin P. D. [et al.]. Russian regional innovation scoreboard. Issue 6. Moscow: HSE; 2020. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-1987-5
31. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин [и др.]. Выпуск 7. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 274 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2390-2 EDN: PPLHHM Abdrakhmanova G. I., Artemov S. V., Bakhtin P. D. [et al.]. Russian regional innovation scoreboard. Issue 7. Moscow: HSE; 2021. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-2390-2
32. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021620955 РФ. Выбор выпускников 2019 и 2020 годов учебных предметов для сдачи на ЕГЭ в тендерном разрезе в зависимости от субъекта РФ: № 2021620834: заявл. 28.04.2021: опубл. 13.05.2021 / Е. Ю. Малеванов, А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова, А. Д. Иванов; РАНХиГС. EDN: KPCFDX Certificate of state registration of the database No. 2021620955 RF. Choice of 2019 and 2020 graduates of academic subjects for the USE in the tender section depending on the constituent entity of the Russian Federation: No. 2021620834: applied. 28.04.2021: publ. 13.05.2021 / E. Yu. Malevanov, A. V. Dozhdikov, E. V. Kornilova, A. D. Ivanov; RANEPA. (In Russ.).
33. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622990 РФ. Предпочтения выпускников школ 2020 года в выборе вузов для получения высшего образования в региональном разрезе: № 2022622992: заявл. 16.11.2022: опубл. 21.11.2022 / А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова; РАНХиГС. EDN: DCASGG Certificate of state registration of the database No. 2022622990 RF. Preferences of 2020 school leavers in choosing universities for higher education in the regional context: No. 2022622992: applied. 16.11.2022: publ. 21.11.2022 / A. V. Dozhdikov, E. V. Kornilova; RANEPA. (In Russ.).
34. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей // Факты образования. 2020. № 2(27). 32 с. Zair-Bek S. I., Mertsalova T. A., Anchikov K. M. Readiness of Russian schools and families to study under quarantine: assessment of basic indicators. Facts of Education. 2020;(2). (In Russ.).
35. Дмитриев П. А., Финогенова А. С. Оценка последствий пандемии на дифференциацию возможностей реализации потенциала цифрового развития молодёжи в России // Финансовые рынки и банки. 2023. № 1. С. 94-99. EDN: SAHBCQ Dmitriev P. A., Finogenova A. S. Assessing the impact of the pandemic on the inequality of opportunities to realize the potential of digital youth development in Russia. Finansovye rynki i banki. 2023;(1):94-99. (In Russ.).
36. Ибрагимова З. Ф, Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54-63. DOI: 10.31857/S013216250013781-2 EDN: CPKQWK Ibragimova Z., Frants M. Dynamic Analysis of Achievement and Opportunity Inequality in Russian School Education. Sociological Studies. 2021;(9):54-63. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250013781-2 EDN: CPKQWK
37. Нужны ли дополнительные испытания для абитуриентов вузов? // Ректор ВУЗа. 2023. № 5. С. 8-9. EDN: HHMYBJ Do university applicants need additional tests? Rektor VUZa. 2023;(5):8-9. (In Russ.). EDN: HHMYBJ
38. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85-112. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112 EDN: YSAERX Kersha Yu. School socioeconomic composition as a factor of educational inequality reproduction. Educational Studies (Moscow). 2020;(4):85-112. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112 EDN: YSAERX
39. Аверьянов А. О., Питухина М. А., Симакова А. В. Миграционный отток выпускников региональных школ // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3(35). С. 112-131. DOI: 10.15393/j5.art.2021.7052 EDN: AZVBBL Averyanov A. O., Pitukhina M. A., Simakova A. V. Migration outflow of regional school graduates. Lifelong education: the 21st century. 2021;(3):112-131. (In Russ.). DOI: 10.15393/j5.art.2021.7052 EDN: AZVBBL
40. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1(48). С. 55-67. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004 EDN: NHJPNZ Popova E. S. Inequality in educational opportunities in the digital dimension. Vocational Education and Labour Market. 2022;(1):55-67. (In Russ.). DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004 EDN: NHJPNZ
41. Грошев И. В., Краснослободцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66-78. DOI: 10.31857/S013216250009390-2 EDN: PLVOPV Groshev I. V., Krasnoslobodtsev A. A. Digitalization and creativity of Russian regions. Sociological Studies. 2020;(5):66-78. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250009390-2 EDN: PLVOPV
42. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодёжи // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 2. С. 114-139. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139 EDN: CVRGXD Zborovsky G. E., Ambarova P. A. Social context of educational failure of students. The Education and science journal. 2021;23(2):114-139. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-114-139 EDN: CVRGXD
43. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3(31). С. 125-133. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491 EDN: FGRZUS Konstantinovskiy D. L. Overcoming barriers in education: research and social practice. 2020;8(3):125-133. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491
44. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3(157). С. 392-421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU Bogdanov M. B., Malik V. M. Social, territorial and gender inequalities in educational trajectories of the Russian youth. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020;(3):392-421. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU
45. Дождиков А. В. Дистанционный творческий экзамен для поступающих в вузы // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 86-92. EDN: YHQCBT Dozhdikov A. V. The distant creative examination for university entrants. Higher Education in Russia. 2017;(3):86-92. (In Russ.). EDN: YHQCBT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье определяются и проблематизируются зоны влияния философии процесса А.Н.Уайтхеда на акторно-сетевую теорию и философию модусов существования Б.Латура. Аналитические процедуры реализуются в эмпирическом поле и затрагивают такие важные темы, как изменение направления вектора исследований от бытия к становлению, определение структуры эмпирического опыта, понимание процессуальности события, определение зон переходов между событиями и др. Исследование проводится последовательно на двух уровнях: уровне событийности и уровне ценностных траекторий. В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующий тезис: два вида становления у Уайтхеда - «сращение» и «переход» - соотносимы с понятиями актор-сеть и траекториями модусов существования Латура. Кроме этого выявляются регионы концептуальных различий двух эмпирических онтологий. Главным из них признается отсутствие в акторно-сетевой теории потенциальной области вечных объектов. Устранение Латуром вечных объектов, имеющих первостепенное значение в философии Уайтхеда, выводит его онтологический проект на уровень актуальной событийности и ставит перед необходимостью поиска средств, обеспечивающих сетям повторяемость, устойчивость и стабильность. Обращение к позднему проекту Латура - философии модусов существования - показывает, что область потенциального, выведенная за рамки акторно-сетевой теории, появляется в его новом метафизическом проекте. По мнению автора настоящей статьи, - это ценностные модальные траектории. В завершение высказывается предположение о том, что ценностные модальные траектории могут быть сопоставлены с категорией виртуального в философии Ж.Делёза.
Статья содержит результаты третьего этапа исследования, раскрывающего устойчивость и дифференцирующее действие габитусов (ментальных и современных черт национального характера, жизненных позиций) и миграционных установок в определении молодёжью целей, значимых для будущего страны. На основе сравнительного анализа двухмерных распределений с применением статистики χ2 выявлено, что устойчивость проявили как габитусы, восходящие к ментальным чертам (любовь к отечеству, милосердие и сострадание, любовь к ближнему), традиционные жизненные позиции (коллективизм и бескорыстие), так и габитусы, генетически связанные с современными чертами национального характера (стремление отстаивать права человека, открытость ко всему иностранному) и активная жизненная позиция. Габитусы с традиционным ценностным основанием резко разделяют выраженных носителей установки и отрицающих её наличие в их выборе целей. Традиционные установки, чаще чем современные, становятся основой конструирования более определённой субъективной реальности будущего. Наиболее явно дифференцирующее действие зафиксировано в связях установки на любовь к отечеству и общественной значимости крепкой семьи для будущего страны; любви к ближнему, милосердия и сострадания, чести, достоинства, бескорыстия и доступного квалифицированного здравоохранения. Смысловое наполнение этих установок конвертируется в заботу о ближних и сопереживание дальним, преимущественно касается удовлетворения витальных потребностей здоровья и жизни. К ним примыкает и современная установка на отстаивание прав человека в отношении комфортного жизненного пространства как параметра образа будущего. Наименьшую устойчивость в регулировании представлений о целях будущего страны проявили традиционная установка на подозрительность к иностранцам и современные установки на отношение к стране как к месту проживания, демонстративную жалостливость, рациональное, прагматичное отношение к окружающим и индивидуализм. В этом случае регулирующим действием обладают несформированные установки, что и объясняет их неустойчивость. Для установок молодёжи на эмиграцию по сравнению с установками на осёдлость и внутреннюю миграцию, характерна девальвация ключевых общественно значимых целей-ценностей (крепкой семьи, труда, образования), но большая поддержка активного гражданского общества как наиболее полного выражения агентности, возможности реального влияния на политический процесс и принятие управленческих решений.
