В данной статье представлены результаты исследования возможностей и проблем профессионального развития кадрового потенциала в условиях построения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в аспекте особенностей муниципальной системы образования (МСО). Исследование проводилось в 2023 году, в нем участвовало 7343 респондента из 5 регионов РФ, в том числе, новых регионов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Республики Карелия, Кировской и Ярославской областей. Автор статьи приводит теоретический анализ исследований функционирования и развития муниципальной системы образования как составной части региональной и федеральной систем образования; показывает особенности построения МСО как совокупности всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения. В статье предложен анализ документов федерального уровня, регламентирующих формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (ЕФС НМС), показаны возможности МСО для реализации государственной образовательной политики, а также для построения муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (МС НМС) как сегмента региональной системы (РС НМС). В статье предложено описание и спецификация инструмента исследования анкет-опросников для педагогических работников и руководителей системы образования. Показаны данные, полученные в процессе анализа общих результатов исследования с учетом особенностей управления и функционирования муниципальной системы образования в сфере подготовки и профессионального развития педагогических кадров: принципов и ценностей построения МС НМС; направлений совершенствования МС НМС; возможностей использования объединений, служб, ресурсов на муниципальном уровне для профессионального развития кадров. На основе выявленных в процессе исследования проблем, имеющих наибольшее значение для МСО, предложены некоторые эффективные способы и первоочередные задачи муниципального органа управления образованием по совершенствованию процесса профессионального развития кадрового потенциала.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-1-19-115
- eLIBRARY ID
- 67949741
Система управления образованием в Российской Федерации (далее – РФ) выстраивается на всех уровнях: от федерального к региональному и муниципальному. Следует отметить, что федеральная система образования (ФСО), региональная система образования (РСО) и муниципальная система образования (МСО) составляют единое образовательное пространство РФ и находятся в определенной иерархической зависимости. При этом, органы местного (муниципального) самоуправления организуют деятельность, направленную на реализацию общегосударственных и региональных задач в сфере образования, но при этом, могут выполнять лишь часть задач в соответствии со своими социальными, экономическими, территориальными, поликультурными особенностями. [Куранов, 2003, с. 60–61].
Список литературы
-
Байбородова Л. В. Взаимодействие субъектов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. Вып. 2. С. 169-179. EDN: CFVOIW
-
Братановский С. Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности / С. Н. Братановский, Ю. Н. Царев. Москва: Арт-Пресс, 2013. 224 с.
-
Волхонская К. В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 124-126. EDN: USCIMQ
-
Золотарева А. В. Организация методической деятельности региона: приоритеты, возможности, проблемы // IV Авдеевские чтения: сб. мат. Всероссийской научно-практич. конф. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 2023. С. 21-27. EDN: VOYNJY
-
Золотарева А. В. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски / А. В. Золотарева, Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 12-43. EDN: XKYFYE
-
Концепция и вариативные модели построения региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой, М. В. Груздева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 429 с.
-
Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р). URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 20.08.2023).
-
Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (Утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174). URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-16.12.2020-N-R-174/(дата обращения: 20.08.2023).
-
Коротина К. С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование // Вопросы экономики и управления. 2017. № 4 (11). С. 10-12. EDN: ZSGYOH
-
Коряковцева О. А. Модернизация системы профессионального развития научно-педагогических работников в условиях вуза // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6 (135). С. 8-17. EDN: CWUNWJ
-
Коряковцева О. А. Навигатор нормативно-правовой базы системы образования Российской Федерации как инструмент профессионального развития педагогических кадров новых регионов Российской Федерации / О. А. Коряковцева, Н. В. Шляхтина // Вестник Саратовского обл. института развития образования. 2023. № 3(33). С. 55-64. EDN: PEASZF
-
Куранов А. К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования: монография. Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т, 2003. 241 с.
-
Лунев А. Н. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования / А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева, Л. З. Стуколова // Концепт. 2014. № 02. С. 1-7.
-
Основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского рост (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/(дата обращения: 20.08.2023).
-
Паспорт Национального проекта "Образование" (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 3 сентября 2018 г. № 10). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/(дата обращения: 17.11.23).
-
Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174" // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/download/5420/(дата обращения: 17.11.23).
