В работе предпринята попытка определить суть понятия «гражданственность» исходя из проведенного анализа данной традиционной ценности в контексте трудов, имеющихся в отраслевых науках. Имеющийся материал позволил автору прийти к выводу, что гражданственность – политизированное понятие, аккумулирующее в себе единство таких понятий, как «гражданин-общество-государство», что проявляется в педагогике при формировании гражданственности как определенного качества личности у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор вынес предположение, что гражданственность у указанных сотрудников формируется за счет развития таких качеств как социальная активность, осознание необходимости исполнения гражданского долга, дисциплинированности и коллективизма. Перечисленные направления в работе с сотрудниками способствуют формированию у сотрудника нового образа «хороший гражданин», придерживающегося не только при исполнении должностных обязанностей, но и в повседневной жизни зарекомендовавшего себя как социально активного гражданина, ориентированный на реализацию государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день отмечается возросший интерес к теме традиционных ценностей в общем и к отдельным ее элементам в частности. Одним из таких является гражданственность. Этому есть рациональное объяснение – принятый 9 ноября 2022 г. указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» (далее – указ № 809), в котором помимо дефиниции традиционных ценностей определены семнадцать элементов ее составляющих, одним из которых является упомянутая гражданственность. На наш взгляд, неверно утверждать, что интерес к сущности, понятию гражданственности возрос с принятием указа № 809. Напротив, ей было посвящено достаточно широкий круг научных исследований, нашедших свое воплощение в следующих отраслевых науках: в философии гражданственность сводится к моральному измерению взаимоотношений человека и государства [20, с. 8]; в социологии рассматривалось как свойство личности, проявляющееся в заинтересованности, информированности, социальной активности человека к внешним явлениям и событиям [15, с. 6]; в политологии гражданственность представляется как политико-нравственное-правовое качество социума [18]; в педагогике как качество личности [8, с. 182-183]; в культурологии наиболее интересным способом отражена гражданственность, а именно – это специфический культурный код межчеловеческих отношений [17, c. 12-13]; в праве – это правосознание, выражающейся в социально-психологической и
морально-нравственной идентификации личности как гражданина того или иного государства с дальнейшей трансформацией в надлежащее правомерное поведение [16, с. 15]. Обобщая разнообразие подходов к интерпретации «гражданственность», утверждать о наличии единого, унифицированного определения рассматриваемого понятия не представляется возможным.
Список литературы
- Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 10.07.2023))
- Демидов О.Г., Михайлова О.Е. Понятие и сущность служебной дисциплины в уголовно-исполнительной системе //Закон и право. – 2021. – № 6. – С. 97-100.
- Евстифеев Д.М. Понятие конституционного долга личности // Мудрый юрист. https://wiselawyer.ru/poleznoe/101680-ponyatie-konstitucionnogo-dolga-lichnosti?ysclid=lr874mt9fd623912601 (дата обращения: 10.01.2024).
- Еременко В.Д., Кашко Т.В., Остапенко В.С., Хоменко А.А. Гражданственность сотрудников УИС: сущность, содержание, формирование в ведомственных вузах // Психология образования в политкультурном пространстве. – 2016. – № 4 (36). – С. 38-44.
- Елагин А.Г. Безопасность и свобода в жизнедеятельности человека // Труды Академии управления МВД России. – 2015. – № 1 (33). – С. 5-8.
- Жадан В.Н. Конституционные обязанности человека и гражданина в России, их реализация // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 6 (23). – С. 5-11.
- Коновалова М.Н., Джураева Е.П. Теория коллектива: наследие отечественной педагогической науки // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 7 (18). file:///C:/Users/admin/Downloads/teoriya-kollektiva-nasledie-otechestvennoy-pedagogicheskoy-nauki%20(1).pdf (дата обращения: 10.01.2024).
- Куршев А.В. Понятие гражданственности в диссертационных исследованиях //Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – № 3. – С. 181-183.
- Побединская Т.В. Понятие и признаки служебной дисциплины сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы // Столыпинский вестник. – 2022. – № 4. – С. 2171-2184. 10. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - Москва : Рус. словари, 1994.
- Толстошеева К.Н. Общее понятие о коллективе и коллективизме // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-4. – С. 132-135.
- Трифонова Ж.Н. Коллективизм в советской идеологии и в педагогической системе А.С. Макаренко: сравнительно-сопоставительный дискурс// Социальная педагогика. – 2019. – № 1. – С. 125-131.
- Исаева К.В. Формирование профессионального мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе ведомственного вуза. Дис…канд.пед.наук. – Воронеж, 2022. – 241с.
- Полухин О.Н. Гражданственность как предмет политического анализа. Дис…докт.полит.наук. – М., 2005. – 355 с.
- Гареева Л.Г. Институт гражданственности. Сравнительный социологический анализ городов разной людности (на примере городов Урала). Автореф. дис…канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2008. – 19 с.
- Дрогавцева Е.А. Право на гражданство: конституционные гарантии и проблемы реализации. Автореф. дис…канд.юрид.наук. – СПб., 2023. – 31 с.
- Капустина З.Я. Гражданственность как ценность российской культуры. Автореф. дис…докт.культурологии. – М., 2008. – 37 с.