В работе рассмотрены состояние и динамика представлений российских граждан о деятельности Евразийского Экономического Союза. На основе системы показателей и эмпирических индикаторов проведён анализ отношения к составляющим и результатам интеграционных процессов; изучена связь оценок деятельности ЕАЭС с представлениями об актуальных социальных процессах в стране. Основой проекта являются сравнительные репрезентативные исследования, осуществлённые по единой методике в Москве и Белгороде в последнее десятилетие. Было зафиксировано, что в исследуемых регионах уровень одобрения деятельности ЕАЭС продолжает оставаться достаточно высоким (40% в Москве и 41% в Белгороде). Вместе с тем, полученные данные отражают факт заметного падения уровня одобрения респондентами деятельности экономического союза за последнее десятилетие. Результаты исследования позволяют также говорить о наличии лакун в информировании граждан о сути интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Согласно результатам, респонденты выделяют несколько ключевых причин, препятствующих интенсификации интеграционных процессов: национальные элиты, преследующие свои интересы (37% и 30% в Москве и Белгороде соответственно); отсутствие единства целей интеграции в государствах ЕАЭС (36% в Москве, 26% в Белгороде); политическая, культурная, экономическая разобщённость стран-участниц ЕАЭС (четверть опрошенных в исследуемых регионах РФ). Выявлено, что отдельные социальные процессы в стране негативно связаны с уровнем одобрения деятельности ЕАЭС. Так, зафиксированы статистически значимые эмпирические зависимости, когда трактовка респондентами межнациональных отношений в регионе как напряженных, негативная оценка эффективности миграционной политики властей предполагают меньший уровень одобрения ЕАЭС.
В статье анализируются последствия потока эмиграции, связанного с началом специальной военной операции, для научного и инженерно-технического потенциала страны. В первую очередь уделяется внимание специалистам сферы информационных технологий. В рамках подхода исторической социологии предложена модель шести волн эмиграции из России на протяжении 100 лет. Последовательно рассмотрены волны российской эмиграции с привязкой к проблемам взаимоотношений интеллигенции с властью и «утечки мозгов». Даётся характеристика каждой из волн эмиграции, их особенностей, мотиваций, социального состава, географической направленности, позволяющих различать их между собой не только по временным периодам. Волны №1, 2, 3 и 6 имели политико-идеологическую мотивацию, волны №4 и 5 - исключительно экономическую, отток квалифицированных кадров был связан с волнами №1, 3, 4, 6. Рассмотрена «идея общей судьбы» с Россией как альтернатива ассимиляции эмигрантов в стране пребывания. Проведён сравнительный анализ восприятия российских эмигрантов принимающей стороной (Западом») в условиях «холодной войны» и разрядки («третья волна» эмиграции) и в условиях гибридной войны («шестая волна»). На основе обозначенных тенденций можно заключить, что как в условиях санкций не произошло краха российской экономики в целом и отрасли ИТ, в частности, так и не произошло кадровой катастрофы с отъездом квалифицированных специалистов.
В статье рассматриваются итоги выборов депутатов Европейского парламента, которые прошли 6-9 июня 2024 года во всех 27 странах-членах Европейского Союза. Представлен обзор десяти основных официально зарегистрированных европартий-участников этих выборов, включая шесть так называемых еврооптимистических, поддерживающих ЕС, и три евроскептических, критикующих нынешнее состояние Союза. Проведён анализ основных итогов деятельности Европарламента предыдущего, IX созыва в период с 2019 по 2024 годы, в том числе результаты деятельности всех парламентских групп, действующих в нем и представляющих восемь ведущих европартий. Рассмотрены ключевые тенденции трансформации европейской партийно-политической системы за последние пять лет, включая падение популярности ведущих европартий и их партий-членов: консерваторов, социал-демократов, либералов и зелёных и рост привлекательности евроскептических и популистских партий во многих странах-членах ЕС; электоральные успехи на национальных выборах представителей правых, в том числе праворадикальных партий, долгие годы находившиеся в оппозиции, и обострение проблем, связанных с безопасностью и обороноспособностью ЕC. Представлены предвыборные позиции ведущих европейских партий, а также прогнозные оценки их участия в евровыборах 2024. Рассмотрены их итоги и проанализированы результаты формирования новой структуры Европарламента, включая образование двух новых оппозиционных евроскептических групп праворадикального толка: «Патриоты за Европу» (создана венгерской партией «Фидес» В.Орбана, французской партией «Национальное объединение» М.Ле Пен, чешской партией АНО А.Бабиша и др.), и «Европа суверенных наций» (возникла по инициативе партии «Альтернатива для Германии»).