-
Серафимович И. В. Социально-психологическое сопровождение конкурсного движения как формата непрерывного профессионального образования: практикум / И. В. Серафимович, Г. В. Отрошко, Е. В. Таттыбаева. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. 62 c. EDN: JGVXCU
-
Серафимович И. В. Горизонтальное обучение педагогов в профессиональных обучающихся сообществах: учебное пособие / И. В. Серафимович, О. В. Тихомирова. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. 140 с. EDN: NYSPYM
-
Серафимович И. В. Ресурсность управленческого мышления при организации наставничества в образовательных организациях / И. В. Серафимович, Н. В. Шляхтина // Стратегия развития образования для будущего России: мат. Междун. научно-практ. конф., приуроченной к Году педагога и наставника в РФ. Владимир, 2023. С. 371-380.
-
Система муниципального управления: учебник для вузов / под редакцией В. Б. Зотова. Санкт-Петербург: Лидер, 2005. 493 с.
-
Совершенствование региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников в условиях интеграции в единое образовательное пространство Российской Федерации: учебное пособие / под ред. А. В. Золотаревой, Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 387 с.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 20.08.2023).
-
Шляхтина Н. В. Чему и как учить педагогов и управленцев: исследование запросов на направления повышения квалификации и профессионального развития / Н. В. Шляхтина, Е. В. Владимирова // Современное образование на пути от теории к практике: векторы развития: мат. межрег. научно-практ. конф. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. С. 224-230. EDN: UFZXCG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Публикация посвящена проблемным ракурсам и перспективным тенденциям современного непрерывного профессионального педагогического образования в России. Сегодня вопрос профессионального развития педагогов является актуальным, поскольку выстраивается единое образовательное пространство в Российской Федерации. Единая федеральная система научного методического сопровождения носит многовекторный и полисубъектный характер. В нее входят федеральные, региональные, муниципальные организации, элементы формального и информального образования, в том числе и на уровне образовательной организации. В таком многообразии педагогу достаточно сложно сориентироваться и выбрать те формы и направления, которые обеспечат его непрерывное профессиональное развитие. В статье представлены результаты исследования педагогических работников из разных регионов РФ, включая новые территории (n=6616). Уделено внимание рассмотрению представлений педагогов об используемых форматах непрерывного профессионального образования и внешних ресурсах профессионального развития. Акцентирована, с одной стороны, многоаспектность форматов постдипломного профессионального образования, с другой - эклектичность и неструктурированность при построении индивидуального образовательного маршрута. Как показывают результаты исследования, педагог более мотивирован на непрерывное профессиональное развитие внешней мотивацией (материальное и моральное стимулирование), чем внутренней. Приведены аргументы в пользу необходимости усиления и трансформации методического сопровождения педагогического сообщества - работников системы дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений и школ, системы профессионального образования. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов исполнительной власти, органов муниципального самоуправления, системы дополнительного профессионального образования в целях создания эффективных условий непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
В статье рассматриваются направления и перспективы профориентационной работы на примере деятельности конкретной сельской школы. Для полноценного развития молодого поколения нужна системная работа во всех сферах жизни и деятельности детей и молодых людей: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование. Несомненно, что выбор профессии для школьников - сложное и важное жизненное решение. В старших и выпускных классах данная проблема перед обучающимися встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна функционировать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и всех социальных партнеров. Одним из ключевых аспектов успешной профориентационной работы является сотрудничество между школой, социальными партнерами и будущими работодателями. Статья подчеркивает значимость построения моста между школьным образованием, социальными партнерами и будущим профессиональным путем обучающихся, чтобы помочь им выбрать правильную профессию. Авторы предлагают конкретные методы и подходы. В статье приводится ряд примеров из практики, иллюстрирующих эффективность применения различных методов и подходов в профориентационной работе, которые помогли учащимся выбрать профессию и успешно трудоустроиться. Важным аспектом авторы считают построение «моста» между школой, профессиональной средой и учащимися, который поможет им лучше понять свои интересы, способности и возможности. Это означает, что программы и методы профориентации должны учитывать особенности местности, ее экономические и социальные потребности, а также возможности для трудоустройства. Кроме того, программы должны помогать учащимся в выборе профессии, которая будет востребована в данном регионе.
