Во введении обосновывается актуальность проблемы дифференциации режимов просоциального поведения и определяется основная цель: выявить различия в распознавании и переживании модусов просоциального поведения у студентов-психологов и роли в них субъективного благополучия личности.
Теоретический анализ сострадания и доброты позволил сформулировать гипотезу: эмпирическими референтами различения просоциального сценария доброты, связанного с заботой о будущем Другого и активизацией его психологических ресурсов, и сценария сострадания, направленного на уменьшение негативных переживаний Другого за счет предоставления собственных ресурсов, выступают актуализированные эмоции, а фасилитатором – наличный уровень субъективного благополучия личности.
Эмпирический анализ. Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методики: шкала сценариев доброты и сострадания (P. Gilbert et al.); методика режимов доброты (D. E. Youngs et al.); методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова). Выводы. Выявлены различия в распознавании просоциальных сценариев доброты и сострадания; определены эмоциональные маркеры, позволяющие их дифференцировать; обнаружены различия в показателях субъективного благополучия участников с разной способностью к распознаванию доброты и сострадания, установлена значимая связь между сострадательной добротой и компонентами субъективного благополучия.
Результаты могут использоваться в образовательном процессе при формировании профессиональных компетенций студентов-психологов через обучение практикам осознанности, сострадания, самозаботы.
Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).
Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).
Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.