В статье рассматривается дополнительное образование детей как часть образовательного пространства Хабаровского края. Анализируется роль субъектов влияния (органов управления, педагогов, родителей и др.) на личностное и профориентационное развитие подрастающего поколения, отраженное в представлениях школьников 8-11 классов. Актуальность данного исследования вызвана необходимостью более глубокого понимания влияния социокультурных факторов на выбор и эффективность дополнительных образовательных программ, а также на их роль в социализации и личностном росте детей. Исследование основано на анализе данных репрезентативных социологических опросов родителей и школьников Хабаровского края. Проанализирована структура дополнительного образования школьников как в рамках школьного образования, так и вне школы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии взаимосвязи эффективности организации системы дополнительного образования в школе как с результативностью её функционирования, так и мотивацией к посещению кружков, секций дополнительного образования вне школы. Обнаружена взаимосвязь положительного отношения школьников к обучению в общеобразовательной школе, посещению занятий в рамках дополнительного образования, и мотивации к продолжению образования в образовательных учреждениях среднего специального и высшего образования. Выявлено положительное влияние дополнительного образования на определение школьниками своей будущей профессиональной траектории. В данном исследовании анализируется, как программы дополнительного образования способствуют не только развитию компетенций и навыков у детей, но и формированию их намерений оставаться в родном регионе. При этом результаты опроса демонстрируют различия мотивации школьников, посещающих занятия дополнительного образования в школе и вне школы, к продолжению образования в системе среднего специального или высшего образования, а также в отношении региона обучения (продолжить образование в учебном заведении Хабаровского края или центральных регионов России, г. Москвы, Санкт-Петербурга.
В статье рассматриваются современные механизмы обеспечения доступности дополнительного образования детей в контексте реализации приоритетного направления государственной политики. Анализ теоретических подходов иллюстрируется данными федерального статистического наблюдения последних лет и результатами Всероссийского опроса по вопросам развития дополнительного образования школьников и их родителей. Представленные данные отражают не только состояние развития дополнительного образования, но и динамику процессов в данной сфере, что позволяет автору делать научно обоснованные выводы по вопросам развития системы дополнительного образования детей.
В статье представлен анализ концепта «доступность», применительно к системе учреждений дополнительного образования детей в российском обществе, его правовое и научное обоснование. Показано, что доступность дополнительного образования детей как предметная область различных исследований позволяет выделять ее виды (правовая, социальная, экономическая, транспортная информационная и др.). Государственная образовательная политика приобрела системный характер в обеспечении доступности и институируется показателем охвата детей занятиями и кружками, финансированием и сертифицированием персонифицированного дополнительного образования, лицензированием программ обучения, направлений образовательной деятельности. С этих методологических подходов в статье проанализированы оценки доступности дополнительного образования в школах и за их пределами студентов Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. Выявлено, что дополнительное образование в школьный период позитивно сказалось на их личностном развитии и повлияло на выбор направлений профессионального обучения в этом вузе. Большинство студентов в целом положительно оценивают систему дополнительного образования детей, но отмечают наличие ряда проблем, связанных с доступностью к интересующим их программам обучения, финансовыми возможностями семей, удаленностью учреждений от своего места проживания, ограниченностью возможностей обучения по интересующим их программам в период обучения в школах и вне школ. Результаты исследования актуализируют усилия органов государственного и муниципального управления на решение сохраняющихся проблем в доступности дополнительного образования детей, особенно в условиях отдаленных территорий регионов.