Статья посвящается актуальной для современной педагогической науки проблеме формирования такого личностного образовательного результата, как самооценка. Повышение уровня ее сформированности выступает проявлением становления учащегося как субъекта учебной деятельности. В излагаемых теоретических положениях статьи раскрывается значение развития осознанной, адекватной, дифференцированной, устойчивой самооценки, которое заключается в том, что она выступает мотиватором учебной деятельности, определяет уровень притязаний школьника в учебных достижениях, обеспечивает своевременную корректировку выдвигаемых задач на основе оценки результатов их решения. Формирующаяся самооценка во взаимосвязях ее проявления (общая, обобщенная, частная) позволяет учащемуся занять активную позицию к своей психологической данности и сделать ее в процессе учебной деятельности предметом преобразования. При анализе современных психолого-педагогических исследований делается вывод о том, что они носят преимущественно аспектный характер, сосредоточиваясь на возрастных, гендерных, этнических и других особенностях развития самооценки учащихся, не уделяя необходимого внимания специфике образовательно-культурных условий обучения, которыми отличаются городская и сельская школы. Обозначение авторами статьи методического аспекта проблемы связывается с необходимостью изучения процесса формирования самооценки школьников на уроках отдельных учебных дисциплин. Основным учебным предметом начальной ступени образования является обучение чтению. От сформированности навыка чтения зависит успешность учебных достижений младшего школьника по всем образовательно-предметным областям. В статье приводятся авторские данные по особенностям формирования самооценки младших школьников, в том числе - по формированию самооценки первоклассников сельской школы в процессе обучения чтению.
В статье обосновывается значимость гражданско-патриотического воспитания в контексте обеспечения личностной и общественной безопасности. Отмечается, что именно духовное здоровье, аксиологический потенциал личности, включая гражданственность и патриотизм, в сложившихся сегодня условиях признается стратегическим ресурсом выживания и развития, обеспечения безопасности социальной системы в целом и личности в частности. Сегодня, как никогда, актуализируется очень сложная проблема духовной безопасности; речь идет о необходимости создания и поддержания таких условий, без которых невозможно формирование и развитие адекватных ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе. Исходя из того, что обеспечение безопасности субъекта рассматривается как создание условий, которые способствовали бы реализации его интересов, в основе которых находятся его ценности, воспитание, в том числе и гражданско-патриотическое, должно рассматриваться как создание условий, в которых субъекты сохраняют и воспроизводят свои ценности, проявляющиеся в отношениях к миру, к другим, к самому себе. При это речь идет о гуманистических, традиционных духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностях. В статье представлена система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в Республике Беларусь, нормативная правовая база, ценностно-целевые приоритеты (формирование активной гражданской позиции, социальной активности или готовности к реализации общественно значимых инициатив), составляющие системы, содержание воспитательной деятельности в аспекте гражданско-патриотического воспитания. Особое внимание уделяется представлению продуктивных практик гражданско-патриотического воспитания в Республике Беларусь в системе общего среднего школьного и дополнительного образования, вопросу усиления воспитательного потенциала учебных предметов.
В статье доказывается тезис о том, что становление российского информационного общества обусловило и модернизацию образования, осуществляемую первоначально на организационно-экономическом уровне, а в настоящее время социокультурными средствами. Реализация ведущих идей социокультурной модернизации образования способствовала значительной трансформации структуры и содержания деятельности сельских образовательных организаций: стали формироваться новые экосистемы сельских школ, инновационные модели кадрового обеспечения их деятельности, сетевые механизмы проектирования и реализации совокупности вариативных образовательных программ и т. д. В исследовании выявлены тенденции становления сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования (становление сельских общеобразовательных организаций как социокультурной открытой сетевой системы; обусловленность процесса становления сельских школ содержанием и степенью инноваций в региональных системах образования; возрастание адаптационных и рурально-ориентированных компонентов в содержании образовательных программ сельских школ; зависимость уровня готовности сельских учителей к профессиональной деятельности от степени сформированности и содержания стереотипов их профессиональной деятельности и др.); обосновывается перспективность модели становления школы в условиях социокультурной модернизации образования, опирающаяся на исторические предпосылки, требования общества и государства с учетом оптимального сочетания социокультурного, пространственного, компетентностного, системно-деятельностного подходов; выявляются особенности сельской школы периода социокультурной модернизации образования, которые обоснованы идеей сетевизации, цифровизации, мобильности, конвергентности, глокальности, динамической устойчивости, руральности и др. Делается вывод о сохранении конкретных особенностей данной группы общеобразовательных организаций в условиях цифровизации, сетевизации, стандартизации образования, введения программно-методических элементов контроля качества образовательного процесса.