Статья посвящена выявлению ключевых изменений в практиках политического участия российских граждан в период проведения специальной военной операции на территории Украины, обусловленных, помимо прочего, трансформацией публичного политического дискурса и цифровой среды. Анализируя феномен общественной консолидации в условиях СВО, ключевые модели политического участия и изменения медиапотребления россиян за последние два года, автор приходит к выводу, что после 24 февраля 2022 года в России произошла определённая трансформация публичного дискурса и структуры медиапотребления, а также связанных с этим фактором практик политического участия россиян. Наблюдается дифференциация социально-активной части населения на две неравных группы: с одной стороны, несогласное протестное меньшинство, главной формой политического участия и «высказывания» которого стали эмиграция или спонтанные акции протеста; с другой стороны- консолидированное патриотически настроенное большинство, выражающее поддержку деятельности руководства страны через традиционные, а также новые формы участия: благотворительность, волонтерство, «провластное» электоральное поведение, информационно-агитационную работу. Также отмечается, что преобладающими практиками политического участия, обусловленного использованием цифровых технологий, на сегодняшний день является волонтёрская деятельность (включая «виртуальное волонтерство»), протестное политическое участие, а также конвенциональные практики электорального участия с использованием технологий дистанционного электронного голосования.
Статья посвящена анализу электоральных результатов оппозиционных политических партий на выборах в органы местного самоуправления, которые состоялись в сентября 2024 года. Рассматривая оппозицию как важнейший элемент современной политической системы, автор обосновывает значимость присутствия оппозиционных политических партий на всех уровнях власти. На основе анализа актуальной электоральной статистики показано, что возможности политической конкуренции на выборах местного уровня несколько выше, чем на региональном и федеральном уровнях, что объясняется меньшей заинтересованностью региональной политической элиты определять муниципальное управление, особенно на фоне снижения бюджетной обеспеченности местного самоуправления и перманентных реформ местного уровня власти. Анализируя реформы местного самоуправления, автор приходит к выводу о постепенном встраивании органов МСУ в общую вертикаль власти и к воспроизводству его зависимости от власти федеральной и региональной. Это, в свою очередь, ведёт к низкому уровню доверия к МСУ со стороны граждан. При этом партии на местном уровне остаются важными акторами гражданского общества и основными участниками электорального процесса, однако его участниками в настоящее время становится менее половины из зарегистрированных политических партий. Автор показывает, что главным бенефициаром выборов становится партия «Единая Россия», в то время как оппозиционные партии довольствуются скорее участием, чем победой. Предложена типология оппозиционных политических партий, в основу которой положены активность участия в избирательных кампаниях (количество выдвинутых кандидатов, количество регионов, где партии принимают участие, количество полученных после распределения голосов мандатов).
В статье выявляется специфика информационного воздействия на аудиторию противника в конфликтах гибридного формата. Отмечая трудности методологического и правового характера в поисках адекватного определения понятия «гибридная война», автор даёт краткий обзор основных научных подходов к изучению проблематики гибридных войн в современной академической литературе. Подчёркивается, что способы гибридного воздействия на массы являются результатом глобализации и формирования информационного общества. Особенности неконвенциональных приёмов в военно-политических конфликтах рассматриваются автором в контексте политики постправды. Анализируются объективные предпосылки для распространения различных способов манипулирования информацией в целях достижения политического превосходства над противником. Существующие методы когнитивного воздействия на сознание граждан рассматриваются как оружие, которое применяется участниками военно-политического противостояния анонимно, без объявления войны. Автор приходит к выводу о том, что успех гибридных атак зависит не столько от технологий, сколько от способности властей поддерживать социально-политическую стабильность в государстве.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru