ISSN 2686-8652
Язык: ru

Статья: А. СУХОМЛИНСКИЙ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Читать онлайн

Повышенное внимание государства и общества к образованию проявляется в потоке нововведений последних десятилетий, обнаруживается в изменениях, затрагивающих все виды и уровни отечественной системы образования, касающихся каждого субъекта образования, по сути, каждого гражданина страны. В статье представлены результаты историко-педагогического исследования научно-педагогических сочинений Василия Александровича Сухомлинского - сельского педагога, директора сельской школы и всемирно известного учёного. Применены метод исторических параллелей, метод компаративного анализа и документальный метод, позволяющие сравнить идеи педагога с тенденциями и реалиями развития системы образования в современной России. Гипотеза исследования предполагает, что современные нововведения уходят своими корнями в научно-педагогические идеи и опыт отечественной школы, в том числе советской, представленные в научных трудах и практических наработках В. А. Сухомлинского. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых Сухомлинскому, непосредственного обращения к работам педагога-учёного, анализа декларированных и реализуемых преобразований в системе образования страны актуализированы ряд идей Сухомлинского (в области патриотического и трудового воспитания детей и молодёжи, в отношении роли семьи в воспитании юных и др.); обозначены тенденции модернизации образования в России (приоритет воспитательной функции образования, консолидация усилий и консенсус социальных институтов, прежде всего, семьи и школы в воспитании подрастающих поколений и др). Определены «исторические параллели» между школой середины XX века и школой России века XXI, подтверждающие жизнеспособность и современность педагогического наследия Сухомлинского, аргументированы необходимость и значимость «нового прочтения» его трудов современными исследователями и практикующими педагогами.

Ключевые фразы: педагогическое наследие в а сухомлинского, модернизация системы образования, педагогические идеи, историко-педагогический анализ, компаративный анализ, документальный метод, метод исторических параллелей
Автор (ы): Ефлова Зинаида Борисовна
Журнал: ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.014.3. Реформа системы воспитания и образования. Реформа школы
37.018.523. Сельские школы
Префикс DOI
10.20323/2686-8652-2024-1-19-5
eLIBRARY ID
67949735
Для цитирования:
ЕФЛОВА З. Б. А. СУХОМЛИНСКИЙ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи