Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-2-20-54
- eLIBRARY ID
- 67954871
Сельской школе № 1 г. Котельнича, в соответствии с распоряжением Министерства образования Кировской области от 29 августа 2018 года № 5-312, присвоен статус опорной школы. В соответствии с Положением об опорной школе, одной из задач является оказание организационной и методической помощи муниципальным школам, входящим в образовательный кластер, в том числе и в формировании функциональной грамотности. В образовательный кластер г. Котельнича и Котельнического района в настоящее время входят 5 муниципальных образовательных организаций города и 12 сельских школ.
Во исполнение распоряжения министерства образования Кировской области от 28.01.2022 № 137 «Об утверждении плана мероприятий по оказанию КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» совместно с профильными ресурсными центрами методической помощи общеобразовательным организациям Кировской области по формированию функциональной грамотности учащихся в 2022 году» в опорной школе сформирована рабочая группа по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Список литературы
-
Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; под науч. ред. И. Ю. Алексашиной. Санкт-Петербург: КАРО, 2019. 160 с.
-
Байбородова Л. В. Современные педагогические средства обучения и воспитания. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта “Образование”: мат. всероссийской научно-практ. конф. [26-27 марта 2020 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ; ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. Ч.1. С. 20-27.
-
Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. С. 9-23. EDN: ZVESFE
-
Веряев А. А. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение / А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2(78). С. 13-17. EDN: RSEXTX
-
Данюшенков В. С. Методологические подходы к обучению в сельской школе / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Педагогика. 2018. № 8. С. 69-78. EDN: YAEXUL
-
Кагал Е. П. Новые формы и методы обучения персонала как необходимое условие развития организации // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 155-157. EDN: EJFFPG
-
Кларин М. В. Корпоративное образование: цели и особенности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 1. С. 6-16. EDN: YNLUOG
-
Марчукова О. Г. Проектирование единого методического пространства в условиях реорганизации сети общеобразовательных школ / О. Г. Марчукова, Н. Г. Милованова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: мат. XVI междун. научно-практ. конф. [14 сентября 2017 г.]. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2017. С. 74-81. EDN: YRWCED
-
Петряков П. А. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации / П. А. Петряков, М. Н. Певзнер // Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 16-20.
-
Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Москва: Арт-Пресс, 2009. 243 с.
-
Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования: коллективная монография / Л. В. Байбородова, О. В. Коршунова, С. С. Быкова, О. Г. Селиванова [и др.]; под науч. ред. Л. В. Байбородовой, О. В. Коршуновой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 235 с.
-
Селиванова О. Г. Грани методического взаимодействия опорной и сельской школ. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта "Образование": мат. всероссийской научно-практ. конф. [26-27 марта 2020 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ; ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. Ч. 2. С. 181-188. EDN: RZSPVG
-
Селиванова О. Г. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности / О. Г. Селиванова, Н. И. Санникова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2020. № 9 (сентябрь). С. 14-24. EDN: ANVTRI
-
Успешные практики методического взаимодействия в образовательном кластере: учебно-методическое пособие / под ред. О. Г. Селивановой, В. И. Спицыной. Киров: ООО "Полиграфовна"; ИРО Кировской области, 2021. 129 с.
-
Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы: мат. межд. научно-практ. конф. / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 451 с.
-
Imenda S. In search of a theory of teaching and learning for the 21-st century. Rethinking Teaching and Learning in the 21-st Century. Book of Abstracts. African Academic Research Forum, 2014. P.1.
-
PISA 2018 Mathematics Framework, in PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, OECD Publishing, Paris. OECD iLibrary, 2019. 10.1787/13c8a22c-en (дата обращения: 20.02.2024). DOI: 10.1787/13c8a22c-en(
-
PISA for Development Assessment and Analytical Framework: Reading, Mathematics and Science, PISA, OECD Publishing, Paris. OECD iLibrary, 2018. 10.1787/9789264305274-en (дата обращения: 20.02.2024). DOI: 10.1787/9789264305274-en(
-
Opfer D. "Understanding and measuring mathematics teaching practice", in Global Teaching InSights: A Video Study of Teaching, OECD Publishing, Paris. OECD iLibrary, 2020. Рр. 64-69. 10.1787/98e0105a-en (дата обращения: 20.02.2024). DOI: 10.1787/98e0105a-en(
-
Varavina O. S. Formation of functional literacy of primary school children in art lessons // Pedagogical search. 2022. № 3. pp. 13-16.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрено состояние и теоретическая основа подготовки педагогических кадров для сельской школы в контексте информатизации образования в Китае, проанализированы мероприятия, которые Китай проводит для того, чтобы повышать квалификацию учителей сельских школ. Ускорение процессов информатизации и цифровизации системы образования является одним из важнейших условий достижения целей экономических и образовательных реформ в Китае. Педагог - участник, практик и проводник реформы образования. В этой связи важная роль отводится повышению уровня квалификации педагогов в сельских школах. Сельский учитель берет на себя ответственность и миссию по передаче знаний, воспитанию и играет решающую роль в повышении качества образования сельского населения. В настоящее время в Китае достигнуты некоторые успехи в формировании команды сельских учителей, но есть и проблемы. Системы образования России и Китая имеют много общего. Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху, сотрудничество и обмены в области образования между двумя странами активно развиваются. Представление о развитии сельских учителей в Китае дает основу для сравнительных исследований, а также возможность сотрудничества в области образования на селе. В ходе исследования была поставлена цель выявить динамику и уровень развития педагогических кадров для сельской школы в условиях информатизации образования в Китае. Для достижения поставленной цели применялся анализ методических теорий и концепций; изучался, сравнивался и обобщался опыт работы педагогов в сельских школах.
В данной статье дано описание и приведено обоснование применению оценочного комплекса «Самодиагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций». Модель оценки основана на требованиях профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Критериями являются отдельные требования профессионального стандарта в двух позициях: «я знаю» и «я умею». Методика применима для оценки профессиональных компетенций руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций и кадрового резерва. В статье представлены результаты самодиагностики компетенций на примере руководителей сельских образовательных организаций. Выявлено, что респонденты лучше всего владеют умением вести финансово-хозяйственную деятельность, умеют работать в инновационном режиме, нацелены создавать безопасные условия. Наибольшие проблемы были выявлены со сформированностью компетенции «управление развитием». Для преодоления собственных дефицитов респонденты стремятся к самообразованию, участвуют в деятельности профессиональных сообществ. Применение данного диагностического инструмента показало, что уровень компетенций руководителей сельских школ Ярославской области оценивается как «достаточный» и «высокий», а также были выявлены профессиональные дефициты руководителей сельских школ и их зоны ближайшего развития. По результатам самодиагностики выявлены наиболее хорошо сформированные компетенции и обозначены дефицитарные зоны. Авторы подчеркивают, что самодиагностика не дает полных результатов о компетенциях руководителя и его профессиональных дефицитах, поэтому должна дополняться исследованием достигнутых результатов самой образовательной организации и дополнительными формами диагностик. Кроме того, результаты самодиагностики могут служить основой для разработки индивидуальных планов развития руководителей, определения потребностей в обучении и развитии, а также формирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Статья посвящена актуальной проблеме современности, связанной с формированием и развитием экранной культуры у студентов - будущих педагогов, поскольку в настоящее время невозможно представить образовательный процесс без использования экранной информации. Под экранной культурой в исследовании понимается сложнокомпонентное интегральное личностное качество, связанное с получением информации с экранов и преломляющееся через все традиционные компоненты базовой культуры. Перед системой педагогического образования высшей школы остро стоит вопрос, касающийся подготовки специалистов, способных целесообразно применять «экраны» в своей профессиональной деятельности как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах сельской местности. Для сельских школ проблема формирования экранной культуры субъектов образования стоит даже острее, чем для городских, в силу наличия, по данным многих исследований, определенного отставания сельской школы по уровню сформированности цифровой и информационной грамотности педагогов и обучающихся. Цель исследования состоит в проектировании, реализации и представлении обобщающих выводов по результатам анализа учебного занятия для студентов вузов педагогических направлений подготовки, направленного на мотивирование обучающихся к осмыслению собственной экранной культуры путем знакомства с сущностью феномена. Содержательными единицами, на основании которых студенты строили научное представление об экранной культуре, явились: понятие экранной культуры, история возникновения экранной культуры, место экранной культуры в базовой культуре личности и ее значение для профессиональной деятельности современного педагога. Разработанное учебное занятие сочетает различные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах) с использованием экранных средств и активных методов обучения. В результате целенаправленной работы по формированию представлений об экранной культуре обучающиеся на основе самоанализа отметили изменение самооценки уровня сформированности собственной экранной культуры, который в дальнейших исследованиях необходимо оценить при помощи объективных методов.
