Социальное воспитание детей дошкольного возраста является важной составляющей их общего развития и подготовки к жизни в обществе. Дети в дошкольном возрасте начинают общаться с другими детьми и взрослыми, поэтому социальное воспитание помогает им развивать навыки коммуникации, сотрудничества, разрешения конфликтных ситуаций и эмоционального самоконтроля. Эти навыки будут полезны для детей во всех сферах их жизни, включая дальнейшее обучение в школе, развитие учебной деятельности и личных взаимоотношений. Сегодня перед педагогами стоит задача поиска эффективных педагогических средств развития основ социальной компетентности старших дошкольников, среди которых эффективными выступают те, которые наполняют жизнь ребенка значимыми событиями. Таким современным и социально востребованным средством выступает волонтерская деятельность. Целью проведенного педагогического исследования стала организация волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающей развитие у них основ социальной компетентности. Экспериментальная работа по развитию социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами волонтерской деятельности осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций Бузулукского района Оренбургской области. В практике апробировалась парциальная образовательная программа «Дорогою добра» из четырех модулей: «Доброта», «Патриотизм», «Здоровый образ жизни», «Экология», обеспечивающая систематическое осуществление волонтерской деятельности в детском саду и отбор направлений волонтерской деятельности, соответствующих возрасту участников. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.
Тенденция консолидации ресурсов формального педагогического и неформального образования в Оренбургской области обусловила вопрос уточнения модели наставничества в рамках проекта программы развития Оренбургского государственного университета. В основу метода наставничества заложена базовая концептуальная концепция, в которой под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Уточнение концентрации модели потребовало решения педагогических задач, связанных с профессиональным дефицитом и руководством образовательных организаций в реализации программ наставничества; отбор форм формального, неформального образования в соответствии с выявленными трудностями участников образовательных отношений для реализации программы включения моделей наставничества; обеспечение трансфера эффективных образовательных и управленческих практик в рамках реализации региональной программы наставничества. Решение задачи возможно в рамках персонифицированного и группового сопровождения преподавателей и наставляемых, государственного регионального сегмента единой федеральной системы, элементом которой является научно-методический центр Оренбургского педагогического государственного университета. Уточная модель наставничества реализовала проект «Наставничество» программы развития ОГПУ, результатом которого стала разработка научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров региона в соответствии с методической, консалтинговой и экспертной деятельностью.