Анализ изменения этнической структуры населения входит в число наиболее актуальных тем изучения развития Эстонии, Латвии и Литвы. Целью работы является выявление стадий развития этноконтактных зон на территории стран Прибалтики по этнической статистике с конца XIX в. по настоящее время. Научная новизна исследования связана с разработкой методики выделения стадий развития этноконтактных зон. Методика строится на одновременном учете направленности изменения индекса этнической мозаичности, определяющей фазы роста и растворения этноконтактных зон, и положительной или отрицательной динамики доли титульных этносов. На основании величины индекса этнической мозаичности выделено пять наиболее выраженных этноконтактных зон, в число которых вошли все столицы стран Прибалтики, а также уезд Ида-Вирумаа в Эстонии и регион Латгале в Латвии. Данные этноконтактные зоны продемонстрировали три разных типа динамики за последние полтора века. Первый тип представили Таллин, Рига и регион Латгале. В этом типе чередуются фазы роста и растворения этноконтактных зон, соответствующие изменению доли титульных этносов в зависимости от политической истории республик. Второй тип продемонстрировал эстонский уезд Ида-Вирумаа, успевший испытать обе фазы развития этноконтактной зоны при положительной динамике нетитульного населения. Третий тип динамики, представленный Вильнюсом, включает фазы роста и растворения этноконтактной зоны при росте доли титульного этноса. Разработанная авторами методика может быть использована для анализа особенностей развития этноконтактных зон на других территориях.
Литва является наиболее религиозной из трёх стран Прибалтики. Целью исследования является выявление связи между религиозной и этнической структурой населения Литвы, а также оценка сдвигов в конфессиональной структуре населения муниципальных образований Литвы в два межпереписных периода - с 2001 по 2011 гг. и с 2011 по 2021 гг. Основной метод исследования - статистико-картографический. Степень сложности конфессиональной структуры населения оценивается с помощью индекса религиозной (или конфессиональной) мозаичности. На основании величины индекса муниципалитеты страны классифицированы по степени гомогенности/гетерогенности конфессиональной структуры населения. Также в статье применяется расчёт потенциальной конфессиональной структуры населения исходя из традиционной религиозной принадлежности этносов, проживающих на территории. Общей чертой динамики конфессиональной структуры населения Литвы в оба периода было уменьшение доли католиков и рост доли нерелигиозного населения. В динамике доли православных и старообрядцев наблюдался рост в первом периоде, и падение - во втором. Доля протестантов, наоборот, уменьшалась в первом периоде и росла - во втором. Между 2001 и 2011 гг. подавляющее большинство городов и районов Литвы испытывало конфессиональную гетерогенизацию при росте доли нерелигиозного населения и реже - доли православных. Конфессиональную гомогенизацию в пользу католиков испытывал ряд муниципалитетов вблизи границы с Калининградской областью и Латвией. Между 2011 и 2021 гг. продолжалась конфессиональная гетерогенизация большинства самоуправлений Литвы, преимущественно за счёт роста доли нерелигиозного населения и протестантов. Более гомогенными в конфессиональном плане стало несколько муниципальных образований, расположенных вблизи границы с Латвией, Польшей и Республикой Беларусь.
Первая всеобщая перепись населения 1897 г. является главным источником информации о структуре населения Российской империи на рубеже XIX-XX вв., включая и конфессиональный состав населения. При этом статистика по итогам переписи позволяет осуществить картографический анализ конфессиональной структуры населения не только на уровне губерний и областей, но на низовом административном уровне (уездов и округов). Целью исследования является оценка неоднородности конфессиональной структуры населения Российской империи на уровне уездов и округов по итогам переписи населения 1897 г. Для этого использован картографический метод исследования. В качестве показателя, позволяющего разделить моноконфессиональные и поликонфессиональные территории, и выделить контактные зоны между ареалами распространения основных религий государства (христианство, ислам и буддизм), использован индекс религиозной мозаичности. Регионы со смешанным конфессиональном составом населения без сильного преобладания какой-либо одной религии (конфессиональные контактные зоны) наблюдались преимущественно в приграничных территориях Российской империи, особенно в её западной и южной частях. Центр и север европейской части страны, где доминировало православное население, представляли собой моноконфессиональное (православное) «ядро».
Латвия является поликонфессиональной страной. В ней полноценно представлены все три основные направления христианства: протестантизм, католичество и православие. Восточная часть Латвии (Латгалия) издавна служила местом проживания старообрядцев и приверженцев иудаизма. Данные религиозные группы населения в совокупности составляют конфессиональное пространство Латвии. Целью исследования является выделение основных элементов территориальной структуры конфессионального пространства на территории Латвии по итогам переписи населения 1897 г. и анализ их динамики до 1920 г. Для достижения цели используются статический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с применением оригинальных методик для анализа динамики территориальной структуры конфессионального пространства. В результате исследования были выделены три основные элемента территориальной структуры конфессионального пространства Латвии в конце XIX - начале XX вв.: 1) моноконфессиональные территории (с доминированием лютеранского населения) на севере Видземе, востоке Курземе и западе Селии; 2) неярко выраженные конфессиональные контактные зоны (с преобладанием лютеранского населения и заметной долей католиков и православных), охватывающие юг Видземе, запад Курземе и восток Селии; 3) ярко выраженную конфессиональную контактную зону - Латгалию (с перевесом католиков, но с заметной долей православных, старообрядцев и иудеев).
Конфессиональное пространство, выступающее в качестве одного из важнейших понятий географии религий, обладает определённой компонентной и территориальной структурой. Вместе с тем, конфессиональное пространство является динамической системой, т. е. изменяющейся со временем. Целью исследования является выявление основных трендов в динамике компонентной и территориальной структуры конфессионального пространства в современных границах Эстонии на протяжении XIX столетия. Для достижения данной цели используются статистический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с использованием применительно к Эстонии современных методик оценки изменений в территориальной структуре конфессионального пространства. Основным трендом динамики компонентной структуры конфессионального пространства Эстонии в течение XIX в. являлось увеличение доли православного населения благодаря переходу из лютеранства в православную религию части эстонских крестьян. Среди наиболее значимых изменений в территориальной структуре конфессионального пространства в современных границах Эстонии в XIX в. следует отметить значительный рост православного населения в уездах Лифляндской губернии, в особенности в её западной части - в Эзельском и Перновском уездах, и несколько меньший рост - в уездах Эстляндской губернии.