Введение. В начале XXI в. появляются информационно-коммуникационные ресурсы, под влиянием которых начинается интенсивная цифровая общества и, как следствие, трансформация большинства социальных феноменов: процессов, институтов, общностей и т. д. Целью статьи является анализ цифрового неравенства как вида социального неравенства на основа существующих социологических подходов в отечественной и зарубежной науке. Основная проблема заключается в отсутствии систематизации научных публикаций, анализирующих подходы к определению понятия, механизма возникновения и социальных последствий цифрового неравенства. Методология и источники. Методология исследования базируется на социологическом и междисциплинарном подходе. В качестве источников использованы доклады ООН, Окинавской хартии глобального информационного общества, Всемирного банка. В отечественном поле разработка методологии исследований цифрового неравенства предпринималась О. М. Слеповой, Т. С. Мартыненко, О. Н. Вершинской, О. В. Волченко и др. Западный дискурс представлен прежде всего идеями Я. ван Дейка, П. Димаджио, М. Кастельса, Е. Харгитей, Д. Гарип. Проанализированы работы китайских исследователей Хуан Ронгуи, Гуй Юн, Чень Юнсун, Янь Хуэй и др. Результаты и обсуждени. Выявлена прямая зависимость между ростом уровня экономического развития и уровня цифрового неравенства. Раскрыта роль цифровизации, которая вносит кардинальные коррективы в классические критерии анализа социальной структуры общества. Показано, что в противовес росту цифрового неравенства формируются социальные связи поддержки, предполагающие выравнивание отношений к потенциалам информационного пространства. Заключение. Цифровое неравенство как явление, появившееся на стыке веков, продолжает усиливаться и оказывает непосредственное влияние на развитие новых форм социального неравенства. К традиционным критериям неравенства добавляются новые, формируется новый профиль социальной стратификации.
Введение. На фоне рыночной экономики и социальных преобразований в Китае классовая структура общества претерпела глубокие изменения, и традиционное классовое деление больше не актуально. Однако в изучении социальных слоев в Китае все еще остаются нерешенными некоторые проблемы. Отсутствие разнообразия и сопоставимости методов исследования ограничивает его глубину и объем. Относительно мало исследований было проведено по некоторым формирующимся классам. Поиск взаимосвязей между социальным классом и другими социальными проблемами недостаточен, а между классом и образованием, классом и распределением доходов и прочими по-прежнему ограничен. Методология и источники. В настоящее время для изучения социальной стратификации в Китае предложена модель социальной классификации, учитывающая особенности национальных условий этой страны. С помощью большого количества эмпирических исследований была выявлена эволюция и характеристики социально-классовой структуры Китая. Был изучен механизм формирования социальных классов и влияющие на них факторы, что обеспечило теоретическую поддержку социального развития. Для анализа были использованы современные модели стратификации китайских авторов в сравнении с традиционными моделями. Результаты и обсуждение. Изучение социальных слоев в Китае унаследовало теоретические схемы и эмпирические методы исследования западных ученых-социологов. Есть также попытки разработать собственную модель социальной стратификации в сочетании с реальной ситуацией в Китае. Структура социальной стратификации в этой стране отличается необходимостью учитывать систему государственного перераспределения и рыночную модель экономики. Однако присутствует консенсус в отношении того, что государственные чиновники находятся на вершине социальной иерархии, а класс крестьян и безработных - в низшем слое общества; работники умственного труда (белые воротнички) стоят выше, чем работники физического труда (синие воротнички). Результаты исследований, посвященных влиянию человеческого капитала на социальную стратификацию, показывают, что гендер и уровень образования имеют универсальное значение в обществе; cистема регистрации домохозяйств и тип жилья являются особыми независимыми переменными, которые влияют на социальную стратификацию в Китае сильнее, чем в других странах, и т. д. Однако соответствующих эмпирических исследований, которые могли бы предоставить конкретные количественные данные, показывающих как независимые переменные влияют на социальную стратификацию в Китае, не хватает. В китайском обществе появилось много новых социальных и профессиональных групп. В последние годы некоторые китайские ученые изучали такие конкретные социально-профессиональные группы, наиболее массовые и востребованные на рынке труда в Китае, учитывая процессы цифровизации.
Заключение. Необходимо продолжить изучение методов и моделей социальной стратификации, подходящих для национальных условий Китая, с тем чтобы охватить характеристики социально-классового разнообразия. Следует активизировать исследования взаимосвязи между социальным классом и другими социальными проблемами, чтобы дать более эффективные рекомендации по политике социального развития. Также необходимо активизировать исследования, касающиеся формирующихся классов, уделять внимание их социальному статусу, мобильности и обязанностям, а также обеспечивать более эффективную поддержку и руководство для их развития.