В 2024 г. в Катаре объявили о третьем значительном расширении национального производства сжиженного природного газа (СПГ), запланированном на ближайшие шесть лет. Хотя это решение и соответствует аналогичным тенденциям в других странах - производителях СПГ, таких как Соединенные Штаты, его обоснованность и целесообразность вызвали серьезные сомнения, связанные с возможными изменениями баланса на рынках сжиженного природного газа, особенно с точки зрения переизбытка предложения и негативного ценового давления. Для катарского производителя основные риски связаны именно с ожидаемым переизбытком предложения СПГ, который может создать трудности как для заключения долгосрочных контрактов, воспринимающихся правящей элитой эмирата как гарантия стабильных инвалютных поступлений в бюджет, так и для повторной долгосрочной контрактации дополнительных объемов СПГ, поставляющихся Дохой по контрактам, чей срок действия истечет в период 2025-2035 гг., когда будут введены в эксплуатацию новые производственные мощности СПГ в других странах. Вместе с тем проведенное исследование показало, что стратегия Катара является дальновидной и выходит за рамки ожидаемого кризиса избыточного предложения в конце 2020-х гг., охватывая период 2030-2050 годов. Прогнозируемый профицит может быть временным, и ближневосточный экспортер, по-видимому, имеет все возможности для адаптации к рыночным условиям. Этот проактивный подход «ва-банк» направлен на увеличение доли Катара на рынке СПГ. Арабский производитель сможет опередить конкурентов, как только переизбыток предложения будет устранен и ситуация стабилизируется. В то же время недавнее решение расширить инфраструктуру по производству СПГ окажет существенное влияние на отношения Катара с США, ЕС и Китаем, повысив роль последнего как потенциального партнера эмирата и ослабив его связи с ЕС.
Начало конфликта на Украине изменило глобальный энергетический ландшафт, не только подтвердив сохраняющуюся значимость углеводородов для мировой экономики, но и подчеркнув важность ускоренного развития возобновляемых источников энергии для национальной энергетической безопасности. На этом фоне в статье рассматриваются вызовы и возможности для сотрудничества между Россией и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в условиях ускоряющегося четвертого энергетического перехода. Продолжающийся глобальный сдвиг в сторону возобновляемой энергетики несет значительные риски для экономик, зависящих от углеводородов, включая снижение спроса на нефть, усиление конкуренции в Азии и волатильность нефтяного рынка. В то время как страны ССАГПЗ используют текущие высокие цены на нефть для продвижения своих программ экономической диверсификации, долгосрочное ускорение энергетического перехода, особенно в Азии и Европе, требует дальнейшей адаптации. Активное участие России в ОПЕК+ и ее готовность координировать сокращение добычи подчеркивают стратегический характер этого партнерства, обеспечивая согласование интересов в смягчении последствий глобальных экономических сдвигов. Сделан вывод о том, что синергия между Россией и странами ССАГПЗ, основанная на общих уязвимостях и стратегических целях, может сыграть ключевую роль в преодолении неопределенностей глобального энергетического перехода, создавая основу для прочного экономического и геополитического сотрудничества. Также подчеркивается важная роль ОПЕК+ как платформы для сотрудничества между Россией и странами ССАГПЗ, позволяющей им стабилизировать цены на нефть и согласовывать стратегии для поддержания экономической устойчивости.