- Скалина А.Н. Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология. Автореф. дис…канд.полит.наук. – Уфа, 2009. – 20 с.
- Фомичева Л.Н. Современная концепция правового поведения личности. Автореф. дис…канд.юид.наук. – М., 1994. – 29 с.
- Шестакова Н.А. Этические основания гражданственности. Автореф. дис…канд.филос.наук. – Саранск, 2009. – 24 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлено основное содержание современной системы работы с молодежью, которая может быть реализована в уголовно-исполнительной системе. Рассмотрены основные элементы, которые позволяют управлять этой системой, их содержательное наполнение и особенности реализации.
В статье рассматриваются вопросы организации системы профессионального сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Отдельно представлены вопросы организации отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и организации процесса адаптации вновь принятых сотрудников.
В статье рассматриваются организационно-правовые и психологические особенности реализации прокурорского надзора для обеспечения прав и социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предлагаются пути совершенствования надзорной деятельности и обеспечения законности не только в сфере исполнения уголовных наказаний, но и прав, свобод и социальных гарантий персонала УИС.
Отмечена важность психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Раскрыто соотношение времени, которое отводится на это направление деятельности и на психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Проанализированы основные направления психологической работы с персоналом. Раскрыты организационные предпосылки развития психологической службы, как структурного подразделения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества в России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания в советский период развития российского государства, его состояние в конце ХХ века и в современный период.
Отмечается значение патриотического воспитания в общей системе воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы как в целом, так и с сотрудниками, проходящими службу в уголовно-исполнительных инспекциях, а также необходимость наличия убежденной патриотической позиции у данных сотрудников при проведении воспитательной работы с подучетными лицами.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания.
В статье рассматриваются проблемные вопросы воспитательной работы с личным составом, комплектования и закрепления кадров, дисциплинарной практики, социально-бытового обеспечения персонала пенитенциарных учреждений Российской Федерации.
Приметой настоящего времени современного общества становится всеобщая информатизация, публичное освещение и обсуждение (не всегда с задачей ориентации на объективность) самых разнообразных социальных сторон, манипулирование и управление общественным сознанием. Сам «объем» информационного пространства, его «плотность» и многовекторность смыслов такова, что человеку в подобных условиях довольно трудно сформировать устойчивую непротиворечивую систему ценностей и жизненных ориентиров, что находит свое отражение в конкретных поступках и поведении в целом. Наиболее остро данный аспект находит свое отражение в осуществлении воспитательной и психологической работы, реализуемой в государственных структурах, на которые возложены важные социальные обязанности. В частности, в правоохранительных органах. Вопросу формирования образа сотрудников пенитенциарной системы в обществе посвящена данная работа. В ней на примерах образов сотрудников системы исполнения наказаний как зарубежных, так и отечественных кинофильмов продемонстрированы неоднозначность и противоречивость «собирательного портрета» персонала исправительных учреждений, транслируемого в общество. Данное обстоятельство непосредственным образом отражается на индивидуально-личностном психоэмоциональном состоянии отдельных работников уголовно-исполнительной системы, дестабилизируя его, а в совокупности может находить негативное отражение на региональном и федеральном уровнях в работе учреждений и органов системы исполнения наказаний.
Необходимость повышения уровня подготовки выпускников федеральных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, актуализировало важность формирования и дальнейшего развития патриотизма у молодых специалистов – выпускников образовательных организаций ФСИН России. Понимание молодым специалистом феномена духовности и духовного развития как системообразующей характеристики личности способно противопоставить себя негативному влиянию окружающей действительности. Возможности патриотического воспитания на основе духовности личности предполагает соответствующее развитие ценностно-смысловой, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности молодого специалиста.
Воспитательная работа с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы имеет свои особенности и является важным фактором их успешной профессиональной социализации. В статье определены и проанализированы необходимые условия эффективности проводимой воспитательной работы с молодыми сотрудникам. Условия эффективности воспитательной работы с молодыми сотрудниками УИС определены, исходя из организационных и психолого-педагогических особенностей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Статья посвящена проблемам формирования патриотизма граждан нашей страны (особенно молодежи) в современных условиях, когда человечество, включая граждан России, переходит к жизни от одной ментальной цивилизации к другой на фоне мощнейших интеграционных и миграционных процессов и формирования общечеловеческих ценностей, норм и правил поведения, а также ценностного мира; когда виртуальная жизнь, связанная с использованием цифровых технологий, превращается в состояние реальной жизни молодежи всего мира.
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
В статье рассматривается проблема антикоррупционного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализируются отдельные аспекты научных исследований антикоррупционного образования, формирования антикоррупционного поведения, нетерпимости и противодействия коррупционным. Формулируются задачи, которые необходимо решать в ходе научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в аспекте борьбы с коррупционными проявлениями.
Патриотическое воспитание работников уголовно-исполнительной системы направлено на развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Значительная роль в осуществлении данного направления воспитательной работы принадлежит институтам гражданского общества. В настоящей статье рассматриваются особенности участия общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органов в рамках проведения в 2023 году Всероссийской акции «Вахта памяти», посвященной памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su