В нынешнем веке актуализируются проблемы продовольственной безопасности, как в мире в целом, так и в отдельных регионах с развивающимися рынками, например, в арабских странах. Эти страны, сохраняющие высокую степень импортной зависимости от мировых рынков продовольствия, на которых наблюдается в последние годы высокий уровень волатильности, делают попытки найти решение этой проблемы как на региональном уровне, так и в рамках международного экономического сотрудничества. Целью этой статьи является анализ программ развития сельскохозяйственной отрасли и ее результатов, а также путей решения сохраняющихся проблем, среди которых особенно острой остается зависимость от западных технологий и капиталов. Предмет исследования - совместные усилия арабских стран, предпринимаемые ими в последние четверть века в направлении обеспечения продовольственной безопасности. На основе анализа Арабских стратегий устойчивого сельскохозяйственного развития и их практических результатов автор обосновывает точку зрения о необходимости активизации и большей степени конкретизации данных стратегий с учетом собственных промышленных и интеллектуальных возможностей и опыта региональных государств. В статье отмечается, что странам арабского региона удалось достичь определенных положительных результатов, таких как рост производительности в аграрном секторе на основе внедрения прогрессивных методов органического земледелия, эффективного использования ресурсов и переработки отходов, развития сельскохозяйственной инфраструктуры в регионе, включая строительство и модернизацию систем полива, дорог, хранилищ продукции и холодильников и др. В то же время автор утверждает, что остается нерешенным основной вопрос - обеспечение продовольственной безопасности.
В данной статье предпринята попытка проанализировать экономические отношения, развивающиеся между странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и стран Азии, особенно развитых и/или быстрорастущих, в области возобновляемой солнечной энергии. Актуальность темы исследования предопределяется, во-первых, важностью энергетической составляющей стран Азии - как Западной, так и Восточной, во-вторых, высокой степенью необходимости развития «зеленой» энергетики в мире и в Азии, в-третьих, ростом торгово-экономического сотрудничества государств Восточной, Южной и Западной Азии на основе определенной взаимодополняемости их экономик сегодня и в перспективе и, наконец, растущей значимостью поиска новых направлений хозяйственного взаимодействия двух макрорегионов в условиях роста глобальной нестабильности и перемещения центра хозяйственной активности и роста с Запада в Азию. Цель статьи - обозначить направления, возможности, проблемы и перспективы сотрудничества в сфере возобновляемой энергии между государствами ССАГПЗ и Восточной Азии, которое, по мнению автора, имеет высокий потенциал и является весьма перспективным. Но до сих пор характер и особенности экономических отношений стран Персидского залива и государств Азии в области неуглеводородной энергетики и декарбонизации в достаточной мере не исследован. Данная статья призвана восполнить этот пробел в знаниях. Самый важный вывод данной статьи заключается в том, что страны двух макрорегионов Азии, скорее всего, найдут взаимодополняющие отношения в области возобновляемой солнечной энергетики, хотя они будут фундаментально отличаться от отношений в области нефти. Методологическая основа данного исследования - дисциплинарный подход.
Актуальность темы данной статьи предопределяется дальнейшим ростом и углублением глобальных вызовов, с одной стороны, а с другой - формированием новых возможностей и инструментов для их преодоления под влиянием вновь возникающих факторов. Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование императивов структурного реформирования и формирования новой парадигмы экономического роста на национальном и мировом уровнях. Вклад автора заключается в обобщении и углублении теоретико-методологических положений теории экономического роста. Сегодня темпы роста мировой экономики сокращаются, их «рваная» динамика не дает возможности государствам обеспечивать условия для развития. Особую значимость эти проблемы приобретают в ситуации мирового финансового, структурно-экономического и геополитического кризисов, вызвавших необходимость интенсификации реформирования системы управления и модернизации национальных экономических систем и глобальной системы. На данном этапе развития мировая экономика находится в точке бифуркации, когда необходимо осуществить выбор стратегической модели ее структурной модернизации на основе качественно новых критериев и стратегических приоритетов этой модернизации в условиях глобализационных вызовов и формирования основ деглобализации. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время требуется сформировать обновленный научно-методический инструментарий моделирования влияния системы экономических факторов на функциональную активность в различных секторах национальной экономики на национальном и мировом уровнях на основе существующих теорий и их дальнейшего развития.
В статье рассматривается подход стран Северной Африки к развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), являющихся составной частью продвигаемой Западом повестки так называемой «зеленой энергетики». Показано, что существует ряд факторов, усиливающих необходимость развития ВИЭ в регионе, в том числе неустойчивое макроэкономическое положение, рост населения и урбанизация, климатические изменения, политика Евросоюза, направленная на географическую диверсификацию поставщиков энергии и переориентация западных стран на альтернативные источники энергии. Вместе с тем энергопереход несет в себе значительные риски, как для функционирования энергосистем, так и для экономики. Развитие «зеленой энергетики» требует крупных, зачастую недоступных африканским странам инвестиций, получения ими дорогостоящих технологий; при этом включение ВИЭ в энергосистемы делает последние менее стабильными из-за зависимости от погодных изменений. Кроме того, страны Северной Африки обладают собственными углеводородными ресурсами, отказ от использования которых просто нелогичен. По себестоимости «зеленая энергетика» дороже традиционной. В этой связи безусловное следование в фарватере западной энергетической политики и климатической повестки не может считаться оптимальным сценарием для стран региона. Исследование показало, что страны Северной Африки, объявив об излишне амбициозных целях по развитию ВИЭ, столкнулись с неспособностью выполнения планов. В этой связи задача развития «зеленой энергетики» не должна быть более значимой, чем задача поддержания функционирования энергетической отрасли в целом, и ВИЭ должны не замещать, а только дополнять традиционную энергетику.
В статье дан анализ развития внешней торговли в странах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) за период 2000–2022 гг. в товарном сегменте. Показана преобладающая и доминирующая роль Китая как на международном рынке, так и в торговле с государствами ШОС. Делается вывод о том, что, наряду с ростом взаимной торговли на пространстве ШОС, несбалансированность торговых потоков в перспективе может способствовать развитию негативных явлений, особенно в случае перехода в этой торговле на расчеты в национальных валютах. В статье показано, что страны ШОС, особенно Китай и Россия, активизировали и усилили свое присутствие в инновационной сфере и глобальном цифровом сегменте. Взаимодействие стран ШОС в инновационном и цифровом направлениях, по мнению автора, дает возможность в перспективе обеспечить цифровое лидерство ШОС в мировом экономическом пространстве и имплементировать цифровые решения и в других странах ШОС, которые сегодня менее активно разрабатывают и применяют цифровые инструменты. В Шанхайской организации сотрудничества на протяжении более чем 20 лет развиваются различные направления двустороннего и многостороннего сотрудничества партнеров. Одним из таких направлений является транспортная сфера. Значение этой сферы растет как в национальных экономиках, например, в КНР, так и во взаимодействии со странами. В статье охарактеризованы новые современные направления сотрудничества стран ШОС в транспортной сфере. Это усиливает интеграционные процессы в межгосударственном объединении в сфере экономики, транспорта и цифровизации.