В ходе онтогенеза дети учатся не только формулировать высказывания, но и самостоятельно исправлять свою речь, как это обычно делают взрослые во время разговора. Это помогает детям с течением времени стать более уверенными в себе и эффективными коммуникаторами. В статье представлены результаты изучения того, как дети самостоятельно корректируют свою речь в ходе телевизионного ток-шоу «Лучше всех!» Первого канала российского телевидения. Спонтанная речь в такой ситуации предполагает достаточно быстрый обмен репликами исходя из контекста и цели общения. Частью программы является интервью ведущего с ребенком, которое позволяет охарактеризовать личность героя передачи, создать связь с аудиторией и вызвать больший интерес к способностям ребенка. В исследовании, построенном на основе конверсационного анализа, рассматриваются различные виды самокоррекции (замены, повторы, добавления, обрывы), их функции, контекст и роль в диалоге. Полученные результаты свидетельствуют о том, что самоисправления являются как следствием трудностей при подборе лексики, так и отражением процесса поиска ребенком наиболее эффективного способа выражения мыслей. Кроме того, исследование показало, что различные проявления самокоррекции свойственны детям начиная с двух лет и сохраняются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
In the course of ontogenesis, children learn not only to formulate statements, but also to independently, as adults usually do during a conversation, correct their speech. This helps them become more self-confident andeffectivecommunicatorsovertime.Thisarticleusesthemethodofconversationalanalysistostudyhow children self-correct their speech in the television talk show Best of All! on a Russian TV channel ‘Channel One’. In these conditions, spontaneous speech is a fairly quick exchange of turns based on the context and purpose of communication. Part of the program is an interview with a child. The interview is an opportunity to learn about the child’s personality, create a connection with the audience and arouse greater interest in the child’s abilities. The study examines various types of self-correction behaviour (substitution/replacement, repetition, addition, use of sentence fragments), their functions, contexts of use and the role in the dialogue. The results confirm that self-corrections may indicate lexical difficulties, but also reflect the child’s attempts to find the most effective way to express him/herself. In addition, self-correction techniques are found in children as young as two years of age. They persist through preschool and early school years.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2687-0215-2022-4-1-26-41
- eLIBRARY ID
- 54733035