В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей как главного целевого ориентира в воспитании школьников. Одним из важнейших комплексных средств решения указанной проблемы в условиях села является школьный музей. Рассматриваются воспитательные возможности музея, характеризуется его особый социально-педагогический статус в условиях сельской школы, определяются целевые ориентиры в его деятельности. Подчеркивается значимость музейной деятельности для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов сельских школьников, если реализуются соответствующие требования при организации работы музея. Рассматривается содержание деятельности школьного музея, интегрирующего ресурсы школы и социума для воспитания школьников, определяются направления музейной деятельности (поисковое, познавательное, экскурсионное, исследовательское, трудовое, театральное и др.). Особое внимание уделяется формам, методам, технологиям деятельности обучающихся, взаимодействию взрослых и детей, в частности проектной деятельности, которая относится к субъектно-ориентированным технологиям и обеспечивает формирование субъектной позиции участников. В статье приводятся примеры проектов, которые интегрируют различные сферы деятельности детей, средства учебной и внеурочной деятельности школьников. В статье также выделены особенности музея как средства развития воспитательной системы сельской школы. Школьный музей - это транслятор традиционных российских духовно-нравственных ценностей, организатор совместной деятельности, координатор гражданского и патриотического воспитания в образовательной организации, интегратор учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся. Он объединяет ресурсы школы и социума для духовно-нравственного воспитания школьников и сельского населения; обеспечивает непрерывность и преемственность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Статья посвящена особенностям формирования социального заказа на дополнительное образование детей, проживающих в условиях сельской местности. Подчеркнута важность удовлетворения социального заказа на дополнительное образование при введении системы персонифицированного учета. В ходе исследования установлено, что сельские дети, имея примерно такое же количество свободного времени, как и городские сверстники, меньше занимаются дополнительным образованием и самообразованием, но имеют больше времени для отдыха на открытом воздухе. Формулируя заказ на дополнительное образование, дети и их родители обращают внимание на количество и достаточность учреждений, направлений деятельности и программ, предлагаемых обучающимся к освоению. Частично недостаток учреждений и направлений дополнительного образования компенсируется неформальными формами получения образования. При определении перечня востребованных у сельских детей программ дополнительного образования была выявлена проблема сниженной мотивации детей, которая отражается в запросе на обучение. В статье систематизированы полученные в ходе исследования мнения респондентов о значимости дополнительного образования. Дети на первое место ставят процесс и формы организации деятельности, родители - удовлетворение интереса и результаты, педагоги - возможность развития личности. Представлены мнения респондентов о значении личности педагога в дополнительном образовании. Проанализировано, как изменяется оценка значимости дополнительного образования для ребенка в зависимости от его возраста. Разногласия в позициях субъектов могут стать причиной возникновения трудностей в формировании заказа на дополнительное образование. Результаты исследования могут быть учтены при управлении и разработке системы мониторинга удовлетворенности субъектов дополнительным образованием на селе.
В статье представлены результаты исследования эффектов участия городских и сельских детей и подростков с различным социально-экономическим статусом во внешкольных занятиях на академические результаты. Цель исследования заключалась в попытке проанализировать, как дополнительное образование может компенсировать различия в социально-экономическом статусе и территории проживания среди учащихся 4-11-х классов, опираясь на данные опроса 3427 учащихся и используя описательную аналитику, корреляционный и регрессионный анализы. Основные результаты показывают, что дети, проживающие в сельских территориях, с низким социально-экономическим статусом получают значительный эффект от внешкольных занятий, что свидетельствует о компенсирующей функции дополнительного образования. Участие во внешкольных занятиях положительно сказывается на академических результатах детей и подростков, независимо от их места жительства и социально-экономического статуса. Внешкольные занятия способствуют развитию навыков самоорганизации, коммуникации и критического мышления, что в свою очередь улучшает успеваемость учащихся. Исследование фиксирует связь территории проживания с различной структурой и качеством внешкольных занятий и подтверждает, что структурированные внешкольные занятия могут значительно улучшить результаты обучения, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим статусом. Исследование показывает, что место жительства влияет на доступность и качество внешкольных занятий. Оно также демонстрирует, что структурированные внешкольные занятия могут существенно повысить успеваемость, особенно для детей из сельской местности с низким социально-экономическим положением. Исследование подчеркивает необходимость образовательной политики, направленной на обеспечение доступности и равноправных возможностей дополнительного образования. Компенсирующий потенциал внешкольных занятий, выявленный в настоящем исследовании, указывает на ценный инструмент преодоления неравенства в образовании в различных социально-экономических контекстах.
Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью комплексного развития сельской школы России как образующего фактора территории с включенностью в процессы воспитания и образования местного сообщества, предприятий и организаций. Сельская школа в таком случае выступает как интегрирующее сельскую территорию учреждение, способствующее реализации нормативно-правовых документов РФ, ставящее цели и задачи развития не только России, но и конкретной местности - села, деревни, аула и т. п., поскольку именно школа, сотрудничая с местной инфраструктурой, имеет все знания и необходимые ресурсы для воспитания, обучения, подготовки местных, территориальных кадров. В своем Послании Федеральному Собранию в 2024 году президент РФ В. В. Путин отметил это как одну из приоритетных задач развития России. Развитие участия в процессах преобразования сельской местности России некоммерческих организаций (НКО), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется важным, необходимым и перспективным, поскольку именно они могут создать общий элемент взаимодействия между участниками системы образования России, помогать реализовывать федеральные, региональные и территориальные проекты, способствовать общему узнаванию сельской школы России, развивать отраслевое и межотраслевое взаимодействие, общественные взаимосвязи. В настоящей статье рассмотрим деятельность проекта «Сельские школы РФ» и его участие в социальном, культурном и экономическом преобразовании сельских территорий России, значение проекта для научной общественности и широкого круга лиц. Отметим, что в 2023 году, благодаря победе в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, проект «Сельские школы РФ» (заявитель - Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны») стал социально-ориентированным.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/