Непрерывное образование не просто модный тренд, это данность, которая обеспечивает постоянное профессионально-личностное развитие. Цифровизация, технологизация, развитие искусственного интеллекта диктуют необходимость постоянного «прокачивания» цифровых навыков. Увеличение работоспособного возраста, а также современные условия неопределенности ставят задачи по развитию дополнительного профессионального и корпоративного образования.
Сегодня рынок образовательных услуг активно развивается. Однако это диктует необходимость актуализации системы обучения взрослых, поиска новых путей, способных обеспечить высокий уровень качества образования. Одним из таких направлений является развитие нейроандрагогики как новой прикладной области обучения взрослых. Целью данной статьи является изложение результатов изучения обозначенной проблемы. Проводится теоретико-методологический анализ, включающий генезис андрагогики как составной части темы и обзор современного этапа развития нейронаук. Раскрывается понятие «нейрообразование», акцентируется внимание на основных подходах нейробиологии и нейрофизиологии, необходимых для обучения взрослых, а также выделяются нейроандрагогические принципы обучения. Все это рассматривается с позиции работ зарубежных и отечественных ученых, а также доказательных практик.
Автором представлены результаты проведенного опроса слушателей дополнительного профессионального образования, обучающихся по программе «Практический психолог» в РЭУ им. Г. В. Плеханова. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости разработки спецкурса для преподавателей по нейроандрагогике для дополнительного профессионального и корпоративного образования. Нейроандрагогика только начинает свой путь развития, пока нет методологической базы в силу отсутствия научных исследований по данной проблеме. Но активное развитие нейронаук диктует необходимость их интегрирования в систему современного образования для взрослых.
Актуальность проблемы, обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются современные подходы к изучению и оказанию медицинской, социально-психологической и педагогической помощи названной категории детей. Обосновывается необходимость комплексного подхода к сопровождению семей, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. Акцентируется внимание на развитии родительских сообществ как одной из эффективных форм поддержки семей с детьми с особенностями развития. Представлен опыт передовых практик родительских сообществ в г. Москве, где вопросы инклюзивного образования, профессионального самоопределения детей с расстройствами аутистического спектра имеют положительные результаты.