Проблема низких доходов характерна для российских граждан, в том числе занятых на постоянном месте работы. К числу наименее защищенных категорий работников принадлежат люди с инвалидностью, поскольку для них шанс устроиться на престижные рабочие места снижается как вследствие объективных причин, так и проявлений предубежденности со стороны потенциальных работодателей. Целью данной работы стал анализ факторов, которые определяют уровень дохода работающих инвалидов: общей ситуации на рынке труда региона, а также вероятности проявлений дискриминации данной категории населения. Информационную базу исследования составили данные социологических опросов населения и инвалидов, проживающих на территории Вологодской области, а также данные российских и зарубежных исследований. Сравнительный анализ уровня дохода работающих и неработающих инвалидов, высказанных респондентами самооценок его покупательной способности, продемонстрировал вспомогательную роль трудовой деятельности в поддержании материального благополучия инвалидов. Показано, что у занятых инвалидов выше оценки желаемого уровня дохода по сравнению с неработающими инвалидами и заметно выше самооценки покупательной способности своего дохода. В то же время у этой группы респондентов независимо от первоначального мотива трудоустройства сохраняется желание и дальше увеличивать свой доход. Сформировалась своеобразная «иллюзия благополучия» лиц с ограничениями здоровья, полностью зависящих от социальной поддержки, поскольку объективно различие в средних величинах душевого дохода работающих и неработающих инвалидов составляет лишь 1635 руб. Сравнительный анализ доходов работающих инвалидов и работающего населения продемонстрировал, с одной стороны, низкую стоимость наемного труда в принципе, с другой - косвенные свидетельства существования дискриминации людей с инвалидностью, дополнительно снижающей уровень оплаты их труда. Социальные выплаты остаются единственным гарантированным источником дохода рассматриваемой категории населения. В такой ситуации можно ожидать окончательного закрепления зависимости благосостояния инвалидов от социальных трансфертов и сжатия возможностей получения ими достойного трудового дохода и профессиональной самореализации через трудоустройство.
Старение населения выступает одним из главных демографических трендов современности. Учитывая его необратимость в условиях суженного воспроизводства населения в России, закономерными видятся усилия органов государственной власти по поддержанию ресурсного потенциала лиц старших возрастов и созданию условий для здоровой и активной жизни в старости, которые находят отражение в различных программных и стратегических документах. Следовательно, важно понимать, насколько осуществляемая в настоящее время государственная политика в интересах граждан старших возрастов отвечает их запросам и потребностям. В рамках статьи данная цель реализована посредством сопоставления особенностей социально-экономического положения лиц старших возрастов, выявленных по данным многолетних социологических наблюдений, с положениями и целевыми показателями регионального проекта «Старшее поколение» (на примере Вологодской области). Выделены ключевые проблемы благополучия старшего поколения: нарушения здоровья в виде хронических заболеваний, которые могут сопровождаться ограничениями социального функционирования; большой гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни и распространённость социального одиночества; низкий уровень материального благосостояния; неудовлетворённость различными аспектами жизни и сниженный эмоционально-психологический тонус. Показано, что реализуемая в регионе комплексная программа повышения качества жизни людей старшего поколения направлена на решение вопросов в области укрепления здоровья и поддержания социальной активности людей старших возрастов, однако мало учитывает вопросы материального достатка и негативных общественных стереотипов в отношении этой категории населения. В заключение определена целесообразность корректировки мероприятий регионального проекта «Старшее поколение» с учётом выявленных пробелов.
Выбор родителями дополнительных развивающих занятий во многом зависит не только от предпочтений ребенка, но и от материальных возможностей семьи. В период пандемии семьи с детьми испытали дополнительный стресс, связанный не только со снижением дохода, но и с сокращением доступности услуг дополнительного образования детей. Родители дошкольников оказались перед сложной задачей - подготовить детей к поступлению в первый класс в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации. На основе данных социологического мониторинга, проводимого в Вологодской области, рассмотрено влияние материального положения семей на доступность дополнительных занятий для детей. Проведен анализ воздействия занятий различной направленности на показатели развития детей. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, занимающихся вопросами дополнительного образования детей.