Цели в области устойчивого развития (ЦУР) ООН представляют собой систему ориентиров, охватывающую социальные, экологические и экономические аспекты развития в глобальном масштабе. Их эффективная реализация на уровне отдельных государств требует адаптации с учетом национальных стратегий и приоритетов развития. Исследований, затрагивающих вопросы приоритетности той или иной ЦУР для России с учетом текущих реалий, недостаточно. Данная статья посвящена оценке степени скоординированности обновленных весной 2024 г. Национальных целей развития (НЦР) России и Целей в области устойчивого развития ООН и разработке системы ключевых национальных индикаторов устойчивости. В качестве методов исследования были использованы сравнительный анализ, статистический анализ, метод классификации, основанный на ранжировании, экономико-правовой анализ. Результаты исследования показали, что хотя уровень взаимного соответствия НЦР и ЦУР растет, из 169 задач ЦУР с российскими НЦР соотносятся чуть больше половины. Такой итоговый процент обусловлен тем, что ряд задач ЦУР глобального характера либо не адаптированы к страновому уровню, либо не являются приоритетными для России. Детальный анализ свидетельствует о том, что в «ядре» взаимных пересечений ЦУР и НЦР экономический аспект развития скорее преобладает над экологическим и социальным. Среди конкретных «разрывов» между ЦУР и НЦР можно выделить недостаток внимания к проблеме энергетической эффективности и развития возобновляемой энергетики в России. Сформированный авторами статьи набор из 14 ключевых индикаторов устойчивости позволит в дальнейшем перейти к сценарному моделированию совместной реализации ЦУР и НЦР. Также предлагается дополнительный «сквозной» индикатор – энергоемкость валового внутреннего продукта, который отражает важные аспекты устойчивого развития и позволит внести вклад в достижение сразу нескольких НЦР.
Цель исследования — научное обоснование влияния угольной генерации на здоровье населения как фактора устойчивого развития региона на примере Забайкальского края. В работе систематизированы научные подходы к оценке социальноэкономических потерь здоровья населения от угольной генерации в сравнении с газификацией. Для проведения полной социально- экономической оценки проекта предложено использовать расширенный подход, учитывающий все факторы — экологические, экономические и социальные. Например, кроме оценки затрат на газификацию региона, в методологию анализа затрат и выгод (cost-benefi t analysis) можно включить оценку потенциальных экономических выгод, таких как повышение уровня жизни населения, увеличение занятости, улучшение инфраструктуры и др. Также в анализе затрат и выгод можно
учесть такие экологические последствия проекта, как уменьшение выбросов вредных
веществ и улучшение качества воздуха, что, в свою очередь, может привести к уменьшению расходов на медицинское обслуживание населения. В расчете выгод/издержек также применена оценка климатического воздействия различных типов генерации, с учетом сегодняшних тенденций развития трансграничного углеродного регулирования. По мнению авторов, комплексная социально- экономическая оценка значимых для региона и капиталоемких инвестиционных проектов оказывает непосредственное воздействие на принятие решений как со стороны инициатора проекта, так и со стороны органов государственной власти, обеспечивая лучший баланс интересов и учет мнений ключевых стейкхолдеров проекта. Результаты исследования позволят повысить обоснованность решений о направлении (распределении) бюджетных инвестиций и предоставлении мер государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам.