Работы автора

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА) (2025)

Автор на примере Конституции Ирана 1979 г. и Основного низама правления Саудовской Аравии 1992 г. рассматривает вопросы, связанные с основными особенностями конституций современных мусульманских государств. Главная цель исследования - выявить на основании анализа действующих основных законов Саудовской Аравии и Ирана характерные черты конституций стран мусульманского мира. Методологическую основу исследования составляют диалектика как всеобщий метод познания, общенаучные методы - исторический, системный, частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой. По мнению автора, конституции современных мусульманских государств, будучи по своей внешней форме сходными с конституциями западных стран, по содержанию имеют уникальные черты. Наличие определенных различий в конституциях мусульманских государств автор объясняет прежде всего тем фактом, что далеко не на все вопросы можно дать на основании первоисточников мусульманского права - Корана и Сунны - однозначный ответ, в связи с чем мусульманские государства самостоятельно определяют порядок регулирования таких спорных вопросов (например, форма правления, состав и структура государственных органов и т. п.).

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2025)
Автор(ы): Исмаилов Рашад Махир оглы
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ТОЛКОВАНИЯ В ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ (2024)

В настоящей статье автор рассматривает вопрос, связанный с особенностями толкования в мусульманской правовой семье. Автор отмечает, что в исламской правовой доктрине отсутствует термин, который был бы полностью идентичен понятию «толкование права». Наиболее близким по смыслу термином является «иджтихад», значение которого можно определить как деятельность мусульманского правоведа по разрешению религиозно -правовых вопросов при отсутствии однозначного ответа в главных источниках исламского права - Коране и Сунне Пророка Мухаммеда. При этом понятие иджтихада шире понятия толкования права, однако интерпретация полностью охватывается иджтихадом. Автор приходит к выводу, что основными характерными чертами толкования в мусульманском праве являются особый субъектный состав интерпретаторов, к которым предъявляется целый ряд требований (детальное знание положений Корана и Сунны Пророка Мухаммеда; высокий уровень владения арабским языком; знание теории отмены; знание и умение применять методы выведения правовых норм из первоисточников; знание вопросов, по которым у авторитетных мусульманских ученых имеется согласие), широкий перечь методов (кияс, истислах, истисхаб, аз-зарайи, истихсан и др.) и способов толкования (грамматический, логический, исторический, систематический), особая последовательность действий в процессе толкования, а также отношение к результату толкования как к вероятностному, а не абсолютному знанию.

Издание: ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: Том 18. № 3 (69) (2024)
Автор(ы): Исмаилов Рашад Махир оглы
Сохранить в закладках