Введение. В статье представлен анализ правовой и информационной политики государства при сохранении и укреплении общечеловеческих и традиционных духовно-нравственных ценностей, что является условием сохранения государственности и укрепления суверенитета страны, обеспечения их информационной безопасности. Сущность ценности состоит не только в ее социальной, материальной, нравственной или духовной значимости, но и в приоритетности для человека или общества. Ценности задают порядок функционирования правовой системы, а традиционные духовно-нравственные ценности — их разновидность. Общечеловеческие ценности, ни место, ни время возникновения которых как понятия неизвестно, сегодня рассматриваются как нравственный язык столетий развития мировой цивилизации. Общечеловеческими их делают универсальность, историческая устойчивость, постоянство, объективность, общепризнанность в мировом масштабе, и позитивная коннотация с признанием в формате общих нравственных принципов человечества. Но, к сожалению, в условиях глобализации все настойчивее общечеловеческим ценностям противопоставляются ценности светско-рациональные, потребления, нетрадиционного самовыражения. Тем не менее все общечеловеческие ценности, необходимые для мирного сосуществования людей, народов, формирования государственности, все же претерпевают изменения вместе с человеком, им в этих процессах требуется необходимая защита. Особое внимание фокусируется на задаче российского общества и государства по сохранению и укреплению не любых ценностей — но именно и только традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Они имеют ключевое значение для сбережения российского народа, сохранения единства страны, обеспечения национальных интересов, государственной и общественной безопасности. Духовность и нравственность в статье охарактеризованы более подробно, что повлияло на вывод о необходимости рассмотрения традиционных российских духовно-нравственных ценностей как правовой категории. При рассмотрении системы обеспечения информационной безопасности, авторы предлагают новое понятие: «деструктивное информационное воздействие» с характеристикой его значения в рамках темы исследования. Основными направлениями мероприятий, форм и методов защиты человеческих и традиционных российских духовно-нравственных ценностей в статье называются обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации. Для этого на практике применяются многочисленные группы методов: организационные, правовые и технологические, а также криптографические, технические, аппаратные, программные. Поскольку в государственной политике перечень угроз расширен и максимально конкретизирован, статья содержит меры противодействия им. Сделаны выводы о том, что в России, при создании управленческих, информационных, технологических, а также других систем защиты разного свойства своих национальных ценностей, надо быть «страной проектной сборки», страной новаторской. Ключевыми задачами в этом случае для государства-цивилизации будут: поиск и придумывание идей, превращение их в достижения; реформирование смыслового мира русской культуры; выработка новых духовно-нравственных ориентиров. В заключительной части статьи сформулированы предложения о совершенствовании нормативной правовой базы.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и частно-научные методы познания. В работе активно применялись методы системного, сравнительно-правового анализа, специальные философско-правовые исследовательские инструменты, привлечение результатов российских и зарубежных исследований по вопросам ценностей и ценностных ориентаций, формирования систем информационной безопасности.
Результаты исследования. По результатам проведенного анализа была выявлена исключительная значимость общечеловеческих и отечественных традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые остаются нравственными ориентирами, передаются от поколения к поколению, обеспечивая гражданское единство. Для их сохранения и укрепления, предотвращения основных угроз деструктивных идеологий требуется системная и вместе с тем комплексная работа, в которой особо выделяется активное совершенствование форм и методов управления информационным пространством в контексте продуманной перспективной информационной политики и на основе внедрения новых технологических решений, обновление законодательства, постепенное формирование принципиально иных, чем прежде, форм международного сотрудничества. Помимо рассмотрения национальных интересов с точки зрения геополитики, экономики, военной безопасности чрезвычайно важно их оценивать применительно к общественным устоям, цивилизационному единству, духовному состоянию российского общества, укреплению государственности. Анализ исследований дает основание полагать, что государство на постхристианском Западе претерпевает не лучшие времена, где социальные, семейные и экономические кризисы, деформация многих правовых ценностей отрицательно влияет на общество. Все это вместе взятое повлияло на желание ученых по-новому взглянуть на современную ситуацию в стране и в мире, предложить некоторые рекомендации относительно сохранения, информационной защиты общечеловеческих и отечественных духовно-нравственных ценностей. Оставаясь реалистами, авторы признают, что без юридического сопровождения по этой проблематике, без системных мероприятий в отношении активизации всех возможных форм информационной защиты ценностей, практика укрепления государственности останется только в сфере дискуссий.
Обсуждение и заключение. Обосновывается вывод о том, что обеспечение информационной безопасности известных и вновь возникающих ценностей для России – это забота многих последующих поколений. Основными ценностными ориентирами российской культуры остаются сильное суверенное государство, качество государственности и единый народ.
В настоящей публикации предлагается к обсуждению вопрос о соотношении государственного суверенитета и наднационального контроля. Демонстрируется трансформация концепта государственного суверенитета в XX в. - начале XXI в. под влиянием формирующихся наднациональных организаций и объединений. Наднациональность, будучи, с одной стороны, проявлением государственного суверенитета, влияет на государственный суверенитет, ограничивая, изменяя его. Авторы выделяют два основных подхода к определению термина « наднациональность » , которые условно можно назвать международно-правовым и социально-управленческим. В рамках первого подхода наднациональность рассматривается как верховенство над правовой системой государства, как форма международной интеграции. В рамках второго подхода наднациональность рассматривается через призму теории управления. Появление наднациональности ставит проблему усиления наднационального контроля, его влияния на государственный суверенитет и нарушения баланса между интересами сторон международных отношений. Авторы выделяют три формы наднационального контроля: 1) институциональный наднациональный контроль, 2) национальный наднациональный контроль, который осуществляется одним государством и предполагает верховенство одного государства над другим, 3) неинституциональный наднациональный контроль. Установление наднационального контроля приводит к появлению его агрессивных форм, направленных на устранение государственного суверенитета, к стиранию исторически сложившихся различий между нациями и государствами, насаждению чуждых культурных ценностей, политическому, экономическому и военному давлению на государства. Авторы приходят к выводу о необходимости противодействия агрессивным формам наднационального контроля, в том числе путем формирования информационной безопасности государства и гражданина.
Статья содержит аналитический обзор произведений по теории права известного правоведа С.С. Алексеева. Акцентируется внимание на ценности права и власти как специфических управленческих инструментов, используемых для достижения поставленных групповых, классовых, коллективных, личностных и государственных целей. В контексте наблюдений ученого над социальной ценностью права утверждается, что она проявляется многократно и приобретает особое звучание в условиях современности. 23–24 мая 2024 года в Уральском государственном юридическом университете имени В.Ф. Яковлева состоялась XVII сессия Европейско-Азиатского правового конгресса «Правовое сотрудничество и социальный прогресс. К 100-летию С.С. Алексеева». Два дня проходили Алексеевские чтения. Ведущие ученые России обсуждали значение огромного научно-педагогического наследия ученого, его неоспоримые заслуги в создании отечественной теории права. В центре внимания докладчиков были авторские идеи теории права относительно механизмов правового регулирования и правового воздействия, пределов правового регулирования, общих запретов и дозволений. Особый интерес проявлен к возможностям искусственного интеллекта при изменении правового ландшафта. В произведениях мыслителя отражены превращения власти, особенно государственной, не в лучшую сторону. Как известно, ценности направляют властные отношения, становясь признанными и кодифицированными правилами, на основе которых люди выстраивают свои отношения. В статье содержится современное понимание государственности – качественной характеристики общества, отражающей довольно устойчивую степень и формы его политико-правовой организации на определенном историческом этапе, а также системный подход исследователя и применение системного анализа при разработке основных положений механизма правового регулирования.