Статья посвящена актуальной проблеме современности, связанной с формированием и развитием экранной культуры у студентов - будущих педагогов, поскольку в настоящее время невозможно представить образовательный процесс без использования экранной информации. Под экранной культурой в исследовании понимается сложнокомпонентное интегральное личностное качество, связанное с получением информации с экранов и преломляющееся через все традиционные компоненты базовой культуры. Перед системой педагогического образования высшей школы остро стоит вопрос, касающийся подготовки специалистов, способных целесообразно применять «экраны» в своей профессиональной деятельности как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах сельской местности. Для сельских школ проблема формирования экранной культуры субъектов образования стоит даже острее, чем для городских, в силу наличия, по данным многих исследований, определенного отставания сельской школы по уровню сформированности цифровой и информационной грамотности педагогов и обучающихся. Цель исследования состоит в проектировании, реализации и представлении обобщающих выводов по результатам анализа учебного занятия для студентов вузов педагогических направлений подготовки, направленного на мотивирование обучающихся к осмыслению собственной экранной культуры путем знакомства с сущностью феномена. Содержательными единицами, на основании которых студенты строили научное представление об экранной культуре, явились: понятие экранной культуры, история возникновения экранной культуры, место экранной культуры в базовой культуре личности и ее значение для профессиональной деятельности современного педагога. Разработанное учебное занятие сочетает различные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах) с использованием экранных средств и активных методов обучения. В результате целенаправленной работы по формированию представлений об экранной культуре обучающиеся на основе самоанализа отметили изменение самооценки уровня сформированности собственной экранной культуры, который в дальнейших исследованиях необходимо оценить при помощи объективных методов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-2-20-83
- eLIBRARY ID
- 67954873
Экранная культура, предполагающая использование различных цифровых экранов в образовании и умение праксеологически взаимодействовать с ними при считывании информации с них, становится все более важной составляющей подготовки будущих педагогов. Во-первых, экранная культура обеспечивает будущим педагогам доступ к передовым образовательным ресурсам и инструментам, объективно (положительно либо отрицательно) влияющим на подготовку будущего специалиста. Так, уже сейчас студентам и педагогам становятся доступны всевозможные образовательные приложения, интерактивные учебники, вебинары и онлайн-курсы, которые дают возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки и компетентности [Прокубовская, 2023]. Во-вторых, экранная культура позволяет как будущим, так и действующим педагогам экспериментировать с инновационными методами обучения.
Список литературы
-
Абугалиева Г. С. Педагогическая рефлексия в профессиональной подготовке будущих педагогов в высшей школе // Вестник ЗКУ. Уральск, 2015. № 2 (58). С. 109-115.
-
Адаскина А. А. Использование видеозадачника при подготовке будущих учителей / А. А. Адаскина, С. П. Санина, В. Л. Соколов // Современное образование. Москва. 2021. № 2. С. 1-15. EDN: IIXWYG
-
Беленкова И. В. Цифровая грамотность педагога и ее компоненты: мат. XIII межд. студ. науч. конф. “Студенческий научный форум” / И. В. Беленкова, Л. Ф. Адыева. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027952#:~:text=Цифровая%20грамотность%20является%20одной%20из,процесс%20обучения%20увлекательным%20и%20эффективным (дата обращения: 09.04.2024).
-
Бирюкова Е. А. О значении понятия культура. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-ponyatiya-kultura (дата обращения: 15.04.2024).
-
Жумашева С. С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-kak-odna-iz-klyuchevyh-kompetentsiy-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 04.04.2024).
-
Ивлев А. А. Формирование экранной культуры студентов университета: монография. Оренбург: Оренбургский гос. ун-тет, 2010. 322 с.
-
Козленко Д. Г. Потенциал экранной культуры в преподавании информационных технологий // Проблемы преподавания высшей математики и информатики в условиях новой образовательной парадигмы: мат. межд. научно-практ. конф. Минск, 2022. С. 58-61. EDN: NXYPRK
-
Коршунова О. В. Web-технологии в преподавании дисциплин педагогической тематики как средство формирования “экранной” культуры будущих учителей // Образовательные Web-технологии в реализации требований современных ФГОС: сб. ст. участников межд. научно-практ. конф. Арзамас, 2023. С. 350-356. EDN: ZNSPZP
-
Коршунова О. В. Смыслы экранной культуры как педагогического феномена / О. В. Коршунова, А. И. Корсенюк // Педагогика. Вопросы теории и практики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysly-ekrannoy-kultury-kak-pedagogicheskogo-fenomena (дата обращения: 14.04.2024).
-
Круподёрова К. Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К. Р. Круподёрова, Е. А. Гордеева, Д. Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-k-ispolzovaniyu-tehnologiy-dopolnennoy-i-virtualnoy-realnosti (дата обращения: 12.04.2024).
-
Лигостаева Н. Д. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества // Вестник Вятского государственного университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekrannaya-kultura-kak-aktualnaya-forma-sotsialnogo-mifotvorchestva (дата обращения: 12.04.2024).
-
Лукаш А. В. Культурологический аспект влияния экранной культуры на развитие труда // Инновационная экономика и общество. Омск, 2016. № 3 (13). С. 117-124. EDN: WYDDEX
-
Прокубовская А. О. Массовые открытые онлайн-курсы в подготовке будущих педагогов профессионального обучения по техническим отраслям / А. О. Прокубовская, Ю. А. Бекетова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: мат. XVI межд. научно-практ. конф. [27 февраля-3 марта 2023 г.]. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2023. С. 153-160.
-
Середа М. В. Организация работы студентов в парах или небольших группах как неотъемлемая характеристика сплоченности коллектива // Открытая электронная библиотека научно-образовательных ресурсов Оренбуржья. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/523 (дата обращения: 16.04.2024).
-
Сетевое издание Ведомости (Vedomosti): сайт. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/11/24/1007612-byudzhetnikam-razdadut-plansheti (дата обращения: 10.04.2024).
-
Смирнова Ж. В. Применение современных онлайн-платформ при подготовке педагога к занятиям / Ж. В. Смирнова, М. Л. Груздева, Д. С. Костылев // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО Крымский федеральный ун-т имени В. И. Вернадского, 2021. № 71-4. С. 265-268.
-
Филисюк Н. В. Индивидуальная работа студентов как форма подготовки творчески мыслящего специалиста. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7857 (дата обращения: 23.04.2024).
-
Хилько Н. Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. 104 с. EDN: QTENVV
-
Экранная культура в ХХI веке / В. В. Виноградов, К. К. Огнев, С. Л. Уразова, В. Л. Цвик / отв. за выпуск Н. И. Емельянова. Москва: ФГОУ ДПО ИПК работников телевидения и радиовещания, 2010. 480 с.
-
Screen Cultures // University of Oslo, East Norway: 2024. URL: https://studyinnorway.no/study-opportunities/screen-cultures (дата обращения: 22.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено состояние и теоретическая основа подготовки педагогических кадров для сельской школы в контексте информатизации образования в Китае, проанализированы мероприятия, которые Китай проводит для того, чтобы повышать квалификацию учителей сельских школ. Ускорение процессов информатизации и цифровизации системы образования является одним из важнейших условий достижения целей экономических и образовательных реформ в Китае. Педагог - участник, практик и проводник реформы образования. В этой связи важная роль отводится повышению уровня квалификации педагогов в сельских школах. Сельский учитель берет на себя ответственность и миссию по передаче знаний, воспитанию и играет решающую роль в повышении качества образования сельского населения. В настоящее время в Китае достигнуты некоторые успехи в формировании команды сельских учителей, но есть и проблемы. Системы образования России и Китая имеют много общего. Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху, сотрудничество и обмены в области образования между двумя странами активно развиваются. Представление о развитии сельских учителей в Китае дает основу для сравнительных исследований, а также возможность сотрудничества в области образования на селе. В ходе исследования была поставлена цель выявить динамику и уровень развития педагогических кадров для сельской школы в условиях информатизации образования в Китае. Для достижения поставленной цели применялся анализ методических теорий и концепций; изучался, сравнивался и обобщался опыт работы педагогов в сельских школах.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.
