Публикации автора

Совершенствование техники чтения на иностранном языке с помощью технологии text-to-speech на основе нейросетей (2024)

Введение. Интенсификация и техническое развитие страны, пандемия COVID-19 и постковидный этап вызвали активную интеграцию цифровых средств в образовательный процесс, что привело к новому этапу развития современной российской системы образования – её цифровизации. В настоящее время разрабатываются и внедряются в обучение иностранным языкам новые цифровые технологии, в т. ч. технологии искусственного интеллекта. Данная статья рассматривает применение технологии text-to-speech с использованием нейросетей для совершенствования техники чтения на английском и немецком языках студентов языковых и неязыковых специальностей. Навыки чтения вслух на иностранном языке можно совершенствовать с помощью синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree, которые студенты могут использовать в автономной работе. В силу издания в 2018 года нового ФГОС ВПО, приведшего к уменьшению объема аудиторной работы со студентами, увеличению объема самостоятельной работы студентов и к увеличению наполняемости учебных групп, практическое использование синтезаторов речи на занятиях по иностранному языку представляется актуальным и важным.

Материалы и методы. Проведение эксперимента с целью определения эффективности использования синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree для совершенствования навыков чтения вслух студентов языковых и неязыковых специальностей, подсчет количества фонетических ошибок при чтении иноязычного текста до использования генератора голоса и после него, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования. Список публикаций, изученных в процессе проведения научного исследования, составляет 40 российских и зарубежных работ. Данные материалы позволили изучить применение технологии text-to-speech с использованием нейросетей, а также синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree на занятиях по иностранному языку в вузе, что позволило доказать на практике эффективность применения анализируемых сервисов для совершенствования техники чтения на английском и немецком языках.

Обсуждение и заключения. По итогам теоретического исследования научных источников, а также изучения опыта практического применения синтезаторов речи Natural Reader и TTSFree формулируется вывод о большом дидактическом потенциале технологии text-to-speech. К возможным сферам применения технологии синтеза речи можно отнести создание аутентичного языкового окружения, автоматизацию навыков чтения вслух, аудирования и диалогической речи, а также самоконтроль обучающихся своей письменной речи, озвученной с помощью технологии text-to-speech.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Гудкова Лариса Викторовна, Салихова Курбангюзель Александровна
Сохранить в закладках