Статья посвящена жанру путешествия в творчестве английского писателя У. С. Моэма, представляющемуся недостаточно изученным в отечественном литературоведении. В статье происходит обращение к книге 1923 г. «Джентльмен в гостиной. Дневник путешествия из Рангуна в Хайфон». Эти тексты в художественном наследии автора находятся на стыке художественной литературы и литературы нон-фикшн. В данной статье особый акцент делается на том, что путешествие для Моэма - это особый творческий процесс; книги путешествий - своеобразная лаборатория творческого труда, и они больше говорят о Моэме как художнике слова, чем о тех странах, в которых он побывал. Важное место в книге занимает образ писателя. Моэм всегда остается именно писателем, даже в путешествиях. Осмысление природы творчества - особый предмет рефлексии для автора. Значимая вещь для Моэма - отношения между писателем и читателем. Творчество Моэма, к какому бы жанру он ни обращался, - единое полотно. Накопленные впечатления, встреченные люди часто служат вдохновением для создания художественных произведений в дальнейшем. Именно люди - главный предмет интереса для писателя в путешествиях. Каждый встреченный человек - это книга, которую нужно читать здесь и сейчас. Во время путешествия Моэм постоянно читает. Моэма как художника слова «выдают» многочисленные метафоры и сравнения.
В статье рассматривается малоизученная сторона творческого наследия английского писателя-сатирика XX в. Ивлина Во, проведшего много времени в путешествиях, - травелоги (на примере произведения «Девяносто два дня», посвященного путешествию англичанина в Британскую Гвиану, одну из самых отдаленных точек на карте Британской империи, сегодня страну в Южной Америке, обретшую независимость в 1966 г.). Жанр путешествия традиционно весьма популярен в английской литературе. И. Во, всегда оставаясь писателем, по самым разным причинам испытывал необходимость фиксировать на бумаге свои путевые впечатления. Часто материал в дальнейшем использовался им для написания художественных текстов. Среди отличительных черт творческой манеры англичанина можно выделить следующие: ироничная интонация, подробнейшая фиксация происходящего вокруг, многочисленные описания, внимание к людям, а не к достопримечательностям, интерес к истории, стремление передать атмосферу места. В статье анализируется структура книги, содержательный аспект ее глав. Одной из важных тем становится тема писательства. Лейтмотив путешествия - постоянные сборы. Другой повторяющийся мотив - несовпадение ожидания и реальности. Немало строчек в книге И. Во, прославившемуся психологизмом своей прозы, посвящено анализу человеческой природы. Книга «Девяносто два дня» - пример раннего творчества И. Во в жанре травелога - сочетает в себе как ключевые черты этого жанра, так и индивидуальные черты творческой манеры писателя, который выступает в этой книге представителем огромной Британской империи, доживавшей последние десятилетия своего существования.