Статья посвящена особенностям формирования социального заказа на дополнительное образование детей, проживающих в условиях сельской местности. Подчеркнута важность удовлетворения социального заказа на дополнительное образование при введении системы персонифицированного учета. В ходе исследования установлено, что сельские дети, имея примерно такое же количество свободного времени, как и городские сверстники, меньше занимаются дополнительным образованием и самообразованием, но имеют больше времени для отдыха на открытом воздухе. Формулируя заказ на дополнительное образование, дети и их родители обращают внимание на количество и достаточность учреждений, направлений деятельности и программ, предлагаемых обучающимся к освоению. Частично недостаток учреждений и направлений дополнительного образования компенсируется неформальными формами получения образования. При определении перечня востребованных у сельских детей программ дополнительного образования была выявлена проблема сниженной мотивации детей, которая отражается в запросе на обучение. В статье систематизированы полученные в ходе исследования мнения респондентов о значимости дополнительного образования. Дети на первое место ставят процесс и формы организации деятельности, родители - удовлетворение интереса и результаты, педагоги - возможность развития личности. Представлены мнения респондентов о значении личности педагога в дополнительном образовании. Проанализировано, как изменяется оценка значимости дополнительного образования для ребенка в зависимости от его возраста. Разногласия в позициях субъектов могут стать причиной возникновения трудностей в формировании заказа на дополнительное образование. Результаты исследования могут быть учтены при управлении и разработке системы мониторинга удовлетворенности субъектов дополнительным образованием на селе.
В статье представлены результаты исследования эффектов участия городских и сельских детей и подростков с различным социально-экономическим статусом во внешкольных занятиях на академические результаты. Цель исследования заключалась в попытке проанализировать, как дополнительное образование может компенсировать различия в социально-экономическом статусе и территории проживания среди учащихся 4-11-х классов, опираясь на данные опроса 3427 учащихся и используя описательную аналитику, корреляционный и регрессионный анализы. Основные результаты показывают, что дети, проживающие в сельских территориях, с низким социально-экономическим статусом получают значительный эффект от внешкольных занятий, что свидетельствует о компенсирующей функции дополнительного образования. Участие во внешкольных занятиях положительно сказывается на академических результатах детей и подростков, независимо от их места жительства и социально-экономического статуса. Внешкольные занятия способствуют развитию навыков самоорганизации, коммуникации и критического мышления, что в свою очередь улучшает успеваемость учащихся. Исследование фиксирует связь территории проживания с различной структурой и качеством внешкольных занятий и подтверждает, что структурированные внешкольные занятия могут значительно улучшить результаты обучения, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим статусом. Исследование показывает, что место жительства влияет на доступность и качество внешкольных занятий. Оно также демонстрирует, что структурированные внешкольные занятия могут существенно повысить успеваемость, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим положением. Исследование подчеркивает необходимость образовательной политики, направленной на обеспечение доступности и равноправных возможностей дополнительного образования. Компенсирующий потенциал внешкольных занятий, выявленный в настоящем исследовании, указывает на ценный инструмент преодоления неравенства в образовании в различных социально-экономических контекстах.
Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью комплексного развития сельской школы России как образующего фактора территории с включенностью в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций. Сельская школа в таком случае выступает как интегрирующее сельскую территорию учреждение, способствующее реализации нормативно-правовых документов РФ, ставящее цели и задачи развития не только России, но и конкретной местности - села, деревни, аула и т. п., поскольку именно школа, сотрудничая с местной инфраструктурой, имеет все знания и необходимые ресурсы для воспитания, обучения, подготовки местных, территориальных кадров. В своем Послании Федеральному Собранию в 2024 году президент РФ В. В. Путин отметил это как одну из приоритетных задач развития России. Развитие участия в процессах преобразования сельской местности России некоммерческих организаций (НКО), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется важным, необходимым и перспективным, поскольку именно они могут создать общий элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогать реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты, способствовать общему узнаванию сельской школы России, развивать отраслевое и межотраслевое взаимодействие, общественные взаимосвязи. В настоящей статье рассмотрим деятельность проекта «Сельские школы РФ» и его участие в социальном, культурном и экономическом преобразовании сельских территорий России, значение проекта для научной общественности и широкого круга лиц. Отметим, что в 2023 году, благодаря победе в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, проект «Сельские школы РФ» (заявитель - Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны») стал социально-ориентированным.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/