Одно из привлекательных туристских направлений в последнее время принадлежит развитию гастрономического туризма, который рассматривается как синтез экономической географии, ассортимента традиционной продукции и ее производства, для активного привлечения иностранных и российских туристов, которые имеют желание и возможность всесторонне познать традиции регионов и особенности местного населения, а также разрушить устойчивые стереотипы. Статья посвящена изучению особенности технологии разработки гастрономической карты Приволжского федерального округа. Целью ее является оценка степени изученности национальных кухонь и создание гастрономической карты для регионов, обладающих большим потенциалом для развития различных видов туризма. В ходе исследования было установлено, что одним из инструментов продвижения гастрономического туризма является разработка и внедрение гастрономической карты, отражающей информацию о данном виде туризма в конкретном регионе. В результате была использована авторская методика создания гастрономической карты, которая состоит из четырех этапов, а также представлены критерии отбора блюд для их нанесения на карту. На примере регионов были созданы туристские маршруты, основу которых составляли гастрономические особенности национальных кухонь. Кроме того, авторы пришли к выводу, что гастрономическая карта - это туристическая информация, содержащая сведения о гастрономии, включая региональные и национальные кухни, гастрономические туры, рестораны и магазины, продающие местные продукты, изделия и т. д. А основными функциями гастрономической карты являются коммуникативность, оперативность, познавательность и прогностичность.
В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.