В статье уточнены понятия групповой и коллективной идентичности применительно к младшему подростковому возрасту. Представлены результаты диагностики групповой и коллективной идентичности младших подростков. В исследовании приняли участие 148 обучающихся 5-х классов в возрасте 10-11 лет. Для диагностики использовались методика М. Куна и Т. МакПартленда «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой, анкета «Школьная идентичность» Д. В. Григорьева, методика оценки индекса групповой сплоченности по К. Э. Сишору, методика оценки социометрического статуса подростков в группе М. Р. Битяновой, авторская методика самооценки подростками своей групповой принадлежности. Полученные результаты показали, что большинство пятиклассников отождествляют себя с такими социальными ролями, как «сын/дочь», «крестник/крестница», «ученик/ученица», «друг/подруга», «гражданин России», а также со своей национальной принадлежностью и занятиями по интересам (путешественник, спортсмен, художница, самокатчик и т. п.). Все подростки причисляют себя к членам своей семьи, на втором месте - к гражданам России (82-93 % в разных классах), на третьем - к представителям своей национальной принадлежности (64-89 %) и к компании друзей (81-82 %). К классу, школьному сообществу, детской общественной организации причисляет себя меньшая доля подростков (52, 61 и 30 % соответственно). Сильная эмоциональная связь у большинства подростков с семьей (у 67-70 %), с гражданами России (56-61 %), с компанией друзей (41-70 %). С классом, школьным сообществом и детской общественной организацией сильную эмоциональную связь ощущают только треть подростков. Ситуации, в которых подростки осознают и выражают свою групповую идентичность, у большинства из них связаны с ощущением любви, заботы, доброго отношения, получением положительных эмоций, совместным времяпрепровождением, выполнением предписанных ролей. Только у пятой части подростков имеют место проявления коллективной идентичности, выражаемые через коллективную социально-значимую деятельность, помощь членам коллектива и обществу. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости целенаправленного формирования у младших подростков коллективной идентичности. Показана специфика такого формирования в сельских малокомплектных и в городских школах.
Повышенное внимание государства и общества к образованию проявляется в потоке нововведений последних десятилетий, обнаруживается в изменениях, затрагивающих все виды и уровни отечественной системы образования, касающихся каждого субъекта образования, по сути, каждого гражданина страны. В статье представлены результаты историко-педагогического исследования научно-педагогических сочинений Василия Александровича Сухомлинского - сельского педагога, директора сельской школы и всемирно известного учёного. Применены метод исторических параллелей, метод компаративного анализа и документальный метод, позволяющие сравнить идеи педагога с тенденциями и реалиями развития системы образования в современной России. Гипотеза исследования предполагает, что современные нововведения уходят своими корнями в научно-педагогические идеи и опыт отечественной школы, в том числе советской, представленные в научных трудах и практических наработках В. А. Сухомлинского. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых Сухомлинскому, непосредственного обращения к работам педагога-учёного, анализа декларированных и реализуемых преобразований в системе образования страны актуализированы ряд идей Сухомлинского (в области патриотического и трудового воспитания детей и молодёжи, в отношении роли семьи в воспитании юных и др.); обозначены тенденции модернизации образования в России (приоритет воспитательной функции образования, консолидация усилий и консенсус социальных институтов, прежде всего, семьи и школы в воспитании подрастающих поколений и др). Определены «исторические параллели» между школой середины XX века и школой России века XXI, подтверждающие жизнеспособность и современность педагогического наследия Сухомлинского, аргументированы необходимость и значимость «нового прочтения» его трудов современными исследователями и практикующими педагогами.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/